Оценка рентабельности и пути ее повышения на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 23:25, дипломная работа

Краткое описание

Когда создается предприятие, его владельца волнует, прежде всего, доходность, то есть чтобы прибыль организации покрывала затраты. Чем больше прибыль, тем эффективней происходит развитие, и появляются возможности для расширения производственной деятельности предприятия. Обобщающим показателем экономической эффективности производства является показатель рентабельности. Рентабельность означает доходность, прибыльность предприятия. Она рассчитывается путем сопоставления валового дохода или прибыли с затратами или используемыми ресурсами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИТЯИЯ
1.1. Понятие рентабельности и ее роль в деятельности предприятия……………6
1.2. Виды рентабельности предприятия и методика их расчета………...............13
1.3. Методика оценки показателей рентабельности деятельности предприятия……………………………………………………………….……….22
2. ОЦЕНКА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАО «ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ»
2.1. Характеристика ЗАО «Челныводоканал»………………………..………….29
2.2. Анализ финансового состояния ЗАО «Челныводоканал»…………………41
2.3. Оценка показателей рентабельности ЗАО «Челныводоканал» и анализ уровня их динамики………………………………………………………………………...…52
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
3.1. Оценка резервов роста рентабельности предприятия…………………..…..59
3.2. Мероприятия по повышению рентабельности деятельности предприятия……………………………………………………………………...…65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….…78

Вложенные файлы: 1 файл

оценка рентабельтности дипл.doc

— 1.34 Мб (Скачать файл)

Экономическая служба владеет наиболее полной информацией о вкладе конкретных людей в результат работы предприятия, но не делает оценки работы других служб, конкретных специалистов. Анализ причинно-следственных связей убыточной работы не имеет логического завершения: выявляются причины,  лежащие на поверхности, не связываемые в  процессе экономического анализа с системой управления и конкретными людьми.

Персонал подразделений и служб  не заинтересован в поиске резервов снижения себестоимости, как подразделения  не наделены в достаточной мере хозяйственной  самостоятельностью. Отношение к  ресурсам потребительское, так как речь идет не о выживании предприятия, а о сохранении рабочего места, что зависит от субъективного мнения вышестоящего начальства и личных связей.

Выводы. На предприятии мало руководителей с экономическим, рыночным мышлением. Экономическая служба не видит способов и средств развития этого мышления. В сегодняшней ситуации решения по управлению предприятием, принятые без экономического обоснования, могут привести к неблагоприятным последствиям.

Ослабление контроля за использованием ресурсов и отсутствие экономических мер воздействия формирует иждивенческую позицию персонала и руководителей подразделений и служб.

Не проводится анализ себестоимости, ценовой политики водоканала в других регионах и за рубежом, что может  обеспечить выявление больших резервов эффективности.

Нет представления об экономической модели, идеальной для водоканала, отсюда - невозможность выбора верного направления развития.

Ранжирования потерь прибыли по их величине не производится. Экономисты не видят основных потерь и их причины.

Оперативный и внеплановый анализ наиболее неэффективно используемых ресурсов не производится. Экономисты осознают, что в производстве – только до 30% всех потерь, а остальные – в снабжении и сбыте, но, тем не менее, сосредоточивают внимание именно на производстве. В снабжении и сбыте предприятие теряет до 35% от сумм реализации.

Текущий и последующий анализ преобладает  над предварительным. Выявляются отклонения максимум месячной давности, когда  принимать меры бессмысленно.

Экономическая служба утрачивает контрольные  функции, самые важные в сегодняшней  ситуации. Недостаточная целенаправленность аналитических исследований затрудняет расстановку приоритетов в поисках путей повышения эффективности. Это результат отсутствия стратегии и антикризисных программ.

 

 

 

 

 

 

 

2. 2. Анализ финансового состояния ЗАО «Челныводоканал»

Хозяйственную деятельность анализируемого предприятия характеризуют финансово –  экономические показатели, приведенные в таблице 2.2.1.

Таблица 2.2.1.

Динамика основных финансовых результатов деятельности ЗАО «Челныводоканал», тысяч рублей

п/п

Показатели

Ед.  изм.

2006

2007

2008

Отклонение

абс. знач., 2006 – 2008

%

1

Уставной капитал

Тыс.руб.

486620

486620

486620

0

0

2

Выручка от реализации продукции, услуг или объем товарооборота

Тыс.руб.

658810

812524

1067433

408623

62,02

3

Среднесписочная численность  персонала

Чел.

1589

1727

1727

138

8,68

4

Производительность труда

Тыс.руб

414,61

470,76

618,1

203,49

49,08

5

Себестоимость продукции, услуг

Тыс.руб.

652272

736385

935339

283067

43,39

6

Балансовая прибыль

Тыс.руб.

17167

857

9757

-7410

-43,16

7

Рентабельность продаж

%

2,61

0,11

0,91

-1,7

-65,1

8

Среднегодовая стоимость  основных фондов

Тыс.руб.

478892,5

492053

722214

243321,5

50,81

9

Фондоотдача

Руб./руб.

1,38

1,65

1,48

0,1

7,25

10

Фондовооруженность труда

Тыс.руб

301,38

285,08

418,19

116,81

38,75

11

Фондоемкость

Руб./руб

0,73

0,61

0,68

-0,05

-0,07




 

В целом предприятие  развивается не равномерно. Наблюдается  в динамике постоянный рост финансовых результатов деятельности компании. Так, выручка за период выросла на 408623 тысячи рублей или на 62,02%, себестоимость продукции и услуг на 283067 тысяч рублей или на 43,39%, однако чистая прибыль в отчетном периоде уменьшилась на 43,16%.

Для большей наглядности  представим это изменение на рисунке 2.2.1.

Рисунок 2.2.1. Динамика основных финансовых результатов деятельности ЗАО «Челныводоканал».

На рисунке 2.2.1. видно, что выручка от реализации за анализируемые года заметно увеличилась на 62,02%, а величина чистой прибыли заметно сократилась по сравнению с предшествующими периодами и составила 9757 тысяч рублей.

Так же рассмотрим изменение на рисунке 2.2.2. в динамике рентабельность продаж за анализируемые три года.

Рисунок 2.2.2. Рентабельность продаж.

По рисунку 2.2.2. видно, что рентабельность продаж в 2007 году резко уменьшилась на 2,5%, в отчетном периоде наблюдается незначительное увеличение рентабельности на 0,8%. В отчетном периоде по сравнению с 2006 годом рентабельность сократилась на 1,7%.

Финансовое состояние  предприятия и его устойчивость в значительной степени зависят от того, каким имуществом располагает предприятие, в какие активы вложен капитал, и какой доход они приносят. В процессе анализа активов предприятия в первую очередь изучаются изменения в их составе и структуре. Необходимо также отметить следующий момент, в процессе анализа имущественного положения предприятия используются усредненные данные бухгалтерского баланса.

На основании баланса ЗАО «Челныводоканал» выполним аналитическую группировку и проведем анализ статей актива и пассива баланса, результаты расчетов представим в табличной форме (таблица 2.2.2 и таблица 2.2.3.)

Таблица 2.2.2.

Анализ динамики и  структуры имущества ЗАО «Челныводоканал»

 

Актив

2006

2007

2008

Изменение с 2006 – 2008 года

Сумма,

тыс. руб.

Доля, %

Сумма,

тыс. руб.

Доля, %

Сумма,

тыс. руб.

Доля, %

Суммы,

тыс. руб.

Доли,

%

1

2

3

4

5

6

7

8

9

I Внеоборотные активы

               

Основные средства

476780

95,27

507326

85,05

704924

87,27

228144

-8,03

Прочие внеоборотные активы

23688

4,73

89182

14,95

102826

12,73

79138

8,03

Итого внеоборотных активов

500468

67,17

596508

71,36

807750

75,16

307282

7,99

II Оборотные активы

               

Запасы

65836

26,91

47067

19,66

53907

20,19

-11929

-6,72

Налог на добавленную  стоимость по приобретённым ценностям

9928

4,06

22427

9,37

23882

8,95

13954

4,89


 

 

Продолжение таблицы 2.2.2.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются  в течение 12 месяцев после отчетной даты

158137

64,65

164234

68,6

154449

57,87

-3688

-6,78

Краткосрочные финансовые вложения

7400

3,03

2177

0,91

15053

5,64

7653

2,61

Денежные средства

3281

1,34

3471

1,45

7488

2,81

4207

1,47

Прочие оборотные активы

28

0,01

-

-

113

0,04

85

0,03

Итого оборотных активов

244609

32,83

239376

28,64

266900

24,84

22291

-7,99

Баланс

745077

100

835884

100

1074650

100

329573

0


 

На основе проведенного анализа в таблице 2.2.2 можно сделать следующие выводы:

1. Наибольший удельный  вес в структуре активов ЗАО  «Челныводоканал» занимают внеоборотные  активы. За исследуемый период  они возросли на 307282 тысячи рублей  и в структуре они увеличились на 7,99%. Деятельность хозяйствующего субъекта ориентированна на создание материальных условий расширения основной деятельности, так как большая часть внеоборотных активов сконцентрирована в основных средствах. Их доля составляет (95,27%; 85,05%; 87,27%). Высокая доля основных средств обуславливает высокий уровень постоянных затрат (амортизация, налог на имущество, налог на землю, расходы по содержанию и эксплуатации и т.д.), что делает финансовые результаты предприятия высокочувствительными к колебаниям выручки, то есть к объемам и тарифам.

2. Оборотные активы  за отчетный период увеличились  на 22291 тысяч рублей, а в структуре  наблюдается уменьшение оборотных  активов на 7,99%.

3. Основной удельный вес в структуре оборотных активов занимает дебиторская задолженность (2008 год – 57,87%), за исследуемый период она уменьшилась на 3688 тысяч рублей, в структуре произошло снижение на 6,78%.

4. Так же значительную часть в структуре оборотных активов предприятия занимают запасы 20,19%. В 2008 году запасы сократились на 11929 тысяч рублей или на 6,72%.

Далее проведем анализ статей пассива баланса.

Таблица 2.2.3.

Анализ динамики и  структуры имущества ЗАО «Челныводоканал»

 

Пассив 

2006

2007

2008

Изменение с 2006 – 2008 года

Сумма,

тыс. руб.

Доля, %

Сумма,

тыс. руб.

Доля, %

Сумма,

тыс. руб.

Доля, %

Суммы,

тыс. руб.

Доли,

%

1

2

3

4

5

6

7

8

9

III. Капитал и резервы

               

Уставный капитал 

486620

81,49

486620

81,64

486620

62,21

0

-19,28

Добавочный капитал 

122852

20,57

122815

20,61

370687

47,39

247835

26,82

Итого собственного капитала

597149

80,15

596006

71,3

782219

72,79

185070

-7,36

IV. Долгосрочные займы и кредиты

               

Займы и кредиты 

44799

85,13

40422

26,36

36892

18,66

-7907

-66,47

Прочие долгосрочные обязательства

7828

14,87

112923

73,64

160838

81,34

153010

66,47

Итого долгосрочные займы  и кредиты

52627

7,06

153345

18,35

197730

18,4

145103

11,34

V. Краткосрочные займы и кредиты

               

Кредиторская задолженность 

93904

98,5

83227

96,18

92182

97,34

-1722

-1,16

Прочие краткосрочные  обязательства

1397

1,5

3306

3,82

2519

2,66

1122

1,16

Итого краткосрочных  обязательств

95301

12,79

835884

10,35

94701

8,81

-600

-3,98

Баланс

745077

100

835884

100

1074650

100

329573

0

Информация о работе Оценка рентабельности и пути ее повышения на предприятии