Роль государства в развитии туристического бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 20:22, курсовая работа

Краткое описание

Изучение экономической роли государства – неотъемлемая часть экономиче¬ского образования. Отечественная экономическая наука от почти полного отрицания государственного регулирования экономики, навеянного борьбой с командно-административной системой хозяйствования в начале 90-х гг., в конце 90-х гг. опять была вынуждена обратиться к теме государственного регулирования экономики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Роль государства в рыночной экономике
1.1 Функции государства в рыночной экономике…………………5
1.2 Государственное регулирование: особенности и методы…...12
Влияние государства на социально – экономическое развитие туризма.
2.1 Государственное регулирование туризма РФ………………...20
2.2 Государственные программы развития туризма……………..27
Государственная поддержка туристического бизнеса.
3.1 Основные направления государственной поддержки туристического бизнеса (на примере России и Германии)…………….……..36
Совершенствование государственной поддержки туризма в России………………………………………………...………….42
Заключение…………………………………………………………………….…46
Список используемой литературы……………………………………………...48

Вложенные файлы: 1 файл

новая курсовая.doc

— 246.00 Кб (Скачать файл)

Во всех сильных туристских державах есть такие организации, подчиненные, как правило, министерствам, которые  занимаются разработкой национальных программ развития туризма. В Германии вопросами международного туризма занимается Национальный туристический комитет Министерства экономики, отвечающий за продвижение туризма в Германии и увеличение турпотока в страну. Представительства комитета функционируют в 27 странах мира [24].

В Германии нет  теплых морских пляжей, и в ее садах не цветут лимонные деревья. Однако эта страна всегда привлекала и впечатляла туристов. Германия  располагается  в  центре  Европы.  Она  граничит  с  девятью государствами: на Севере это -  Дания,  на  Западе  -  Нидерланды,  Бельгия, Люксембург и Франции, на Юге - Швейцария и Австрия, а на Востоке -  Чешская Республика и Польша.

   Туризм  в  Германии  обеспечивает  8  процентов  внутреннего   валового продукта страны. Почти 3 миллиона рабочих  мест  связаны  непосредственно  с туризмом. Наряду с торговлей это -  самый  крупный  сектор  в  сфере  услуг. Здесь действуют в  основном  предприятия  малого  и  среднего  бизнеса,  что открывает широкие возможности для начинающих предпринимателей. В сравнении с другими отраслями  экономики  отрасль  туризма  занимает второе место после  автомобилестроения.  В  среднем  от  2  до  3  процентов чистого оборота туризма (без налога на добавленную  стоимость)  поступают  в виде налога на промысел, поземельного налога, а также части поступлений от налога идут на зарплаты и прибыль в кассы коммун [23].

  Следует   отметить,  что  Германия  становится  все  более   популярным туристским  направлением.   Согласно  статистике  ВТО,  в последние годы Германия прочно вошла в десятку стран  -  лидеров  по  приему зарубежных туристов, а по валютным поступлениям в отрасли она  занимает  6-е место  в  мире.  Отмечается  устойчиво  положительная  динамика   туристских прибытий.    

 Можно выделить  следующие основные факторы, которые привлекают туристов в страну:

      1. Высокая концентрация  исторических  и культурных достопримечательностей;

      2.  Упрощенный визовый режим  (возможность широкого спектра  комплексных туров);

      3. Высокий уровень сервиса.

Сегодня  в   Германии   все   маленькие   фирмы,  концентрируются   вокруг   нескольких    мощных объединений.  Принцип   всех   немецких   концернов,   занимающихся   туризмом, заключается  в  наличии  собственной   авиакомпании,   собственной   системы гостиниц и транспорта. Все это  дает  им  возможность  концентрировать  свою деятельность и предоставлять клиентам полный пакет услуг.

 В  большей   степени  здесь  развит  транзитный  и выездной туризм. Весь  немецкий  выездной  туризм  -  это   частная  собственность.   Но государство выделяет определенные суммы для поддержания въездного туризма. Другая важная особенность - это однодневные поездки, которые  являются главным  фактором  путешествий  в  Германии. 

  В  Германии  существует   Федеральный туристический союз, представители этого союза работают в парламенте, и  есть Национальный совет по туризму,  который  входит  в  министерство  экономики. Таким образом, существует достаточно  рычагов,  чтобы  лоббировать  интересы туризма на всех уровнях [24].

 Туристский  рынок становится зеркалом рынка  труда  и  уровня  доходов.  А вообще, действует правило: работа, доходы и уровень  образования   решающим  образом  определяют,  есть  ли  у   человека возможность  ездить в отпуск. Существует интересная  особенность немецкого менталитета: если так случается, что  житель  Германии два года подряд не  проводит  отпуск  за  границей,  то  на  третий  год  он выезжает обязательно. Вопреки  широко  распространенной  критике  о  дороговизне  поездок  в отпуск, в Германии самыми дешевыми  поездками  остаются  путешествия  внутри страны. Тот, кто зарабатывает немного, отдыхает на родине. Это  касается,  в частности, семей безработных, которых  особенно  много  среди  отдыхающих  в Германии.  

Характеризуя  туристический потенциал Германии, следует напомнить о великолепных шоссейных дорогах,  прекрасном  гостиничном  сервисе,  развитой сети аэропортов, связывающих страну со всем миром,  что  привлекает  туристов сегодня. Все это говорит о том, что государственная поддержка туризма в Германии находится на высоком уровне.

 

3. 2 Совершенствование  государственной поддержки туризма в России.

 

За последние годы туризм в нашей стране стал динамично  развивающейся отраслью, оказывающей  все более заметное влияние на экономику и социальную сферу. Туризм по сравнению с другими отраслями переживает экономический кризис менее болезненно. Именно в туризм в период кризиса могут прийти высвобождающиеся трудовые ресурсы, так как в этой отрасли очень большой процент составляют предприятия малого бизнеса. Российский туристический бизнес в период кризиса нуждается в серьезной поддержке государства. Сейчас правительство принимает антикризисные программы, благодаря которым могут быстро образовываться малые предприятия, в том числе туристические. В условиях кризиса, необходимо активнее развивать внутренние и региональные факторы, особое значение здесь приобретает развитие внутреннего туризма. Это направление является приоритетным для государственного регулирования, что отражено в Законе "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".

 Перспектива развития внутреннего туризма заключается в том, что Минспорттуризм России поощряет и поддерживает работу предприятий туристской сферы, направленную на создание новых брендов внутреннего туризма и разработку новых туристских маршрутов.

Сегодня остается открытым вопрос о защите прав туристов в  случае, если туруслуги оказаны ненадлежащим образом. Также много законодательных  проблем, препятствующих развитию детского отдыха внутри страны. Нормативно-правовая база устарела, многие акты противоречат друг другу, следовательно, нужно создать современную базу нормативно-правового регулирования. В прошлом году в законодательной базе туристской отрасли России произошли существенные изменения - в первую очередь в законе о местном самоуправлении. Теперь муниципальные органы власти имеют право заниматься развитием туризма в своем регионе и самостоятельно планировать бюджет на поддержку отрасли. В регионах сейчас работает 65 отраслевых региональных программ. В рамках этих программ предусматривается участие муниципальных бюджетов. Денежные средства пойдут, прежде всего, на создание условий для развития инфраструктуры и на продвижение турпродукта как на внутреннем, так и на зарубежном рынке.

 Развитие туристической отрасли приносит и положительные результаты. На основе статистики по итогам 2008 года в России наблюдается положительная тенденция развития туризма. Прошлый год показал стабильность развития отрасли. В 2008 году, по оперативным данным, общие траты россиян на туристские услуги выросли на 32,8%, количество услуг, оказанных гостиничным бизнесом, возросло на 12,4%. В прошедшем году число туристов, въезжающих в Россию, увеличилось на 67 тысяч, а количество выезжающих россиян возросло на 3 млн. Наглядным положительным примером развития внутреннего туризма через федеральные целевые программы является ФЦП [8].

Необходимо привлечения  инвестиций в туристическую отрасль. Чтобы привлечь инвестиции в сферу  туризма, нужно создать инвесторам необходимые условия. Перспективным направлением в решении этих вопросов является дальнейшее развитие туристско-рекреационных особых экономических зон (Краснодарский, Ставропольский и Алтайский края, Республика Бурятия, Республика Алтай, а также Калининградская и Иркутская области). Для активизации работы в зонах необходимо принять практические инфраструктурные решения с учетом возможности обеспечения мощностей очистных сооружений, энергоснабжения, устранения излишних административных барьеров, а также формирования туристских продуктов, ориентированных на различные группы населения.

Важными факторами для  привлечения инвестиций в туризм являются финансирование со стороны  государства работ по созданию объектов туристской инфраструктуры, обеспечение  перспективных туристских районов  транспортными и инженерными коммуникациями, установление благоприятного экономического режима работы.

Учитывая непростую  экономическую ситуацию, на развитие туризма в 2009 году было выделено 229 млн. рублей, это на 15% меньше, чем в 2008 году. Часть этих средств направлена  на участие в 15 международных выставках. Также нужно отметить важность создания туристических представительств России в других странах. Пропаганда российского туризма за рубежом в этом году осуществляется в основном за счет участия в международных туристических выставках единым стендом с российскими регионами.

Итак, важнейшими направлениями  государственной поддержки туристической  сферы являются: поддержка и развитие внутреннего, въездного и социального туризма; создание современной базы нормативно–правового регулирования; комплексное развитие туристской инфраструктуры; подготовка и реализация программ развития туризма, а в настоящее время также создание и осуществление антикризисных программ; стимулирование предприятий туристической отрасли к разработке новых турпродуктов; привлечение инвестиций в туристическую отрасль; формирование образа России как страны благоприятной для туризма, поддержка и защита российских туристов, туроператоров и турагентов и многие другие.

Данные направления  требуют развития и совершенствования. Прежде всего, необходимо сосредоточить внимание на создание новых программ развития туризма, а также на их финансовом обеспечении, как в экономике России, так и в ее регионах. Программы включают финансирование таких мероприятий как развитие туристской и транспортной инфраструктуры, информационное продвижение туризма, научные и статистические исследования в сфере туризма, подготовка кадров для сферы туризма. Несмотря на то, что государственные программы часто не реализовываются полностью, они все-таки обеспечивают социально-экономическое развитие в желаемом направлении.

Кроме того, следует больше внимания уделять проблемам создания и эффективного функционирования инфраструктуры туризма, включающей в себя не только средства размещения, но и туристские достопримечательности, предприятия питания, сувенирную продукцию, средства связи и другое.

Для разработки инноваций  турпродукта необходимо создание крупных, национальных центров, находящихся  на бюджетном финансировании и бесплатно  предоставляющих полученные знания широкому кругу потенциальных пользователей. А также предоставление субсидий и грагтов для осуществления научно-исследовательских работ в сфере туризма и обеспечение частным предприятиям и лицам благоприятных условий для научно-технических разработок, а также развитие инвестиционных возможностей [8].

 В условиях финансовоэкономического  кризиса требуется осуществлять мониторинг реализации программ, которые были приняты в период кризиса и их своевременную корректировку, учитывающую изменение внешней экономической среды, возникающих угроз и новых возможностей в развитии внутреннего туризма. Это позволит своевременно решать возникающие проблемы, использовать новации для дальнейшего развития туризма. А также, усилит его позитивное влияние на экономику России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Вопрос о  месте и роли государства в  современной экономике является одним из центральных как в  теории, так и на практике. Переворот в классических воззрениях на роль государства в рыночной экономике был связан с именем выдающегося английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса, который говорил о необходимости активного вмешательства государства в рыночные процессы.

Место и роль государства в экономике обычно рассматриваются исходя из его взаимодействия с рыночным механизмом. Роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции. Государство выполняет многочисленные функции политического, военного, экономического и правового порядка. Основными направлениями экономической деятельности государства являются:  обеспечение нормальных условий работы рыночного механизма; разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства, т.е. правовой основы предпринимательства, налогообложения, банковской системы; осуществление социальной политики, куда также входит разработка социальных программ.

Государственное регулирование экономики ставит своей целью соблюдать интересы государства, общества в целом, социально  незащищенных слоев населения. Государство  выполняет свои функции, применяя разнообразные методы воздействия на экономику. Общепринято деление методов на две группы. К первой группе методов регулирования относятся экономические и административные методы. Однако влиять на рынок как самонастраивающуюся систему можно в основном экономическими методами к ним, прежде всего, относятся: денежно-кредитная и финансовая политика, некоторые экономисты относят сюда систему государственного программирования, прогнозирования и планирования. Ко второй группе относятся методы  прямого регулирования экономики это, например государственная поддержка программ, заказов и контрактов; правовые и административные ограничения и запреты по выпуску определенных видов продукции. Также ко второй группе методов относятся методы косвенного регулирования экономики: налогообложение, уровень обложения налогами и система налоговых льгот; регулирование цен, их уровня и соотношений и другие. Сфера применения косвенного регулирования по мере развития рыночной экономики значительно расширяется, сужая возможности прямого вмешательства государства в процессы расширенного воспроизводства.

Государственное регулирование  развития туризма - это воздействие  государства на деятельность хозяйствующих  субъектов и рыночную конъюнктуру  для обеспечения нормальных условий  функционирования рыночного механизма, реализации государственных социально-экономических приоритетов и выработки единой концепции развития туристской сферы. Приоритетными направлениями государственного регулирования туристической деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, и социального туризма. В настоящее время сюда также можно отнести  антикризисную поддержку туристического комплекса России.

Информация о работе Роль государства в развитии туристического бизнеса