Система мотивации персонала: российский и западный подходы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 13:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ влияния мотивационной политики на общие результаты деятельности предприятия.
В соответствие с поставленной целью необходимо решить следующий ряд задач:
- рассмотреть теоретические вопросы, связанные с мотивацией персонала;
- провести анализ применяемой в организации системы мотивации труда;
- оценить эффективность применяемой системы мотивации;
- предложить рекомендации по совершенствованию мотивации труда в организации.
Объектом исследования данной курсовой работы является ООО «Калининградрозторг».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1. Теоретические подходы к построению системы мотивации персонала………5
1.1. Сущность социально-психологических методов руководства……..……..5
1.2. Эволюция и характеристика концепций мотивации………………….……9
1.3 Мотивация социального поведения работников…………………………..20
1.4 Поощрение и наказание……………………………………………….…….23
2. Российский и западный опыт создания системы мотивации персонала……..27
2.1. Особенности систем мотивации персонала в России…………………….27
2.2. Зарубежные модели систем мотивации труда персонала……………...…31
2.3. Сравнительный анализ российского и зарубежных подходов к
мотивации персонала……………………………………………………………....36
3. Исследование системы мотивации персонала в ООО «Калининградрозторг»…………………………………………………………..…40
3.1. Общие сведения о предприятии…………………………………………....40
3.2. Анализ основных экономических показателей деятельности предприятия………………………………………………………………………...42
3.3. Оценка системы мотивации, используемой на предприятии…………….44
3.4. Влияние системы мотивации персонала на экономические результаты деятельности предприятия………………………………………………………....48
Заключение………………………………………………………………………….50
Список использованных источников……………………………………………...53

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ-таня.doc

— 345.50 Кб (Скачать файл)

В конце апреля 2006 года «Группа компаний «Виктория» выпустила  первые продукты под собственной торговой маркой «Квартал», в начале 2007 года – под торговой маркой «Выгодно», в январе 2008 года — под торговой маркой «Виктория».

В составе подразделений  «Виктория» действует три собственных  и четыре арендованных Распределительных центра. Они позволяют оперативно решать вопросы обеспечения сетей магазинов товарами.

На сегодняшний день в состав ООО «Калининградрозторг» входят:

- 27 магазинов «Квартал»;

- 11 магазинов «Дешево».

Магазин «Квартал» - «магазин у дома»,  располагается в районах высокой плотности населения. Задача формата: предоставить покупателям оптимальный ассортимент продуктов повседневного спроса по разумным ценам, дать возможность делать покупки всех необходимых продуктов в одном магазине недалеко от дома, обеспечить удобство совершения покупки. Магазин предназначен для различных категорий покупателей, поэтому ассортимент сформирован с учетом потребностей покупателей с различным уровнем дохода.

«Дешево» — это  сеть продовольственных магазинов эконом-класса. Низкие цены в магазинах «Дешево» достигаются за счет:

- оптимального продуманного ассортимента;

- привлекательных условий сотрудничества с поставщиками;

- минимального количества персонала;

- отточенной технологии торговли.

Головной офис ООО  «Калининградрозторг» расположен в  городе Калининграде, улица Красносельская, 13-19.

3.2. Анализ основных экономических показателей деятельности предприятия

 

По данным «Отчета  о прибылях и убытках» (Приложение 1) в течение рассматриваемого периода организация получила прибыль от продаж в размере 7103 тысяч рублей, что равняется 16,1% от выручки. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года прибыль снизилась на 5832 тысяч рублей, или на 45,1%.

 

Таблица 4

Основные финансовые результаты деятельности

ООО "Калининградрозторг" за 2009 год

Показатель

Значение показателя, тыс. руб.

Изменение показателя

За   отчетный   
период

За аналогичный 
период  
предыдущего года

тыс. руб.  
(гр.2 - гр.3)

± % 
((2-3): 3)

1

2

3

4

5

1. Выручка от  продажи товаров, продукции, работ, услуг

44120

47887

-3767

-7,9

2. Расходы по  обычным видам деятельности

37017

34952

+2065

+5,9

3. Прибыль (убыток) от продаж  (1-2)

7103

12935

-5832

-45,1

4. Прочие доходы

27628

19708

+7920

+40,2

5. Прочие расходы

1974

1619

+355

+21,9

6. Прибыль (убыток) от прочих операций  (4-5)

25654

18089

+7565

+41,8

7. EBIT (прибыль  до уплаты процентов и налогов)

34012

31947

+2065

+6,5

8. Изменение  налоговых активов и обязательств, налог на прибыль

-3601

-4312

+711

+16,5

9. Чистая  прибыль (убыток) отчетного периода  (3+6+8)

29156

26712

+2444

+9,1


 

По сравнению с прошлым  периодом в текущем наблюдалось  снижение выручки от продаж на 3767 тысячи рублей при одновременном увеличении на 2065 тысячи рублей расходов по обычным видам деятельности.

Прибыль от прочих операций в течение анализируемого периода  составила 25654 тысяч рублей, что на 7565 тысяч рублей (41,8%) больше, чем  прибыль за аналогичный период прошлого года. При этом величина прибыли  от прочих операций составляет 361,2% от абсолютной величины прибыли от продаж за анализируемый период.

Сопоставление чистой прибыли  по данным формы №2 (Приложение 1) и  формы №1 (Приложение 2) показало, что  в 2009 году организация использовала чистую прибыль в сумме 26001 тысяч рублей.

Ниже по качественному  признаку обобщены важнейшие показатели финансового положения (по состоянию  на последний день анализируемого периода) и результаты деятельности ООО "Калининградрозторг" в течение анализируемого периода. При этом учтено текущее состояние показателей, таких, как динамика.

С исключительно хорошей стороны финансовое положение и результаты деятельности ООО "Калининградрозторг" характеризуют следующие показатели:

- чистые активы превышают  уставный капитал, при этом  за 2009 год наблюдалось увеличение чистых активов;

- коэффициент быстрой  (промежуточной) ликвидности вполне  соответствует общепринятому значению;

- чистая прибыль составила  29156 тысяч рублей (+2444 тысяч рублей  по сравнению с аналогичным  периодом 2008 года);

- итоговая прибыль составляет значительный процент от совокупной стоимости активов организации (42,5%).

Следующие 3 показателя финансового  положения и результатов деятельности организации имеют нормальные или близкие к нормальным значения:

- не в полной мере  соблюдается нормальное соотношение активов по степени ликвидности и обязательств по сроку погашения;

- за отчетный период  получена прибыль от продаж (7103 тысяч рублей), хотя и наблюдалась  ее отрицательная динамика по  сравнению с прошлым периодом (-5832 тысяч рублей);

- незначительное падение  прибыли до налогообложения на  рубль всех расходов организации  (-0,8 копеек с рубля расходов  от данного показателя рентабельности  за аналогичный период 2008 года).

С отрицательной стороны финансовое положение и результаты деятельности ООО «Калининградрозторг» характеризуют следующие показатели:

- отрицательная динамика  изменения собственного капитала  относительно общего изменения  активов организации;

- коэффициент покрытия  инвестиций ниже нормы (доля  собственного капитала и долгосрочных обязательств в общей сумме капитала ООО "Калининградрозторг" составляет только 80%);

- коэффициент текущей  (общей) ликвидности ниже нормального  значения;

- значительное падение  прибыльности продаж (-10,9 процентных  пункта от рентабельности за аналогичный период, равной 27%).

Показатели финансового  положения организации, имеющие критические значения:

- неудовлетворительная  структура баланса с точки  зрения платежеспособности (коэффициенты  текущей ликвидности и обеспеченности  собственными средствами меньше нормы);

- критическое финансовое  положение по величине собственных  оборотных средств;

- высокая зависимость  организации от заемного капитала (собственный капитал составляет  лишь 7%).

 

3.3. Оценка системы  мотивации, используемой на предприятии

 

Основным элементом  системы мотивации в ООО «Калининградрозторг» является материальное стимулирование, которое выражается в существующей системе премирования. Схема выплат для сотрудников прозрачна — они знают, за что в этом месяце получают премию, и представляют, каких результатов нужно добиться, чтобы зарабатывать определенную сумму.

Система премирования отображена в Положении о порядке начисления и выплаты ежемесячной премии работникам предприятий розничной торговли ООО «Калининградрозторг» (Приложение 3).

Данное положение вводилось  в целях повышения заинтересованности персонала магазинов розничной  торговли ООО «Калининградрозторг» в выполнении плановых заданий, улучшении  предприятий розничной торговли, усилении ответственности за выполнение должностных обязанностей, сохранность товарно-материальных ценностей, исполнении стандартов и повышении производительности труда.

Ежемесячная премия персонала  магазинов определяется размером премиального фонда и состоит из двух частей:

Премия по ключевым показателям деятельности, осуществляется на основании оценки исполнения установленных ключевых показателей деятельности и применения соответствующего уровня премирования.

Премия выплачивается  в полном объеме при выполнении основного  и дополнительного условий премирования.

Премия за ведение здорового образа жизни и поддержание его в семье, выплата данной премии осуществляется за работу в отчетном периоде без больничных листов.

Премия выплачивается при выполнении основного условия премирования.

Основное условие премирования - отсутствие в отчетном периоде прогулов, распития на рабочем месте спиртных напитков, появление на работе с признаками алкогольного или токсического опьянения. Отсутствие случаев хищения. Отсутствие нарушений требований по охране труда. Отсутствие случаев неоднократного (более 2-х месяцев) нарушения трудовой дисциплины.  Дополнительное условие премирования - качественное и в полном объеме выполнение должностных обязанностей, правил внутреннего трудового распорядка, отсутствие нарушений трудовой и производственной дисциплины.

При определении размера премии по ключевым показателям деятельности применяется четыре уровня оценки исполнения показателей:

Уровень 1 - Уровень перевыполнения, коэффициент премии данного уровня составляет до 1,5.

Уровень 2 - Плановый уровень, коэффициент премии составляет 1,0.

Уровень 3 - Низкий уровень, коэффициент премии составляет 0,5.

Уровень 4 - Недопустимый     уровень,   премия   по     показателям      не выплачивается.

Ключевые показатели деятельности, период оценки, вес показателей, размеры премии установлены в Таблице 1 «Премирование по ключевым показателям деятельности работников магазинов розничной торговли» (Приложение 3).

Решение об индивидуальном премировании работников за выполнение стандартов, а также выполнение работниками условий премирования принимается Директором магазина, основанием являются оценочные листы работников магазина. Оценка исполнения стандартов производится за период с 21 числа прошлого месяца по 20 число текущего месяца.

Расчет премии за сохранность товарно-материальных ценностей по сотрудникам службы внутреннего контроля производят менеджеры-координаторы Службы безопасности на основании данных по суммам и количеству случаев предотвращенного ущерба за период с 21 числа прошлого месяца по 20 число текущего месяца.

Сумма премии рассчитывается в процентах от заработной платы, начисленной по часовым тарифным ставкам (окладам) отчетного месяца.

Работникам, находящимся  на испытательном сроке, премия за первый месяц работы начисляется за выполнение стандартов.

При увольнении сотрудника до окончания текущего месяца, премия выплачивается за выполнение стандартов. В случае приема работника в текущем месяце и увольнении его до окончания текущего месяца, премия работнику за отработанный период не начисляется.

При исполнении обязанностей временно отсутствующего работника  премия начисляется по своей основной должности.

Решение о выплате  ежемесячной премии сотрудникам  магазинов оформляется Приказом Исполнительного директора ООО «Калининградрозторг».

Ежемесячная премия по данному  Положению выплачивается вместе с заработной платой за вторую половину месяца.

Существующая  система премирования является  весомым мотивирующим фактором для работников предприятия.

Система нематериального  стимулирования ООО «Калининградрозторг» включает следующие элементы: почетная грамота; доска почета; занесение в "Книгу почета компании"; устная благодарность руководства; звание лучшего по профессии. Проблема системы нематериального стимулирования заключается в том, что в ней нет четких критериев оценки.

Еще одной составляющей системы мотивации персонала, является социальный пакет. Он играет роль дополнительного средства построения эффективной коммуникации между работодателем и сотрудниками, включает стандартные льготы и выплаты.

Социальный пакет в  ООО «Калининградрозторг» включает: возможность предоставления работнику оплачиваемого отпуска по болезни, который предоставляется по заявлению работника, выплаты по семейным обстоятельствам, выплата единовременного вознаграждения в связи с юбилейными датами, обучение и повышение квалификации за счет компании, добровольное медицинское страхование работников.

Кроме этого, предусмотрена система штрафов: за опоздания, выполнение некачественных видов работ, за наличие грязи, лишних предметов, бумаг, плохие показатели за аттестацию, неопрятный вид.

Существующая система  мотивации персонала разработана службой Управления персоналом, она постоянно совершенствуется и дополняется. Частота и содержание этих изменений зависят от финансовых возможностей предприятия и от степени необходимости срочного стимулирования персонала.

 

3.4. Влияние  системы мотивации персонала  на экономические результаты  деятельности предприятия

 

В последнее время  на предприятии наблюдалась ситуация роста «текучести кадров». Основными причинами являлись: неудовлетворенность работников размером заработной платы и условиями труда. Это привело к снижению доходов по обычным видам деятельности и валовой прибыли, так как новые сотрудники в силу неопытности первое время имели низкую производительность труда. Но не стоит забывать о сложившейся в недавнем времени кризисной ситуации, которая так же повлияла на объем товарооборота торговых предприятий, в частности в ООО «Калининградрозторг» - он снизился на 8% по сравнению с 2008 годом. И хотя товарооборот упал – прочие доходы выросли, по итогам года предприятие получило прибыль по данному показателю на 2 444 000 тысячи рублей больше, чем за аналогичный период прошлого года.

В целях стабилизации ситуации на предприятии, руководством было принято решение о внедрении ряда изменений в систему мотивации персонала, а именно:

- введение обновленной системы премирования персонала (премирование по Ключевым показателям);

Информация о работе Система мотивации персонала: российский и западный подходы