Прибыль как конечный финансово-экономический результат предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 00:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – выявление позитивных и негативных тенденций в осуществлении финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
В первой главе рассмотрены виды прибыли, функции прибыли, показатели прибыли, отечественные и зарубежные метода анализа прибыли.
Во второй главе проведен анализ структуры баланса, показателей ликвидности, платежеспособности предприятия, рыночной устойчивости, рентабельности капитала и хозяйственной деятельности, дана оценка состояния основного и оборотного имущества, дебиторской и кредиторской задолженности, коммерческой эффективности, рассчитана вероятность банкротства предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………… 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ КАК КОНЕЧНОГО ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕЗУЛЬТАТА ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………………………6
1.1 Роль прибыли на предприятии, классификация прибыли…………………6
1.2 Методы и методика анализа прибыли на предприятии……………….….11
1.3 Резервы и пути увеличения прибыли……………………………………...19
2. АНАЛИЗ, ОЦЕНКА И ДИАГНОСТИКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ООО «ПРЯМАЯ ЛИНИЯ»…………………………………………………………25
2.1 Краткая характеристика деятельности предприятия
ООО «Прямая линия»………………………………………………………..…25
2.2 Оценка балансовых стоимостных показателей и динамики финансовых результатов деятельности предприятия…………………………………….…25
2.3 Анализ ликвидности и оценка платежеспособности ООО «Прямая линия»……………………………………………………………………………30
2.4 Оценка финансовой устойчивости предприятия ООО «Прямая линия»
2.5 Прогнозирование вероятности банкротства…………………...………….55
2.6 Оценка эффективности финансово-хозяйственной деятельности ООО «Прямая линия»…………………………………………………………………58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….………….76
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Рашитова.doc

— 1.39 Мб (Скачать файл)

где - цена единицы изделия, - себестоимость единицы изделия.

Рентабельность производства характеризует эффективность использования основных и оборотных средств предприятия. Формула расчета:

,                                                 (12)

где - сумма прибыли, - среднегодовая стоимость основных средств, - средние за год остатки оборотных средств.

Рентабельность продаж отражает способность фирмы контролировать себестоимость реализованной продукции и политику ценообразования:

,                                                                     (13)

где - прибыль от продаж, - выручка.

Рентабельность активов (капитала) характеризует отдачу, которая приходится на 1 руб. активов предприятия:

,                                                                         (14)

где - прибыль до налогообложения, - среднегодовая стоимость активов предприятия.

Рентабельность собственного капитала показывает прибыль, которая приходится на 1 руб. собственного капитала:

,                                                                       (15)

где - средняя величина собственного капитала предприятия [10].

 

    1. Резервы и пути увеличения прибыли

 

Поддержание необходимого уровня прибыльности — объективная закономерность нормального функционирования организации в рыночной экономике. Систематическая нехватка прибыли и ее неудовлетворительная динамика свидетельствуют о неэффективности бизнеса. 

Главная цель управления прибылью — максимизация благосостояния собственников в текущем периоде и в перспективе. Это означает:

    • получение максимальной прибыли, соответствующей ресурсам организации и рыночной конъюнктуре;
    • обеспечение оптимальной пропорции между уровнем формируемой прибыли и допустимым уровнем риска;
    • обеспечение выплаты дохода на инвестированный собственниками капитал;
    • получение достаточного объема инвестиционных ресурсов, сформированных за счет прибыли, в соответствии с задачами развития бизнеса;
    • обеспечение роста рыночной стоимости организации и эффективности программ участия персонала в распределении прибыли [4].

Резервы роста прибыли - это количественно измеримые возможности ее увеличения за счет роста объема реализации продукции, уменьшения затрат на ее производство и реализацию, недопущение внереализационных убытков, совершенствование структуры продукции [5].

В России на данный момент с целью увеличения прибыли применяется метод увеличения количества произведенной и реализованной продукции. При постановке такой задачи предприятие может закладывать в цену изделий невысокую рентабельность и уровень цены будет ниже, чем у конкурентов, а изготовитель получит дополнительное преимущество на рынке, что приведет к росту сбыта. Кроме того, при увеличении масштабов деятельности снизится средняя себестоимость за счет распределения постоянных расходов на большее количество изделий [22]. Ликвидация сверхнормативных остатков готовой продукции на складе, поступление оплаты за товары, неоплаченные в срок и находящиеся на ответственном хранении у покупателей в связи с отказом от акцепта, - резерв увеличения прибыли за счет объема реализации.

Таким образом, большая масса прибыли будет образовываться за счет ускорения оборачиваемости средств, многократного получения прибыли с одного рубля вложенных средств [6]. Рост объема производства и реализации продукции обеспечивают:

    • во-первых, рыночно-конъюнктурные факторы за счет формирования вкусов потребителей и спроса на продукцию, организации рекламы, повышение конкурентоспособности;
    • во-вторых, материально-технические факторы за счет применения более прогрессивного и производительного технологического оборудования, использование высокопроизводительной оснастки и инструментов;
    • в-третьих, организационно-управленческие и экономические факторы (планирование деятельности предприятия, экономическое стимулирование производства) [19].

На объем производства и реализации продукции немалое влияние оказывают социальные факторы. В соответствии с этим следует отметить, что объем производства может быть увеличен за счет облегчения условий труда, повышения квалификации работников, организации отдыха и оздоровления трудящихся [20].

 Недостаток  этого метода состоит в том, что не весь объем произведенной  продукции может быть реализован, а оценка реализации продукции  будущих периодов может быть  недостоверна [8].

Важное направление поиска резервов роста прибыли на российском рынке - снижение затрат на реализацию продукции. Снижение себестоимости продукции, безусловно, наиболее обоснованный путь, но в настоящее время решать эту задачу достаточно сложно – постоянный рост тарифов на энергоресурсы, устаревшие технологии производства, изношенное оборудование, отсутствие средств на модернизацию и техническое перевооружение производства не способствуют снижению себестоимости продукции [7].

Для выявления и подсчета резервов роста прибыли за счет снижения себестоимости может быть использован метод сравнения. В этом случае для количественной оценки резервов очень важно правильно выбрать базу сравнения. В качестве такой базы могут выступать уровни использования отдельных видов производственных ресурсов: плановый и нормативный; достигнутый на передовых предприятиях; базовый; фактически достигнутый средний уровень в целом по отрасли; фактически достигнутый на передовых предприятиях зарубежных стран [21].

Рост прибыли может быть достигнут за счет снижения затрат овеществленного труда. Методической базой экономической оценки резервов снижения затрат является система прогрессивных технико-экономических норм и нормативов по видам затрат сырья, материалов, топливно-энергетических ресурсов, нормативов использования производственных мощностей, удельных капитальных вложений, норм и нормативов определения потребностей в оборудовании и др [10].

Экономия затрат живого труда достигается за счет более экономного и рационального использования средств на оплату труда рабочих и служащих. Основными резервами снижения затрат средств на оплату труда являются: внедрение мероприятий научно-технического прогресса и организационных, в результате которых достигается рост производительности труда и снижение трудоемкости; сокращение излишней численности работников; устранение и предупреждение непроизводительных выплат за сверхурочное время, целодневные и внутрисменные простои и др.

Сокращение численности работников может быть обусловлено проведением следующих мероприятий: объединения отделов, бюро, укрупнения цехов, участков, внедрения отраслевых нормативов численности работников, других мероприятий по совершенствованию системы управления производством [23].

В течение отчетного периода могут быть выявлены резервы роста прибыли краткосрочного действия. Они связаны с устранением отрицательного влияния факторов формирования прибыли в определенном периоде. Мобилизация этих резервов осуществляется путем разработки системы оперативных мероприятий. Результаты анализа прибыли за отчетный период (год) используются для определения направлений поиска резервов ее роста на последующий период [31].

В зарубежных странах существенным резервом увеличения прибыли является ликвидация непроизводительных выплат по оплате труда из-за оплаты целодневных простоев и часов внутрисменного простоя, доплат за работу в сверхурочное время, доплат сдельщикам в связи с отклонением от нормальных условий труда и другое; сокращение потерь от брака, порчи материалов и продукции; устранение непроизводительных расходов и потерь в составе затрат на обслуживание производства и управление [24].

Данные по непроизводительным выплатам по оплате труда, как правило, занижены и не отражают реальных потерь прибыли. На многих предприятиях имеют место недостачи товарно-материальных ценностей, однако их суммы в отчетности отсутствуют и списываются они на материальные затраты. Ликвидация непроизводительных выплат, недостач, потерь от брака от порчи товарно-материальных ценностей является резервом роста прибыли [40].

Значительным резервом увеличения прибыли предприятия является более полное использование вторичных ресурсов и попутных продуктов [17].

На рост прибыли оказывают влияние организационно-управленчиские мероприятия, к которым относятся:

    • внедрение прогрессивной технологии, механизация и автоматизация производственных процессов;
    • совершенствование применяемой техники;
    • улучшение использования основных средств и организации обслуживания производства;
    • улучшение уровня выпускаемой продукции.

Таким образом, прибыль играет важную роль в экономике государства, выполняя следующие функции: стимулирующую, общественно-социальную функции, а также являясь измерителем эффективности общественного производства. Выделяют  следующие виды прибыли: валовая прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, чистая прибыль.

Анализ финансовых результатов осуществляется по трем направлениям: горизонтальный анализ, вертикальный анализ и факторный анализ.

Отечественная методика факторного анализа прибыли предполагает использование трехфакторной модели зависимости прибыли от объема продаж, цены и себестоимости продукции. В зарубежной экономике применяется маржинальный анализ прибыли, где учитывается не только прямое влияние объема продаж на прибыль, но и косвенное. Маржинальный анализ является более точным. В настоящее время его применяют и в отечественных компаниях.

Важной проблемой рыночной экономики является поиск резервов увеличения прибыли. В России популярен метод увеличения количества произведенной и реализованной продукции для максимизации прибыли, при котором прибыль образуется, главным образом, за счет ускорения оборачиваемости средств. Недостаток этого метода состоит в отсутствии учета реального спроса на продукцию и возможности не реализовать всю произведенную продукцию.

В зарубежных странах существенным резервом увеличения прибыли является снижение накладных затрат, связанных с организацией оплаты труда, использования вторсырья. Популярной тактикой в иностранных компаниях является внедрение прогрессивных технологий на предприятии в целях повышения производительности труда и увеличения финансовых результатов.

 

2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ПРЯМАЯ ЛИНИЯ»

2.1 Краткая характеристика предприятия ООО «Прямая линия»

 

Компания ООО «Прямая линия» специализируется на производстве железобетонных изделий и последующей их реализации строительным компаниям. Расположено предприятие в г. Челябинске по адресу ул. Героев Танкограда, 1а, корпус 3. Местоположение – производственная зона г. Челябинска в Трактозаводском районе. Форма собственности компании – частная. Организационно-правовой статус – общество с ограниченной ответственностью, учрежденное несколькими физическими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделён на доли. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей в уставном капитале общества.

Предприятие осуществляет один вид деятельности: производство строительных материалов.

Основные виды выпускаемой продукции:

    • сваи;
    • фундаментные блоки;
    • плиты перекрытий;
    • лестницы;
    • тротуарные плиты [39].

 

2.2 Оценка балансовых стоимостных показателей и динамики финансовых результатов деятельности предприятия ООО «Прямая линия»

 

Капитал в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности предприятия совершает кругооборот: от денежного к производственному и товарному капиталу. Все позиции кругооборота капитала представлены в балансе предприятия. Выделяют две зоны: пассив (финансирование) и актив (инвестирование).

В таблице 1 и 2 представлен баланс предприятия ООО «Прямая линия» по активу и пассиву.

Таблица 1 - Аналитический баланс предприятия (актив) ООО «Прямая линия»

Наименование

Состав активов, тыс. руб. 

 

 

Структура активов, проценты 

 

 

Индекс роста

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

             

 Основные средства

233376

262309

287280

44,2

46,1

45,6

1,231

Доходные вложения в материальные ценности

10560

17070

12600

2,0

3

2

1,193

Финансовые вложения

11616

12518

10080

2,2

2,2

1,6

0,868

Прочие внеоборотные активы

9504

5690

10080

1,8

1

1,6

1,061

Итого по разделу I

265056

297587

320040

50,2

52,3

50,8

1,207

               

II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

             

Запасы

134112

144526

153720

25,4

25,4

24,4

1,146

Дебиторская задолженность

104016

104696

126000

19,7

18,4

20

1,211

Финансовые вложения

8448

8535

9450

1,6

1,5

1,5

1,119

Денежные средства и денежные эквиваленты

14784

11949

18270

2,8

2,1

2,9

1,236

Прочие оборотные средства

1584

1707

2520

0,3

0,3

0,4

1,591

               

Итого по разделу II

262944

271413

309960

49,8

47,7

49,2

1,179

Баланс по активу

528000

569000

630000

100%

100%

100%

1,193

Информация о работе Прибыль как конечный финансово-экономический результат предприятия