Оценка рентабельности и пути ее повышения на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 23:25, дипломная работа

Краткое описание

Когда создается предприятие, его владельца волнует, прежде всего, доходность, то есть чтобы прибыль организации покрывала затраты. Чем больше прибыль, тем эффективней происходит развитие, и появляются возможности для расширения производственной деятельности предприятия. Обобщающим показателем экономической эффективности производства является показатель рентабельности. Рентабельность означает доходность, прибыльность предприятия. Она рассчитывается путем сопоставления валового дохода или прибыли с затратами или используемыми ресурсами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИТЯИЯ
1.1. Понятие рентабельности и ее роль в деятельности предприятия……………6
1.2. Виды рентабельности предприятия и методика их расчета………...............13
1.3. Методика оценки показателей рентабельности деятельности предприятия……………………………………………………………….……….22
2. ОЦЕНКА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАО «ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ»
2.1. Характеристика ЗАО «Челныводоканал»………………………..………….29
2.2. Анализ финансового состояния ЗАО «Челныводоканал»…………………41
2.3. Оценка показателей рентабельности ЗАО «Челныводоканал» и анализ уровня их динамики………………………………………………………………………...…52
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
3.1. Оценка резервов роста рентабельности предприятия…………………..…..59
3.2. Мероприятия по повышению рентабельности деятельности предприятия……………………………………………………………………...…65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….…78

Вложенные файлы: 1 файл

оценка рентабельтности дипл.doc

— 1.34 Мб (Скачать файл)

Акционеры вкладывают в  предприятие свои средства в целях получения прибыли от этих инвестиций, поэтому, с их точки зрения, наилучшей оценкой результатов хозяйственной деятельности является наличие прибыли на вложенный капитал:

 

     Рск  = П / Исс * 100 %                                                                           (1.2.7.),

 

где Рск – рентабельность собственного капитала;

П – прибыль в распоряжении предприятия (форма №2);

Исс – источники собственных средств (итог раздела IV пассива).

Этот показатель называют финансовой рентабельностью, поскольку он определяется эффективностью не только использования активов, но и управления капиталом (собственным и заемным) [38, C. 406].

 

Рп = П / Вр * 100 %                                                                (1.2.8.),

 

где Рп – рентабельность реализованной продукции;

П – прибыль в распоряжении предприятия (форма №2);

Вр – выручка от реализации.

Этот коэффициент показывает, какую  прибыль имеет предприятие с  каждого рубля реализованной  продукции. Он может быть ориентиром в оценке конкурентоспособности продукции, так как снижение рентабельности реализованной продукции может означать и падение спроса на нее.

Существующая взаимосвязь  между показателями рентабельности активов (имущества), оборачиваемостью активов и рентабельностью реализованной продукции может быть предоставлена в следующем виде:

Ра = Ао* Рп                                                                                              (1.2.9.),

 

где Ра – рентабельность активов;

Ао – оборачиваемость активов;

Рп – рентабельность реализованной продукции.

Действительно,

П/А = Вр/А * П/Вр                                                                               (1.2.1.1.),

 

где П – прибыль в распоряжении предприятия;

А – средняя величина активов;

Вр – выручка от реализации.

Так как активы предприятия  отражают вложения предприятия в  основные и оборотные фонды, то для  анализа деятельности предприятия  необходимо оценить какую прибыль  приносят эти вложения. Для этого  балансовую прибыль отчетного периода  соотносят со средней стоимостью основных и оборотных фондов предприятия, в литературе этот показатель называют обычно коэффициентом общей рентабельности производственных фондов. Этот показатель можно оценивать и по чистой прибыли, остающейся в распоряжение предприятия [8, C.113].

(1.2.1.2.)

   * 100 %,

где Fос  – среднегодовая стоимость основных средств;

      Fоб – среднегодовые остатки материальных оборотных средств;

      Q – объем реализованной продукции;

      R3 – рентабельность реализованной продукции;

     –  коэффициент фондоемкости;

       – коэффициент закрепления оборотных средств;

    – зарплатоемкость продукции;  

    – материалоемкость продукции;

     – амортизациоемкость продукции;

      S – затраты на производство продукции.

Из формулы (1.2.1.2.) видно, что на общую рентабельность фондов влияют фондоотдача, коэффициент оборачиваемости материальных оборотных средств и рентабельность реализованной продукции. Рентабельность фондов тем выше, чем выше рентабельность продукции, чем выше фондоотдача основных фондов и скорость оборота основных средств. Числовая оценка влияния отдельных факторов на уровень рентабельности определяется методом цепных подстановок [8, C.114].

В зависимости от конкретных целей анализа показатели балансовой и чистой прибыли можно соотносить или только с  основными, или только с оборотными фондами, или  отдельно с каждой статьей входящей в состав оборотных фондов.

Расчет коэффициента общей рентабельности и факторов, влияющих на него: фондоемкость, оборачиваемость оборотных средств и других факторов (формула) позволит предприятию выявить факторы, которые необходимо изменить, чтобы снизить себестоимость продукции и тем самым повысить её рентабельность.

Что бы выявить избыточное увеличение на предприятие мобильных (оборотных) средств, что может быль следствием образования излишних запасов  товарно-материальных ценностей, затоваренности готовой продукцией в результате снижения спроса, чрезмерного роста дебиторской задолженности или денежных средств, целесообразно рассчитать рентабельность основных и внеоборотных средств, которая показывает долю прибыли, приходящуюся на рубль внеоборотных  активов и рассчитывается по формуле

 

Рвна = П / ВНА * 100%                                                                         (1.2.1.3.),

 

где П – прибыль (балансовая или чистая);

ВНА   – величина внеоборотных активов;

Рост рентабельности внеоборотных активов при снижение рентабельности активов будет свидетельствовать о данной тенденции. Однако при расчете этого показателя необходимо помнить, что числитель и знаменатель данной формулы, выражены в денежных единицах разной покупательной способности, т.е. прибыль отражает сложившийся уровень цен за истекший год, основные фонды формируются в течение нескольких лет и их стоимость может быть занижена (завышена) по сравнению с действующими на рынке ценами [38, C.407].

Рентабельность  внеоборотных активов показывает эффективность их использования предприятием в отчетном периоде. Динамика этого показателя оценивается путем сопоставления с динамикой рентабельности всех активов и рентабельности оборотных активов.

Сравнительная оценка увеличения или уменьшения доли внеоборотных активов во всех активах должна производиться на основе анализа достаточности или избыточности внеоборотных активов для решения производственных или финансовых задач предприятия. Увеличение доли внеоборотных активов во всех активах может быть связано с существенным совершенствованием и даже радикальным изменением производственных технологий, осуществлением финансовых вложений в дочерние структуры предприятия или приобретением значимых нематериальных активов в связи с инновационным характером стратегии предприятия. С другой стороны, увеличение доли внеоборотных активов во всех активах может отражать приобретение излишних с точки зрения производственных задач основных средств.

Снижение  доли внеоборотных активов во всех активах и соответствующее возрастание доли оборотных активов может быть связано с расширением объемов деятельности, осуществляемым путем более полной загрузки имеющихся производственных мощностей. Но, с другой стороны, указанное снижение доли внеоборотных активов может отражать формирование излишних (неиспользуемых) запасов, затоваривание складов готовой продукцией, не имеющей высокого спроса [38, C.409].

В зависимости  от того, какими причинами в ходе анализа будет объяснено изменение доли внеоборотных активов во всех активах, следует формировать положительную или отрицательную оценку сравнительной динамики рентабельности всех активов и рентабельности внеоборотных активов.

Рентабельность собственного капитала характеризует эффективность использования вложенных в организацию собственных средств (1.1.2.7.).

Использование формулы DUPONT, позволяет установить взаимосвязь между рентабельностью собственного капитала и тремя основными финансовыми показателями: прибыльностью продаж, оборачиваемостью всех активов и коэффициентом капитализации.

 

Рск = (Пп / Вр) * (Вр / А) * (А / СК)                                                      (1.2.1.4.),

 

где Рск – рентабельность собственного капитала;

Пп – прибыль от продаж;

Вр – выручка от реализации;

А – всего активов;

СК – собственный  капитал.

Оценка влияния перечисленных  показателей на рентабельность собственного капитала проводится с помощью метода цепных постановок.

Иначе говоря, прибыль  предприятия, полученная с каждого рубля средств, вложенных в активы, зависит от скорости оборачиваемости средств и доли чистой прибыли в выручке от объема реализации и средней величины активов. Замедление оборачиваемости может быть вызвано как объективными причинами (инфляция, разрыв хозяйственных связей), так и субъективными (неумелое управление запасами товарно – материальных ценностей и состояние расчетов с покупателями, а так же отсутствие их надлежащего учета.

В настоящее время  определение финансовых показателей (коэффициентов) получило распространение в нашей стране. Осуществляя подобный анализ, следует учитывать, что финансовые показатели (коэффициенты) не имеют универсального значения. Используя финансовые показатели в финансовом управлении, необходимо понимать ограничения на их использование и относиться к ним как к инструменту анализа.

 

  1. 3. Методика оценки показателей рентабельности деятельности предприятия

Кроме существующих методик расчета различных показателей рентабельности существует так же методика оценки показателей рентабельности деятельности предприятия, например методом цепных подстановок для выявления уровня значимости составляющих частей формул рентабельности. Действующая методика анализа рентабельности традиционным методом также не учитывает взаимосвязь  «затраты – объем - прибыль». По данной методике уровень рентабельности не зависит от объема продаж, так как с изменением последнего происходит равномерное увеличение прибыли и суммы затрат [22, C.26]. В действительности, как мы уже убедились, и прибыль и издержки предприятия  не изменяется пропорционально объему реализации продукции, поскольку часть расходов является постоянной.

При проведении факторного анализа  рентабельности затрат одного вида продукции используется следующая факторная модель [28, C.254]:

 

Rзi = Пп I=Ki * (Цi – Изедi )– НЗi                                                                                            (1.3.1.).

            Зi         Ki * ИЗедi + НЗi

 

Расчет влияния факторов производится с помощью приема цепной подстановки:

           RЗi баз=ПпIбаз = Kiбаз * (Цiбаз – Изедiбаз )– НЗiбаз *100%                         (1.3.2.),

                         Зiбаз            Kiбаз  * ИЗедi баз + НЗiбаз

 

          RЗi усл1=ПпIусл1 = K * (Цiбаз – Изедiбаз )– НЗiбаз *100%                         (1.3.3.),

                            Зiусл1              Kiф   * ИЗедi баз + НЗiбаз   

 

          RЗi усл2=ПпIусл1 = K * (Цiбаз – Изедiбаз )– НЗiбаз *100%                          (1.3.4.),

                          Зiусл2              Kiф   * ИЗедi баз + НЗiбаз   

 

          RЗi усл3=ПпIусл3 = K * (Цiбаз – Изедiбаз )– НЗiбаз *100%                         (1.3.5.),

                           Зiусл3              Kiф   * ИЗедi баз + НЗiбаз   

 

          RЗi ф=Пп= K * (Ц – Изедф )– НЗ *100%                                      (1.3.6.).

                     З             Kiф   * ИЗедi ф + НЗ  

 

Общее изменение уровня рентабельности одного вида продукции составит:  Δ RЗi =RЗ – RЗiбаз ,                                                                                                                  (1.3.7.).

В том числе  за счет изменения:

1) объема реализованной продукции       Δ RЗ =RЗiусл1 – RЗiбаз ,           (1.3.8.),

2) цены реализации                                   Δ RЗiцен =RЗiусл2 – RЗiусл1 ,   (1.3.9.),

3) удельных переменных затрат             Δ RЗiиз =RЗiусл3 – RЗiусл2      (1.3.1.1.),

4) суммы постоянных затрат                  Δ RЗiнз =RЗ – RЗiусл3      (1.3.1.2.).

 

Для анализа  рентабельности издержек в целом по предприятию используется следующая факторная модель [28, C.257]:

           RЗ = Пп =Σ [K *Удi * (Цi – Изедi )– НЗi  *100%                                (1.3.1.3.),

                      З        Σ [K *Удi * ИЗедi  ]+ НЗi

 

Расчет  влияния факторов на изменение  уровня рентабельности продукции способом цепной подстановки :

 

 RЗбаз = Ппбаз =Σ [Kбаз *Удiбаз * (Цiбаз – Изедiбаз )]– НЗбаз *100%        (1.3.1.4.),

                        Збаз        Σ [Kбаз  *Удiбаз * ИЗедiбаз  ]+ НЗбаз

 

 RЗусл1 = Ппусл1 =Σ [Kф *Удiбаз * (Цiбаз – Изедiбаз )]– НЗбаз *100%       (1.3.1.5.),

                Зусл1        Σ [Kф  *Удiбаз * ИЗедiбаз  ]+ НЗбаз

 

 RЗусл2 = Ппусл2 =Σ [Kф *Удiбаз * (Цiбаз – Изедiбаз )]– НЗбаз *100%       (1.3.1.6.),

                Зусл2        Σ [Kф  *Удiбаз * ИЗедiбаз  ]+ НЗбаз

 

         RЗусл3 = Ппусл3 =Σ [Kф *Удiбаз * (Цiбаз – Изедiбаз )]– НЗбаз *100%      (1.3.1.7.),

Информация о работе Оценка рентабельности и пути ее повышения на предприятии