Совершенствование организации производства яровой пшеницы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 21:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является разработка мероприятий по совершенствованию организации производства зерна(системы земледелия, отрасли растениеводства)
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы организации производства зерна;

Вложенные файлы: 1 файл

dorabotannaya_kursovaya_po_organizatsii.docx

— 113.29 Кб (Скачать файл)

Введение

Главную роль в решении  продовольственной проблемы играет зерновое хозяйство, поскольку именно состояние зернового рынка предопределяет положение и в других секторах сельского хозяйства, особенно в  животноводстве. Особое значение в  решении этой проблемы имеет яровая пшеница .

Яровая пшеница относится  к важнейшим продовольственным  зерновым культурам. Сильные и ценные сорта мягкой яровой пшеницы используются для производства хлебобулочных  изделий. Кроме того, мука сильных  сортов может применяться для  улучшения слабых. Твердая яровая пшеница идет для получения крупы, макарон и вермишели. Зерно этой культуры содержит много белка (14-16% мягкая, 15-18% твердая) – и клейковины 28-40%. Эта культура выращивается в  основном в следующих регионах: Поволжье, Южный Урал, Западная и Восточная  Сибирь. Здесь получаются средние  урожаи из-за недостатка влаги, но зерно  содержит много белка и клейковины. При выращивании ее в Нечерноземной  зоне получаются более высокие урожаи, но количество и качество клейковины, как правило ниже. В тех регионах (Северный Кавказ, ЦЧР), где озимая пшеница дает более высокие урожаи, яровая считается одной из страховых на случай ее пересева при плохой перезимовке. В последние годы (2001-2005 гг.) яровая пшеница в нашей стране занимала около 15 млн. га (33% от общей площади зерновых культур и 46 % от яровых хлебов). Валовой сбор в эти годы был порядка 21млн. т (27% от общего сбора зерна). Средняя урожайность составила 1,5 т\га т.е на 0,4 т\га ниже по сравнению со всеми зерновыми и на 1,2 т\га меньше озимой пшеницы. Это объясняется более жесткими почвенно-климатическими условиями основных районов ее возделывания ( годовая сумма осадков составляет 250-400мм, частые засухи и высокие летние температуры), а также низким уровнем агротехнологии ( плохие предшественники, некачественная обработка почвы, низкие дозы удобрений, неэффективная защита от сорняков, вредителей, болезней и т.д.). При высоких и интенсивных агротехнологиях яровая пшеница может давать до 2-4 т\га в зависимости от увлажнения почвы.

На состояние производства зерна в России отрицательно сказывается  неразвитость производственной и особенно рыночной инфраструктуры, а также  отсталость социальной сферы села. В результате отечественное сельское хозяйство в 5 раз более энергоемко и в 4 раза более материалоемко, чем  американское, а по обеспеченности хозяйств техникой и уровню производительности труда оно более чем на порядок  уступает странам с высокой аграрной сферой экономики.

Основными проблемами в растениеводстве  в настоящее время является: спад производства, сокращение посевных площадей, что произошло в результате неустойчивости производственно – хозяйственных  связей, инфляции удорожания кредитных  ресурсов, сокращения государственного финансирования, снижения покупательской способности потребителей сельскохозяйственной продукции, роста неплатежей между  предприятиями; неудовлетворительной состояние сельскохозяйственных земель. В последние годы практически  приостановлены  работы по повышению  плодородия почв и мелиорации земель, осушению и орошению земель, сократились  показатели применения органических и  минеральных  удобрений, что послужило  усилению процесса деградации почв. Медленно развивается инфраструктура  земельного рынка, не создана система информационного  обеспечения и разъяснительной  работы, что создает возможность  теневого оборота. За последние годы резко сократился уровень среднедушевого производства зерна. В современной  ситуации Россия уже не обладает достаточными финансовыми возможностями для  закупки необходимого количества зерна, а снижение зернового импорта  восполняется увеличением размера  закупок готовых продуктов питания.

Целью курсовой работы является разработка мероприятий по совершенствованию  организации производства зерна(системы земледелия, отрасли растениеводства)

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить теоретические  основы организации производства  зерна;

- проанализировать современное  состояние организации производства  зерна;

- разработать мероприятия  по совершенствованию организации  производства зерна.

При выполнении работы применялись  монографический, абстрактно- логический, экономико-статистические, расчетно-конструктивный, экспериментальный и другие методы исследования. [7.c.308-311; 14]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические основы организации производства зерна.

1.1 Проблемы и перспективы организации производства зерна

В настоящее время настоящий  рынок зерна контролирует пять стран  экспортеров: США, Канада, Австралия, Аргентина, ЕС. Суммарные экспортные предложения зерна со стороны основной «пятерки» экспортеров составляют свыше 84%  всего объема мировой торговли. Основными показателями, определяющими степень влияния страны на мировой рынок являются: во-первых, доля в мировой торговле; во-вторых, отношение переходящих запасов к среднегодовому внутреннему потреблению в стране. По обеим показателям на сегодняшний день лидирует США. Соответственно США занимает ведущее положение на рынке зерна, на их долю приходится 28%  всего объема торговли; далее идут Канада – 17% , Австралия и ЕС – по 15% и Аргентина – 11%. Основными потребителями зерна остаются страны Азиатско-Тихоокеанского региона, такие как Китай, Япония, Корея, Индонезия и Филиппины.

На мировом рынке зерна  сложилась устойчивая специализация : производство зерна концентрируется в основном в развитых странах, а многие развивающиеся страны не в состоянии решить свои зерновые проблемы и вынуждены идти на широкий импорт зерна. В настоящее время на мировом рынке зерна происходят изменения и можно наблюдать следующую картину: сократились посевы в США и Канаде; уменьшились переходящие запасы в крупнейших странах-экспортерах; на рынок вошли новые страны экспортеры, такие, как Венгрия, Россия, Украина, Казахстан и Турция.

6-7 июня 2009 года в Санкт-Петербурге  прошел Всемирный Зерновой Форум.  Проблема развития зернового  рынка России и мира поделился  президент Российского зернового  союза Аркадий Злочевский. По его словам, зерновой рынок России в последнее время динамично развивается : вновь превратились в серьезного экспортера зерна. «Первый крупный Российский экспорт зерна случился в 2001 году, однако тогда это скорее была случайность, нежели закономерность. Сегодня ситуация принципиально разница: экспортная конъюнктура не привлекательна, однако мы уже вывезли из страны 17 млн. т зерна и к концу сезона ожидаем. Что общий экспорт российского зерна составит 21 млн. т, что является абсолютным историческим рекордом. Надо отметить, что в лучшие времена дореволюционной России экспорт зерна не превышал 13 млн. т, причем высших сортов, как и сегодня, наряду с тем, что страна столько же импровизировала, правда, сортов низших, фуражных, для откорма животных», - отметил А. Злочевский. По его словам, развитие российского зернового рынка опережает сегодня ориентиры, заложенные как программой развития сельского хозяйства, так и программой «2020». «Мы произвели больше, чем ожидалось, что повышает привлекательность нашего рынка для инвестиций, но этот же фактор и повышает давление на рынок. В следующем году мы рассчитываем получить урожай в 100 млн. т, а к 2010 году ожидаем и улучшения мировой конъюнктуры. Эти факторы обязывают государство сохранить стимулы для производства зерна, сохранив одновременно и позиции страны на внешнем рынке», - считает А. Злочевский. Специфика мирового зернового рынка, по его мнению, продиктована на сегодня тремя видами критически протекающих явлений – продовольственными, экономическими и экологическими, последние из которых отмечаются достаточно давно. [14; 16]

Организация производства зерна  – это система мер направленных на создание оптимальных условий  для роста и получения высоких  урожаев зерновых культур.

Большое значение на эффективность  производства зерна оказывает применение интенсивных технологий, дающих огромный эффект.

Не смотря на то, что почти  все основные рабочие процессы в  зерновой отрасли полностью механизированы, не все хозяйства проводят их в  оптимальные сроки. Это вызвано  разными причинами, в том числе  организационными. В зависимости  от зональных способностей и возделываемой  зерновой культуры применяют разную технологию.

Интенсивная технология предлагает применение полного комплекса агротехнических, организационно-экономических мер  позволяющие получать высокие урожаи при любых погодных условиях. Она  предлагает высокую концентрацию материально-технических  ресурсов на возделывание культур, посев  высококачественными семенами, внесение научно-обоснованных норм удобрений, эффективных  средств защиты растений, точное соблюдение сроков и последовательности проведения сельскохозяйственных работ.

Сущность интенсивной  технологии состоит в размещении посевов по лучшим предшественникам, системе севооборотов, возделывании высокоурожайных сортов с хорошим  качеством зерна, высоком обеспечении  растений элементами питания с учетом их содержания в почве, в применении азотных удобрений в период вегетации, интегрированной системы защиты растений от сорняков, вредителей и  болезней, в своевременном и качественном  выполнении всех технологических приемов, направленных на защиту почв от эрозии. Целью интенсивной технологии является существенный рост урожайности и повышения качества зерна.

Большим резервом повышения  производства зерна является химизация. Внесение обоснованных доз удобрений  способствует росту урожайности  на 30-50%. Особенно высокая эффективность  достигается при правильном комбинированном  использовании органических и минеральных  удобрений в научно-обоснованных дозах с учетом типа почв и видом  культур.

Производство семян зерновых и других культур переводится  на индустриальную основу. Все предприятия входящие в систему семеноводства выращивают семена на высоком агрофоне при строгом соблюдении сортовой агротехники. Взаимодействие между предприятиями и поставщиками регламентируются действующими положениями и договорами в порядке отпуска семян. При интенсивной технологии важно обеспечить правильную организацию работ, психологическую подготовку специалистов и непосредственно производителей продукции. Они должны быть соответствующим образом обучены обладать определенным минимумом знаний и навыками по управлению техникой, в совершенстве знать физиологию растений, основы агротехники.

Переход к рыночной экономике  заставляет сельскохозяйственные предприятия  заранее прогнозировать урожайность, качество зерна, его коммерческую себестоимость  и цены предложения, обеспечивающие достижение прибыли и достижения при этом определенного уровня рентабельности.[8.c. 227-340; 10.c. 358-370; 16]

 

1.2 Условия функционирования  производства зерна

Проводится государственная  поддержка производства сельскохозяйственной продукции. Основные задачи государства  при этом состоят в том, чтобы:

- избежать значительного  выбытия сельскохозяйственной техники;

- усилить контроль за исполнением действующих нормативно-правовых актов и принять ряд дополнительных законодательных документов;

- осуществлять государственное  регулирование зернового рынка,  создать самостоятельный специализированный  орган управления определяющий национальную зерновую политику, владеющий реальными экономическими рычагами и средствами для ее реализации, координации действий хозяйствующих субъектов рынка;

- использовать преимущественно  экономические методы государственного  регулирования зернового рынка  с применением «мягких» регулирующих  механизмов посредствам оптимального  сочетания ценовой политики, бюджетной  поддержки, льготного налогообложения  и кредитования и других экономических  рычагов обеспечивающих режим максимального благоприятствования развитию зерновой отрасли;

- сформировать в необходимых  размерах резервный фонд зерна,  а также принять ряд целевых  федеральных, межрегиональных и  региональных программ по отдельным  видам зерна;

- способствовать самоорганизации  производителей зерна через их  объединение вцелью согласования и координации своих действий, выработке единой структурной, ценовой и сбытовой политики, реальному участию в формировании государственной зерновой политики,  лоббированию экономических интересов в органах федеральной и региональной законодательной и исполнительной власти;

- эффективно использовать  существующую рыночную инфраструктуру, сформировать недостающие ее  элементы с целью более полной  реализации потенциальных возможностей повышения эффективности зерновой отрасли каждого зернопроизводящего хозяйства и региона.[7.c. 351-367]

Всем требованиям во многом отвечает  ФЗ «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы».

Постановление от 14 июля 2012 г. №717 О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы

В целях реализации Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» Правительство Российской Федерации  постановляет:

1. Утвердить прилагаемую  Государственную программу развития  сельского хозяйства и регулирования  рынков сельскохозяйственной продукции,  сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы.

2. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации разработать и по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации до 1 октября 2012 г. внести в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проекты концепций федеральных целевых программ «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» и «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014 - 2020 годы».

3. Установить, что в ходе реализации Государственной программы Министерством финансов Российской Федерации по предложению Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, согласованному при необходимости в установленном порядке с Министерством экономического развития Российской Федерации, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации осуществляется перераспределение объемов финансирования между мероприятиями Государственной программы без изменений общего объема ее финансирования.

4. Министерству сельского  хозяйства Российской Федерации  до 1 марта 2013 г. заключить в  установленном порядке с органами, уполномоченными высшими исполнительными  органами государственной власти  субъектов Российской Федерации,  участвующими в реализации Государственной  программы, соглашения о реализации  мероприятий Государственной программы.

5. Рекомендовать органам  государственной власти субъектов  Российской Федерации при принятии  региональных программ, направленных  на развитие сельского хозяйства  и регулирование рынков сельскохозяйственной  продукции, сырья и продовольствия, учитывать положения Государственной  программы.[1]

ФЗ «О развитии сельского  хозяйства», проект которого обсуждался длительное время, содержит основные направления  государственной поддержки в  сфере развития сельского хозяйства, предусматривает государственную  программу развития сельского хозяйства  и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, осуществляемое с государственной  поддержкой, сельскохозяйственное страхование, государственные закупочные интервенции  и товарные интервенции, участие  ассоциаций сельскохозяйственных товаропроизводителей в формировании и реализации государственной  аграрной политики. Наличие в Законе деклараций, норм-принципов, во-первых, может способствовать сосредоточению внимания и усилий общества, государства, финансовых и организационных ресурсов на избранных направлениях, а во-вторых, предполагает принятие множества подзаконных актов, направленных на соблюдение, использование, выполнение и применение предусмотренных в Законе требований. Отделу аграрного, экологического и природноресурсного законодательства ИЗиСП пришлось немало потрудиться для исключении из законопроекта призывов, неправовых положений и статей непрямого действия.

Информация о работе Совершенствование организации производства яровой пшеницы