Прибыль как конечный финансово-экономический результат предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 00:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – выявление позитивных и негативных тенденций в осуществлении финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
В первой главе рассмотрены виды прибыли, функции прибыли, показатели прибыли, отечественные и зарубежные метода анализа прибыли.
Во второй главе проведен анализ структуры баланса, показателей ликвидности, платежеспособности предприятия, рыночной устойчивости, рентабельности капитала и хозяйственной деятельности, дана оценка состояния основного и оборотного имущества, дебиторской и кредиторской задолженности, коммерческой эффективности, рассчитана вероятность банкротства предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………… 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ КАК КОНЕЧНОГО ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕЗУЛЬТАТА ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………………………6
1.1 Роль прибыли на предприятии, классификация прибыли…………………6
1.2 Методы и методика анализа прибыли на предприятии……………….….11
1.3 Резервы и пути увеличения прибыли……………………………………...19
2. АНАЛИЗ, ОЦЕНКА И ДИАГНОСТИКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ООО «ПРЯМАЯ ЛИНИЯ»…………………………………………………………25
2.1 Краткая характеристика деятельности предприятия
ООО «Прямая линия»………………………………………………………..…25
2.2 Оценка балансовых стоимостных показателей и динамики финансовых результатов деятельности предприятия…………………………………….…25
2.3 Анализ ликвидности и оценка платежеспособности ООО «Прямая линия»……………………………………………………………………………30
2.4 Оценка финансовой устойчивости предприятия ООО «Прямая линия»
2.5 Прогнозирование вероятности банкротства…………………...………….55
2.6 Оценка эффективности финансово-хозяйственной деятельности ООО «Прямая линия»…………………………………………………………………58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….………….76
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Рашитова.doc

— 1.39 Мб (Скачать файл)

В системе бухгалтерского учета понятие «чистая прибыль» и порядок ее определения установлены однозначно. В соответствии с п. 83 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ нераспределенная чистая прибыль — это конечный финансовый результат организации, выявленный за отчетный период, за минусом причитающихся за счет прибыли установленных в соответствии с законодательством налогов и иных аналогичных обязательств [2].

В условиях рыночных отношений имеются следующие источники формирования прибыли:

    • первый источник образуется за счет монопольного положения предприятия по выпуску той или иной продукции или (и) уникальности продукта. Поддержание этого источника на относительно высоком уровне предполагает постоянное обновление продукта;
    • второй источник связан непосредственно с производственной и предпринимательской деятельностью. Он касается всех предприятий. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения адаптировать развитие производства под эту постоянно меняющуюся конъюнктуру. Здесь все сводится к проведению соответствующего маркетинга. Величина прибыли в данном случае зависит от: правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом); создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставки, обслуживание покупателей; послепродажное обслуживание и т.д.); объемов производства (чем больше объем производства, тем больше масса прибыли); от структуры снижения издержек производства;
    • последний источник проистекает из инновационной деятельности предприятия. Его использование предполагает постоянное обновление выпускаемой продукции, обеспечение ее конкурентоспособности, рост объемов реализации и увеличение массы прибыли [12].

Прибыль организации складывается из трех основных элементов:

    • прибыль (или убыток) от реализации продукции, работ и услуг;
    • прибыль (или убыток) от прочей реализации;
    • прочие доходы и расходы [33].

Основную часть получаемой прибыли составляет прибыль от реализации продукции, работ, услуг.

Прибыль от реализации продукции — это финансовый результат, полученный от основной деятельности предприятия, которая может осуществляться в любых видах, зафиксированных в его уставе и не запрещенных законом. Финансовый результат определяется раздельно по каждому виду деятельности предприятия, относящемуся к реализации продукции, выполнению работ, оказанию услуг. Он равен разнице между выручкой от реализации продукции в действующих ценах и затратами на ее производство и реализацию [28].

 

1.2 Методы и методика анализа прибыли на предприятии

 

На каждом предприятии необходимо проводить систематический анализ прибыли. Задачи анализа: оценка плана прибыли, изучение выполнения плана и динамики; выявление и количественное измерение влияния факторов формирования показателей прибыли и оценка ее качества; выявление резервов роста прибыли [14].

Анализ финансовых результатов осуществляется по следующим направлениям: горизонтальный анализ, вертикальный анализ и факторный анализ.

Горизонтальный анализ – это оценка изменений структуры показателей прибыли за отчетный период в абсолютной сумме и в процентах. Вертикальный анализ - это оценка изменений структуры показателей прибыли, когда сначала оцениваются их изменения. Горизонтальный анализ проводится самим предприятием, вертикальный (трендовый) – чаще всего внешними пользователями [16].

При факторном анализе финансовых результатов выявляются факторы, повлиявшие на финансовые результаты предприятия. Важными факторами роста прибыли, зависящими от деятельности предприятий, являются рост объема производимой продукции в соответствии с договорными условиями, снижение ее себестоимости, повышение качества, улучшение ассортимента, повышение эффективности использования производственных фондов, рост производительности труда [38].

К факторам, не зависящим от деятельности организаций, относятся изменения государственных регулируемых цен на реализуемую продукцию, влияние природных, географических, транспортных и технических условий на производство и реализацию продукции и др [13].

 При  факторном анализе прибыли от  реализации проводится анализ  следующих показателей (факторов):

    • объем продаж – при высоком удельном весе постоянных расходов в себестоимости продукции рост объема реализации приводит к увеличению объема прибыли за счет снижения доли постоянных расходов, приходящихся на единицу продукции;
    • цена реализации – рост цен увеличивает прибыль от реализации, снижение цен – уменьшает;
    • себестоимость реализации – снижение себестоимости (без снижения качества продукции) вызывает увеличение прибыли, рост себестоимости приводит к уменьшению прибыли;
    • структура реализации – увеличение реализации более рентабельных изделий, расширение ассортимента приводит к росту прибыли от реализации.
    • повышение эффективности использования производственных фондов увеличивает прибыль;
    • рост производительности труда увеличивает прибыль [14].

Большой интерес представляет методика маржинального анализа прибыли, широко используемая в западных странах. В отличие от традиционной методики анализа прибыли она позволяет полнее изучить взаимосвязи между показателями и точнее измерить влияние факторов.

Отечественная методика факторного анализа прибыли предполагает использование следующей модели: 

П=VРП*(р-с),                                                                       (5)

где VPП - физический объем продаж; р - цена реализации; с - полная себестоимость единицы продукции [5].

В этом случае исходят из предположения, что все эти факторы изменяются сами по себе, независимо друг то друга. Прибыль изменяется прямо пропорционально объему реализации, если реализуется рентабельная продукция. Если продукция убыточна, то прибыль изменяется обратно пропорционально объему производства (реализации) продукции и ее себестоимости. При увеличении производства (реализации) себестоимость единицы продукции снижается, так как при этом обычно возрастает только сумма переменных расходов (сдельная зарплата производственных рабочих, сырье, материалы, технологическое топливо, электроэнергия), а сумма постоянных расходов (амортизация, аренда помещений, повременная оплата труда рабочих, зарплата и страхование административно-хозяйственного аппарата и др.) остается, как правило, без изменений.

И, наоборот, при спаде производства себестоимость изделий возрастает из-за того, что больше постоянных расходов приходится на единицу продукции [35].

В зарубежной практике для обеспечения системного подхода при изучении факторов изменения прибыли и прогнозировании ее величины в маржинальном анализе используют следующую модель:

П=VРП (р-b)-А,                                                                   (6)

где р - цена единицы продукции; b - переменные затраты на единицу продукции; А - постоянные затраты на весь объем продаж данного вида продукции.

Данная модель позволяет определить изменение суммы прибыли за счет количества реализованной продукции, цены, уровня удельных переменных и суммы постоянных затрат.

Здесь учитывается не только прямое влияние объема продаж на прибыль, но и косвенное - посредством влияния данного фактора на себестоимость изделия, что дает возможность более правильно исчислить влияние факторов на изменение суммы прибыли [25].

По методике с учетом маржинального дохода прибыль больше зависит от объема и структуры продаж, так как эти факторы влияют одновременно и на себестоимость.

Применение методики с учетом маржинального дохода прибыли позволяет исследовать и количественно измерить не только непосредственные, но и опосредованные связи и зависимости. [16].

Важным аспектом анализа прибыли является определение безубыточного (критического) объема производства и реализации продукции. Безубыточный объем продукции имеет место, если полная себестоимость продукции равна выручке от реализации продукции (либо если маржинальный доход равняется сумме переменных издержек в составе себестоимости продукции). В этом случае организация не получает ни прибыли, ни убытка от реализации продукции. Такое положение носит название критического (безубыточного) объема производства и реализации продукции, или иначе, критической точки (точки безубыточности), а также порога рентабельности [3]. Для достижения критической точки необходимо произвести и реализовать столько продукции, чтобы за счет выручки от реализации были покрыты как переменные, так и постоянные издержки данной организации. Для того, чтобы получить прибыль, следует увеличить объем производства и продаж. Если же величина продукции снизится, то организация получит убыток. Формула определения критического объема:

,                                                       (7)

где - постоянные издержки, - средняя цена на ед. изд., v – среднепеременные затраты на ед. изделия [11].

Важным является также анализ «качества» прибыли. Качество прибыли представляет собой обобщенную характеристику структуры источников формирования прибыли. При высоком «качестве» прибыли увеличивается объем произведенной продукции, снижается ее себестоимость. При низком же «качестве» прибыли имеет место рост реализационных цен на продукцию в сочетании с отсутствием увеличения объема продукции в натуральных измерителях. Главным фактором для повышения «качества» прибыли является снижение себестоимости продукции. Это интенсивное направление увеличения прибыли за счет мобилизации имеющихся резервов.

Некоторые показатели, характеризующие качество прибыли: динамика нормы прибыли, запас финансовой прочности, эффект операционного рычага.

Динамика нормы прибыли показывает отношение чистой прибыли к выручке от реализации продукции. Запас финансовой прочности отражает разницу между выручкой и порогом рентабельности.

Операционный рычаг при превышении точки безубыточности позволяет обеспечить более быстрый рост прибыли от продаж, чем объем производства. Он характеризуется соотношением маржинального дохода и прибыли от продаж. Формула расчета операционного рычага:

 или  ,                             (8)

где - маржинальный доход, - прибыль от продаж базового периода, - изменение прибыли от продаж, - объем продаж базового периода, - изменение объема продаж [16].

Эффект операционного рычага состоит в том, что любое изменение выручки предполагает более сильное изменение прибыли от продаж (операционной прибыли). Формула его расчета в процентах:

,                                                 (9)

где - темп прироста выручки. Формула расчета в рублях:

.                                                      (10)

Действие этого эффекта связано с непропорциональным воздействием условно-постоянных и условно-переменных затрат на финансовый результат при изменении объекта производства и реализации.  Эффект операционного рычага показывает, в каком размере увеличивается прибыль в связи с изменением выручки от реализации продукции [37]. Влияние увеличения выручки от реализации на сумму прибыли зависит от соотношения переменных и постоянных затрат. Поэтому и величина операционного рычага зависит от этого соотношения. Чем выше удельный вес постоянных издержек, тем больше различие между маржинальным доходом и прибылью, и тем выше соотношение между ними. При помощи операционного рычага можно оценить степень влияния выручки от реализации продукции на прибыль. Чем больше величина операционного рычага, тем более значительное увеличение прибыли обеспечивает каждый процент прироста выручки от реализации продукции [11].

Все перечисленные факторы, оказывающие влияние на величину полученной прибыли, следует отнести к числу внутренних факторов. Кроме них, существуют и внешние факторы, также определяющие величину полученной организацией прибыли.

Предприятия могут получать финансовые результаты (прибыли или убытки), не связанные с реализацией продукции, работ и услуг. Сюда относятся, в частности, прибыли и убытки от так называемой прочей реализации, т.е. от реализации имущества (активов) предприятия. Например, может иметь место продажа основных средств (фондов), нематериальных активов, материалов, ценных бумаг и других видов активов предприятия [14].

При анализе финансовых результатов от прочей реализации необходимо проверить достоверность оценки продаваемых активов, а также сравнить возможные доходы от реализации активов с предполагаемыми затратами по этим операциям. Затем, уже в процессе последующего анализа следует сопоставить фактический финансовый результат от прочей реализации с предусмотренным результатом [27].

Кроме прибылей и убытков от прочей реализации (от реализации активов), организации могут иметь также прочие доходы и расходы, не связанные ни с реализацией продукции, ни с реализацией активов (имущества), которые включают операционные и внереализационные доходы и расходы.

Операционные доходы и расходы включают: проценты к получению, проценты к уплате, доходы от участия в других организациях, прочие операционные доходы и расходы.

Внереализационные доходы и расходы включают в себя: штрафы, пени, неустойки, суммы кредиторской и дебиторской задолженности, прибыль и убытки прошлых лет и проч.

Анализ прочих доходов и расходов дает возможность оценить организацию функционирования маркетинговой и финансовой служб, а также степень соблюдения договорной дисциплины [18].

Показателями анализа эффективности деятельности предприятия и использования прибыли являются показатели  рентабельности. Эти показатели характеризуют полученную прибыль по отношению к затраченным производственным ресурсам. Уровень рентабельности предприятия влияет на эффективность использования прибыли: при низком значении уровня и, соответственно, небольшой сумме распределяемой прибыли большая ее часть идет на создание обязательных фондов и резервов, на выплату дивидендов по привилегированным акциям, на социальные программы и друб.; при высоком уровне большая часть идет на потребление и накопление. Выделяют пять основных показателей рентабельности. Рентабельность продукции – измеряет эффективность производства и реализации различных видов конечной продукции фирмы. Данный показатель рассчитывается по формуле:

,                                                             (11)

Информация о работе Прибыль как конечный финансово-экономический результат предприятия