Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 17:28, курсовая работа
По одним данным, термин «олигополия» в научный аппарат ввел английский экономист Э. Чемберлин [3, с. 291]. Другие – что его создателем был Т.Мор [17, с. 242]. Но сущность олигополии исследователи определяют одинаково.
Олигополия – это синоним конкуренции между немногими [4, с. 359]. Олигополия дословно означает «несколько продавцов» (греч. «oligos» – несколько, «poleo» - продаю, торгую) [5, с. 353]. Это вид рыночной монополии [6, с. 137].
P
A
N
P1 O 1 O
P0 D1
D2
MC
MR2 MR1
Q2 Q0 Q
Рис. 3.1 Модель ломаной кривой спроса [26, с. 322]
Однако вероятнее, что в какой-то момент конкуренты сочтут свои интересы ущемленными и могут снизить цены, расширив сбыт. Для рассматриваемой фирмы такие действия обернутся снижением спроса. Скажем, если конкуренты начнут ответное снижение цен после того как цена товаров рассматриваемой фирмы упадет до Рn, то, начиная с точки N, кривую спроса D1 сменит новая, более резко падающая кривая D2. Аналогично изменится и кривая предельного дохода (с MR1 на MR2). При этом если кривая спроса приобретает ломаную форму, то для кривой предельного дохода становится характерным разрыв (в ней появляется вертикальный участок). Точка О в этой ситуации перестанет быть оптимальной, обеспе-чивающей наивысшую прибыль. Ведь MR2 и МС пересекаются в другой точке; значит, для точки О более не выполняется правило МС = MR. Да она и не достижима вообще: в соответствии с новой кривой спроса продать по цене P0 объем продукции Q0 невозможно. Ведь точка О лежит выше кривой спроса D2. Значит, первоначальная цель максимизации прибыли оказалась нереальной.
Не успехом завершится движение из N к новой оптимальной точке О1. Ведь на новое снижение цен конкуренты могут также ответить резкими контрмерами, и тогда кривую спроса D2 сменит еще более низкая кривая D3. Точка О1 тоже станет недостижимой и так далее. Таким образом, проявляя упорство в снижении цен, фирма-олигополист рискует вызвать цепную реакцию ответных мер конкурентов и снижения спроса, уменьшив прибыль.
То же самое происходит и при повышении цен. Только в этом случае фактором неопределенности являются уже не «санкции» конкурентов, а возможная «поддержка» с их стороны. Те могут присоединиться к повышению цен, и тогда потеря клиентов данной фирмой будет невелика.
Таким образом, при изменении цен кривая спроса на продукцию фирмы в условиях нескоординированной олигополии имеет ломаный вид. До активной реакции конкурентов она следует по одной траектории, а после него - по другой.
Особенно подчеркнем непредсказуемость точки излома. Ее положение зависит от субъективной оценки действий данной фирмы конкурентами. Очень легко вызвать ценовую войну. Единственной надежной тактикой становится принцип «Не делай резких движений». Таким образом, для нескоординированного олигополистического рынка характерна негибкость цен.
Существует и еще одна возможная причина негибкости цен: если кривая предельных издержек (МС) пересекает линию предельного дохода на протяжении ее вертикального участка, то сдвиг кривой МС выше или ниже исходного положения не повлечет изменения оптимальной комбинации цены и объема выпуска. Цена перестает реагировать и на изменение издержек.
Относительная негибкость цен на продукты олигополистических отраслей по сравнению с товарами отраслей конкурентных, является твердо установленным эмпирическим фактом. Последствия этого явления для рынка очень велики.
Общая логика доказательства преимуществ рыночной экономики основывается на механизмах ценовой саморегуляции рынка. В случае же нескоординированной олигополии этот механизм если и не совсем уничтожен, то блокирован. В условиях нескоординированной олигополии возможными становятся серьезные искажения цен и объемов производства по сравнению с объективными запросами рынка. Возникают и разрушительные ценовые войны гигантских корпораций, когда эти диспропорции вырываются наружу и олигополисты переходят к открытым схваткам. Примеры подобных войн часто встречались на ранних этапах становления крупного бизнеса – на стыке XIX - XX вв. [28, с. 12].
Такие масштабные сбои в работе рыночных механизмов привлекли к себе пристальное внимание разных школ экономистов.
С точки зрения марксизма, олигополизация рынка (или − в марк-систской терминологии - его монополизация) является преддверием краха капитализма. Рыночная экономика превосходит другие виды организации хозяйства благодаря механизму саморегуляции, связанному с наличием конкуренции. Но маленькие предприятия не выдерживают конкуренции и не могут быть основой технического прогресса. Возникают крупные пред-приятия, а с ними и олигополия.
То есть конкуренция сама порождает олигополию (монополию). Олигополия же, уничтожает или резко ослабляет механизм рыночной саморегуляции. Таким образом, капитализм становится сам для себя могильщиком. В подобных рассуждениях состоит одна из главных теоретических основ марксистского радикализма . Если исходить из неизбежности краха капиталистической системы, то логично предпринимать усилия для создания нового, лучшего строя - социализма. Большинство немарксистских научных школ не отрицают значительного разрушительного потенциала, кроющегося в олигополизации экономики. Однако выводы из анализа ситуации делаются более оптимистичные.
Во-первых, подчеркиваются адаптационные возможности рынка. Олигополия не полностью устраняет конкуренцию и чистом виде встречаются редко. Как правило, основных «игроков» заметно больше: 3-4 крупнейших производителя и еще больше компаний второго ранга . К тому же кроме национальных фирм, на рынок сегодня обычно имеют доступ и иностранные компании. А более сложные модели олигополии показывают, что с ростом числа олигополистов равновесие Курно приближается к конкурентному равновесию. Поэтому цены продолжают даже на олигополистическом рынке оставаться механизмом саморегуляции экономики.
Во-вторых, нельзя недоучитывать живучесть мелкого бизнеса. В XXI в. от 2/3 до 3/4 всех занятых в развитых странах продолжает работать на малых фирмах. Поэтому общий климат на рынке все равно определяет свободная конкуренция.
В-третьих, существенную позитивную роль играет государство, проводящее антимонопольную политику и снижающее степень несовершенства рынка.
Спор о взаимосвязи процесса олигополизации (монополизации) и исторических судеб рыночной экономики не закончен. Но очевидно, что к быстрому краху капитализма, как ожидали марксисты, он не привел. Впрочем, в начале 30-х годов одна из разновидностей олигополии - картели - действительно поставила этот строй почти на грань гибели.
3.2 Картели
Немногочисленность основных участников олигополистического рынка благоприятствует заключению между ними соглашения. Главная идея подобного сговора состоит в установлении объема производства и цен на таком уровне, который обеспечивает максимальную прибыль для всей группы договаривающихся компаний в целом (монопольную прибыль). Далее этот объем делится между участниками картеля определением либо квоты (доли) каждого из них в общем производстве, либо географическим закреплением рынков. Нередко картели выравнивают уровни издержек своих членов и договариваются предлагать поставщикам за закупаемые ресурсы одинаковую цену. Таким образом, картель предполагает установление между фирмами соглашения: о единых ценах; о размерах (квотах) производства или разделе рынков; о единой политике с поставщиками ресурсов, чаще всего по отношению к профсоюзам [10, с. 481].
Временем расцвета картелей был период с конца XIX до конца 30-х годов XX в., когда они имели легальную форму и были широко распространены. Картели тогда смогли создать монополистическую структуру рынка в ряде ведущих отраслей в международных масштабах и на длительное время.
Специфика истории сговора в нашей стране состоит в том, что в царской России картели были запрещены уже в те годы, когда в других странах их деятельность разрешалась. Но русские олигополисты нашли обходной путь, создав синдикаты. Формально между олигополистами не было соглашений, и нельзя было применить антикартельное законо-дательство. Но все члены синдиката совместно владели одним дочерним обществом - конторой. Последняя не занималась производством продукции, а только торговала ею. «Изюминкой» организационной структуры синдиката, превращавшей его в сговор, были стандартные соглашения, подписы-вавшиеся на двусторонней основе каждым из участников синдиката и конторой. Согласно этому соглашению участник синдиката уполномочивал контору быть единственным продавцом своей продукции. В итоге контора продавала всю продукцию, изготовленную олигополистами, став монополией.
Картели оказали резко отрицательное воздействие на рыночную экономику. Более того, все недостатки чистой монополии на практике известны в основном из опыта деятельности картелей. Худшие образцы завышения цен и занижения выпуска продукции дали именно картели.
Нередко картели тормозили технический прогресс: для экономии издержек новые изобретения «клались под сукно», пока не износятся машины, выпускающие товары по старой технологии.
Особенно сильное негативное воздействие на экономику картели оказали в период тяжелых кризисов перепроизводства - в 30-е годы. Хотя товары в это время не находили сбыта, картели не снижали на них цены, предпочитая уменьшать объемы производства и увольнять рабочих [30, с. 22]. В итоге кризис углублялся: падение производства и безработица в годы Великой депрессии достигали самых высоких значений за всю историю капитализма. Сравнивая угнетенную рыночную экономику тех лет с динамично развивавшимся СССР эпохи первых пятилеток, многие крупные немарксистские экономисты той эпохи (включая Кейнса) высказывали опасение, что капитализм сходит с исторической сцены. В итоге в большинстве стран картели тогда же или чуть позже были запрещены.
В настоящее время картели преследуются в мире как тайные сговоры. Легально они допускаются лишь в некоторых особых сферах экономики (например, в «умирающих» отраслях или в экспортной деятельности) под контролем государства.
Нередко также функции, близкие к картельным, пытаются осущест-влять на более постоянной основе разнообразные ассоциации: импортеров чая, производителей соков и т.д. В октябре 1998 г., например, Государственный антимонопольный комитет РФ начал расследование повышения цен на бензин членами Московской топливной ассоциации, объединяющей около 60 компаний-владельцев бензоколонок и контролирующей 85-90% продаваемого в Москве бензина [31, с. 19].
Однако еще большие опасения вызывает в этом смысле будущее. Высокая концентрация производства, неумение завоевывать клиентов рыночными методами, сложившиеся в еще дореформенную эпоху тесные контакты всех предприятий основных отраслей и ряд других факторов благоприятствуют массовому возникновению картелей. Если развитие событий действительно пойдет по этому сценарию, экономике может быть нанесен крупный ущерб. Его предотвращение поэтому является важной задачей государственной экономической политики.
3.3 Картелеподобная структура рынка
Компромисс между
Наиболее часто употребляемым
приемом «игры по правилам» является
лидерство в ценах. Все крупные
изменения цен сначала проводит
одна фирма (обычно самая крупная), а
затем они повторяются в
Другим распространенным вариантом картелеподобной структуры рынка является ценообразование по схеме «издержки плюс» [33, с. 117]. Оно предполагает, что фирмы отрасли ориентируются на примерно одинаковый, «нормативный» процент прибыли по отношению к издержкам. Поскольку за долгие годы противоборства на рынке каждый олигополист успевает хорошо узнать уровень издержек конкурентов, он легко предсказывает и их цены. Появляется и четкий критерий оценки степени агрессивности ценообразования. Как только процент прибыли какой-то компании резко снижается по сравнению с принятым в отрасли, фирмы-конкуренты воспринимают это как «объявление войны» и начинают ответные действия. Оставаясь же в рамках общепринятого уровня прибыльности, фирма сводит возможность неожиданной реакции конкурентов до минимума.
Таким образом, общественная эффективность олигополии как особого типа рынка различна для разных её форм. В форме картеля олигополия крайне неэффективна: это фактически групповая монополия. При нескоординированной олигополии и «игре по правилам», где конкуренция несравнимо сильнее, чем в картелированных отраслях, есть все недостатки несовершенной конкуренции. Из-за значительного контроля над рынком недостатки проявляются при олигополии много сильнее, а переход отрасли в олигополистическое состояние сопровождается резким увеличением производительности в связи с экономией на масштабах производства.
Итак, исследователи выделяют три принципиальные возможности поведения фирмы на олигополистическом рынке.
1. Нескоординированная олигополия - фирмы не вступают в контакты друг с другом и не пытаются сознательно найти точку устраивающего всех равновесия.
2. Картель (или сговор) фирм, ориентирующихся не на достижение равновесия Курно, а на долгосрочное монополистическое равновесие . Цены и объем производства устанавливаются на том уровне, который избрала бы монополия. После достижения цели участники картеля делят между собой полученную монополистическую прибыль.
Информация о работе Понятие олигополии и особенности олигополистического рынка