Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 00:22, курсовая работа
Цель работы – выявление позитивных и негативных тенденций в осуществлении финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
В первой главе рассмотрены виды прибыли, функции прибыли, показатели прибыли, отечественные и зарубежные метода анализа прибыли.
Во второй главе проведен анализ структуры баланса, показателей ликвидности, платежеспособности предприятия, рыночной устойчивости, рентабельности капитала и хозяйственной деятельности, дана оценка состояния основного и оборотного имущества, дебиторской и кредиторской задолженности, коммерческой эффективности, рассчитана вероятность банкротства предприятия.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………… 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ КАК КОНЕЧНОГО ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕЗУЛЬТАТА ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………………………6
1.1 Роль прибыли на предприятии, классификация прибыли…………………6
1.2 Методы и методика анализа прибыли на предприятии……………….….11
1.3 Резервы и пути увеличения прибыли……………………………………...19
2. АНАЛИЗ, ОЦЕНКА И ДИАГНОСТИКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ООО «ПРЯМАЯ ЛИНИЯ»…………………………………………………………25
2.1 Краткая характеристика деятельности предприятия
ООО «Прямая линия»………………………………………………………..…25
2.2 Оценка балансовых стоимостных показателей и динамики финансовых результатов деятельности предприятия…………………………………….…25
2.3 Анализ ликвидности и оценка платежеспособности ООО «Прямая линия»……………………………………………………………………………30
2.4 Оценка финансовой устойчивости предприятия ООО «Прямая линия»
2.5 Прогнозирование вероятности банкротства…………………...………….55
2.6 Оценка эффективности финансово-хозяйственной деятельности ООО «Прямая линия»…………………………………………………………………58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….………….76
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………..
где - цена единицы изделия, - себестоимость единицы изделия.
Рентабельность производства характеризует эффективность использования основных и оборотных средств предприятия. Формула расчета:
, (12)
где - сумма прибыли, - среднегодовая стоимость основных средств, - средние за год остатки оборотных средств.
Рентабельность продаж отражает способность фирмы контролировать себестоимость реализованной продукции и политику ценообразования:
,
где - прибыль от продаж, - выручка.
Рентабельность активов (капитала) характеризует отдачу, которая приходится на 1 руб. активов предприятия:
,
где - прибыль до налогообложения, - среднегодовая стоимость активов предприятия.
Рентабельность собственного капитала показывает прибыль, которая приходится на 1 руб. собственного капитала:
,
где - средняя величина собственного капитала предприятия [10].
Поддержание необходимого уровня прибыльности — объективная закономерность нормального функционирования организации в рыночной экономике. Систематическая нехватка прибыли и ее неудовлетворительная динамика свидетельствуют о неэффективности бизнеса.
Главная цель управления прибылью — максимизация благосостояния собственников в текущем периоде и в перспективе. Это означает:
Резервы роста прибыли - это количественно измеримые возможности ее увеличения за счет роста объема реализации продукции, уменьшения затрат на ее производство и реализацию, недопущение внереализационных убытков, совершенствование структуры продукции [5].
В России на данный момент с целью увеличения прибыли применяется метод увеличения количества произведенной и реализованной продукции. При постановке такой задачи предприятие может закладывать в цену изделий невысокую рентабельность и уровень цены будет ниже, чем у конкурентов, а изготовитель получит дополнительное преимущество на рынке, что приведет к росту сбыта. Кроме того, при увеличении масштабов деятельности снизится средняя себестоимость за счет распределения постоянных расходов на большее количество изделий [22]. Ликвидация сверхнормативных остатков готовой продукции на складе, поступление оплаты за товары, неоплаченные в срок и находящиеся на ответственном хранении у покупателей в связи с отказом от акцепта, - резерв увеличения прибыли за счет объема реализации.
Таким образом, большая масса прибыли будет образовываться за счет ускорения оборачиваемости средств, многократного получения прибыли с одного рубля вложенных средств [6]. Рост объема производства и реализации продукции обеспечивают:
На объем производства и реализации продукции немалое влияние оказывают социальные факторы. В соответствии с этим следует отметить, что объем производства может быть увеличен за счет облегчения условий труда, повышения квалификации работников, организации отдыха и оздоровления трудящихся [20].
Недостаток
этого метода состоит в том,
что не весь объем
Важное направление поиска резервов роста прибыли на российском рынке - снижение затрат на реализацию продукции. Снижение себестоимости продукции, безусловно, наиболее обоснованный путь, но в настоящее время решать эту задачу достаточно сложно – постоянный рост тарифов на энергоресурсы, устаревшие технологии производства, изношенное оборудование, отсутствие средств на модернизацию и техническое перевооружение производства не способствуют снижению себестоимости продукции [7].
Для выявления и подсчета резервов роста прибыли за счет снижения себестоимости может быть использован метод сравнения. В этом случае для количественной оценки резервов очень важно правильно выбрать базу сравнения. В качестве такой базы могут выступать уровни использования отдельных видов производственных ресурсов: плановый и нормативный; достигнутый на передовых предприятиях; базовый; фактически достигнутый средний уровень в целом по отрасли; фактически достигнутый на передовых предприятиях зарубежных стран [21].
Рост прибыли может быть достигнут за счет снижения затрат овеществленного труда. Методической базой экономической оценки резервов снижения затрат является система прогрессивных технико-экономических норм и нормативов по видам затрат сырья, материалов, топливно-энергетических ресурсов, нормативов использования производственных мощностей, удельных капитальных вложений, норм и нормативов определения потребностей в оборудовании и др [10].
Экономия затрат живого труда достигается за счет более экономного и рационального использования средств на оплату труда рабочих и служащих. Основными резервами снижения затрат средств на оплату труда являются: внедрение мероприятий научно-технического прогресса и организационных, в результате которых достигается рост производительности труда и снижение трудоемкости; сокращение излишней численности работников; устранение и предупреждение непроизводительных выплат за сверхурочное время, целодневные и внутрисменные простои и др.
Сокращение численности работников может быть обусловлено проведением следующих мероприятий: объединения отделов, бюро, укрупнения цехов, участков, внедрения отраслевых нормативов численности работников, других мероприятий по совершенствованию системы управления производством [23].
В течение отчетного периода могут быть выявлены резервы роста прибыли краткосрочного действия. Они связаны с устранением отрицательного влияния факторов формирования прибыли в определенном периоде. Мобилизация этих резервов осуществляется путем разработки системы оперативных мероприятий. Результаты анализа прибыли за отчетный период (год) используются для определения направлений поиска резервов ее роста на последующий период [31].
В зарубежных странах существенным резервом увеличения прибыли является ликвидация непроизводительных выплат по оплате труда из-за оплаты целодневных простоев и часов внутрисменного простоя, доплат за работу в сверхурочное время, доплат сдельщикам в связи с отклонением от нормальных условий труда и другое; сокращение потерь от брака, порчи материалов и продукции; устранение непроизводительных расходов и потерь в составе затрат на обслуживание производства и управление [24].
Данные по непроизводительным выплатам по оплате труда, как правило, занижены и не отражают реальных потерь прибыли. На многих предприятиях имеют место недостачи товарно-материальных ценностей, однако их суммы в отчетности отсутствуют и списываются они на материальные затраты. Ликвидация непроизводительных выплат, недостач, потерь от брака от порчи товарно-материальных ценностей является резервом роста прибыли [40].
Значительным резервом увеличения прибыли предприятия является более полное использование вторичных ресурсов и попутных продуктов [17].
На рост прибыли оказывают влияние организационно-управленчиские мероприятия, к которым относятся:
Таким образом, прибыль играет важную роль в экономике государства, выполняя следующие функции: стимулирующую, общественно-социальную функции, а также являясь измерителем эффективности общественного производства. Выделяют следующие виды прибыли: валовая прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, чистая прибыль.
Анализ финансовых результатов осуществляется по трем направлениям: горизонтальный анализ, вертикальный анализ и факторный анализ.
Отечественная методика факторного анализа прибыли предполагает использование трехфакторной модели зависимости прибыли от объема продаж, цены и себестоимости продукции. В зарубежной экономике применяется маржинальный анализ прибыли, где учитывается не только прямое влияние объема продаж на прибыль, но и косвенное. Маржинальный анализ является более точным. В настоящее время его применяют и в отечественных компаниях.
Важной проблемой рыночной экономики является поиск резервов увеличения прибыли. В России популярен метод увеличения количества произведенной и реализованной продукции для максимизации прибыли, при котором прибыль образуется, главным образом, за счет ускорения оборачиваемости средств. Недостаток этого метода состоит в отсутствии учета реального спроса на продукцию и возможности не реализовать всю произведенную продукцию.
В зарубежных странах существенным резервом увеличения прибыли является снижение накладных затрат, связанных с организацией оплаты труда, использования вторсырья. Популярной тактикой в иностранных компаниях является внедрение прогрессивных технологий на предприятии в целях повышения производительности труда и увеличения финансовых результатов.
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ПРЯМАЯ ЛИНИЯ»
2.1 Краткая характеристика предприятия ООО «Прямая линия»
Компания ООО «Прямая линия» специализируется на производстве железобетонных изделий и последующей их реализации строительным компаниям. Расположено предприятие в г. Челябинске по адресу ул. Героев Танкограда, 1а, корпус 3. Местоположение – производственная зона г. Челябинска в Трактозаводском районе. Форма собственности компании – частная. Организационно-правовой статус – общество с ограниченной ответственностью, учрежденное несколькими физическими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделён на доли. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей в уставном капитале общества.
Предприятие осуществляет один вид деятельности: производство строительных материалов.
Основные виды выпускаемой продукции:
2.2 Оценка балансовых стоимостных показателей и динамики финансовых результатов деятельности предприятия ООО «Прямая линия»
Капитал в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности предприятия совершает кругооборот: от денежного к производственному и товарному капиталу. Все позиции кругооборота капитала представлены в балансе предприятия. Выделяют две зоны: пассив (финансирование) и актив (инвестирование).
В таблице 1 и 2 представлен баланс предприятия ООО «Прямая линия» по активу и пассиву.
Таблица 1 - Аналитический баланс предприятия (актив) ООО «Прямая линия»
Наименование |
Состав активов, тыс. руб.
|
Структура активов, проценты
|
Индекс роста | ||||
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. | ||
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ |
|||||||
Основные средства |
233376 |
262309 |
287280 |
44,2 |
46,1 |
45,6 |
1,231 |
Доходные вложения в материальные ценности |
10560 |
17070 |
12600 |
2,0 |
3 |
2 |
1,193 |
Финансовые вложения |
11616 |
12518 |
10080 |
2,2 |
2,2 |
1,6 |
0,868 |
Прочие внеоборотные активы |
9504 |
5690 |
10080 |
1,8 |
1 |
1,6 |
1,061 |
Итого по разделу I |
265056 |
297587 |
320040 |
50,2 |
52,3 |
50,8 |
1,207 |
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ |
|||||||
Запасы |
134112 |
144526 |
153720 |
25,4 |
25,4 |
24,4 |
1,146 |
Дебиторская задолженность |
104016 |
104696 |
126000 |
19,7 |
18,4 |
20 |
1,211 |
Финансовые вложения |
8448 |
8535 |
9450 |
1,6 |
1,5 |
1,5 |
1,119 |
Денежные средства и денежные эквиваленты |
14784 |
11949 |
18270 |
2,8 |
2,1 |
2,9 |
1,236 |
Прочие оборотные средства |
1584 |
1707 |
2520 |
0,3 |
0,3 |
0,4 |
1,591 |
Итого по разделу II |
262944 |
271413 |
309960 |
49,8 |
47,7 |
49,2 |
1,179 |
Баланс по активу |
528000 |
569000 |
630000 |
100% |
100% |
100% |
1,193 |
Информация о работе Прибыль как конечный финансово-экономический результат предприятия