Прогнозирование и планирование использования земельных ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 07:21, курсовая работа

Краткое описание

Организация работ по прогнозированию использования земельных ресурсов представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на оптимизацию всего прогнозного процесса.
Задачами организации работ по прогнозированию использования земельных ресурсов являются: сбор и систематизация необходимой информации для прогнозирования; подготовка специалистов, владеющих основными приемами и методами прогнозирования; формирование и организация функционирования рабочих органов программирования, интегрированных с существующими службами управления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРОГРАММЫ И ПЛАНЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА И ПРОДУКТИВНОСТИ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ В НАШЕЙ СТРАНЕ 4
1.1 Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода……………………………………………………………………………………….……...4
1.2 Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы……………………………..…..8
1.3 Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом…………………………………………………………………………………………...14
1.4 Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации Программы по годам на вариантной основе……………………………………………………………………………………………..15
1.5 Предложения по участию федеральных органов исполнительной власти, ответственных за формирование и реализацию Программы………………………..……….18
1.6 Предложения по направлениям, срокам и этапам реализации Программы на вариантной основе……………………………………….…………………………………….…19
2 СТРАТЕГИЧЕСКОЕ МАКРОПЛАНИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ…………………………………………………………………………………….21
3 ОСНОВЫ МЕТОДИКИ РАЗРАБОТКИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО ПРОГНОЗА…………………………………………………………………..……………………23
4 МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ЗАЩИТЫ ЗЕМЕЛЬ ОТ ДЕГРАДАЦИИ……………………………………………………………………………………25
5 ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕФОРМА В РОССИИ И ЕЕ ПРОВЕДЕНИЕ……………..………………..29
6 МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА………………..………32
7 СХЕМЫ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА ТЕРРИТОРИИ СУБЪЕКТОВ РФ……………….………36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..……...41
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ моя.docx

— 71.67 Кб (Скачать файл)

- непосредственная разработка генеральной схемы, ведущаяся одновременно в центре и регионах и завершающаяся примерно за 2—2,5 года до начала ее реализации (возможно предварительное определение основных показателей, направлений использования и охраны земельных ресурсов);

- оформление основных положений генеральной схемы для  передачи органам управления и землеустройства с целью  практического их использования.

В генеральной схеме находят  отражение следующие вопросы:

- тенденции и направления использования земельных ресурсов и их охраны, определяемые характером и темпами развития  производительных сил в Российской Федерации и ее федеральных  округах;

- перераспределение земельного фонда по отраслям народного хозяйства и категориям земель (динамика и пропорции  перераспределения должны быть подчинены развитию производительных сил и их совершенствованию);

- определение возможностей увеличения площади  сельскохозяйственных угодий для использования в агропромышленном  комплексе, повышения эффективности использования земель в сельскохозяйственном производстве;

- внедрение новых организационно-хозяйственных и  территориально пространственных форм использования земель в  агропромышленном комплексе;

- производство по секторам сельскохозяйственной продукции для удовлетворения потребностей населения и промышленности в сырье;

- потребность в капитальных вложениях для обеспечения  эффективного использования земель.

В генеральной схеме выделяют следующие составные части:

- анализ и оценка существующего состояния и использования земель;

- организация использования земельных ресурсов в различных отраслях народного хозяйства;

- охрана и улучшение земель;

- порядок реализации и эффективность рекомендуемых  мероприятий.

Помимо текстовых и  расчетных материалов в генеральную схему включают карты современного состояния и использования земельных ресурсов, их перспективного использования, улучшения и охраны.

Данные генеральной схемы  используются:

- при решении вопросов развития и размещения народного  хозяйства и отдельных, особенно землеемких его отраслей (сельского, водного, лесного хозяйства), организации рационального природопользования;

- для разработки направлений и перспектив экономического и социального развития;

- при составлении схем землеустройства территории субъектов Федерации и других регионов;

- при разработке федеральных и региональных программ  использования и охраны земель.

Реализация предложений, содержащихся в генеральной схеме, позволяет повысить эффективность  использования земельных  ресурсов в комплексе со всем природным  и экономическим  потенциалом  страны, оптимизировать межотраслевое и межрегиональное распределение земельных угодий, территориальную организацию производства, особенно сельскохозяйственного, лучше  спланировать мероприятия по охране земель.

Схемы землеустройства на областном уровне в России начали составляться с конца 60-х годов  в связи с необходимостью  упорядочения землепользования, рационального размещения  элементов инфраструктуры, охраны природной  среды. Нужны были  новые методы дифференциации мероприятий по отдельным  территориальным единицам с учетом их природно-экономического  потенциала (прежде всего количества и качества земель),

совершенствования систем землепользования, выбора эффективных направлений улучшения, использования и охраны земельных ресурсов.

В настоящее время роль схем землеустройства территорий субъектов Российской Федерации в связи с большими земельными преобразованиями, происшедшими в нашей стране в 1991 — 2000 гг., существенно повысилась. Их разрабатывают параллельно или в развитии генеральной схемы. Они также являются  долговременными, носят предплановый характер и имеют расчетный

период осуществления 15—20 лет.

Их содержание аналогично генеральной схеме, но степень  детализации  проработок выше с доведением до отдельных  административных районов. Главной составной частью схемы землеустройства территории субъекта Федерации является система мероприятий, направленных на формирование устойчивого землепользования, межотраслевого распределения земель по категориям, угодьям и формам собственности, обоснованного размещения в соответствии с  экологическими и экономическими требованиями компактных и  оптимальных по площади землепользовании, создание благоприятных условий для эффективного ведения сельскохозяйственной и иной хозяйственной деятельности, устойчивого развития городов и других поселений в соответствии с градостроительной документацией, а также размещение специальных фондов земель.

При разработке данной схемы  особое значение придается охране земель. В схеме должны найти отражение общие направления и основные задачи государственной политики, которые включают систему правовых, организационных, экологических, технологических и других мероприятий, направляемых на рациональное использование земель, сохранение и повышение плодородия почв, предотвращение необоснованных изъятий земель из  сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных воздействий, а также восстановление продуктивных земель. При этом при решении

вопросов планирования использования и охраны земель экологические условия превалируют над экономическими.

В схемах землеустройства территорий субъектов Федерации  решаются также вопросы развития и территориальной организации областного агропромышленного комплекса (АПК), размещения объектов капитального строительства, мелиоративных систем, дорожной сети и других объектов производственной и социальной инфраструктуры, намечаются мероприятия по охране природных ресурсов.

Схема включает текстовую  и графическую части.

Текстовая часть состоит из пояснительной записки с необходимыми расчетами и обоснованиями. В пояснительной записке в обязательном порядке приводится экспликация земель по  категориям землепользователей, в которой представляется перераспределение земельного фонда по годам (периодам) между  категориями землепользователей.

В графической части содержатся обзорные карты субъекта  Российской Федерации (существующее состояние  и перспективы землеустройства). Масштаб карт определяет заказчик, он  указывается в задании на составление схемы.

Схемы разрабатываются по заданиям федеральных органов  исполнительной власти и органов государственной  власти субъектов Федерации.

Генеральная схема использования  и охраны земельных  ресурсов страны согласовывается со всеми заинтересованными  министерствами и ведомствами. Схемы  землеустройства территории субъектов Федерации согласовываются с государственными  учреждениями, ведомствами и комитетами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, после чего  представляются на государственную экологическую экспертизу. Согласованная в установленном порядке генеральная схема рассматривается и утверждается Правительством Российской  Федерации, схема землеустройства — органом исполнительной  власти субъекта Федерации.

Землеустроительные предприятия (учреждение и иные  организации) разрабатывают также региональные схемы использования и охраны земельных ресурсов (схемы землеустройства  территории регионов). Их объектом могут  быть не только единицы  административно-территориального деления РФ, как, например, федеральные округа, но и большие территории, связанные единством  экономических отношений, природными и  социально-экономическими условиями. Это могут быть схемы землеустройства  различных территориально-производственных комплексов (ТПК),  экономических районов, регионов Крайнего Севера, опустынивания и т. д. Содержание таких схем определяется конкретными  задачами, которые ставит заказчик. [ 7 ]

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время прогнозирование  становится одной из наиболее важных функций управления. Прогноз это  одна из форм предвиденья наряду с  гипотезой и планом, а без знаний перспектив, будущих возможностей и  последствий невозможно представить  никакую современную деятельность.

Организационной основой  защиты сельскохозяйственных угодий от деградации являются долгосрочные программы, схемы и проекты землеустройства. Такие как , например, федеральная целевая программа "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы".

В 2013 году на реализацию мелиоративных  мероприятий, предусмотренных в  рамках федеральных целевых программ, планируются расходные обязательства Российской Федерации в объеме 8,2 млрд. рублей, за

счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - 7,3 млрд. рублей и за счет внебюджетных источников - 6,05 млрд. рублей.

Под экономическим ростом принято понимать качественное и  количественное изменение результатов  функционирования народного хозяйства. Экономический рост сегодня является наиболее употребляемым критерием  экономического развития. Экономический  рост может измеряться - как в  физическом выражении (физический рост), так и в стоимостном (стоимостной  рост).

Стратегическое планирование представляет собой комплекс решений  и действий по разработке стратегий, необходимых для достижения целей  организации, предприятия. Современное  стратегическое планирование является инструментом управления, помогающим высшему управленческому персоналу  предприятия принимать основополагающие решения.

Главная задача стратегического  планирования - обеспечить нововведения в организации, необходимые для  достижения целей в изменяющейся среде.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Федеральный закон «О плате за землю» [Электронный ресурс] : федер. закон РФ от 11 октября 1991 г. № 1738-1 ФЗ: принят Гос. Думой 25 июня 2001г. // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.

2. Федеральный закон «О землеустройстве» [Электронный ресурс] : федер. закон РФ от 18 июня 2001 г. № 78- ФЗ: принят Гос. Думой 16 июня 1992г. // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.

3. Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» [Электронный ресурс] : федер. закон РФ от 24 июля 2002 г. № 101- ФЗ: принят Гос. Думой 26 июня 2002г. // СПС «КонсультантПлюс». Версия Проф.

4. Федеральная целевая программа "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы", [Электронный ресурс] утвержденная Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 г. №37-р;

5. Бассовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка [Текст] : учебное пособие / Л.Е. Бассовский. - М. : ИНФРА-М, 1999. - 260 с.

6. Варламов А.А., Комов Н.В., Шаманаев В.С., Хлыстун В.Н. Государственное регулирование земельных отношений [Текст]: учебник /А.А. Варламов, Н.В. Комов, В.С. Шаманаев, В.Н. Хлыстун. - М.: Колос, 1998. - 264 с.

7. Волков С. Н. Землеустройство. Теоретические основы  землеустройства. Т. 1 [Текст]:учебное пособие / С.Н. Волков. — М.: Колос, 2001. — 496 с.

8. Комов Н.В. Российская модель землепользования и землеустройства [Текст] : учебник / Н.В. Комов. - М. : 2001. - 622 с.

9. Кутлияров А. Н. Организационно- экономический механизм защиты земель сельскохозяйственного назначения от деградации [Электронный ресурс] автореферат дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / А. Н. Кутлияров. - М., 2008.


Информация о работе Прогнозирование и планирование использования земельных ресурсов