Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 19:41, курсовая работа
Целью курсового проекта является теоретическое исследование организационной структуры и системы управления на предприятиях торговли и их совершенствование.
В процессе достижения вышеуказанной цели необходимо решить следующие задачи:
1.определить основы сущности организационных структур и системы управления на предприятиях торговли.
2.рассмотреть организационные структуры и модель учета продажи товаров на примере супермаркетов.
3.предложить мероприятия по совершенствованию организационных структур и системы управления на предприятиях торговли.
Введение 3
1. Основы сущности организационной структуры и системы управления на предприятиях 5
1.1.Понятие организационной структуры. Типы структур управления предприятием 5
1.2. Механизм и методы управления на предприятии 22
2.Организационная структура и модель учета продажи товаров на примере супермаркетов 26
3. Совершенствование организационной структуры и системы управления на предприятии 35
3.1. Совершенствование организационной структуры путем ее оптимизации 35
3.2. Совершенствование системы управления «путем применения контроллинга» на предприятиях торговли. 40
Заключение 54
Список использованных источников и литературы 58
│ коммутаторы, помещение охраны и т.п.)│ │ бытовые помещения) │
└─────────────────────────────
Рис. 8 Состав и взаимосвязь помещений супермаркета
К торговым помещениям относятся:
- торговые залы;
- помещения для приема и выдачи заказов покупателей;
- помещения (зоны) для оказания дополнительных услуг покупателям;
- зал кафетерия.
Все эти помещения несут основную функциональную нагрузку в супермаркете. Площади, формы и пропорции торговых помещений в значительной степени обусловливают уровень обслуживания покупателей, оказывают влияние на построение торгово-технологического процесса в магазине, на экономические показатели его работы.
При проектировании торговых залов супермаркетов предусматривается возможность размещения расчетных узлов и мест для хранения личных вещей покупателей. Площадь расчетного узла должна составлять, как правило, не более 15% от площади торгового зала. Количество рабочих мест контролеров-кассиров устанавливается по принципу одно место на 100 кв. м торгового зала.
Все помещения магазина должны быть расположены с учетом обеспечения рациональной взаимосвязи между ними. Размещение помещений и их планировка должны быть направлены на обеспечение максимальных удобств для покупателей при отборе и покупке ими товаров, рациональное осуществление всех торгово-технологических операций на основе широкого внедрения современного торгово-технологического оборудования.
Основные виды торгово-технологического оборудования супермаркета представлены на Рис. 9.
┌────────────┐
┌───────────┐ ┌──────────────
│ Подъемно- │
│Холодильное│ │
│транспортное│ └────┬──────┘ └──────────┬──────┘ │ упаковочное│
└────────────┘<──┐ /│\ ┌──────────────┐ /│\ ┌───>└────────────┘
┌────────────┐ │ │ │ Маркировочное│ │ │ ┌────────────┐
│ Контрольно-│ └──┐│ └───────┬──────┘ │┌───┘ │ Торговая │
│ кассовое │ ││ /│\ ││ │ мебель │
└────────────┘<─────┼┴────────
┌─────────────────────┐ │ │ ┌──────────────────────┐
│Производственная тара│<─┤ Торгово- ├─>│ Стеллажи для хранения│
└─────────────────────┘ │ технологическое │ └──────────────────────┘
┌─────────────────────┐ │ оборудование │ ┌──────────────────────┐
│ Потребительская тара│<─│ ├─>│ Оборудование для │
└─────────────────────┘ ├───┬───────────┬──────┤ │ резки, распила и │
┌──┘ │ │ │ │размельчения продуктов│
│ \│/ \│/ │ └──────────────────────┘
┌───────────────────┐<┘ ┌────┴───┐ ┌────┴────┐ └>┌───────────────────────┐
│ Система штрихового│ │Торговые│ │ Торговый│ │ Системы предотвращения│
│ кодирования │ │автоматы│ │инвентарь│ │ краж │
└───────────────────┘ └────────┘ └─────────┘ └───────────────────────┘
Рис. 9 Основные виды торгово-технологического
Оборудования супермаркета
Рассмотрим общую структурную организацию торгового зала супермаркета (Рис. 10).
┌─────────────────────────────
│Отдел бакалейно-гастрономических товаров│<───────┤ │ │ │
└─────────────────────────────
┌─────────────────────────────
│ Отдел замороженных продуктов │<───────┤ │ │ │
└─────────────────────────────
┌─────────────────────────────
│ Отдел соков и безалкогольных напитков │<───────┤ р │ │ │
└─────────────────────────────
┌─────────────────────────────
│ Отдел алкогольных напитков │<───────┤ о │ │ │
└─────────────────────────────
┌─────────────────────────────
│ Молочный отдел │<───────┤ л │ /│ │ │
└─────────────────────────────
┌─────────────────────────────
│ Мясной отдел │<───────┤ т │\ │ отделы │
└─────────────────────────────
┌─────────────────────────────
│ Рыбный отдел │<───────┤ н │ │супермаркета│
└─────────────────────────────
┌─────────────────────────────
│ Отдел кулинарии │<───────┤ е │ │ │
└─────────────────────────────
┌─────────────────────────────
│ Отдел хлебобулочных изделий и выпечки │<───────┤ │ │ │
└─────────────────────────────
┌─────────────────────────────
│ Овощной и фруктовый отдел │<───────┤ │ │ │
└─────────────────────────────
┌─────────────────────────────
│ Отдел непродовольственных
товаров │<──────────────────┤
└─────────────────────────────
┌─────────────────────────────
│ Расчетные узлы
торгового зала │<──────────────────┤
└─────────────────────────────
Рис.10 Структурная организация супермаркета - основные отделы
торгового зала
Отделы торгового зала супермаркета должны располагаться по всей его площади, иметь доступные подходы и, что немаловажно, отделы с наиболее часто приобретаемыми товарами должны быть максимально удалены друг от друга. Последнее создается с целью демонстрации потенциальному покупателю всего ассортимента продовольственных и непродовольственных товаров для побуждения в нем желания совершить импульсивную покупку.
Импульсивный спрос - процесс доминирования желания покупателя над его разумом, мгновенное принятие решения о покупке без существенного осмысления сильных и слабых сторон товара. Основной зоной импульсивных покупок являются супермаркеты и гипермаркеты. Для того чтобы попасть в ряд товаров импульсивного спроса, продукция должна обладать одним или несколькими из нижеперечисленных качеств:
- иметь отношение к удовольствию;
- быть привлекательной внешне;
- иметь небольшой размер или подразумевать делимость (возможность небольшой упаковки, фасовки «на пробу»);
- обладать максимальными возможностями демонстрации.
Кроме торгового зала, в супермаркете существует еще множество помещений, скрытых от глаз покупателей, но являющихся принципиальными с точки зрения обеспечения его эффективного функционирования. Особый интерес с точки зрения учета представляет финансовое подразделение супермаркета, входящее в группу административных помещений.
Организационная структура
финансового подразделения
Особенности ведения
учета торговых операций в супермаркетах
заключаются в его
1) учет товаров (точно
идентифицировать товар
2) учет взаиморасчетов с поставщиками;
3) учет взаиморасчетов с покупателями;
4) учет движения товаров на складах и в зале;
5) учет собственного производства;
6) учет в отделах с замкнутым циклом «товар – деньги»;
7) учет в отделах
общественного питания, если
8) учет итогов деятельности супермаркета.
┌─────────────────────────────
┌───────────────┤ Финансовое подразделение супермаркета │
│
└─────────────────────────────
│
│ ┌─ ─┐ │ Учет ОС ││ Учет з/пл ││ Учет ВЭД... │
│
│┌─────────────┐│ └──────┬─────┘└──────┬─────┘└─
│ ││Гл. бухгалтер││ \│/ \│/ \│/
│ ┌───────────┐ │└─────────────┘
├>│Бухгалтерия│< ┌─────────────┐ >│Руководитель││Руководитель││ Руководитель│
│ └───────────┘ ││ Заместитель
││ └──────┬─────┘└──────┬─────┘└─
│
│└─────────────┘│ ┌──────┴────
│ └─ ─┘ │ Бухгалтеры ││ Бухгалтеры ││ Бухгалтеры │
│
│
┌─────────────────────────────
│
│
Руководитель
│
─┐ └────────┬─────────┬──────────
│ ┌────────────┐│ \│/ │ \│/ │ │ \│/
│ │ Отдел ││ ┌────────┴────────┐│┌─────────
Информация о работе Совершенствование организационной структуры и системы управления на предприятии