Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 19:41, курсовая работа
Целью курсового проекта является теоретическое исследование организационной структуры и системы управления на предприятиях торговли и их совершенствование.
В процессе достижения вышеуказанной цели необходимо решить следующие задачи:
1.определить основы сущности организационных структур и системы управления на предприятиях торговли.
2.рассмотреть организационные структуры и модель учета продажи товаров на примере супермаркетов.
3.предложить мероприятия по совершенствованию организационных структур и системы управления на предприятиях торговли.
Введение 3
1. Основы сущности организационной структуры и системы управления на предприятиях 5
1.1.Понятие организационной структуры. Типы структур управления предприятием 5
1.2. Механизм и методы управления на предприятии 22
2.Организационная структура и модель учета продажи товаров на примере супермаркетов 26
3. Совершенствование организационной структуры и системы управления на предприятии 35
3.1. Совершенствование организационной структуры путем ее оптимизации 35
3.2. Совершенствование системы управления «путем применения контроллинга» на предприятиях торговли. 40
Заключение 54
Список использованных источников и литературы 58
Министерство общего
и профессионального
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
по курсу « Организация торговых процессов»
ТЕМА: Совершенствование организационной структуры и системы управления на предприятии
Содержание
Введение
1. Основы сущности организационной структуры и системы управления
на предприятиях
1.1.Понятие организационной структуры. Типы структур
управления предприятием
1.2. Механизм и методы управления на предприятии
2.Организационная структура
и модель учета продажи
на примере супермаркетов
3. Совершенствование
на предприятии
3.1. Совершенствование
организационной структуры
ее оптимизации
3.2. Совершенствование системы управления «путем применения
контроллинга» на
Заключение
Список использованных источников и литературы 58
ВВЕДЕНИЕ
Торговля является одной
из важнейших сфер жизнеобеспечения
населения. Преобразования, произошедшие
за последнее десятилетие в торгов
Структура - это система
взаимоотношений между
Организационная структура
- это, по сути, тот инструмент,
благодаря которому
Целью курсового проекта является теоретическое исследование организационной структуры и системы управления на предприятиях торговли и их совершенствование.
В процессе достижения вышеуказанной цели необходимо решить следующие задачи:
1.определить основы сущности организационных структур и системы управления на предприятиях торговли.
2.рассмотреть организационные
структуры и модель учета
3.предложить мероприятия
по совершенствованию
Объектом исследования курсового проекта выступают предприятия торговли.
Предметом исследования являются организационные структуры и системы управления.
При проведении анализа были использованы следующие приемы и методы: метод систематизации; метод сопоставления; аналитический метод; метод наблюдения.
В курсовом проекте использованы нормативно-правовые акты и труды российских авторов.
Курсовая работа состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка используемых источников и литературы.
1. Основы сущности
1.1.Понятие организационной структуры. Типы структур управления предприятием
Организационная структура управления обеспечивает выполнение общих и конкретных функций управления, сохраняет целесообразные вертикальные и горизонтальные связи и разделение элементов управления. Вертикальное разделение определяется числом уровней управления, а также их подчиненностью и директивными отношениями. Горизонтальное разделение осуществляется по отраслевым признакам. Оно может быть ориентировано на подпроцессы промышленного производства; изготавливаемые изделия; пространственные производственные условия. Организационная структура регулирует разделение задач по отделениям и подразделениям; их компетентность в решении определенных проблем; общее взаимодействие этих элементов. Тем самым фирма создается как иерархическая структура.
Задача менеджеров состоит в том, чтобы выбрать ту структуру, которая лучше всего отвечает целям и задачам организации, а также воздействующим на нее внутренним и внешним факторами. «Наилучшая» структура – это та, которая наилучшим образом позволяет организации эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников и, таким образом, удовлетворять потребности клиентов и достигать своих целей с высокой эффективностью.
Организационная структура аппарата управления – форма разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или работ. Для выполнения функций подразделения их должностные лица наделяются определенными правами на распоряжение ресурсами и несут ответственность за выполнение закрепленных за подразделением функций. Схема организационной структуры управления отражает статическое положение подразделений и должностей и характер связи между ними.
Под философией управления мы будем понимать самые общие принципы, на основе которых строится структура управления организацией и осуществляются процессы управления. Основы философии управления, так же как и философии качества, были заложены Ф. У. Тейлором.
Рассмотрим основные типы структур управления предприятием с точки зрения их соответствия идеям современного менеджмента качества.
Термин «организационная структура» сразу же вызывает в нашем воображении двумерную древовидную схему, состоящую из прямоугольников и соединяющих их линий. Эти прямоугольники показывают выполняемую работу и круг обязанностей и, таким образом отображают разделение труда в организации. Относительное положение прямоугольников и соединяющие их линии показывают степень подчинения. Рассмотренные соотношения ограничены двумя измерениями : вверх - вниз и поперек, так как мы оперируем с ограниченным допущением, согласно которому организационная структура должна быть представлена на двумерной схеме, вычерчиваемой на плоской поверхности.
В самой же организационной структуре не содержится ничего такого, что ограничивало бы нас в этом отношении. Кроме того, эти ограничения на структуру организации часто вызывают серьезные и дорогостоящие последствия. Вот только четыре из них.
Во-первых, между отдельными частями организаций такого рода возникает не сотрудничество, а конкуренция. Внутри организаций существует более сильная конкуренция, чем между организациями, и эта внутренняя конкуренция приобретает значительно менее этичные формы.
Во-вторых, обычный способ представления структуры организаций серьезно затрудняет определение задач отдельных подразделений и измерение соответствующих показателей качества работы вследствие большой взаимозависимости подразделений, объединенных подобным образом.
В-третьих, это способствует созданию организаций, сопротивляющихся изменениям, особенно изменениям их структуры; поэтому они перерождаются в бюрократические структуры, не поддающиеся адаптации. Большинство таких организаций обучается крайне медленно, если обучается вообще.
В-четвертых, представление
организационной структуры в
виде двумерного дерева
Выше перечисленные недостатки можно и нужно преодолеть путем построения многомерной организационной структуры. Многомерная структура подразумевает демократический принцип управления.
1.Иерархическая структура управления
Структуры управления на многих современных предприятиях были построены в соответствии с принципами управления, сформулированными еще в начале ХХ века. Наиболее полную формулировку этих принципов дал немецкий социолог Макс Вебер:
- принцип иерархичности
уровней управления, при котором
каждый нижестоящий уровень
-вытекающий из него
принцип соответствия
-принцип разделения
труда на отдельные функции
и специализации работников по
выполняемым функциям; принцип формализации
и стандартизации деятельности,
обеспечивающий однородность
-вытекающий из него
принцип обезличенности
-принцип квалификационного отбора, в соотвествии с которым найм и увольнение с работы производится в строгом соответствии с квалификационными требованиями.
Организационная структура,
построенная в соответствии с
этими принципами, получила название
иерархической или
2.Линейная организационная структура
Основы линейных структур составляет так называемый «шахтный» принцип построения и специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам организации (маркетинг, производство, исследования и разработки, финансы, персонал и т. д. ). По каждой подсистеме формируется иерархия служб, пронизывающая всю организацию сверху донизу (см. Рис. 1).
Рис.1. Линейная структура управления
Результаты работы каждой службы оцениваются показателями, характеризующими выполнение ими своих целей и задач. Соответственно строится и система мотивации и поощрения работников. При этом конечный результат (эффективность и качество работы организации в целом) становится как бы второстепенным, так как считается, что все службы в той или иной мере работают на его получение.
Преимущества линейной структуры:
-четкая система взаимных связей функций и подразделений;
-четкая система единоначалия - один руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всей совокупностью процессов, имеющих общую цель;
-ясно выраженная ответственность;
-быстрая реакция исполнительных подразделений на прямые указания вышестоящих.
Недостатки линейной структуры:
-отсутствие звеньев, занимающихся вопросами стратегического планирования; в работе руководителей практически всех уровней оперативные проблемы («текучка») доминирует над стратегическими;
-тенденция к волоките и перекладыванию ответственности при решении проблем, требующих участия нескольких подразделений;
-малая гибкость и приспособляемость к изменению ситуации;
-критерии эффективности и качества работы подразделений и организации в целом - разные;
-тенденция к формализации оценки эффективности и качества работы подразделений приводит обычно к возникновению атмосферы страха и разобщенности;
-большое число «этажей управления» между работниками, выпускающими продукцию, и лицом, принимающим решение;
Информация о работе Совершенствование организационной структуры и системы управления на предприятии