Совершенствование организационной структуры и системы управления на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 19:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсового проекта является теоретическое исследование организационной структуры и системы управления на предприятиях торговли и их совершенствование.
В процессе достижения вышеуказанной цели необходимо решить следующие задачи:
1.определить основы сущности организационных структур и системы управления на предприятиях торговли.
2.рассмотреть организационные структуры и модель учета продажи товаров на примере супермаркетов.
3.предложить мероприятия по совершенствованию организационных структур и системы управления на предприятиях торговли.

Содержание

Введение 3
1. Основы сущности организационной структуры и системы управления на предприятиях 5
1.1.Понятие организационной структуры. Типы структур управления предприятием 5
1.2. Механизм и методы управления на предприятии 22
2.Организационная структура и модель учета продажи товаров на примере супермаркетов 26
3. Совершенствование организационной структуры и системы управления на предприятии 35
3.1. Совершенствование организационной структуры путем ее оптимизации 35
3.2. Совершенствование системы управления «путем применения контроллинга» на предприятиях торговли. 40
Заключение 54
Список использованных источников и литературы 58

Вложенные файлы: 1 файл

Совершенствование организационных структур на предприятиях торговли.doc

— 435.50 Кб (Скачать файл)

   │ коммутаторы, помещение  охраны и т.п.)│    │    бытовые помещения)    │

   └──────────────────────────────────────┘    └──────────────────────────┘

 

Рис. 8 Состав и взаимосвязь  помещений супермаркета

К торговым помещениям относятся:

- торговые залы;

- помещения для приема  и выдачи заказов покупателей;

- помещения (зоны) для  оказания дополнительных услуг  покупателям;

- зал кафетерия.

Все эти помещения  несут основную функциональную нагрузку в супермаркете. Площади, формы и пропорции торговых помещений в значительной степени обусловливают уровень обслуживания покупателей, оказывают влияние на построение торгово-технологического процесса в магазине, на экономические показатели его работы.

При проектировании торговых залов супермаркетов предусматривается возможность размещения расчетных узлов и мест для хранения личных вещей покупателей. Площадь расчетного узла должна составлять, как правило, не более 15% от площади торгового зала. Количество рабочих мест контролеров-кассиров устанавливается по принципу одно место на 100 кв. м торгового зала.

Все помещения магазина должны быть расположены с учетом обеспечения рациональной взаимосвязи  между ними. Размещение помещений  и их планировка должны быть направлены на обеспечение максимальных удобств для покупателей при отборе и покупке ими товаров, рациональное осуществление всех торгово-технологических операций на основе широкого внедрения современного торгово-технологического оборудования.

Основные виды торгово-технологического оборудования супермаркета представлены на Рис. 9.

 

     ┌────────────┐  ┌───────────┐  ┌─────────────────┐   ┌────────────┐

     │  Подъемно- │   │Холодильное│  │Весоизмерительное│   │ Фасовочно- │

     │транспортное│  └────┬──────┘   └──────────┬──────┘  │ упаковочное│

     └────────────┘<──┐  /│\ ┌──────────────┐ /│\   ┌───>└────────────┘

     ┌────────────┐   │   │  │ Маркировочное│  │    │    ┌────────────┐

     │ Контрольно-│   └──┐│  └───────┬──────┘  │┌───┘    │  Торговая  │

     │  кассовое  │      ││         /│\        ││        │   мебель   │

     └────────────┘<─────┼┴──────────┴─────────┴┼───────>└────────────┘

┌─────────────────────┐  │                      │  ┌──────────────────────┐

│Производственная тара│<─┤       Торгово-       ├─>│  Стеллажи для хранения│

└─────────────────────┘  │   технологическое    │  └──────────────────────┘

┌─────────────────────┐  │     оборудование     │  ┌──────────────────────┐

│ Потребительская  тара│<─│                      ├─>│   Оборудование для   │

└─────────────────────┘  ├───┬───────────┬──────┤  │   резки, распила и   │

                      ┌──┘   │           │      │  │размельчения  продуктов│

                      │     \│/         \│/     │  └──────────────────────┘

┌───────────────────┐<┘  ┌────┴───┐ ┌────┴────┐ └>┌───────────────────────┐

│ Система  штрихового│   │Торговые│  │  Торговый│   │ Системы предотвращения│

│    кодирования    │   │автоматы│  │инвентарь│   │          краж         │

└───────────────────┘   └────────┘  └─────────┘   └───────────────────────┘

 

Рис. 9 Основные виды торгово-технологического

Оборудования супермаркета

 

Рассмотрим общую структурную  организацию торгового зала супермаркета (Рис. 10).

                                                            ┌────────────┐

┌────────────────────────────────────────┐        ┌───┐      │            │

│Отдел  бакалейно-гастрономических товаров│<───────┤   │      │            │

└────────────────────────────────────────┘        │   │      │            │

┌────────────────────────────────────────┐        │   │      │            │

│      Отдел замороженных продуктов      │<───────┤   │      │            │

└────────────────────────────────────────┘        │   │      │            │

┌────────────────────────────────────────┐        │ П │      │            │

│  Отдел соков и безалкогольных напитков │<───────┤ р │      │            │

└────────────────────────────────────────┘        │ о │      │            │

┌────────────────────────────────────────┐        │ д │      │            │

│       Отдел алкогольных  напитков       │<───────┤ о │      │            │

└────────────────────────────────────────┘        │ в │      │            │

┌────────────────────────────────────────┐        │ о │      │            │

│             Молочный отдел             │<───────┤ л │ /│ │            │

└────────────────────────────────────────┘        │ ь │ / └──┤            │

┌────────────────────────────────────────┐        │ с │/     │  Основные  │

│              Мясной отдел              │<───────┤ т │\     │   отделы   │

└────────────────────────────────────────┘        │ в │ \ ┌──┤  торгового │

┌────────────────────────────────────────┐        │ е │  \│  │    зала    │

│              Рыбный отдел              │<───────┤ н │      │супермаркета│

└────────────────────────────────────────┘        │ н │      │            │

┌────────────────────────────────────────┐        │ ы │      │            │

│             Отдел кулинарии            │<───────┤ е │      │            │

└────────────────────────────────────────┘        │   │      │            │

┌────────────────────────────────────────┐        │   │      │            │

│  Отдел хлебобулочных изделий  и выпечки │<───────┤   │      │            │

└────────────────────────────────────────┘        │   │      │            │

┌────────────────────────────────────────┐        │   │      │            │

│        Овощной  и фруктовый отдел       │<───────┤   │      │            │

└────────────────────────────────────────┘        └───┘      │            │

┌────────────────────────────────────────┐                   │            │

│    Отдел непродовольственных  товаров   │<──────────────────┤            │

└────────────────────────────────────────┘                   │            │

┌────────────────────────────────────────┐                   │            │

│      Расчетные узлы торгового зала     │<──────────────────┤            │

└────────────────────────────────────────┘                   │            │

                                                             └────────────┘

 

Рис.10 Структурная организация  супермаркета - основные отделы

торгового зала

 

Отделы торгового зала супермаркета должны располагаться  по всей его площади, иметь доступные  подходы и, что немаловажно, отделы с наиболее часто приобретаемыми товарами должны быть максимально удалены друг от друга. Последнее создается с целью демонстрации потенциальному покупателю всего ассортимента продовольственных и непродовольственных товаров для побуждения в нем желания совершить импульсивную покупку.

Импульсивный спрос - процесс доминирования желания  покупателя над его разумом, мгновенное принятие решения о покупке без  существенного осмысления сильных  и слабых сторон товара. Основной зоной  импульсивных покупок являются супермаркеты и гипермаркеты. Для того чтобы попасть в ряд товаров импульсивного спроса, продукция должна обладать одним или несколькими из нижеперечисленных качеств:

- иметь отношение к  удовольствию;

- быть привлекательной  внешне;

- иметь небольшой размер  или подразумевать делимость  (возможность небольшой упаковки, фасовки «на пробу»);

- обладать максимальными  возможностями демонстрации.

Кроме торгового зала, в супермаркете существует еще множество  помещений, скрытых от глаз покупателей, но являющихся принципиальными с  точки зрения обеспечения его эффективного функционирования. Особый интерес с точки зрения учета представляет финансовое подразделение супермаркета, входящее в группу административных помещений.

Организационная структура  финансового подразделения супермаркета представлена на рис. 11.

Особенности ведения  учета торговых операций в супермаркетах  заключаются в его масштабности, разнообразии поставщиков, больших  оборотах товаров в магазине, сложности  ценовой политики. Можно выделить следующие основные разделы учета  в супермаркетах:

1) учет товаров (точно  идентифицировать товар позволяет  система штрихкодов);

2) учет взаиморасчетов  с поставщиками;

3) учет взаиморасчетов  с покупателями;

4) учет движения товаров  на складах и в зале;

5) учет собственного  производства;

6) учет в отделах с замкнутым циклом «товар – деньги»;

7) учет в отделах  общественного питания, если такие  имеются в супермаркете;

8) учет итогов деятельности  супермаркета.

                ┌─────────────────────────────────────────┐

┌───────────────┤  Финансовое подразделение супермаркета  │

│               └─────────────────────────────────────────┘

│                                 ┌────────────┐┌────────────┐┌─────────────┐

│               ┌─             ─┐ │   Учет ОС  ││  Учет з/пл ││ Учет ВЭД... │

│               │┌─────────────┐│ └──────┬─────┘└──────┬─────┘└──────┬──────┘

│               ││Гл. бухгалтер││       \│/           \│/           \│/

│ ┌───────────┐ │└─────────────┘│  ┌──────┴─────┐┌──────┴─────┐┌──────┴──────┐

├>│Бухгалтерия│< ┌─────────────┐ >│Руководитель││Руководитель││ Руководитель│

│ └───────────┘ ││ Заместитель  ││ └──────┬─────┘└──────┬─────┘└──────┬──────┘

│               │└─────────────┘│ ┌──────┴─────┐┌──────┴─────┐┌──────┴──────

│               └─             ─┘ │ Бухгалтеры ││ Бухгалтеры ││  Бухгалтеры │

│                                 └────────────┘└────────────┘└─────────────┘

│                  ┌────────────────────────────────────────────────────────┐

│                  │                      Руководитель                      │

│              ─┐ └────────┬─────────┬──────────┬─────────┬──┬───────┬─────┘

│  ┌────────────┐│         \│/        │         \│/        │  │      \│/

│  │    Отдел   ││ ┌────────┴────────┐│┌─────────┴───────┐  │  │ ┌─────┴─────┐

Информация о работе Совершенствование организационной структуры и системы управления на предприятии