Оценка направлений повышения качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 18:08, курсовая работа

Краткое описание

Проблема повышения качества продукции является актуальной для любого предприятия, особенно на современном этапе, когда в повышении эффективности производства все большее значение играет фактор «качество продукции», обеспечивающий ее конкурентоспособность.
Эффект от повышения качества продукции имеет разнообразные формы выражения — прямая экономия материалов и энергии, получение большего количества продукции на единицу затрат труда, снижение себестоимости и рост прибыли, ускорение оборачиваемости оборотных средств, ускорение экономического и социального развития предприятия и др.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Теоретические основы по проблеме обеспечения качества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
Оценка качества продукции на СП ЗАО «МАЗ-МАН». . 20
2.1. Динамика показателей качества. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
2.2. Факторы, влияющие на изменение показателей качества . . . . . . . . .32
Направления повышения качества продукции на
СП ЗАО «МАЗ-МАН». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .36
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .47
Список используемых источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .52

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaa_rabota_ekonomika_predpriatia.doc

— 457.50 Кб (Скачать файл)

На этапах упаковки и хранения, транспортировки продукции должны быть разработаны соответствующие требования по сохранению качества, которые отражаются в нормативных документах или в условиях договора (контракта). Процедуры, обеспечивающие маркировку, упаковку, транспортировку, хранение, погрузочно-разгрузочные работы, должны быть направлены на создание условий для максимально возможного сохранения полученного качества продукции. Маркировка и этикетирование продукции должна быть четкой, соответствовать техническим требованиям, оставаться неизменной с момента изготовления продукции до ее поставки в пункт назначения.

Регламентирование способов и процедур упаковки продукции должно включать требования к условиям транспортировки, таре, методам затаривания, крепления  и раскрепления и др.

Регламентирование погрузочно-разгрузочных и транспортных операций должно включать соответствующие требования к контейнерам, конвейерам, транспортным средствам, погрузочным  механизмам, предупреждающие нанесение  ущерба качеству продукции.

На этапах реализации и обслуживания продукции должны быть разработаны требования по сохранению стабильного качества, инструктивные материалы по применению и техническому обслуживанию продукции. При реализации должны быть идентифицированы все виды продукции, разработаны, документированы и внедрены процедуры, предотвращающие отгрузку продукции с ухудшенными характеристиками.

Процедуры монтажа должны включать документированные предостережения, способствующие правильному выполнению монтажных работ. Они содержат положения, исключающие неправильный монтаж или действия факторов, отрицательно влияющих на качество продукции.

Процедуры обслуживания должны включать контроль за контрольно-измерительной аппаратурой и испытательным оборудованием, используемым на месте установки и эксплуатации реализуемой продукции; разработку документации по сборке и монтажу, пусконаладочным работам, эксплуатации, ведению каталогов запасных частей и обслуживанию техники в реальных условиях; систему раннего обнаружения случаев отказа или недостатков продукции, обеспечивающую оперативное проведение корректирующих воздействий.

Таким образом, обеспечение качества продукции — это совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, создающих необходимые  условия для выполнения каждого  этапа «петли качества», от определения потребностей до оценки их удовлетворения.

 

 

2. Оценка качества  продукции на СП ЗАО «МАЗ-МАН»

2.1. Динамика показателей качества

 

Технико-экономические показатели работы СП ЗАО «МАЗ-МАН» за 2005-2006 г.г. представлены в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1. Технико-экономические  показатели работы СП ЗАО «МАЗ-МАН» за 2005-2006 г.г.

Показатели

Ед. изм.

2005

2006

% к пред. периоду

Объем товарной продукции в действующих ценах

Тыс. р.

3649020

8523038

-

Объем товарной продукции в сопоставимых ценах

Тыс. р.

3649020

5833702

159,87

Себестоимость товарного выпуска в действующих  ценах

Тыс. р.

2317542

6313673

-

Себестоимость товарного выпуска в сопоставимых ценах

Тыс. р.

2317542

4321474

186,47

Прибыль от реализации

Тыс. р.

1331477,5

2209365,4

165,93

Рентабельность  продукции

%

57,45

34,99

60,91

Рентабельность  продаж

%

36,49

26,77

73,36

Среднесписочная численность

Чел.

110

111

100,91

Фонд оплаты труда в сопоставимых ценах

Тыс.р.

21497,3

24440,5

113,69

Стоимость ОПФ

Тыс. р.

8626836

12356129

143,23


 

Примечание. Источник: собственная  разработка.

 

Проведем сравнительный анализ качества продукции ЗАО «МАЗ-МАН» с  аналогичной продукцией РУП  «МАЗ».

Как известно, технический уровень  любой продукции зависит от совокупности показателей технического совершенства. Определяют его путем сопоставления значения показателя оцениваемого образца с базовым.

Для оценки технического уровня и качества продукции ЗАО «МАЗ-МАН» будем  использовать дифференцированный метод  или метод относительных показателей, основанный на сравнении единичных показателей качества оцениваемого и базового изделий. В качестве базового образца примем грузовой автомобиль МАЗ-54328. Расчеты будем вести по формуле 1:


,( 1,…, ), (1)

где   - относительный показатель качества

 - значение -ого показателя оцениваемого изделия

 - значение -ого показателя базового изделия 

- количество показателей

Для сравнения  будем использовать следующие основные единичные показатели технического уровня и качества продукции (таблица 2.2):

  • назначения (мощность двигателя, скорость, производительность, грузоподъемность, расходование топлива и т. д.);
  • эргономические (расположение и удобство сидений, органов управления, рациональность интерьера, уровень шума и т. д.);
  • эстетические;
  • стандартизация (отношение стандартизированных частей изделия к общему числу частей в изделии).

 

Таблица 2.2. Технический уровень  и качество автомобилей МАЗ-МАН-543268 и МАЗ-54328

Наименование  показателя

Ед. изм.

МАЗ-МАН-543268

МАЗ-54328

Относительный показатель

1

2

3

4

5

1. Показатели  назначения:

       

количество  перевозимых грузов

т

21

26

0,81

полная масса  автомобиля

кг

18600

16000

1,125

нагрузка на седло

кгс

11600

8800

1,32

масса снаряженного автомобиля

кг

7250

6700

1,08

мощность двигателя

кВт

(л. с.)

301 (410)

132 (180)

2,28 (2,28)

число передач

-

8

5

1,6

передаточное  число ведущего моста

-

3,97

7,14

0,57

максимальная  скорость

км/ч

90

80

1,13

контрольный расход топлива

л/100км при v=60км/ч

1850

667

2,77


Продолжение таблицы 2.2

1

2

3

4

5

максимальный  крутящий момент

Нм

27,6

25

1,10

3. Комплексный  эргономический показатель 

баллы

8

6

1,33

4. Обобщенный  эстетический показатель

баллы

9

7

1,29


 

Примечание. Источник: собственная  разработка на основании данных отдела сбыта и сервиса.

Таким образом, приведенные данные из таблицы 2.2 свидетельствуют о  достаточно высоком техническом  уровне и качестве выпускаемой ЗАО  «МАЗ-МАН» продукции. Как мы видим, практически по всем рассмотренным техническим характеристикам базовый образец МАЗ-54328 уступает по качеству оцениваемому МАЗ-МАН-543268.

Проведем анализ динамики экономических показателей качества продукции. К ним относятся: удельный вес продукции, отнесенной к соответствующим уровням качества (потенциальному, мировому, допустимому); удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высоко развитые страны; объем забракованной продукции, величина потерь от брака и др. Два последних показателя характеризуют отступления от норм по качеству изготовления продукции.

Проведем анализ продукции, поставляемой на экспорт. Структура продаж седельных  тягачей за 2005-2006 г.г. показана на рис.2.1.

Рис. 2.1. Диаграмма структурных изменений объема продаж

Примечание. Источник: собственная  разработка.

 

Как видно по рис. 2.1, происходит постепенное увеличение доли экспортной продукции (с 74,3% в 2005 г. до 77,9% в 2006 г.), что свидетельствует о повышении спроса на седельные тягачи за рубежом. Для более детального анализа проследим это изменение в разрезе отдельных стран-импортеров (таблица 2.3).

 

Таблица 2.3. Объемы и структура поставок продукции на экспорт

Страна-импортер

2005 г.

2006 г.

Отклонение

Объем поставок,

тыс. р.

Структура поставок, %

Объем поставок,

тыс. р.

Структура поставок, %

тыс. р.

%

Всего реализовано на экспорт

2711221,9

74,3

6639446,6

77,9

+3928224,7

+3,6

Из них:

           

по Российской Федерации

2503227,7

68,6

5889419,3

69,1

+3386191,6

+0,5

по Украине

124066,7

3,4

340921,5

4,0

+216854,8

+0,6

по Казахстану

83927,5

2,3

247168,1

2,9

+163240,6

+0,6

по Швейцарии

-

-

161937,7

1,9

+161937,7

+1,9


 

Примечание. Источник: собственная  разработка.

 

Данные таблицы 2.3 выявляют устойчивую тенденцию увеличения спроса на продукцию ЗАО «МАЗ-МАН» по всем странам-импортерам, однако эти изменения незначительны. Тем не менее, важно отметить, что среди потребителей в структуре экспорта, кроме стран ближнего зарубежья, появились государства, осуществляющие расчеты в свободно конвертируемой валюте. В целом, это явление можно оценить как положительный факт, поскольку оно свидетельствует о высоком уровне  качества и конкурентоспособности большегрузных автомобилей, производимых ЗАО «МАЗ-МАН», на внешнем рынке.

Анализ отступлений от норм по качеству изготовления будем осуществлять по статистическим данным о качестве продукции  «МАЗ-МАН» отдела технического контроля. Поскольку в большинстве случаев  дефекты автомобилей напрямую связаны  с качеством поставляемых предприятию комплектующих, узлов и деталей, то, соответственно, техническое совершенство самого автомобиля, прежде всего, зависит от качества работы поставщиков. В связи с этим необходимо постоянно отслеживать комплектующие изделия ненадлежащего качества с целью исключения возможности их попадания на сборочное производство и своевременно выявлять причины возникающих дефектов.

По данным таблицы 2.4 проведем анализ динамики изменения брака комплектующих  в разрезе основных поставщиков  за 2006 г. поквартально.

 

Таблица 2.4. Дефекты, выявленные ГВК, в  разрезе основных поставщиков

Поставщики

Всего за год

1 кв.

2 кв.

3 кв.

4 кв.

Кол-во брак. дет.

Уд. вес,%

Кол-во брак. дет.

Уд. вес,%

Кол-во брак. дет.

Уд. вес,%

Кол-во брак. дет.

Уд. вес,%

Кол-во брак. дет.

Уд. вес,%

МАЗ

1814

73,1

568

72,9

221

50,3

882

84,4

146

66,6

МАN

115

4,6

52

6,7

39

8,9

12

1,1

12

5,5

БААЗ

30

1,3

7

0,9

8

1,8

6

0,6

8

3,7

Прочие

521

21,0

152

19,5

171

40,0

145

13,9

53

24,2

Всего

2482

100,

779

100,0

439

100,0

1045

100,0

219

100,0

Информация о работе Оценка направлений повышения качества