Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2012 в 18:44, курсовая работа
Целью моей работы является охарактеризовать механизм франчайзинга, выявить плюсы и минусы ведения бизнеса таким способом, для чего будут рассмотрены основные виды франчайзинга.
Задачей исследования информации в данной курсовой работе является рассмотреть мировой опыт и внедрение франчайзинга в Россию.
Покупатель лицензии «Мастер-франчайзи» - суб-франчайзер организует всю франшизную сеть на своей территории, выполняя все функции, которые ему делегированы договором с франчайзером. Принципиальное отличие суб-франчайзера от разработчика территории заключаются в том, что суб-франчайзер является фактически полноправным франчайзером на своей территории, выполняя все работы по обучению, поддержке и контролю франчайзи. В отличие от суб-франчайзера разработчик территории не обладает функциями франчайзера, а является посредником, работающим по определенной схеме. Разработчик территории покупает права на разработку определенной территории путем нахождения франчайзи на этой территории для франчайзера. Первоначальная плата за эту территорию, осуществляемая в виде аванса, определяется количеством потенциально открываемых франшизных точек на ней. Каждый раз, когда разработчик территории находит нового франчайзи, он получает часть его первоначальной платы, так что к моменту достижения определенного количества франчайзи он получает обратно внесенную франчайзеру первоначальную плату. Естественное воплощение идей территориального развития имеет место в международном франчайзинге.
Вторая сторона – франчайзи
Франчайзи является, как правило, малая фирма или предприниматель (юридическое или физическое лицо), приобретающий (на возмездной основе) у франчайзера исключительное право на ведение коммерческой деятельности от его имени под его торговой маркой.
Франчайзи сам оплачивает затраты на создание бизнеса. Очень часто франчайзер предоставляет очень выгодные скидки на важные поставки (материалы, расходные средвтсва). Эти скидки всегда дают возможность франчайзи покупать продукты у франчайзера по более низкой цене и таким образом это стоит дешевле, чем развивать бизнес самому. Франчайзи может быть несколько в одной франчайзинговой системе.
Договор франчайзинга
Договор франчайзинга имеет черты, отличающие его от остальных видов сделок:
Платежи по договору франчайзинга могут быть разовыми и периодическими. Они могут выступать в различной форме – часть от полученной пользователем выручки, наценки на оптовую цену товаров и др. Как правило, франчайзер получает платежи в двух формах: вступительный (паушальный) взнос (он зависит от рыночной оценки боренда) и роялти (определенный процент с оборота). Сумма роялти, как правило , составляет до 10% от объема продаж. Паушальный взнос обычно составляет от 150 000 до 1 500 000 руб,, иногда его выплачивают в рассрочку. Но, что печально, с точки зрения, налогового кодекса, паушальный взнос расходом, уменьшающим налогооблагаемую прибыль, не признается. Существует простой способ избежать трудностей со списанием в учете и в целях налогообложения паушального взноса: достаточно включить его в график периодических платежей по договору франчайзинга. В договоре можно также указать, что разовый платеж за вхождение в сеть не взимается.
Франшиза
Франшиза – это полная бизнес система, которую франчайзор продает франчайзи. Другим названием для подобной системы служит франчайзинговый пакет, который обычно включает пособия по ведению работ и другие важные материалы, принадлежащие франчайзеру.
Франчайзинговый пакет состоит из следующих основных документов:
Немаловажный момент- франчайзинговый пакет должен включать механизм удержания франчайзи, без которого франчайзинговый союз не выживет, как только франчайзер передаст все свои интеллектуальные разработки франчайзи.
Покупка франшизы
Можно разными способами получить разрешение чтобы стать франчайзи, наиболее распространенными являются:
1)Прямой франчайзинг
Франчайзер продает франшизу напрямую местному предпринимателю (франчайзи). Это самый лучший способ, чтобы обеспечить хорошую взаимосвязь между франчайзером и франчайзи. В случае с международным франчайзингом, где географическое расстояние велико, недостатком такого метода может быть отсутствие поддержки на местном уровне и меньшее внимание к местным особенностям. Мелкие франчайзоры редко прибегают к такой форме франчайзинга, потому что уходит много времени и усилий на поддержку франчайзи. Крупные франчайзеры используют такую систему с целью исследования рынка и условий ведения бизнеса в данной стране, они продают одну франшизу и следят за ее развитием. Если все идет хорошо, то франчайзеры могут начать продавать большее количество франшиз в этой стране.
2)Мастер франшиза
Отношения по мастерской франшизе возникают, когда международный франчайзер продает исключительные права на развитие всей системы на территории всей страны одному франчайзи. Такой тип франчайзи называется владелец мастерской лицензии. Таким образом, франчайзи становится франчайзером в данной стране, продавая и предлагая франшизы другим предпринимателям и собирая с них сервисную плату (роялти). Это часто происходит, когда существует очевидный спрос на франшизу. В таком случае франчайзер ищет не беспокоится о том, будет его бизнес развиваться успешно или нет. Вместо этого франчайзер ищет хорошо обеспеченного местного предпринимателя, обладающего организацией, которая позволит ему сделать систему франчайзера успешно работающей концепцией на территории всей страны.
2.3.Виды франчайзинга
Существует три основных вида франчайзинга:
Товарный франчайзинг – это вид франчайзинга касается непосредственно продажи товаров. Можно рассматривать два варианта товарного франчайзинга. Первый предполагает собой продажу товаров производителя и маркированных его товарным знаком. Как правило франчайзи специализируются на розничных продажах. Для франчайзинга характерен массовый рынок, важное значение имеет контакт непосредственно с потребителем. Франчайзер может поставлять франчайзи товар через третье лицо, функциями которого является распределение товара (агент, дистрибьютор, коммерческий представитель и др.). Это дает возможность не только увеличить сбыт товаров, но и продавать продукт на удаленных территориях, а также обеспечить управление материальными потоками с наименьшими издержками (логистика). Механизм взаимодействия с третьим лицом самого франчайзера, и третьего лица с франчайзи может строиться в различных схемах.Главное здесь товар производителя, марка производителя , фирменность и единообразие сети, позволяющее идентифицировать производителя. Важным является достаточно широкий диапозон ассортимента, позволяющий потребителю осуществлять выбор товара. Франчайзером может выступать производитель нефтепродуктов, одежды, обуви, игрушек, ликеро-водочных изделий и др. Второй вариант предполагает продажу товаров организацией, не з-анимающейся непосредственно производством, но имеющей долгосрочные деловые связи с различными поставщиками, обладающей возможностью формировать ассортимент и управлять им. В данном случае франчайзер будет приобретать товар у различных поставщиков и продавать его франчайзи. Франчайзи будет осуществлять розничные продажи. Ключевое значение будет иметь марка крупного (продавца) франчайзера (в отличии от первого варианта), фирменность и единообразие сети, позволяющее идентифицировать этого продавца. На российском рынке по этой схеме работают такие компании как «Пальмира», «Эконика-обувь» и др.
Производственный франчайзинг
В этом случае
речь идет о производстве товаров, и
соответственно в основе отношений
будут лежать патенты, технические
ноу-хау и торговые марки. Это
вид франчайзинга позволяет наиболее
эффективно организовать производство
определенного вида продукта, а также
размещать производство на экономически
выгодных территориях. Франчайзером может
выступать как производитель
сырья, так и производитель готовой
продукции, а также обладатель прав
на патент и ноу-хау, не занимающийся
непосредственно производством. Производственный
франчайзинг решает ряд основных
задач: разделение труда и специализация
производства; увеличение объема производства
и расширение производственной программы;
обеспечение экономичности производства;
увеличение гибкости производства и сбыта,
соизмеримое с требованиями рынка; оперативное
внедрение новых идей; освоение производства
новых изделий в зависимости от изменений
на рынке. Решение этих задач позволяет
работать на опережение и приобретать
конкурентные преимущества, что особенно
важно в условиях сокращения жизненного
цикла товара. Наиболее ярким представителем,
использующим систему производственного
франчайзинга является компания «Кока
Кола». Классический напиток производится
по определенному рецепту, купленному
в 19 веке у аптекаря. Напиток производится
и продается во многих странах мира, при
этом формула его производства является
коммерческой тайной, и ее практически
никто не видел. Формула не была запатентована,
именно это и дало возможность защитить
ее раскрытия. В начале 20 века два американских
бизнесмена приобрели у компании «Кока
Кола» права на бутилирование напитка.
Отсутствие достаточного количества капитала
на открытие собственных предприятий
привело этих бизнесмено к решению о продаже
франшизы на открытие разливочных предприятий.
Концепция франчайзинга используется
и в разливочном производстве и в сервисном
обслуживании торговых автоматов при
продаже напитков до настоящего времени.
В 1995 году компания вышла на российский
рынок. По имеющейся открытой информации
компания имеет в России девять фирм-франчайзеров-
Сервисный франчайзинг
Сервисный франчайзинг касается непосредственно услуг. Основным является предоставление франчайзи права заниматься определенным видом деятельности с использованием торговой марки франчайзера и согласно его технологии. В зависимости от направления деятельности количество продаваемых прав, стандарты деятельности и требования серьезно отличаются. При этом, марка, фирменность и единообразие сети являются неотьемлекмой частью сервисного франчайзинга. Основная направленность сервисного франчайзинга – удовлетворение потребностей потребителя в услугах и работах высокого качества. Благодаря совместной политике, проводимой франчайзером и франчайзи потребителю быстро становится известно какое количество и качество услуг ему может быть гарантировано в определенный промежуток времени на предприятиях определенной торговой марки. Осведомленность экономит время потребителей, затраченное на поиск и удовлетворение своих потребностей, а ожидаемое качество обслуживания оказывает помимо всего прочего положительное эмоциональное воздействие, что повышает вероятность повторных обращений к франчайзи. Потребитель идентифицирует правообладателя и пользователя торговой марки, что дает дополнительные импульсы развитию франчайзинговой системы. Франчайзинг применим практически во всех сферах услуг. Сервисный франчайзинг получил широкое распространение и является перспективной технологией ведения бизнеса. На российском рынке сервисный франчайзинг активно развивается в общественном питании, косметологии и парикмахерских услугах, бытовых услугах, туристическом бизнесе, в области недвижимости и образовательной деятельности. В россии мы видим такие франшизные системы как «Баскин Роббинс», «Кодак», «Сабвей», «Ростикс», «ГрильМастер», и др., выходят на рынок Джанни Кинг, Жан Клод Бигин идр. Достаточно много российских марок декларируют начало франчайзинговых программ.
Вторая классификация выделяет два основных вида франчайзинга: франчайзинг распределения и франчайзинг бизнес-формата.
В настоящее время в зависимости от размеров первоначального капитала франшиза бизнес-формата делится на следующие основные подгруппы:
Франшиза – рабочее место (рабочая франшиза), где франчайзер создает хорошо подготовленное рабочее место для предпринимателя; основные инвестиции направляются на покупку прилавка-фургона
Франшиза –предприятие (коммерческая франшиза), требующая более крупных инвестиций в производственное оборудование, наличия рабочих помещений, дополнительного наемного персонала
Инвестиционная франшиза, основная цель которой – возврат первоначальной суммы инвестиций.
Созданная в 1977 году Британская франчайзинговая ассоциация (БФА) определяет франшизу как контрольную лицензию, выданную одним лицом (франчайзером) другому лицу (франчайзи), которая: