Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2012 в 18:44, курсовая работа
Целью моей работы является охарактеризовать механизм франчайзинга, выявить плюсы и минусы ведения бизнеса таким способом, для чего будут рассмотрены основные виды франчайзинга.
Задачей исследования информации в данной курсовой работе является рассмотреть мировой опыт и внедрение франчайзинга в Россию.
Введение
В настоящее время в странах с развитой рыночной экономикой постоянно увеличивается продажа товаров и услуг на условиях коммерческой концессии, или франчайзинга, т.е. путем предоставления на договорной основе (на условиях франшизы) определенных привилегий и льгот. Эта форма организации продажи товаров и услуг сегодня популярна во многих странах мира, главным образом в США и Великобритании. По данным экспертов всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), в 1995 году в США товарооборот на условиях франчайзинга составил более трети всей розничной торговли в долларовом исчислении. В Австралии свыше 90% общей торгшовли на предприятих быстрого обслуживания осуществляется на условиях франшизы. Имеются официальные сообщения о том, что франшиза используется уже более чем в 70 странах.
В России изучение франчайзинга является одним из актуальных вопросов экономики. Очень многие современные бизнесмены посвятили себя изучения и анализа функционирования бизнеса в форме франчайзинга и создания наилучших условий для успешного развития франчайзинговой системы.
Сегодня в России уже никого не удивить товарами и услугами, обозначенными известнейшими товарными знаками таких фирм как «Кока-кола», Адидас», «МаКДональдс» и многих других. Эти товарные знаки однозначно ассоциируются у нас с определенным производителем, имеющим высокую репутацию, и косвенно указывают на высокое качество товаров и услуг. Одним из эффективных каналов дистрибуции, по которому эти товары распространяются внутри стран и всему миру, является франчайзинг.
Целью моей работы является охарактеризовать механизм франчайзинга, выявить плюсы и минусы ведения бизнеса таким способом, для чего будут рассмотрены основные виды франчайзинга.
Задачей исследования информации в данной курсовой работе является рассмотреть мировой опыт и внедрение франчайзинга в Россию.
Глава 1. История развития франчайзинга
1.1 Зарождение франчайзинга
История развития франчайзинга (коммерческой концессии) уходит своими корнями в средневековье. В Оксфордском словаре английского языка (1933г.) указано, что franchininq – это все права и свободы епископатов, пожалованные королевской короной в 1559 году, а franchises - это ярмарки, рынки и другие места, отведенные для торговли. В свое время в Британии король предоставлял баронам право собирать налоги на определенных территориях в обмен на различные услуги, например такие, как обязанность поставлять солдат для армии. Свободным людям, или гражданам городов, было разрешено (дана франшиза) продавать свои товары на территории города на рынках и ярмарках. Эти элементы права, или привилегий, позволяющие эксплуатировать положение на определенной территории за плату, формировали основу франчайзинга в течении нескольких веков. В наиболее типичной форме франчайзинг проявился в британской системе «связанных домов», которая использовалась пивоварами в 1800гг. для поддержания нужного объема продаж. В обмен на предоставленный заем или аренду имущества пивовар получал постоялый двор как рынок сбыта своего пива и спиртных напитков. Система «связанных домов» оказалась эффективным коммерческим механизмом и существует до сих пор.
В США впервые франчайзинг начал использоваться компанией зингера по производству швейных машинок. После окончания гражданской войны в Америке в середине 1800-х годов Зингер развернул серийное производство, позволявшее его компании торговать по самым конкурентным ценам. Однако организовать централизованное обслуживание швейных машин и замену неисправных частей в одном месте оказалось экономически невыгодным. Была создана франчайзинговая система, которая предоставляла финансово независимым фирмам исключительные права продавать и обслуживать швейные машины на определенной территории. Эти первые франшизы по своей сути были действующими дистрибьюторскими соглашениями с дополнительными обязанностями франчайзи (дилера) обслуживать машины по требованию.
Аналогичная система была разработана в 1898 году компанией «Дженерал Моторс», в соответствии с которой дилеры не имели права продавать автомобили других производителей и были обязаны вложить в дело собственный капитал для обеспечения высокого уровня обслуживания и поддержания имиджа фирмы –продавца франшиз. Продажа автомашин через систему франшиз ведется и в наше время. Примеру «Дженерал Моторс» последовал «Рексол», который удачно продавал франшизы на организацию своих аптек.
Эффективно франчайзинг применялся и применяется в настоящее время в индустрии бутылочных безалкогольных напитков компаниями «Кока-кола», «Пепси», Севен-ап». Благодаря франшизе подобные компании получили возможность производить концентрированный сироп централизованно и распределять его местным заводам по розливу, находящимся в собственности и управляемым франчайзи, которые в итоге становились управляющими местных розничных продаж, Франчайзи имели и имеют право покупать фирменные бутылки и использовать фирменный товарный знак.
В 1920 году в США идея франчайзинга как форма ведения бизнеса сместились в сторону отношений «оптовик» - «розничны продавец». Оптовый продавец или франчайзер давал возможность небольшим розничным торгующим организациям получать дополнительную выгоду от многочисленных скидок, использовать марку торговой фирмы и при этом сохранять свою независимость.
С 1930 –х
годов в США после кризиса
в экономике
1.2 Современный франчайзинг
В конце 1940-х годов братья Макдональд, владельцы небольшого придорожного кафе, решили улучшить обслуживание клиентов и увеличить доход. С этой целью они сократили число наименований блюд до трех, стандартизировали технологию их приготовления и унифицировали рецептуру. Такая организация значительно повысила эффективность и снизила затраты, а единообразное меню «Макдональдс» создало новое поколение клиентов, которые знали, что в любом ресторане «Макдональдс» их ждут быстрое обслуживание и привычный набор блюд.
Вплоть
до 1950-х годов большинство
Бум франчайзинга
1950-х годов относится ко второму
поколению франшиз, известных как
«бизнес-формат франшизы». Это особый
метод ведения коммерческой деятельности
с самого начала таким образом, чтобы
франчайзер получал дополнительную
выгоду от быстрого роста при ограниченном
риске, а франчайзи – от того,
что входил в проверенную коммерческую
систему с гарантированной
В США бурному развитию франчайзинга способствовал принятый в 1946 году Закон о товарных знаках. Дополнительную прибыль предприниматели получали уже благодаря тому, что предоставляли права другим предприятиям на использование своих товарных знаков под разносторонним контролем и защитой закона позволяло владельцам без больших дополнительных затрат расширять границы своего бизнеса.
В 1960-е годы В США открылось огромное количество мини-отелей, небольших магазинчиков, прачечных, химчисток, салонов красоты, ресторанов и кафе,Автомастерских и прочих предприятий малого бизнеса, работающих на основе франчайзинга.В 1970 году объем продаж предприятий, работающих на основе франчайзинга, составил 100 млрд. долларов, что превысило 25% общего объема различных продаж в США. В 1975 году объем франчайзинга удвоился, а в 1990 году объем продаж достиг 716 млрд. долларов.
Глава 2. Франчайзинг как модель ведения бизнеса.
Важным составным элементом успеха является четкое и полное знание предпринимателем сущности франчайзинга, его разновидности, структуры, преимуществ и возможных рисков при его использовании.
На франчайзинг
можно посмотреть с трех точек
зрения: Во-первых – франчайзинг
–это экономическая система. Механизм
формирования экономики франчайзинга
определяется экономикой тех организаций,
которые вступают в партнерские
отношения. Чем выше экономический
потенциал сторон, тем перспективнее
экономическая среда
Во-вторых
– франчайзинг – это
В-третьих – франчайзинг – это система правового взаимодействия сторон. Возможность партнеров прийти к сотрудничеству определяется их взаимными интересами, а интересы определяются экономическим и маркетинговым потенциалом.
2.1.Сущность франчайзинга
Анализируя различные формулировки и суммируя выделенные в них признаки, можно сформулировать следующее определение:
Франчайзинг
– это форма
Франчайзинг
является эффективным инструментом
для тиражирования успешно
Система франчайзинга основана на использовании конкретного товара.
Этот товар должен обладать следующими признаками:
Франчайзинг
используется в различных видах
бизнеса. В частности, он интенсивно
развивается в следующих
2.2 Структура франчайзинговой системы
Во франчайзинговом
процессе принимают участие по меньшей
мере две стороны, между которыми
заключен договор франчайзинга(франшиза)
Первая сторона – франчайзер.
Франчайзер – это компания, которая выдает лицензию или передает в право пользования свой товарный знак, ноу-хау и операционные системы. Эта компания имеет широко известную марку и высокий имидж на потребительском рынке.
Как стать франчайзером
Любая программа расширения бизнеса путем создания франшизных предприятий предусматривает, прежде всего, разработку концепции. При разработке концепции развития или расширения бизнеса в форме франчайзинга возможны два исходных состояния : бизнес-идея, которая с самого начала должна быть внедрена в практику в виде франшизного предприятия; существующий бизнес, который для успешного расширения должен быть преобразован, конвертирован в систему франшизного прелприятия . следует отметить, что франчайзинг не является методом спасения плохо функционирующего предприятия. Два варианта создания франшизной системы: метод расширения успешно работающего дела и метод воплощения новой оригинальной идеи бизнеса, оба эти метода должны базироваться на здоровой финансовой и организационной основе. При конвертации существующего бизнеса во франчайзинг необходимо ответить на важнейший дополнительный вопрос: будет ли расширение бизнеса в форме франчайзинга эффективнее других вариантов развития? В большинстве случаев ответ – положительный. Концепция развития в форме франчайзинга предусматривает создание отличающего от других имиджа. Необходимо зарегистрировать свой товарный знак, который должен отвечать определенным требованиям рынка: легкая произносимость названия, запоминаемость и т. д. В целом развитие бизенс-концепции или расширение существующего бизнеса в форме франчайзинга должно отвечать следующим критериям:
Бизнес должен иметь существенные отличительные черты, свой особенный имидж, метод, систему, которые позволяют потребителю безошибочно отличить его от других аналогов
Величина дохода должна быть достаточной, чтобы вернуть первоначальные и текущие затраты капитала как франчайзера, так и франчайзи, обеспечить приемлемые заработки франчайзи, компенсирующие его трудовой вклад, а также все виды платежей, поступающих от франчайзи франчайзеру.
Успешность бизнеса должна быть продемонстрирована и доказана на практике.
Для успеха
развития франшизной сети необходим
ряд факторов: удачная концепция,
упорный труд разработчиков, достаточность
денежных средств и т.д. Но в этом
перечне отсутствуют такие