Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 01:06, дипломная работа
Актуальность исследования обусловлена тем, что рыночная экономика связана с необходимостью повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе систематического анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Анализ финансово-хозяйственной деятельности дает возможность вырабатывать необходимую стратегию и тактику развития предприятия, на основе которых формируется производственная программа, выявляются резервы повышения эффективности производства.
Цель анализа состоит не только в том, чтобы установить и оценить эффективность финансово-хозяйственной деятельности предприятия, но и в том, чтобы постоянно проводить работу, направленную на ее улучшение.
Введение
1. Теоретические и методологические основы оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия
1.1 Экономическая сущность и значение оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия
1.2 Информационное обеспечение анализа эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия
1.3 Методы оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия
2. Комплексная оценка эффективности финансово-хозяйственной деятельности ОАО "ТАИФ-НК"
2.1 Общая характеристика финансово-хозяйственной деятельности ОАО "ТАИФ-НК"
2.2 Анализ динамики и структуры прибыли
2.3 Анализ рентабельности и платежеспособности ОАО "ТАИФ-НК"
2.4 Оценка деловой активности ОАО "ТАИФ-НК"
3. Основные направления повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности ОАО "ТАИФ-НК"
3.1 Особенности зарубежного опыта оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятий и его использование в России
3.2 Разработка мероприятий повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности ОАО "ТАИФ-НК"
Заключение
Список использованных источников и литературы
Данные таблицы 2.7 показывают из года в год увеличение коэффициентов ликвидности ОАО "ТАИФ-НК". За 2007 год коэффициент абсолютной ликвидности увеличился на 0,13 пункта. Он показывает, что к концу 2007 года ОАО "ТАИФ-НК" 17 % краткосрочных обязательств могло погасить за счет использования денежных средств и ценных бумаг. Если сравнить значение показателя с рекомендуемым уровнем (0,2-0,3), можно отметить, что предприятие имеет достаточно наличных денежных средств для покрытия текущих обязательств. Это обстоятельство может вызвать доверие к данному предприятию со стороны поставщиков материально-технических ресурсов. Коэффициент быстрой ликвидности показывает, что на конец 2006 года краткосрочные долговые обязательства на 54% покрывались денежными средствами, ценными бумагами и средствами в расчетах. К концу 2008 года значение коэффициента увеличилось на 1,78 пункта. Это показывает, что текущие обязательства могут быть погашены наиболее ликвидными активами и активами быстрой реализации на 232%. Коэффициент общей ликвидности за 2006-2008 гг. увеличился по сравнению с 2006 годом на 2,14 пункта до 3,05 пункта к концу года. Предприятие покрывает краткосрочные долговые обязательства ликвидными активами. Это обстоятельство свидетельствует о низком финансовом риске, связанном с тем, что предприятие не в состоянии оплатить свои счета. Таким образом, предприятие ОАО "ТАИФ-НК" можно охарактеризовать как рентабельное и платежеспособное. За период с 2006 по 2008 годы ОАО "ТАИФ-НК" имеет тенденцию к повышению уровня рентабельности и платежеспособности.
2.4 Оценка деловой активности ОАО "ТАИФ-НК"
Оценка и анализ результативности
финансово-хозяйственной
Деловую активность предприятия можно представить как систему количественных и качественных критериев. Качественные критерии – это широта рынков сбыта (внутренних и внешних), репутация предприятия, конкурентоспособность, наличие стабильных поставщиков и потребителей. Количественные критерии определяются рядом показателей, среди которых наиболее распространенными являются:
- показатели оборачиваемости средств;
- показатели рентабельности деятельности предприятия.
Рассчитаем показатели оборачиваемости. К ним относятся:
- коэффициент общей оборачиваемости активов за расчетный период;
- коэффициент оборачиваемости собственного капитала.
"Отчет о прибылях и убытках" представлен в приложение Б. Оборачиваемость всех используемых активов в 2008 году составила 2,51 пункта. Каждый рубль активов предприятия оборачивался около двух с половиной раз в отчетном году. В 2007 году – около 1,75 раз, в 2006 году – 2,43 раза. Наблюдается тенденция к увеличению оборачиваемости активов (с 1,75 до 2,51), обусловленная существенным ростом объема реализации продукции (с 55 465,217 до 64 620,590 млн. рублей). Коэффициент оборачиваемости запасов ОАО "ТАИФ-НК" в 2007 году уменьшился по сравнению с 2006 годом на 1,2, а в 2008 году был равен 4,6. Оборачиваемость запасов в 2008 году выросла по сравнению с 2007 годом на 1,12 пункта. Расчет показателей деловой активности исследуемого предприятия приведем в таблице 2.8.
Таблица 2.8 - Показатели деловой активности ОАО "ТАИФ-НК" за 2006-2008 гг.
Показатели |
Расчетная формула |
2006 |
2007 |
2008 |
Коэффициент общей оборачиваемости капитала |
Выручка от реализации продукции ср. итог баланса |
2,43 |
1,76 |
2,58 |
Коэффициент оборачиваемости мобильных средств |
Выручка от реализации продукции ср. итог актива 2 |
4,7 |
3,48 |
5,9 |
Коэффициент оборачиваемости материальных оборотных средств |
Выручка от реализации продукции ср. запасы (стр.210+220) |
11,6 |
10,9 |
24,6 |
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности |
Выручка от реализации продукции ср. остаток дебиторской задолженности |
8,54 |
7,32 |
15,6 |
Срок оборота дебиторской задолженности (дней) |
365*ср. остаток дебиторской задолженности Выручка от реализации продукции |
43 |
50 |
23,4 |
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности |
Выручка от реализации продукции ср. остаток кредиторской задолженности |
6,5 |
3,5 |
18,1 |
Срок оборота кредиторской задолженности (дней) |
365*ср. остаток кредиторской задолженности Выручка от реализации продукции |
56,6 |
105,3 |
20,2 |
Коэффициент оборачиваемости собственных средств |
Выручка от реализации продукции ср. итог пассива 3 |
38,51 |
11,9 |
5,4 |
В целом можно отметить рост оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности в 2008 году по сравнению с 2007 годом. Достаточно высокое значение данного коэффициента подтверждает благоприятную характеристику финансового состояния, сделанную на основе показателей, рассчитанных в предыдущем разделе. На рисунке 2.7 представлена динамика оборачиваемости кредиторской и дебиторской задолженности.
Рисунок 2.7 - Динамика оборачиваемости кредиторской и дебиторской задолженности ОАО "ТАИФ-НК" за 2006-2008 гг., дни
Оборачиваемость дебиторской задолженности в 2008 году составила 8,23 раза, а время ее обращения – 48 дней. Оборачиваемость оборотного капитала составила 11,4, т.е. каждый вид оборотных активов потреблялся и вновь возобновлялся почти 11 раз в году. В следствии проведённого анализа, хочется отметить, сумма внеоборотных активов в 2007 году по сравнению с 2006 годом увеличилась на 7 207 856 тыс. рублей, а в 2008 году по сравнению с 2007 годом сумма основного капитала размещенного в форме внеоборотных активов увеличилась 1 227 153 тыс. рублей и составила 19 482 402 тыс. рублей. В 2007 году наблюдается увеличение суммы долгосрочных обязательств по сравнению с 2006 годом на 864 048 тыс. рублей, а в 2008 году сумма долгосрочных обязательств по сравнению с 2007 годом увеличилась на 3 757 985 тыс. рублей (40,5%) и составила 13 047 728 тыс. рублей. Необходимо также отметить значительное уменьшение суммы краткосрочных обязательств в 2008 году по сравнению с 2007 годом на 77,6% или на 17 151 692 тыс. рублей. В 2007 году наблюдался рост коэффициента рентабельности активов на 4% и спад коэффициента рентабельности собственного капитала до 84%, в 2008 году коэффициент рентабельности активов увеличивается на 2 %, а коэффициент собственного капитала также сохраняет динамику к спаду. Результаты анализа финансового состояния, изложенного во второй главе работы, позволяют предложить некоторые рекомендации по его улучшению, которые будут представлены в следующей главе дипломной работы.
3. Основные направления
повышения эффективности
3.1 Особенности зарубежного опыта оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятий и его использование в России
Важным направлением исследования оценки и анализа финансовых результатов является изучение зарубежного опыта и попытка адаптации элементов зарубежных методик на отечественных предприятиях.
При разработке концепции
оценки эффективности финансово-
Можно выделить некоторые
характерные особенности оценки
эффективности финансово-
- в американских компаниях главное - это объединение стратегий всех подразделений и распределение ресурсов;
- в английских компаниях - ориентация на распределение ресурсов;
- в японских компаниях - ориентация на внедрение новшеств и повышение качества решений [18, с.49].
На зарубежных фирмах перспективное планирование ведется снизу вверх или сверху вниз. В первом случае руководство фирмы выдвигает стратегические идеи и разрабатывает общий прогноз развития, а небольшой плановый отдел устанавливает единую форму плановых документов, методику расчетов и экономических обоснований, а также координирует работу структурных единиц. Такой порядок распространен в крупных акционерных компаниях. Во втором случае плановый отдел сообщает цехам и производствам исходную информацию для разработки планов и устанавливает задания по важнейшим показателям (объем реализации, лимит расходов, прибыль).
Производительность труда
на предприятиях во многом зависит
от эффективности организационной
структуры, от сбалансированности различных
сфер деятельности внутри предприятия.
В западном деловом мире производительность
труда рассматривается как
Планирование
Управление имуществом включает контроль за стоимостью имущества, активами и распределением прибыли, определение стратегии маркетинга и обновления производства. При этом функция стратегического управления выполняется в штаб-квартире корпорации, а оперативного управления - остается на заводе, передается в низовые ячейки, в цеха, комплексные бригады и другие подразделения. В этом нет различия между американскими и японскими фирмами. Низовые ячейки стали сами заказывать материалы, производить и отгружать продукцию. В результате в США, например, корпорации сократили 25% управленческого персонала.
Усиливается роль финансовых
подразделений в выработке
Благодаря иной стратегической ориентации корпорации Японии существенно потеснили США на мировом рынке. В 80-х гг. они имели превосходство по таким показателям, как фондовооруженность труда (в 2-5 раза), средний возраст металлообрабатывающего оборудования (9,5 лет по сравнению с 17.5), доля затрат на обновление производства (исследования и разработки, маркетинг, дизайн и реклама, развитие рынка после начала продаж), удельный вес новых товаров, затрат на предотвращение брака и т.д. В то же время в корпорациях США выше скорость оборота средств, текущая рентабельность совокупных активов, доля собственного и привлеченного капитала по сравнению с кредитами.
Американскими учеными стратегическое планирование трактуется как "...набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей", или: "стратегический план — заявление, отражающее миссию организации и направление ее развития, краткосрочные и долгосрочные цели, а также стратегию".
В свою очередь под стратегией понимается "детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей", или "управленческий план, направленный на укрепление позиций организации, удовлетворение потребностей его клиентов и достижение определенных результатов деятельности". Таким образом, по мнению американских ученых, стратегия - это общее направление или сочетание ряда направлений, на которых следует искать пути достижения целей.
В Японии под стратегией
понимается способность к адаптации,
готовность к изменениям с целью
выживания в конкретный момент и
в длительной перспективе. Стратегия
для японских менеджеров - это, скорее,
форма совершенствования
В процессе принятия решения мысль руководителя японской компании направлена больше на поиски верной реакции на непредсказуемые события и действия, чем на разработку стратегии управления в условиях неопределенности. Информационная база в Японии является ключом для понимания этого положения. Основным условием повышения надежности системы на японских предприятиях является снижение издержек, повышение качества и улучшение потребительских свойств продукции.
На достижение этих целей
направлены совершенствование технологии
и повышение качества труда. Есть,
конечно, и целый ряд особенностей
(пожизненный наем, зависимости заработной
платы от выслуги лет, возраста и
т.п., система подбора кадров в
зависимости от образовательного потенциала
и морально-этических качеств
работника, механизм контроля качества
посредством продвижения
Информация о работе Оценка эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия