Совершенствование организационной структуры и системы управления на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 19:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсового проекта является теоретическое исследование организационной структуры и системы управления на предприятиях торговли и их совершенствование.
В процессе достижения вышеуказанной цели необходимо решить следующие задачи:
1.определить основы сущности организационных структур и системы управления на предприятиях торговли.
2.рассмотреть организационные структуры и модель учета продажи товаров на примере супермаркетов.
3.предложить мероприятия по совершенствованию организационных структур и системы управления на предприятиях торговли.

Содержание

Введение 3
1. Основы сущности организационной структуры и системы управления на предприятиях 5
1.1.Понятие организационной структуры. Типы структур управления предприятием 5
1.2. Механизм и методы управления на предприятии 22
2.Организационная структура и модель учета продажи товаров на примере супермаркетов 26
3. Совершенствование организационной структуры и системы управления на предприятии 35
3.1. Совершенствование организационной структуры путем ее оптимизации 35
3.2. Совершенствование системы управления «путем применения контроллинга» на предприятиях торговли. 40
Заключение 54
Список использованных источников и литературы 58

Вложенные файлы: 1 файл

Совершенствование организационных структур на предприятиях торговли.doc

— 435.50 Кб (Скачать файл)

Министерство общего и профессионального образования РФ

Уральский институт экономики, управления и права

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

по курсу  « Организация торговых процессов»

ТЕМА: Совершенствование  организационной структуры и  системы управления на предприятии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание                                                                                                     

Введение                                                                                                                      3

1. Основы сущности  организационной структуры и  системы управления

 на предприятиях                                                                                      5

1.1.Понятие организационной  структуры. Типы структур 

управления предприятием                                                                                         5

1.2. Механизм и методы управления на предприятии                                           22

2.Организационная структура  и модель учета продажи товаров 

на примере супермаркетов                                                                                       26

3. Совершенствование организационной  структуры и системы управления 

на предприятии                                                                                                          35

3.1. Совершенствование  организационной структуры путем 

ее оптимизации                                                                                                          35

3.2. Совершенствование системы управления «путем применения

 контроллинга» на предприятиях  торговли.                                                           40

Заключение                                                                                                                54

Список использованных источников и литературы                                              58

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Торговля является одной  из важнейших сфер жизнеобеспечения населения. Преобразования, произошедшие за последнее десятилетие в торговле, последствия ее реформирования, находят свое отражение в сфере управления и потребительским рынком и ассортиментом товаров. Изменяются устоявшиеся принципы и методы формирования регионального потребительского рынка, подходы к процессу управления предприятиями торговли.

Структура - это система  взаимоотношений между должностями  и людьми в организации. Назначение структуры заключается в распределении  работ между членами организации  и координации их действий, направленных на достижение общих целей организации. Структура определяет задачи и ответственность работников, рабочие роли и взаимоотношения, а также коммуникации между ними. Структура позволяет осуществлять управление и служит основой порядка и дисциплины, благодаря чему действия организации могут планироваться, организовываться, направляться и контролироваться

 Организационная структура  - это, по сути, тот инструмент, благодаря которому руководитель  или владелец компании достигает  поставленных целей, достигает  декларируемой миссии компании. Поэтому выбранная тема курсового проекта на сегодняшний день своевременна и актуальна.

Целью курсового проекта является теоретическое исследование организационной структуры и системы управления на предприятиях торговли  и их совершенствование.

В процессе достижения вышеуказанной цели необходимо решить  следующие задачи:

1.определить основы сущности организационных структур и системы управления на предприятиях торговли.

2.рассмотреть организационные  структуры и модель учета продажи  товаров на примере супермаркетов.

3.предложить мероприятия  по совершенствованию организационных  структур и системы управления  на предприятиях торговли.

Объектом исследования курсового проекта выступают предприятия торговли.

Предметом исследования являются организационные структуры и системы управления.

При проведении анализа  были использованы следующие приемы и методы: метод систематизации; метод сопоставления; аналитический  метод; метод наблюдения.

В курсовом проекте использованы нормативно-правовые акты и труды российских авторов.

Курсовая работа состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка используемых источников и литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Основы сущности организационной  структуры и системы управления  на предприятиях 

1.1.Понятие организационной структуры. Типы структур управления предприятием

 

Организационная структура управления обеспечивает выполнение общих и конкретных функций управления, сохраняет целесообразные вертикальные и горизонтальные связи и разделение элементов управления. Вертикальное разделение определяется числом уровней управления, а также их подчиненностью и директивными отношениями. Горизонтальное разделение осуществляется по отраслевым признакам. Оно может быть ориентировано на подпроцессы промышленного производства; изготавливаемые изделия; пространственные производственные условия. Организационная структура регулирует разделение задач по отделениям и подразделениям; их компетентность в решении определенных проблем; общее взаимодействие этих элементов. Тем самым фирма создается как иерархическая структура.

Задача менеджеров состоит в  том, чтобы выбрать ту структуру, которая лучше всего отвечает целям и задачам организации, а также воздействующим на нее  внутренним и внешним факторами. «Наилучшая» структура – это  та, которая наилучшим образом  позволяет организации эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников и, таким образом, удовлетворять потребности клиентов и достигать своих целей с высокой эффективностью.

Организационная структура аппарата управления – форма разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или работ. Для выполнения функций подразделения их должностные лица наделяются определенными правами на распоряжение ресурсами и несут ответственность за выполнение закрепленных за подразделением функций. Схема организационной структуры управления отражает статическое положение подразделений и должностей и характер связи между ними.

Под философией управления мы будем понимать самые общие  принципы, на основе которых строится структура управления организацией и осуществляются процессы управления. Основы философии управления, так  же как и философии качества, были заложены Ф. У. Тейлором.

Рассмотрим основные типы структур управления предприятием с точки зрения их соответствия идеям  современного менеджмента качества.

Термин «организационная структура» сразу же вызывает в нашем воображении двумерную древовидную схему, состоящую из прямоугольников и соединяющих их линий. Эти прямоугольники показывают выполняемую работу и круг обязанностей и, таким образом отображают разделение труда в организации. Относительное положение прямоугольников и соединяющие их линии показывают степень подчинения. Рассмотренные соотношения ограничены двумя измерениями : вверх - вниз и поперек, так как мы оперируем с ограниченным допущением, согласно которому организационная структура должна быть представлена на двумерной схеме, вычерчиваемой на плоской поверхности.

В самой же организационной  структуре не содержится ничего такого, что ограничивало бы нас в этом отношении. Кроме того, эти ограничения  на структуру организации часто  вызывают серьезные и дорогостоящие  последствия. Вот только четыре из них.

Во-первых, между отдельными частями организаций такого рода возникает не сотрудничество, а конкуренция. Внутри организаций существует более сильная конкуренция, чем между организациями, и эта внутренняя конкуренция приобретает значительно менее этичные формы.

Во-вторых, обычный способ представления структуры организаций серьезно затрудняет определение задач отдельных подразделений и измерение соответствующих показателей качества работы вследствие большой взаимозависимости подразделений, объединенных подобным образом.

В-третьих, это способствует созданию организаций, сопротивляющихся изменениям, особенно изменениям их структуры; поэтому они перерождаются в бюрократические структуры, не поддающиеся адаптации. Большинство таких организаций обучается крайне медленно, если обучается вообще.

 В-четвертых, представление  организационной структуры в  виде двумерного дерева ограничивает  число и характер возможных  вариантов решения возникающих  проблем. При наличии такого  ограничения невозможны решения,  обеспечивающие развитие организации с учетом технических и социальных изменений, темпы которых все больше и больше растут. Существующая обстановка требует, чтобы организации были не только готовы к любым изменениям, но и способны им подвергаться. Другими словами, необходимо динамическое равновесие. Очевидно, что для достижения такого равновесия организация должна иметь достаточно гибкую структуру.

Выше перечисленные  недостатки можно и нужно преодолеть путем построения многомерной организационной  структуры. Многомерная структура  подразумевает демократический принцип управления.

1.Иерархическая структура  управления

Структуры управления на многих современных предприятиях были построены в соответствии с принципами управления, сформулированными еще  в начале ХХ века. Наиболее полную формулировку этих принципов дал немецкий социолог Макс Вебер:

- принцип иерархичности  уровней управления, при котором  каждый нижестоящий уровень контролируется  вышестоящим и подчиняется ему;

-вытекающий из него  принцип соответствия полномочий  и ответственности работников управления месту в иерархии;

-принцип разделения  труда на отдельные функции  и специализации работников по  выполняемым функциям; принцип формализации  и стандартизации деятельности, обеспечивающий однородность выполнения  работниками своих обязанностей и скоординированность различных задач;

-вытекающий из него  принцип обезличенности выполнения  работниками своих функций; 

-принцип квалификационного отбора, в соотвествии с которым найм и увольнение с работы производится в строгом соответствии с квалификационными требованиями.

Организационная структура, построенная в соответствии с  этими принципами, получила название иерархической или бюрократической  структуры. Наиболее распространенным типом такой структуры является линейно - функциональная (линейная структура).

2.Линейная организационная структура

 Основы линейных  структур составляет так называемый «шахтный» принцип построения и специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам организации (маркетинг, производство, исследования и разработки, финансы, персонал и т. д. ). По каждой подсистеме формируется иерархия служб, пронизывающая всю организацию сверху донизу (см. Рис. 1).

 

Рис.1. Линейная структура  управления

 

Результаты работы каждой службы оцениваются показателями, характеризующими выполнение ими своих целей и задач. Соответственно строится и система мотивации и поощрения работников. При этом конечный результат (эффективность и качество работы организации в целом) становится как бы второстепенным, так как считается, что все службы в той или иной мере работают на его получение.

Преимущества линейной структуры:

-четкая система взаимных связей функций и подразделений;

-четкая система единоначалия - один руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всей совокупностью процессов, имеющих общую цель;

-ясно выраженная ответственность;

-быстрая реакция исполнительных подразделений на прямые указания вышестоящих.

Недостатки линейной структуры:

-отсутствие звеньев, занимающихся вопросами стратегического планирования; в работе руководителей практически всех уровней оперативные проблемы («текучка») доминирует над стратегическими;

-тенденция к волоките и перекладыванию ответственности при решении проблем, требующих участия нескольких подразделений;

-малая гибкость и приспособляемость к изменению ситуации;

-критерии эффективности и качества работы подразделений и организации в целом - разные;

-тенденция к формализации оценки эффективности и качества работы подразделений приводит обычно к возникновению атмосферы страха и разобщенности;

-большое число «этажей управления» между работниками, выпускающими продукцию, и лицом, принимающим решение;

Информация о работе Совершенствование организационной структуры и системы управления на предприятии