Понятие олигополии и особенности олигополистического рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 17:28, курсовая работа

Краткое описание

По одним данным, термин «олигополия» в научный аппарат ввел английский экономист Э. Чемберлин [3, с. 291]. Другие – что его создателем был Т.Мор [17, с. 242]. Но сущность олигополии исследователи определяют одинаково.
Олигополия – это синоним конкуренции между немногими [4, с. 359]. Олигополия дословно означает «несколько продавцов» (греч. «oligos» – несколько, «poleo» - продаю, торгую) [5, с. 353]. Это вид рыночной монополии [6, с. 137].

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 126.62 Кб (Скачать файл)

 

Одна из трудностей, связанных  с моделью «лидер – ведомый», состоит в том, что эта модель с необходимостью является ассиметричной: одна из фирм может принять решение  до того, как это сделает другая. В некоторых ситуациях это  необоснованно. Предположим, например, что две фирмы одновременно пытаются решить, какой объем выпуска производить. В этом случае, чтобы принять разумное решение. каждая из фирм должна предвидеть, каков будет выпуск другой фирмы.

Данная ситуация была впервые описана и изучена в середине XIX века французским ученым Огюстэном Курно в своей работе «Исследование математических принципов теории богатства», опубликованной в 1838 году. Курно обозначил проблему олигополистической взаимосвязи – необхо-димости каждой фирме принимать в расчет поведение конкурентов при определении своей рыночной стратегии. Чтобы понять поведение конкурирующих фирм, нужно, как считал Курно, сделать простое предположение относительно реакции каждой фирмы на поведение конкурентов.

В своей первоначальной постановке проблемы Курно предполагал, что каждая фирма будет действовать так, как будто она не ожидает от своих конкурентов изменения цен или объемов выпуска. [21; 347]

Допустим, что на рынке  действуют две фирмы: X и Y Как будет определять фирма X цену и объем производства? Помимо издержек они зависят от спроса, а спрос, в свою очередь, от того, сколько продукции выпустит фирма Y. Однако что будет делать фирма Y, фирме X неизвестно, она лишь может предположить возможные варианты ее действий и соответственно планировать собственный выпуск.

Поскольку рыночный спрос  есть величина заданная, расширение производства фирмой Y вызовет сокращение спроса на продукцию фирмы X. На рисунке 2.1 показано, как сместится график спроса на продукцию фирмы X (он будет сдвигаться влево), если Y начнет расширять продажу. Цена и объем производства, устанавливаемые фирмой X исходя из равенства предельного дохода и предельных издержек, будут снижаться соответственно от P0 до P1, P2 и от Q0  до Q1, Q2.

 

  

 Рис. 2.1

Изменение цены и объема выпуска продукции фирмой X при расширении производства фирмой Y: D — спрос; MR — предельный доход; МС — предельные издержки.

Если рассматривать ситуацию с позиции фирмы Y, то можно начертить подобный график, отражающий изменение цены и количества выпускаемой продукции в зависимости от действий, предпринятых фирмой X.

Объединив оба графика, получим  кривые реакции обеих фирм на поведение  друг друга. На рисунке 2.2 кривая X отражает реакцию фирмы X на изменения в производстве фирмы Y, а кривая Y— соответственно наоборот. Равновесие наступает в точке пересечения кривых реакций обеих фирм. В этой точке предположения фирм совпадают с их реальными действиями, и  устанавливается равновесная цена.[17; c. 57]

 Рис.2.2

В теории Курно привлекательны две вещи. Во-первых, она приводит к стабильному равновесию. При ценах выше точки пересечения двух ответных кривых каждая фирма имеет стимул снижать цену, установленную конкурентом. При ценах ниже точки пересечения, каждая фирма имеет стимул спросить больше, чем ее конкурент. Таким образом, при этом предположении существует только одна цена, которую может установить рынок.

Во-вторых, так как эта  теория распространяется на рынки не только с двумя фирмами, можно  доказать, что равновесная цена движется постепенно от монопольной цены к  цене, равной предельным издержкам. Следовательно, равновесие Курно в отрасли, где существует только одна фирма, достигается при монопольной цене; в отрасли с большим числом фирм - при конкурентной цене; а в олигополии различных размеров - колеблется в этих пределах.

Тем не менее, существует одна тревожащая экономистов деталь в  теории Курно. В основе теории лежит предположение каждой фирмы, что ее конкуренты не отреагируют на изменение фирмой цен и объёмов производства. Но даже однодневная жизнь в мире Курно подтверждает ошибочность такой предпосылки. В примере с рисунком 2.1 фирма Y возникает на рынке, предполагая, что фирма X не обратит внимания на ее появление. Но фирма X реагирует также как, фирма Y. При описании состояния рыночного равновесия теория Курно не предполагает, что компании выберут именно эти объемы выпуска. Предполагается только, что если организации выберут такие объемы производства, то рынок будет находиться в состоянии равновесия.

 

 

2.5 Одновременное установление цен

Согласно предпосылке  описанной выше модели Курно, фирмы выбирают объемы выпуска, оставляя определение цены за рынком. Согласно другому подходу, фирмы устанавливают цены на свой выпуск, оставляя за рынком определение объемов продаж. Эта модель известна как конкуренция по Бертрану.

  Выбирая цену, фирма должна предвидеть цену, устанавливаемую другой фирмой отрасли. Так же, как в случае равновесия по Курно, мы хотим найти такую пару цен, чтобы каждая из них была выбором, максимизирующим прибыль при заданном выборе цены другой фирмой.

В ситуации, когда фирмы  продают, как мы предположили, одинаковые продукты, структура равновесия по Бертрану на самом деле очень проста. Это равновесие оказывается конкурентным равновесием в точке, где цена равна предельным издержкам.

Сначала обратим внимание на то, что цена никогда не может  быть меньше предельных издержек, поскольку  иначе каждая из фирм увеличила бы свою прибыль, начав производить  меньше. Поэтому рассмотрим случай, когда цена больше предельных издержек. Предположим, что обе фирмы продают  выпуск по некоторой цене p, которая выше предельных издержек. Рассмотрим позицию фирмы 1. Если она снизит свою цену на любую малую величину ε и если другая фирма сохранит свою цену на уровне p, то все потребители захотят покупать продукт у фирмы 1. Снизив цену на произвольно малую величину, эта фирма сможет увести у фирмы 2 всех покупателей.

Если фирма 1 действительно  думает, что фирма 2 назначит цену p, большую, чем предельные издержки, ей всегда будет выгодно снизить цену до p – ε. Но фирма 2 может рассуждать точно так же! Следовательно, в равновесии не может существовать никакая цена, которая была бы выше предельных издержек; единственно возможное равновесие – конкурентное.

Этот результат кажется  парадоксальным, когда с ним сталкиваются впервые: как можно получить конкурентную цену, если на рынке имеется только две фирмы? Если, однако, представить  себе модель Бертрана как модель конкурентных торгов, результат этот приобретает  больший смысл. Допустим, что одна из фирм участвует в торгах, назначая цену выше предельных издержек. Тогда  другая фирма всегда может получить прибыль, сбивая эту цену. Отсюда следует, что единственная цена, «сбивания» которой не может ожидать ни одна из фирм, есть цена, равная предельным издержкам.

Часто можно наблюдать, что  в результате конкурентных торгов с  участием фирм, не готовых к сговору, устанавливаются цены, много ниже тех, к которым можно было бы прийти каким-то другим способом. Это явление есть не что иное, как пример логики конкуренции по Бертрану. 

 

2.6 Сговор

 

В рассмотренных нами до сих пор моделях фирмы действовали  независимо друг от друга. Однако, в  случае вступления фирм в сговор с  целью совместного определения  выпуска, эти модели выглядят не очень  разумными. Если сговор возможен, то фирмам выгоднее выбрать объем выпуска, максимизирующий общую прибыль в отрасли, и затем разделить прибыль между собой.

Ситуация в олигополистической отрасли и ее особенности предполагают и поощряют сотрудничество (сговор) между предприятиями-участниками. Сговор может принять явные (концерн, синдикат, трест, картель и пр.) и тайные формы.

Условие олигополии - небольшое  число находящихся во всеобщей взаимозависимости фирм — благоприятствует тайному сговору. Тайный сговор имеет место, когда фирмы достигают непосредственного, или молчаливого (не выраженного словами), соглашения о том, чтобы зафиксировать цены, разделить или распределить рынки или иным образом ограничить конкуренцию между собой. Недостатки и неопределенности не основанной на тайном сговоре модели ломаной кривой спроса являются очевидными для производителей. Всегда существует опасность, что вспыхнет ценовая война. В частности, во время всеобщего спада деловой активности у каждой фирмы окажутся избыточные мощности, и поэтому она может сократить издержки на единицу продукции путем увеличения своей рыночной доли. Затем также всегда имеется возможность того, что новая фирма может преодолеть барьеры для вступления и предпринять резкое сокращение цен, чтобы утвердиться на рынке. К тому же обусловленный тайным сговором контроль над ценой позволит олигополистам уменьшить неопределенность, увеличить прибыли и, может быть, даже помешать вступлению новых конкурентов.

Например, существуют три  фирмы - А, Б и В, - производящие однородную продукцию. Все фирмы имеют одинаковые кривые издержек. Кривая спроса каждой фирмы не определена до тех пор, пока неизвестны, как ее конкуренты будут реагировать на любое изменение цены. Поэтому предположим, что каждая фирма допускает, что два ее конкурента будут выравнивать свои цены и при снижении цены, и при повышении цены. Другими словами, кривые спроса всех фирм одинаковы. При данных одинаковых издержках, спросе и показателях предельных доходов можно сказать, что рисунок 2.3 показывает положение каждой из этих трех олигополистических фирм.

 

 

Рис. 2.3  Модель тайного сговора

Если олигополистические фирмы сталкиваются с одинаковыми  или очень похожими условиями  спроса и издержек, они будут вступать в тайный сговор и максимизировать  общие прибыли. Итоговые цена и объем  производства являются, по существу, такими же, как и при чистой (нерегулируемой) монополии; каждый олигополист назначает цену PQ и производит объем продукции Q. Если бы фирма А была бы чистым монополистом: создается объем продукции Q, при котором предельный доход равен предельным издержкам, назначается соответствующая цена PQ и получается максимально достижимая прибыль. Однако фирма А имеет двух конкурентов, продающих идентичные продукты, и если предположение А о том, что ее конкуренты будут выравнивать свои цены по ее цене, окажется неверным, последствия для А могут быть разрушительными. Точнее, если Б и В на самом деле назначат цены ниже PQ, тогда кривая спроса фирмы А сместится довольно резко влево, поскольку ее потенциальные потребители обратятся к ее конкурентам, которые в настоящее время продают тот же самый продукт по более низкой цене. Конечно, фирма А может ответить тем же самым, также снизив свою цену; но это вызовет перемещение всех трех фирм вниз по кривым спроса, уменьшая их прибыли и, может быть, даже приведя их к некоторой точке, в которой средние издержки превысят цену. Каждая фирма считает наиболее выгодным назначать одну и ту же цену PQ, но только если ее конкуренты будут на самом деле делать то же самое. Все фирмы будут иметь причину для того, чтобы вступить в тайный сговор — "собраться вместе и обсудить это" — и согласиться назначить одинаковую цену PQ. Кроме уменьшения существующей всегда возможности возник-новения войны цен, каждая фирма будет получать максимальную прибыль. И для общества, вероятно, результат будет приблизительно таким же, как если бы отрасль была чистой монополией, состоящей из трех одинаковых предприятий.

Объединение фирм в целях установления таких цен и объема выпуска, которые максимизировали бы общую прибыль отрасли, известно как картель. Картель предполагает явный сговор между продавцами относительно: принципа установления цен, раздела рынков сбыта, квот производства и сбыта участников, обмена патентами и другой информацией, имеющей коммерческий интерес.

Картели могут иметь как национальный характер (т.е. объединять предприятия одной страны), так и международный характер (объединение предприятий разных стран, так называемые товарные ассоциации экспортеров и производителей сырья). Среди наиболее известных картелей второго типа можно назвать ОПЕК (Организацию стран-экспортеров нефти).

На внутреннем рынке во многих странах в настоящее время  картели являются незаконными, и  если образуются, то действуют нелегально. Основная цель образования картеля заключается в получении ее участниками монопольной прибыли путем сговора.

 

2.7 Сравнение решений

 

Выше мы рассмотрели несколько  моделей поведения дуополии: лидерство  по объему выпуска (модель Стакелберга), лидерство в ценообразовании, одновременное установление объемов выпуска (модель Курно), одновременное установление цен (модель Бертрана) и решение в случае сговора. Попытаемся проанализировать данные модели и сравнить их.

Очевидно, что сговор имеет  своим результатом наименьший отраслевой объем выпуска и наивысшую  цену. Равновесие по Бертрану – конкурентное равновесие – дает наивысший выпуск и самую низкую цену. Результаты других моделей находятся между  этими двумя крайностями.

Возможно построение множества  других моделй. Например, можно рассмотреть модель с дифференциацией продуктов, в которой два производимых товара не являются совершенными субститутами. Или же модель, в которой фирмы принимают ряд решений о выборе с течением времени. В рамках такой модели выбор, сделанный фирмой в какой-то момент времени, может влиять на выбор, который делает позднее другая фирма.

Мы предположили также, что  каждой фирме известны функция спроса и функции издержек других фирм отрасли. В действительности эти функции  никогда не бывают известны наверняка. При принятии собственных решений каждой фирме необходимо оценить те условия со стороны спроса и издержек, с которыми сталкиваются ее сопкрники.

Тем не менее, вышеизложенные теории дуополистического и олиго-полистического равновесия на рынке промышленной продукции легли в основу современных, используемых при принятии производственно-хозяйственных решений, концепций олигополистического взаимодействия.

 

 

3. Способы поведения фирмы при разных видах олигополии

 

3.1 Нескоординированная олигополия

 

Рассматривая модель Курно, мы выяснили, что каждое изменение объема производства конкурента (или устанавливаемых им цен) ведет к формированию новой кривой спроса для данной фирмы. Анализирующая такую ситуацию модель ломаной кривой спроса была предложена независимо П. Суизи, Р. Хитчем и К. Холлом в 1939 г., а затем развивалась и изменялась рядом исследователей нескоординированной олигополии [27, с. 594]. Допустим, фирма находится в некоторой точке А (выпуск продукции QA, цена РА) своей кривой спроса D1 и стремится перейти из нее в точку О, дающую максимальные прибыли (МС = MR1). Конкуренты, возможно, не увидят в этом угрозы и ничего не предпримут. Тогда фирме удастся достичь оптимальной для нее точки О.

Информация о работе Понятие олигополии и особенности олигополистического рынка