Кроме того, при проведении
процедур банкротства, введение которых
ранее автоматически прекращало
полномочия органов управления должника
(общего собрания участников, совета директоров,
правления), например внешнего управления
или конкурсного производства, теперь
за указанными органами управления сохраняются
определенные правомочия. Так, в случае
введения внешнего управления органы
управления должника в пределах компетенции,
установленной Законом о банкротстве,
могут принимать следующие решения:
о внесении изменений и дополнений
в устав общества в части увеличения
уставного капитала; об определении
количества и номинальной стоимости
объявленных акций; об увеличении
уставного капитала акционерного общества
путем размещения дополнительных
обыкновенных акций; об обращении с
ходатайством к собранию кредиторов
о включении в план внешнего управления
возможности дополнительной эмиссии
акций; о замещении активов должника
и некоторые другие (п. 2 ст. 94 Закона).
Вместе с тем не может
не настораживать то обстоятельство,
что Закон о банкротстве содержит
ряд положений о так называемых
третьих лицах, которые, не являясь
ни лицами, участвующими в деле о
банкротстве, ни лицами, участвующими
в арбитражном процессе по делу о
банкротстве, нередко наделяются полномочиями,
аналогичными тем, которые предоставлены
учредителям (участникам) хозяйственных
обществ и товариществ, а также
собственнику имущества должника —
унитарного предприятия.
К примеру, третье лицо (третьи
лица), так же как собственник
имущества унитарного предприятия
или учредители (участники) хозяйственного
общества или товарищества — должника,
вправе по согласованию с должником
обратиться к собранию кредиторов или
в арбитражный суд с ходатайством
о введении финансового оздоровления,
предложив необходимое обеспечение
исполнения должником обязательств
в соответствии с графиком погашения
задолженности (п. 1 ст. 78 Закона).
Третьему лицу (третьим
лицам), как и собственнику имущества
унитарного предприятия или учредителям
(участникам) корпоративной организации-должни
ка, предоставляется возможность
в любое время до окончания
внешнего управления в целях
прекращения производства по делу о
банкротстве удовлетворить требования
кредиторов в соответствии с реестром
требований кредиторов или предоставить
должнику денежные средства, достаточные
для удовлетворения всех требований
кредиторов (пп. 1 и 2 ст. 113 Закона).
При этом кредиторы обязаны
принять такое удовлетворение их
требований, предложенное третьим лицом,
а должник обязан использовать денежные
средства, переданные третьим лицом,
для удовлетворения требований кредиторов
и уполномоченных органов. А на случай
отсутствия возможности удовлетворить
требования кредиторов подобным образом,
например, по причине непредоставления
кредитором необходимых сведений или
уклонения последнего от принятия исполнения
обязательств должника от третьего лица,
указанному третьему лицу предоставлено
право удовлетворить требования соответствующих
кредиторов путем внесения денежных средств
в депозит нотариуса (п. 3 ст. 113).
Денежные средства, направленные
третьим лицом на удовлетворение
требований кредиторов должника,
считаются предоставленными последнему
на условиях договора беспроцентного
займа, срок которого определен моментом
востребования, но не ранее окончания
срока, на который была введена процедура
внешнего управления. Допускается также
заключение соглашения между третьим
лицом и органами управления должника,
уполномоченными в соответствии
с учредительными документами
принимать решения о заключении
крупных сделок, об иных условиях предоставления
денежных средств для исполнения
обязательств должника (л. 4 ст. 113).
В аналогичном порядке третьим
лицом могут быть удовлетворены
требования кредиторов по обязательствам
должника и в ходе конкурсного
производства (па 1 ст. 142 Закона).Очевидно,
что, направив необходимую денежную
сумму на удовлетворение требований
кредиторов должника, третье лицо оказывается
в положении его единственного
кредитора, а должник попадает в
полную зависимость от этого третьего
лица, единственной мотивацией действий
которого (если только оно не является
благотворительной организацией) может
служить передел собственности:
полный контроль над деятельностью
должника. Поэтому названные законоположения
представляют собой не что иное,
как легальный механизма захвата
имущества должника.[ 1, 7-9]2.3. Арбитражные
управляющие и саморегулируемые
организации.Одной из ключевых фигур
всякого дела о банкротстве на
любой его стадии является арбитражный
управляющий, на которого возложено
непосредственное проведение процедур
банкротства должника, а при осуществлении
внешнего управления и конкурсного
производства на него возлагаются также
обязанности руководителя соответствующей
организации.Новый Закон о банкротстве
содержит нормы, превращающие арбитражного
управляющего в один из элементов
огромного и непонятного механизма,
которые способны вовсе погубить
эту зарождающуюся профессию. Теперь
каждый арбитражный управляющий
должен быть членом одной из так
называемых саморегулируемых организаций(СРО),
которые и будут представлять
арбитражному суду и собранию кредиторов
кандидатуры этих самых арбитражных
управляющих из числа своих членов.
Причём представляться будут целым
списком( из трёх членов СРО), в каковом
списке кандидатуры должны располагаться,
как говорится в ст. 45 Закона о
банкротстве, " в порядке уменьшения
их соответствия требованиям к кандидатуре
арбитражного управляющего" или "
в порядке снижения уровня их профессиональных
качеств". Более того, должник
и заинтересованный кредитор наделены
правом безмотивно отвести по одной
из кандидатур из числа представленных
СРО, а на арбитражный суд возлагается
обязанность утвердить в качестве
арбитражного управляющего оставшуюся
кандидатуру. Можно себе представить
результаты " управления" со стороны
отобранного таким образом арбитражного
управляющего ! И никакой альтернативы:
всё, что было наработано в ходе применения
законодательства о несостоятельности,
в частности списки независимых
арбитражных управляющих, зарегистрированных
при арбитражных судах, перечёркиваются.Нельзя
не обратить внимания и на так называемые
саморегулируемые организации (СРО) арбитражных
управляющих, претендующие на монополизацию
услуг в области антикризисного
управления, да и самих субъектов,
оказывающих такие услуги,- арбитражных
управляющих. Согласно Закону о банкротстве
( ст.21-21) в таком качестве может
выступать некая некоммерческая
организация, внесенная в единый
государственный реестр саморегулируемых
организаций, для чего требуется
иметь в своём составе не менее
ста арбитражных управляющих, каждый
из которых должен внести взнос в
компенсационный фонд соответствующей
организации в размере не менее
50 тыс.рублей ( имущественный ценз?!).
По всей вероятности, подобные саморегулируемые
организации будут создаваться( гласно
или негласно) заинтересованными коммерческими
структурами, располагающими необходимыми
финансовыми ресурсами. А что же арбитражные
управляющие? Они попадают в полную зависимость
от саморегулируемых организаций( или
их хозяев?), о чём недвусмысленно сказано
в Законе. В частности, согласно п.1 ст22
саморегулируемые организации наделяются
правом применять в отношении своих членов
меры дисциплинарной ответственности
вплоть до исключения из числа членов
саморегулируемой организации ( что для
арбитражного управляющего- верная профессиональная
смерть), а также заявлять в арбитражный
суд ходатайства об отстранении своих
членов от участия в делах о банкротстве
в качестве арбитражных управляющих.И
это не всё. Арбитражный управляющий, утвержденный
арбитражным судом по делу о банкротстве,
должен в течение десяти дней обеспечить
страхование своей ответственности на
страховую сумму не менее 3 млн.рублей
в год (п. 8 ст. 20 Закона). Излишне говорить,
что выполнение этого требования неминуемо
влечет полную финансовую зависимость
арбитражного управляющего. К сожалению,
в ходе принятия Закона о банкротстве
были отвергнуты поправки, согласно
которым предлагалось наряду с новой системой
саморегулируемых организаций сохранить
и существующую систему независимых арбитражных
управляющих, не являющихся членами СРО
и зарегистрированных при арбитражных
судах. Тогда право выбора той или иной
системы антикризисного управления
должником принадлежало бы его кредиторам,
которые решали бы этот вопрос сообразно
своим интересам. Такой выбор был бы вполне
реальным: либо привлекать к управлению
должником саморегулируемую организацию
(с аккредитованными при ней страховыми
организациями и профессиональными реестродержателями),
что влечет за собой утрату значительной
части имущества должника, но обеспечивает
страхование ответственности арбитражного
управляющего; либо доверить управление
должника конкретному независимому арбитражному
управляющему, имеющему репутацию компетентного
и порядочного профессионала.К слову
сказать, только в таких условиях конкуренции
с независимыми арбитражными управляющими
можно было надеяться на появление действительно
самостоятельных в профессиональном отношении
саморегулируемых организаций арбитражных
управляющих.[4, 9-12]2.4. Определение и учёт
требований кредиторов.В отличие от ранее
действовавшего законодательства о несостоятельности
Закон о банкротстве четко определяет
те требования кредиторов, которые могут
участвовать в деле о банкротстве. Согласно
п. 2 ст. 4 Закона для определения наличия
признаков банкротства должника учитываются:
размер денежных обязательств, в том
числе размер задолженности за переданные
товары, выполненные работы и оказанные
услуги, суммы займа с учетом процентов,
подлежащих уплате должником, размер
задолженности, возникшей вследствие
неосновательного обогащения, и размер
задолженности, возникшей вследствие
причинения вреда имуществу кредиторов.Кредиторы,
обладающие названными требованиями,
относятся к числу конкурсных кредиторов,
которые вправе обращаться в арбитражный
суд с заявлением о банкротстве должника,
а также участвовать в собраниях кредиторов
с правом голоса.Другую категорию требований
составляют обязательства должника перед
гражданами в связи с причинением вреда
жизни или здоровью; обязательства по
выплате вознаграждения по авторским
договорам; обязанности должника, вытекающие
из трудовых отношений, по выплате выходных
пособий и оплате труда лиц, работающих
по трудовому договору. Обладатели указанных
требований не признаются конкурсными
кредиторами, хотя сами требования подлежат
учету в реестре требований кредиторов
и в период конкурсного производства составляют
первые две очереди требований, подлежащие
удовлетворению в привилегированном
порядке.К требованиям конкурсных кредиторов
приравнены требования о взыскании недоимок
по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные
фонды. Уполномоченные государственные
органы, так же как конкурсные кредиторы,
могут инициировать дело о банкротстве
должника и принимают участие во всех
собраниях кредиторов с правом голоса.Что
касается иных требований кредиторов
по обязательствам, не являющимся денежными,
то они не рассматриваются в деле о банкротстве,
в подлежат предъявлению в суд, арбитражный
суд в рамках общей подведомственности
в соответствии с процессуальным законодательством
(п. 5 ст. 5 Закона).В Законе о банкротстве
предусмотрен дифференцированный порядок
определения состава и размера требований
кредиторов, а также уполномоченных органов.Для
тех кредиторов (уполномоченных органов),
которые обращаются в арбитражный суд
с заявлением о признании должника банкротом,
установлен порядок, согласно которому
состав и размер их требований определяются
на дату подачи соответствующего заявления.В
отношении требований кредиторов, вступающих
в дело о банкротстве после его возбуждения
арбитражным судом, но до открытия конкурсного
производства, действует правило, в соответствии
с которым состав и размер денежных обязательств
и обязательных платежей определяются
на дату введения каждой процедуры банкротства,
следующей после наступления срока исполнения
соответствующего обязательства (обязанности).Состав
и размер денежных обязательств и обязательных
платежей по требованиям кредиторов,
заявленным после признания должника
банкротом и открытия конкурсного производства,
определяются на дату открытия конкурсного
производства.Указанные правила определения
состава и размера требований кредиторов
и уполномоченных органов имеют особое
значение для тех случаев, когда денежные
обязательства и обязательные платежи
выражены в иностранной валюте, что делает
необходимым перевод соответствующих
сумм в рубли (например, для включения
соответствующих требований в реестр
требований кредиторов). В этих целях должен
использоваться курс Центрального банка
РФ на дату введения каждой процедуры
банкротства, следующей после наступления
срока исполнения обязательства (обязанoсти).В
отличие от ранее действовавшего порядка
теперь требования кредиторов могут быть
включены в реестр требований кредиторов
или, напротив, исключены из него только
на основании судебных актов, устанавливающих
состав и размер соответствующих требований.
Исключение составляют лишь требования
о выплате выходных пособий и об оплате
труда лиц, работающих по трудовому договору,
которые включаются в реестр требований
кредиторов арбитражным управляющим
или по представлению последнего — реестродержателем
(п. 6 ст. 16 Закона).Большое практическое
значение будет иметь выделение в Законе
о банкротстве категории так называемых
текущих платежей, под которыми понимаются
денежные обязательства и обязательные
платежи, возникшие после возбуждения
производства по делу о банкротстве должника,
а также требования, срок исполнения
которых наступил после введения соответствующей
процедуры банкротства (ст. 5 Закона).Практический
смысл квалификации того или иного требования
в качестве текущего платежа состоит
в том, что до окончания процедуры банкротства
(за исключением конкурсного производства),
во время которой наступил срок исполнения
соответствующего требования, последнее
не включается в реестр требований кредиторов
и может быть удовлетворено в общем порядке,
предусмотренном процессуальным законодательством.Если
же указанные требования не были удовлетворены,
то при переходе к следующей процедуре
банкротства обладатели указанных требований
признаются лицами, участвующими в деле
о банкротстве, а сами требования включаются
в реестр требований кредиторов и подлежат
удовлетворению в порядке, установленном
Законом о банкротстве.Что касается обязательств
и обязательных платежей, возникших после
принятия заявления о признании должника
банкротом, то в конкурсном производстве
они подлежат удовлетворению за счет конкурсной
массы вне очереди (п. 1 ст. 134 Закона).[ 1,
9-11]Глава 3. Процедуры банкротства предприятий.
3.1. Наблюдение.В отличие от ранее действовавшего
законодательства первая процедура банкротства
— наблюдение — по общему правилу вводится
не с момента возбуждения производства,
а по результатам рассмотрения арбитражным
судом обоснованности требований заявителя,
обратившегося в арбитражный суд с заявлением
о признании должника банкротом, что послужило
основанием для возбуждения производства
по делу о банкротстве должника (п. 1 ст.
62 Закона). Определение о введении наблюдения
может быть вынесено лишь в том случае,
если требование заявителя соответствует
условиям, предусмотренным Законом о банкротстве,
признано арбитражным судом обоснованным
и не удовлетворено должником на дату
заседания арбитражного суда (п. 3 ст. 48).Именно
с моментом вынесения арбитражным судом
определения о введении наблюдения (а
не определения о принятии заявления о
признании должника банкротом, как было
ранее) Закон о банкротстве связывает
наступление юридических последствий
как для кредиторов, так и для должника
(ст. 63 и 64).Основные изменения указанной
процедуры банкротства касаются порядка
отстранения руководителя должника
от должности по ходатайству временного
управляющего (вернее, последствий такого
отстранения), а также порядка и срока
представления возражений на требования
кредиторов, вступающих в дело о банкротстве,
и их рассмотрения арбитражным судом.Ранее,
как известно, удовлетворение арбитражным
судом ходатайства временного управляющего
об отстранении руководителя должника
влекло за собой возложение на временного
управляющего несвойственных ему обязанностей
руководителя должника.Теперь в аналогичной
ситуации в соответствии с п. 4 ст. 69 Закона
о банкротстве арбитражный суд должен
вынести определение об отстранении руководителя
должника и о возложении исполнения его
обязанностей на лицо, представленное
в качестве руководителя должника представителем
учредителей (участников) должника или
иным коллегиальным органом управления
должника либо представителем собственника
имущества должника — унитарного предприятия.
При отсутствии таких кандидатур арбитражный
суд возлагает исполнение обязанностей
руководителя на одного из заместителей
руководителя должника (одного из работников
должника). В любом случае возможность
перехода к временному управляющему
управления делами должника исключается.Кредиторы
и уполномоченные органы, желающие принять
участие в первом собрании кредиторов,
могут вступить в дело о банкротстве на
стадии наблюдения. В этих целях они
должны предъявить свои требования к должнику
в течение 30 дней с момента опубликования
сообщения о введении наблюдения. Указанные
требования могут быть оспорены не только
должником, как было ранее, но и иными кредиторами,
вступившими в дело о банкротстве, временным
управляющим, а также представителем учредителей
(участников) должника или соответственно
собственника имущества унитарного предприятия
— должника. Возражения указанных лиц
на требования кредитора или уполномоченного
органа могут быть заявлены не позднее
чем через 15 дней со дня истечения 30-дневного
срока для предъявления требований к должнику
в период наблюдения. При наличии таких
возражений арбитражный суд должен проверить
обоснованность соответствующих требований
и установить, имеются ли основания для
их включения в реестр требований кредиторов.По
результатам рассмотрения возражений
арбитражный суд выносит определение
о включении или об отказе во включении
указанных требований в реестр требований
кредиторов.В таком же порядке арбитражным
судом рассматриваются и те требования,
в отношении которых не поступило никаких
возражений. Во всяком случае любое требование
кредитора или уполномоченного органа
может попасть в реестр требований кредиторов
только на основании определения арбитражного
суда о включении данного требования в
реестр требований кредиторов.[5, 37] 3.2.
Финансовое оздоровление.Новый Закон
о банкротстве отличается от ранее действовавшего
законодательства своей явно выраженной
реабилитационной направленностью. Основным
свидетельством этого является новая,
доселе неизвестная процедура банкротства
— финансовое оздоровление должника,
под которой понимается такая процедура
банкротства, которая применяется к должнику
в целях восстановления его платежеспособности
и погашения задолженности в соответствии
с графиком погашения задолженности (ст.
2).Особенности данной процедуры состоят
в том, что при ее проведении имеется возможность
сохранить органы управления должника,
включая его руководителя, которые вследствие
этого оказываются заинтересованными
во введении в отношении должника финансового
оздоровления.Кроме того, активная роль
в инициировании и проведении финансового
оздоровления отводится учредителям
(участникам) должника, а также собственнику
имущества должника — унитарного предприятия,
которые наделяются правом обращения
к первому собранию кредиторов с ходатайством
о введении финансового оздоровления.
Указанные лица вправе также предоставить
обеспечение исполнения должником обязательств
в соответствии с графиком погашения задолженности.Финансовое
оздоровление может быть введено арбитражным
судом и в том случае, если первое собрание
кредиторов проголосует за обращение
в арбитражный суд с ходатайством о введении
внешнего управления или о признании должника
банкротом и об открытии конкурсного производства.
Необходимым условием для вынесения арбитражным
судом в подобной ситуации определения
о введении финансового оздоровления
выступает предоставление лицами, заявляющими
ходатайство о переходе к згой процедуре,
обеспечения исполнения должником своих
обязательств в соответствии с графиком
погашения задолженности в виде банковской
гарантии (пп. 2 и 3 ст. 75 Закона).К сожалению,
в соответствии с Законом о банкротстве
правом на обращение к собранию кредиторов
с ходатайством о введении финансового
оздоровления наделяются не только учредители
(участники) должника и собственник имущества
должника — унитарного предприятия, но
и так называемые третьи лица, кото рые
могут воспользоваться данной процедурой
банкротства для получения контроля
над имуществом должника и его органами
управления.Организация и проведение
процедуры финансового оздоровления возлагаются
на административного управляющего, полномочия
которого во многом схожи с полномочиями,
осуществляемыми временным управляющим
в период наблюдения. Вместе с тем административный
управляющий выполняет и ряд специфических
функций, характерных для финансового
оздоровления. В частности, он обязан:
рассматривать отчеты должника о ходе
выполнения плана финансового оздоровления
и графика погашения задолженности, а
также представлять собранию кредиторов
соответствующую информацию; осуществлять
контроль за выполнением должником текущих
требований кредиторов; в случае неисполнения
должником обязательств в соответствии
с графиком погашения задолженности требовать
от лиц, предоставивших обеспечение указанных
обязательств, исполнения их обязанностей,
вытекающих из такого обеспечения (ст.
82, 83).Существо же самой процедуры финансового
оздоровления и ее практический смысл
заключаются в том, что в течение этой
процедуры (максимальный срок — 2 года)
должник производит расчеты со всеми кредиторами
в соответствии с графиком погашения
задолженности.Графиком погашения задолженности
должно предусматриваться погашение всех
требований кредиторов, включенных в реестр
требований кредиторов, не позднее чем
за месяц до даты окончания срока финансового
оздоровления, а также погашение требований
кредиторов первой и второй очереди не
позднее чем через шесть месяцев с даты
введения финансового оздоровления (п.
3 ст. 84 Закона).В случае введения процедуры
финансового оздоровления шансы кредиторов
получить удовлетворение своих требований
многократно повышаются, поскольку на
случай срыва графика погашения задолженности
в Законе о банкротстве предусмотрен
упрощенный порядок погашения требований
кредиторов лицами, предоставившими
обеспечение исполнения должником обязательств
в соответствии с графиком погашения задолженности,
непосредственно в рамках дела о банкротстве
должника (ст. 89).[ 5, 38]3.3. Внешнее управление.Другая
реабилитационная процедура — внешнее
управление — не претерпела принципиальных
изменений, но отметим, прежде всего, расширение
круга способов восстановления платежеспособности
должника.Наряду с известными мерами по
восстановлению платежеспособности должника
в плане внешнего управления могут быть
предусмотрены следующие новые способы:
увеличение уставного капитала должника
за счет взносов участников и третьих
лиц путем размещения дополнительных
обыкновенных акций должника; замещение
активов должника; исполнение обязательств
должника собственником имущества должника
— унитарного предприятия, учредителями
(участниками) должника либо третьим лицом
(третьими лицами).Увеличение уставного
капитала путем размещения дополнительных
акций может быть включено собранием кредиторов
в план внешнего управления исключительно
по ходатайству соответствующего органа
управления должника — акционерного
общества. При этом обеспечивается защита
прав и законных интересов акционеров
должника, которым предоставлено преимущественное
право на приобретение дополнительных
обыкновенных акций должника, размещаемых
по закрытой подписке.Указанное преимущественное
право на приобретение дополнительных
акций может быть реализовано акционерами
должника в течение 45 дней с момента начала
размещения указанных акций (ст. 114 Закона).Замещение
активов должника осуществляется путем
создания на базе имущества должника
одного или нескольких открытых акционерных
обществ. В качестве вклада должника
вновь создаваемого акционерного общества
в его уставный капитал вносится все имущество,
входящее в состав предприятия (имущественного
комплекса), принадлежащего должнику.Таким
образом, действительно происходит "замещение
активов" должника (предприятия) акциями
вновь созданного акционерного общества.
Указанные акции включаются в имущество
должника и могут быть проданы на открытых
торгах в целях накопления денежных средств
для погашения требований всех кредиторов.
Важно подчеркнуть, что и этот способ восстановления
платежеспособности должника может
попасть в план внешнего управления не
иначе как на основании решения соответствующего
органа управления должника (общего собрания
акционеров или совета директоров) (ст.
115).В целях прекращения производства по
делу о банкротстве собственник имущества
должника — унитарного предприятия учредители
(участники) должника либо третье лицо
(третьи лица) могут в любое время до окончания
внешнего управления удовлетворить все
требования, включенные в реестр требований
кредиторов либо предоставить должнику
денежные средства, достаточные для погашения
всех требований кредиторов. При этом
кредиторы не могут отказать в принятии
такого удовлетворения их требований,
а должнику вменяется в обязанность
использовать полученные средства на
погашение требований кредиторов (ст.
113 Закона).Следует отметить также предусмотренную
Законом о банкротстве (ст. 146) возможность
перехода к внешнему управлению из процедуры
конкурсного производства.Это возможно,
когда в отношении должника ранее не вводились
реабилитационные процедуры — финансовое
оздоровление или внешнее управление,
а в ходе конкурсного производства появились
достаточные основания полагать, что платежеспособность
должника может быть восстановлена. Определение
о прекращении конкурсного производства
и переходе к внешнему управлению может
быть вынесено арбитражным судом на основании
ходатайства собрания кредиторов. Решение
об обращении в арбитражный суд с таким
ходатайством принимается большинством
голосов от общего числа голосов кредиторов,
требования которых включены в реестр
требований и остались непогашенными
на дату соответствующего собрания кредиторов.[
1, 13-14]3.4. Конкурсное производство.Первое,
что следует отметить при анализе положений
Закона о банкротстве, регулирующих конкурсное
производство, — сокращение числа очередей
удовлетворения требований кредиторов
с пяти до трех (что само по себе противоречит
ст. 64 и 65 Гражданского кодекса РФ). По сравнению
с ГК РФ и Законом о банкротстве 1998 года
(п. 2 ст. 106) утрачивают свое значение третья
(требования по обязательствам, исполнение
которых обеспечено залогом) и четвертая
(требования по обязательным платежам)
очереди (п. 4 ст. 134 Закона). Однако новая
судьба у этих очередей различна.Законодатель
не стал церемониться с требованиями государства
по недоимкам и иным обязательным платежам,
поместив их в одну большую очередь с обычными
коммерческими требованиями. Хотя такой
подход, когда налоговые платежи, предназначенные
для удовлетворения интересов всего общества,
опускаются до уровня частных требований,
не может не вызывать вопросов.Иное дело
требования по гражданско-правовым (то
есть частным) обязательствам, исполнение
которых обеспечено залогом. Такие требования
также помещаются в третью очередь, а стало
быть, их субъекты — залогодержатели получают
все права конкурсных кредиторов, в том
числе и право голосовать на собраниях
кредиторов.Однако в случае продажи предмета
залога требования залогодержателя подлежат
удовлетворению в первую очередь за счет
выручки от продажи эаложенного имущества
преимущественно перед всеми иными кредиторами.
Исключение составляют лишь требования
кредиторов первой и второй очереди, возникшие
до включения договора залога (п. 2 cm. 138
Закона).Надо понимать так, что кредиторов
первой и второй очереди (а это граждане
с требованиями к должнику в связи с причинением
вреда их жизни и здоровью, а также работники
должника с требованиями о взыскании задолженности
по заработной плате и выплате выходных
пособий) мы теперь будем делить на "белых"
и "черных" в зависимости от того,
когда им был причинен вред или не выплачены
заработанные деньги — до заключения
договора залога или после. К примеру,
если машина должника сбила гражданина
на улице после того, когда должником был
заключен договор залога с кредитором,
то при реализации в процессе конкурсного
производства предмета залога (а это может
быть и весь имущественный комплекс должника)
из вырученной суммы указанный гражданин
не получит ни копейки. Вот если бы он попал
"под колеса" до заключения договора
залога, с ним был бы произведен расчет.Очевидно,
что особое положение кредитора по обеспеченному
залогом обязательству должно сопровождаться
усилением гарантий удовлетворений требований
кредиторов первых двух очередей, например,
путем создания резервного фонда (за счет
отчислений работодателей) для выплаты
задолженности по заработной плате работникам,
увольняемым в связи с банкротством организаций
должников.Что касается кредиторов первой
очереди, то, к сожалению, новый Закон о
банкротстве (как и его предшественник)
не содержит механизма реализации положения
о том, что с согласия гражданина — обладателя
требования о возмещении вреда, причиненного
жизни и здоровью, указанное требование
в сумме капитализированных платежей
переходит к Российской Федерации вместе
с обязанностью производить в отношении
указанного гражданина выплаты повременных
платежей. Вместо этого в Законе о банкротстве
есть уже ставшая традиционной ссылка
на некий порядок исполнения государством
этой обязанности, который должен быть
установлен Правительством РФ (п. 3 ст.
135).Существенный характер носят изменения
порядка определения судьбы имущества
должника, не включаемого в конкурсную
массу, в частности: дошкольных и иных
образовательных учреждений, лечебных
учреждений, спортивных сооружений,
объектов коммунальной инфраструктуры.
Указанные социально значимые объекты
теперь подлежат продаже (ранее они передавались
в муниципальную собственность) путем
проведения торгов в форме конкурса, обязательным
условием которого является обязанность
покупателя содержать данные объекты
и обеспечивать их использование по целевому
назначению. По результатам проведения
конкурса между органом местного самоуправления
и победителем конкурса заключается соглашение
об исполнении условий конкурса (в дополнение
к договору купли-продажи), в случае нарушения
которого указанное соглашение и договор
купли-продажи могут быть расторгнуты
арбитражным судом на основании заявления
органа местного самоуправления. B этом
случае объекты подлежат передаче в муниципальную
собственность, а уплаченные по договору
купли-продажи покупателем денежные средства
возмещаются последнему за счет местного
бюджета (п. 4 ст. 132 Закона).Заслуживает
быть отмеченным также новое положение
Закона о банкротстве, допускающее замещение
активов должника (то есть создание на
база имущества должника открытого акционерного
общества) в ходе конкурсного производства,
которое может иметь место на основании
решения собрания кредиторов при условии,
что за принятие такого решения проголосовали
все кредиторы, обязательства которых
обеспечены залогом имущества должника
(ст. 141).[1, 14-15]3.5. Мировое соглашение.Как
и прежде, мировое соглашение между должником
и конкурсными кредиторами (к ним теперь
добавляются также уполномоченные органы
с требованиями по обязательным платежам)
может быть заключено на любой стадии
рассмотрения арбитражным судом дела
о банкротстве должника (п. 1 ст. 150 Закона).
Из текста Закона о банкротстве исключены
положения, допускающие возможность
последующего признания мирового соглашения,
утвержденного арбитражным судом, недействительным.
Вместо этого предусмотрены правила, регулирующие
порядок обжалования и последствия отмены
определения арбитражного суда об утверждении
мирового соглашения (ст. 162, 163). Наряду
с общей нормой о том, что определение
об утверждении мирового соглашения
может быть обжаловано в порядке, установленном
Арбитражным процессуальным кодексом
РФ (чего в принципе было бы достаточно),
Закон о банкротстве включает в себя
отдельное положение об основаниях пересмотра
указанного определения арбитражного
суда по вновь открывшимся обстоятельствам.К
числу вновь открывшихся отнесены обстоятельства,
препятствующие утверждению мирового
соглашения, которые не были и не могли
быть известны заявителю на момент утверждения
мирового соглашения, а также на случай,
когда заявитель не участвовал в заключении
мирового соглашения, однако мировым соглашением
нарушены его права и законные интересы
(п. 2 ст. 162 Закона). При таком подходе всякое
мировое соглашение будет находиться
под постоянной угрозой отмены (по "вновь
открывшимся обстоятельствам" ) утвердившего
его определения арбитражного суда.Согласно
ст. 164 Закона о банкротства мировое соглашение
может быть расторгнуто в отношении
всех конкурсных кредиторов и уполномоченных
органов (то есть в полном объеме, целиком)
по заявлению конкурсных кредиторов и
уполномоченных органов, обладавших
на дату утверждения мирового соглашения
не менее чем одной четвертой требований
к должнику. Таким образом, в отличие от
ранее действовавшего законодательства
исключается возможность расторжения
мирового соглашения в отношении отдельного
кредитора по заявлению последнего.
И это правильно: предусматривая такую
возможность, Закон о банкротстве 1998 года
тем самым допускал несправедливое предпочтительное
удовлетворение требований отдельного
кредитора, вышедшего из мирового соглашения
и благодаря этому восстановившего свое
требование в прежнем объеме, в то время
как остальные кредиторы могли рассчитывать
лишь на удовлетворение своих требований
на условиях мирового соглашения.Вместе
с тем в ст. 165 (п. 3) Закона о банкротстве,
регламентирующей порядок рассмотрения
заявления о расторжении мирового соглашения,
находим норму о том, что о дате и времени
судебного заседания по рассмотрению
заявления о расторжении мирового соглашения
в отношении отдельного кредитора уведомляются
должник, конкурсный кредитор или конкурсные
кредиторы либо уполномоченные органы,
обратившиеся с заявлением о расторжении
мирового соглашения, а также третьи
лица, участвующие в мировом соглашении.Отмеченная
несогласованность правовых норм, ставшая
результатом элементарной небрежности
составителей законопроекта, может породить
серьезные проблемы в практике применения
Закона о банкротстве.[1, 15-16] ЗаключениеЗаконодательство
о банкротстве действует в России с 1 марта
1993 года и накопленный опыт пока не велик.
Поэтому при разработке нового закона
законодателям пришлось не только учитывать
имеющийся российский опыт, но и восполнять
существующие пробелы за счет опыта ряда
зарубежных стран, в которых институт
банкротства занимает одно из важнейшим
мест в правовом регулировании хозяйственного
оборота. Проведенный в данной курсовой
работе сравнительный анализ нового Закона
РФ «О несостоятельности (банкротстве)»
от 26 октября 2002г. и Закона РФ «О несостоятельности
(банкротстве) предприятий от 1 января
1998 года позволяет однозначно сделать
вывод, что сегодняшнее законодательство
более совершенно и гибко, что несомненно
будет способствовать созданию нормального
экономического оборота. Однако, хотелось
бы, чтобы в Законе о банкротстве были
чётче прописаны принципы, по которым
можно отделить временного должника от
действительно неплатежеспособного. Некоторые
законодатели предлагают такой критерий:
предприятие не может покрыть свои обязательства
в течение трех месяцев ликвидными активами.
Под ликвидными активами надо понимать
деньги, ценные бумаги, дебиторскую задолженность,
уплаченный, но невозвращенный НДС, товарные
запасы. Второе предложение касается того,
какую именно процедуру банкротства выбрать
в том или ином случае. Новый Закон, как
и старый оставляет место произволу конкурсных
кредиторов и судей. Нужны чёткие правила-
на основании показателей финансовой
отчетности должника.Третье предложение-
СРО. Очевидно, что эти организации будут
подавлять конкуренцию среди своих членов.
Полагаем, что практика покажет : лучше
не заставлять всех управляющих непременно
вступать в СРО, как в КПСС, а провозгласить
другой принцип: управляющие могут создавать
добровольные объединения. К тому же все
требования Закона к СРО, считают законодатели,
нужно исключить, иначе эти структуры
оказываются излишне зарегулированными.
Хотя вопрос об особенностях банкротства
отдельных категорий должников не был
предметом изучения в данной курсовой
работе, необходимо отметить, что новый
Закон учитывает специфику таких организаций
как градостроительных, сельскохозяйственных,
кредитных, страховых и профессиональных
участников рынка ценных бумаг, стратегических
предприятий и организаций, а также субъектов
естественных монополий. Список использованной
литературы.Витрянский В.В. Новое в правовом
регулировании несостоятельности ( банкротства)
// Хозяйство и право, 2003г., №1. Жилинский
С. Э. Правовая основа предпринимательской
деятельности (предпринимательское право
). Курс лекций.- М., Норма-Инфра, 1998г.- 200с.
Завадников В.Н. Новый закон о банкротстве
не закрывает всех лазеек для финансовых
махинаций, но ликвидирует самые вопиющие
из них.// Новые законы и нормативные акты,
2002г., № 45. Никитина О.А. Банкротство предприятий.//
Журнал для акционеров, 2003г., № 1. Свит Ю.
Восстановительные процедуры- способ
предотвращения банкротства.// Российская
юстиция, 1998г., № 3. Федеральный Закон «
О несостоятельности ( банкротстве)» (новая
редакция).- М.: ООО «ТК Велби», 2003.-160с. Экономика
предприятий : Учебное пособие / Под ред.
д.э.н., проф. В.Я. Горфинкеля.- М.: Издательство
« Дело и Сервис», 2002г.-800с.
Очевидно, что, направив необходимую
денежную сумму на удовлетворение требований
кредиторов должника, третье лицо оказывается
в положении его единственного
кредитора, а должник попадает в
полную зависимость от этого третьего
лица, единственной мотивацией действий
которого (если только оно не является
благотворительной организацией) может
служить передел собственности:
полный контроль над деятельностью
должника. Поэтому названные законоположения
представляют собой не что иное,
как легальный механизма захвата
имущества должника.[ 1, 7-9]
2.3. Арбитражные управляющие
и саморегулируемые организации.
Одной из ключевых фигур
всякого дела о банкротстве на
любой его стадии является арбитражный
управляющий, на которого возложено
непосредственное проведение процедур
банкротства должника, а при осуществлении
внешнего управления и конкурсного
производства на него возлагаются также
обязанности руководителя соответствующей
организации.
Новый Закон о банкротстве
содержит нормы, превращающие арбитражного
управляющего в один из элементов
огромного и непонятного механизма,
которые способны вовсе погубить
эту зарождающуюся профессию. Теперь
каждый арбитражный управляющий
должен быть членом одной из так
называемых саморегулируемых организаций(СРО),
которые и будут представлять
арбитражному суду и собранию кредиторов
кандидатуры этих самых арбитражных
управляющих из числа своих членов.
Причём представляться будут целым
списком( из трёх членов СРО), в каковом
списке кандидатуры должны располагаться,
как говорится в ст. 45 Закона о
банкротстве, " в порядке уменьшения
их соответствия требованиям к кандидатуре
арбитражного управляющего" или "
в порядке снижения уровня их профессиональных
качеств". Более того, должник и заинтересованный
кредитор наделены правом безмотивно
отвести по одной из кандидатур из числа
представленных СРО, а на арбитражный
суд возлагается обязанность утвердить
в качестве арбитражного управляющего
оставшуюся кандидатуру. Можно себе представить
результаты " управления" со стороны
отобранного таким образом арбитражного
управляющего ! И никакой альтернативы:
всё, что было наработано в ходе применения
законодательства о несостоятельности,
в частности списки независимых арбитражных
управляющих, зарегистрированных при
арбитражных судах, перечёркиваются.
Нельзя не обратить внимания
и на так называемые саморегулируемые
организации (СРО) арбитражных управляющих,
претендующие на монополизацию услуг
в области антикризисного управления,
да и самих субъектов, оказывающих
такие услуги,- арбитражных управляющих.
Согласно Закону о банкротстве ( ст.21-21)
в таком качестве может выступать
некая некоммерческая организация,
внесенная в единый государственный
реестр саморегулируемых организаций,
для чего требуется иметь в
своём составе не менее ста
арбитражных управляющих, каждый из
которых должен внести взнос в
компенсационный фонд соответствующей
организации в размере не менее
50 тыс.рублей ( имущественный ценз?!).
По всей вероятности, подобные
саморегулируемые организации будут
создаваться( гласно или негласно) заинтересованными
коммерческими структурами, располагающими
необходимыми финансовыми ресурсами.
А что же арбитражные управляющие?
Они попадают в полную зависимость
от саморегулируемых организаций( или
их хозяев?), о чём недвусмысленно
сказано в Законе. В частности,
согласно п.1 ст22 саморегулируемые организации
наделяются правом применять в отношении
своих членов меры дисциплинарной ответственности
вплоть до исключения из числа членов
саморегулируемой организации ( что
для арбитражного управляющего- верная
профессиональная смерть), а также
заявлять в арбитражный суд ходатайства
об отстранении своих членов от участия
в делах о банкротстве в
качестве арбитражных управляющих.
И это не всё. Арбитражный
управляющий, утвержденный арбитражным
судом по делу о банкротстве, должен
в течение десяти дней обеспечить
страхование своей ответственности
на страховую сумму не менее 3 млн.рублей
в год (п. 8 ст. 20 Закона). Излишне говорить,
что выполнение этого требования
неминуемо влечет полную финансовую
зависимость арбитражного управляющего.
К сожалению, в ходе принятия
Закона о банкротстве были отвергнуты
поправки, согласно которым предлагалось
наряду с новой системой саморегулируемых
организаций сохранить и существующую
систему независимых арбитражных
управляющих, не являющихся членами
СРО и зарегистрированных при
арбитражных судах. Тогда право
выбора той или иной системы антикризисного
управления должником принадлежало
бы его кредиторам, которые решали
бы этот вопрос сообразно своим интересам.
Такой выбор был бы вполне реальным:
либо привлекать к управлению должником
саморегулируемую организацию (с аккредитованными
при ней страховыми организациями
и профессиональными реестродержателями),
что влечет за собой утрату значительной
части имущества должника, но обеспечивает
страхование ответственности арбитражного
управляющего; либо доверить управление
должника конкретному независимому
арбитражному управляющему, имеющему
репутацию компетентного и порядочного
профессионала.
К слову сказать, только в
таких условиях конкуренции с
независимыми арбитражными управляющими
можно было надеяться на появление
действительно самостоятельных
в профессиональном отношении саморегулируемых
организаций арбитражных управляющих.[4,
9-12]
2.4. Определение и учёт
требований кредиторов.
В отличие от ранее действовавшего
законодательства о несостоятельности
Закон о банкротстве четко
определяет те требования кредиторов,
которые могут участвовать в
деле о банкротстве. Согласно п. 2 ст.
4 Закона для определения наличия
признаков банкротства должника
учитываются: размер денежных обязательств,
в том числе размер задолженности
за переданные товары, выполненные
работы и оказанные услуги, суммы
займа с учетом процентов, подлежащих
уплате должником, размер задолженности,
возникшей вследствие неосновательного
обогащения, и размер задолженности,
возникшей вследствие причинения вреда
имуществу кредиторов.
Кредиторы, обладающие названными
требованиями, относятся к числу
конкурсных кредиторов, которые
вправе обращаться в арбитражный
суд с заявлением о банкротстве
должника, а также участвовать
в собраниях кредиторов с правом
голоса.
Другую категорию требований
составляют обязательства должника
перед гражданами в связи
с причинением вреда жизни
или здоровью; обязательства по выплате
вознаграждения по авторским договорам;
обязанности должника, вытекающие
из трудовых отношений, по выплате выходных
пособий и оплате труда лиц, работающих
по трудовому договору. Обладатели
указанных требований не признаются
конкурсными кредиторами, хотя сами
требования подлежат учету в реестре
требований кредиторов и в период
конкурсного производства составляют
первые две очереди требований, подлежащие
удовлетворению в привилегированном
порядке.
К требованиям конкурсных
кредиторов приравнены требования о
взыскании недоимок по обязательным
платежам в бюджет и внебюджетные
фонды. Уполномоченные государственные
органы, так же как конкурсные кредиторы,
могут инициировать дело о банкротстве
должника и принимают участие
во всех собраниях кредиторов с правом
голоса.
Что касается иных требований
кредиторов по обязательствам, не являющимся
денежными, то они не рассматриваются
в деле о банкротстве, в подлежат
предъявлению в суд, арбитражный
суд в рамках общей подведомственности
в соответствии с процессуальным
законодательством (п. 5 ст. 5 Закона).
В Законе о банкротстве
предусмотрен дифференцированный порядок
определения состава и размера
требований кредиторов, а также уполномоченных
органов.
Для тех кредиторов (уполномоченных
органов), которые обращаются в арбитражный
суд с заявлением о признании
должника банкротом, установлен порядок,
согласно которому состав и размер
их требований определяются на дату подачи
соответствующего заявления.
В отношении требований кредиторов,
вступающих в дело о банкротстве
после его возбуждения арбитражным
судом, но до открытия конкурсного производства,
действует правило, в соответствии
с которым состав и размер денежных
обязательств и обязательных платежей
определяются на дату введения каждой
процедуры банкротства, следующей после
наступления срока исполнения соответствующего
обязательства (обязанности).
Состав и размер денежных
обязательств и обязательных платежей
по требованиям кредиторов, заявленным
после признания должника банкротом
и открытия конкурсного производства,
определяются на дату открытия конкурсного
производства.
Указанные правила определения
состава и размера требований
кредиторов и уполномоченных органов
имеют особое значение для тех
случаев, когда денежные обязательства
и обязательные платежи выражены
в иностранной валюте, что делает
необходимым перевод соответствующих
сумм в рубли (например, для включения
соответствующих требований в реестр
требований кредиторов). В этих целях
должен использоваться курс Центрального
банка РФ на дату введения каждой
процедуры банкротства, следующей
после наступления срока исполнения
обязательства (обязанoсти).