Оценка эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 01:06, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность исследования обусловлена тем, что рыночная экономика связана с необходимостью повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе систематического анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Анализ финансово-хозяйственной деятельности дает возможность вырабатывать необходимую стратегию и тактику развития предприятия, на основе которых формируется производственная программа, выявляются резервы повышения эффективности производства.
Цель анализа состоит не только в том, чтобы установить и оценить эффективность финансово-хозяйственной деятельности предприятия, но и в том, чтобы постоянно проводить работу, направленную на ее улучшение.

Содержание

Введение
1. Теоретические и методологические основы оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия
1.1 Экономическая сущность и значение оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия
1.2 Информационное обеспечение анализа эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия
1.3 Методы оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия
2. Комплексная оценка эффективности финансово-хозяйственной деятельности ОАО "ТАИФ-НК"
2.1 Общая характеристика финансово-хозяйственной деятельности ОАО "ТАИФ-НК"
2.2 Анализ динамики и структуры прибыли
2.3 Анализ рентабельности и платежеспособности ОАО "ТАИФ-НК"
2.4 Оценка деловой активности ОАО "ТАИФ-НК"
3. Основные направления повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности ОАО "ТАИФ-НК"
3.1 Особенности зарубежного опыта оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятий и его использование в России
3.2 Разработка мероприятий повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности ОАО "ТАИФ-НК"
Заключение
Список использованных источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 147.26 Кб (Скачать файл)

Особое внимание надо обратить на такой аспект стратегической работы японских фирм, как заблаговременное, продуманное внедрение в создание людей сути необходимых изменений, а также важности их реализации. Такая стратегия требует наличия большого запаса прочности, то есть фирмы объективно заинтересованы в наращивании потенциала — человеческого и технологического [32, с.37].

Анализ опыта ведущих  американских, западно-европейских и японских корпораций показывает, что в их практике планирование является общепринятым. В развитии стратегического планирования в зарубежных корпорациях можно выделить несколько этапов.

Первоначально функция общекорпоративного планирования развития американских фирм во внешней среде носила форму  долгосрочного планирования (50-60 гг.). Методы долгосрочного планирования основывались преимущественно на экстраполяции  сложившихся в прошлом структурных  характеристик и тенденций развития фирмы с привнесением некоторых  оценок будущего. Разработанные планы  с использованием методов экстраполяции  давали положительные результаты. Это  объяснялось тем, что нестабильность внешней среды в тот период характеризовалась медленным нарастанием. В этот период сложился применяемый  и до сих пор принцип скользящего  формирования долгосрочных планов корпорации. При разработке долгосрочных планов широко использовались экономико-математические методы, а также методы прогнозирования  рынка и разработки комплексных  финансовых моделей деятельности корпораций [40, с.34].

В 60-70 гг. наблюдалось бурное развитие техники и технологии, усиление международной конкуренции, насыщение  рынка. Важнейшую роль в промышленном развитии Западной Европы, США и  Японии стали играть процессы интеграции, отражавшие потребность расширения производства за счет крупномасштабного  инвестирования в уже известные  технологии и производственную инфраструктуру, распространения товаров и услуг, создания дочерних структур на наиболее привлекательных зарубежных рынках. В рамках крупных корпораций складывались собственные хозяйственно-финансовые структуры, включающие банк, сбытовую организацию, страховую компанию, негосударственный  пенсионный фонд и т.п. Главной тенденцией корпоративного развития становится опережающий  рост рыночной капитализации по сравнению  с оборотом и прибылью. Кардинальные изменения во внешней среде в 60-70-е гг. приводили к тому, что, зачастую, плановые показатели резко  расходились с реальным результатом. Наблюдалось замедление роста многих фирм. В этот период стали внедряться методы стратегического планирования на основе использования концепции  организации как "открытой" системы. Особенностью этой концепции являлась направленность на внешнее экономическое, научно-техническое, социально-политическое окружение организации [19, с.46].

Как отмечает И. Ансофф в работе "Стратегическое планирование является в значительной степени более многогранным, сложным и требующим больше времени процессом, чем долгосрочное планирование. Это было еще одно новшество в серии других, которое не имело никаких гарантий того, что значительные затраты фирмы на его реализацию окажутся оправданными". Различия между процессами долгосрочного и стратегического планирования описаны Ансоффом.

В системе долгосрочного  планирования цели претворяются в программы  действий, бюджеты и планы прибылей, разрабатываемые для каждого  из главных подразделений организации, которые и исполняют их. В системе  стратегического планирования экстраполяция  заменена развернутым стратегическим анализом, который связывает перспективы  и цели между собой для выработки  стратегии. Стратегические программы  и бюджеты направлены на достижение долгосрочной рентабельности организации. Текущие программы и бюджеты  ориентируют оперативные подразделения  в их повседневной работе и призваны обеспечить текущую рентабельность.

Как показал опыт зарубежных организаций внедрение стратегического  планирования требует затрат, которые  не всегда могут оказаться результативными. При определенных обстоятельствах  требуется время, чтобы усилия руководителя дали положительные результаты. Даже очень хорошо управляемая организация  может столкнуться с неблагоприятными и непредсказуемыми обстоятельствами. Обязанностью руководства является принятие мер, направленных на компенсацию отрицательного воздействия неожиданно возникающих неблагоприятных условий путем осуществления стратегического планирования и использования таких деловых подходов, которые помогли бы преодолеть последствия неудачного стечения обстоятельств [41,c.58] Так, например, ведущая американская компания "Дженерал Электрик", в настоящее время успешно использующая стратегическое планирование, дважды предпринимала неудачные попытки по его внедрению.

Анализ методов оценки уровня платежеспособности предприятий, применяемых в Европе и США  и сравнение этих методик с  отечественными, показывает, что основные методические положения обоих подходов в основном совпадают. Различия и особенности проявляются в следующем. Во-первых, в России в ходе анализа баланса основной акцент делается на расчет коэффициентов платежеспособности. Явно недостаточное внимание уделяется анализу структуры и особенно динамики имущества предприятий и его реальной стоимости. Это вызвано тем, что до настоящего времени современным банковским законодательством предусматривается возможность предоставления кредита без его обеспечения имуществом [9, с. 32].

Кроме того, в России уже  имеется очень широкая сеть специализированных чековых инвестиционных фондов, создаются  и другие финансовые институты, работающие с чеками, акциями и другими  ценными бумагами.

В этих условиях речь идет о  реальной ценности ценных бумаг, то есть об их реальной обеспеченности имуществом. Во-вторых за рубежом большое значение уделяется учету воздействия информации на финансовое положение организации.

В нашей стране этот вопрос недостаточно разработан в теоретическом  и практическом планах. В-третьих, для  России огромное значение имеет компьютеризация  расчетов по анализу, финансового состояния, в отличие от стран Европы и  США, в которых этот процесс достиг высокого уровня. Для российской науки  и практики автоматизация экономического анализа является одним из самостоятельных  актуальных направлений развития. У  нас это может являться одним  из основных, самостоятельных и важных направлений [36, с.42].

Исследования проблемы эффективности  финансово-хозяйственной деятельности предприятий и механизмов его  оздоровления широко проводились в  России еще в девяностые годы XX столетия применительно к сложившимся  тогда кризисным условиям хозяйствования. Работы М.И. Баканова, А.П. Градова, В.В. Ковалева, В.М. Родионовой, Р.С. Сайфулина и др., посвященные данной проблеме, получили широкую известность, т.к. их результаты были остро востребованы хозяйственной практикой. Однако рассматриваемая проблема в те годы, как правило, не увязывалась с задачей инновационного развития предприятия, которая в конце прошлого века практически не исследовалась отечественными учеными.

В период роста российской экономики в 1999 - 2007 гг. во многих научных  трудах стала обосновываться задача инновационной трансформации национальной экономики. Однако она рассматривалась  в отрыве от проблемы финансового  оздоровления предприятий, острота  которой в эти годы несколько  уменьшилась, так как российская экономика показывала высокие темпы  своего роста (в среднем 7% в год).

В результате сложился ошибочный, с нашей точки зрения, теоретический  подход, согласно которому проблему финансового  оздоровления предприятий необходимо решать в период кризиса экономики, а задачу их инновационного развития - во время ее устойчивого роста. Реализация подобного подхода в  трудах многих российских ученых привела  к тому, что большинство результатов  их ранее проведенных исследований в современных условиях не может  стать теоретической основой  оживления российской экономики, предполагающего  не только финансовое оздоровление предприятий, но и их дальнейшую инновационную  деятельность. Такой подход соответствовал реализуемой государством "сырьевой" модели экономического развития страны. Поэтому решение проблемы финансового  оздоровления предприятий не переросло  в разработку механизмов их послекризисного инновационного развития.

Отмеченное обстоятельство сыграло свою негативную роль в том, что в отличие от многих стран  мира основой экономического роста  нашего государства в начале XXI в. являлась рента с природных ресурсов, которая давала не менее 75% всей чистой прибыли. Темпы экономического развития России в эти годы почти на 70% обеспечивались увеличением цен на экспортируемые сырьевые товары и скрытой инфляционной составляющей [17, с.32].

В то же время в высокоразвитых странах 80% их экономического роста  было обеспечено инновационной деятельностью  предприятий. В результате в 2008 году по уровню конкурентоспособности, согласно данным Всемирного экономического форума, российская экономика опустилась на 58-е место в мире. Продукция 80% российских предприятий в настоящее  время конкурентоспособна только внутри страны и на рынках стран СНГ. В  государствах Европейского союза конкурентоспособной  являлась продукция только 5% российских предприятий, в странах Северной Америки - 3%.

Это во многом было вызвано  низкой инновационной активностью  отечественных предприятий, которую  наиболее полно характеризует удельный вес расходов предприятий на внутрифирменные НИОКР в объеме продаж. По данному показателю Россия отстала не только от высокоразвитых, но и многих развивающихся стран. Например, в Китае он составлял в 2008 году 2,5%, в Бразилии - 0,9%, в Индии - 0,46%, а в России - лишь 0,3%. При этом более 60% российских предприятий вообще не осуществляли последние десять лет инновационной деятельности, т.к. в нашей стране в начале XXI в. она была очень затратной и рискованной.

Проводимая государством инновационная политика оказалась  не действенной, т.к. она носила в  основном декларативный характер. Как  следствие, российские предприятия  сильно отстали по уровню эффективности  своей деятельности. Например, ОАО "Северсталь" по выработке на одного занятого уступает в четыре раза китайской корпорации Shanghai Baosteel Group Corporation и в 20 раз - японской компании Nippon Steel. ОАО "Автоваз" по данному показателю в 10 раз уступает индийской компании Mahindra & Mahindra и в 22 раза - германской корпорации Porsche, ОАО "Газпром" - в четыре раза бразильской компании Petrobras и т.д. [46,с.58].

Начавшийся в 2008 году мировой  финансово-экономический кризис, охвативший более 130 государств, наиболее сильно проявился  в нашей стране. Ввиду того, что  структурно-технологическая и институциональная  трансформация российской экономики  осуществлялась в начале XXI в. медленно, а также ряда других причин, Россия в 2009 году стала лидером среди  государств мира по относительным темпам падения экономики по сравнению  с докризисным периодом. Спад российского ВВП относительно его прошлогоднего роста превысил в 2009 году 12%. В остальных странах СНГ этот спад составит 9,3%, в странах Европейского союза - 6,5%, в Бразилии - 6,4%, США - 3,7%, в Индии - 1,9%, в Китае - 1,5%. По информации Минэкономразвития России, производство в нашей стране в 2009 году сократилось на 9%, в 2010 году оно начнет расти, но на докризисный уровень выйдет не ранее 2013 - 2014 гг.

Начавшийся в 2008 году финансово-экономический  кризис однозначно показал, что российская экономика не имеет реальных перспектив роста без ее инновационной модернизации, и данное обстоятельство необходимо учитывать при выборе механизмов финансового оздоровления предприятий. Основой указанной модернизации должно стать ускоренное инновационное развитие российских предприятий [10, с.11].

Если не изменить модели экономического развития нашей страны, то российская экономика превратится  в сырьевой придаток высокоразвитых стран, т.к. в 2008 году удельный вес топливно-энергетических ресурсов в общем объеме экспорта российских товаров составил 68,6%, черных и цветных металлов - 11,7%, а машин  и оборудования - всего 4,9%. Мировая  практика свидетельствует, что экономический  кризис успешнее всего преодолевается внедрением инноваций, создающих новые  производственные возможности, освоение которых обеспечивает переход к росту экономики. Поэтому в Программе антикризисных мер Правительства РФ на 2010 год отмечено: "Кризис - не повод отказаться от долгосрочных приоритетов модернизации страны. Такая работа будет активизирована и ускорена. Главная модернизационная задача Правительства - смена сложившейся модели экономического роста. Вместо "нефтяного" роста мы должны перейти к инновационному".

Таким образом, в условиях становления рынка и развития новых направлений в области  бухгалтерского учета и анализа  в России возникает необходимость  более глубокого изучения особенностей учета и анализа, используемых в  практике стран с развитой рыночной экономикой.

Особое внимание следует  уделять анализу структуры имущества  предприятий и его реальной стоимости, что позволит банкам предоставлять  кредиты под имущественное обеспечение.

На основании вышеизложенного, необходимо разработать мероприятия  по повышению эффективности финансово-хозяйственной  деятельности исследуемого предприятия.

3.2 Разработка мероприятий  повышения эффективности финансово-хозяйственной  деятельности ОАО "ТАИФ-НК"

Решение проблем, с которыми столкнулось ОАО "ТАИФ-НК" в  условиях мирового экономического кризиса, требует усиления роли анализа финансового  состояния, а также использования  универсальных и типовых мероприятий, обеспечивающих стабилизацию финансово-хозяйственной  деятельности в период финансового  кризиса. Совокупность данных мероприятий  образует мероприятия по повышению  эффективности финансово-хозяйственной  деятельности предприятия. При этом данные мероприятия следует рассматривать  не только с позиции их текущего эффекта, но и с точки зрения анализа  создаваемых ими потенциальных  возможностей для дальнейшего послекризисного инновационного развития ОАО "ТАИФ-НК".

Информация о работе Оценка эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия