Сущность бюджета для эффективного функционирования государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 18:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ роли и значения бюджета для эффективного функционирования государства.
Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить ряд задач:
рассмотреть понятие бюджета, его сущность;
проанализировать выполняемые бюджетом функции;
изучить роль бюджета в развитии экономики государства;
охарактеризовать доходную часть федерального бюджета;
проанализировать расходную часть федерального бюджета;
определить перспективы дальнейшего развития и совершенствования бюджетной системы государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА1.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ БЮДЖЕТА………………………………………………………………………..5
Зарождение и развитие теории практики бюджета государства………..5
Понятие бюджета и функции ……………………………………………..7
Бюджетная система Российской Федерации……………………………10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА……………………………………………………………………….13
2.1. Роль государственного бюджета в формировании базы социально-экономического развития общества……………………………………………13
2.2 Анализ доходов федерального бюджета…………………………………..15
2.3. Анализ расходов федерального бюджета…………………………………21
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ……………………………………………………………………..27
3.1. Проблемы и перспективы развития бюджетной политики России……..27
3.2. Проблемы формирования доходов федерального бюджета и пути их решения…………………………………………………………………………..29
3.3.Пути совершенствования бюджетной политики Российской Федерации.32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….40

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая_сущность_бюджета_29.12.docx

— 95.46 Кб (Скачать файл)

Начиная с 2008 г. наблюдается тенденция по снижению доходов от налога на прибыль. С 2008г. доля этого налога в общей совокупности налоговых доходов снизилась примерно на 9,53%. Такая ситуация произошла в связи с изменением налоговой ставки, которая была уменьшена с 24% до 20% в целях противостояния кризиса, тем самым убавив и долю поступления в федеральный бюджет с 6,5% до 2%.

В 2008-2009г. наблюдалась тенденция по увеличению единого социального налога, однако с 1 января 2010г. он был отменен.

Также стоит  отметить  увеличение доли государственной  пошлины в течение рассматриваемого периода в связи с изменением установленных размеров пошлин.

Сравнивая долю доходов федерального бюджета  РФ по акцизам за 2008 г. и 2011 г., следует сделать вывод о тенденции по увеличению таких доходов. Это обусловлено увеличением налоговых ставок для объектов налогообложения в соответствии с государственной антитабачной и антиалкогольной политикой.

Незначительную  долю составляют доходы по водному  налогу, сборам за пользование объектами  животного мира и водных биологических  ресурсов, регулярным платежам за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции, а также от задолженности и  перерасчетов по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам. Удельный вес этих доходов составляет менее 1% соответственно, поэтому динамика доходов по данным налоговым доходам  будет несущественной.

Таким образом, наибольший удельный вес в структуре  налоговых доходов имеют доходы по налогу на добавленную стоимость  и налогу на добычу полезных ископаемых, на динамику которых значительно повлиял мировой финансовый кризис 2008-2009гг. В 2008-2009 годах доходы по единому социальному налогу имели довольно-таки значительный удельный вес, однако с 1 января 2010 года этот налог был отменен.  Доля доходов по водному налогу, сборам за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов, регулярным платежам за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции, а также от задолженности и перерасчетов по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам не велика и составляет примерно 1%.

В таблице  2 рассмотрена структура неналоговых доходов федерального бюджета за 2008-2011гг согласно отчету об исполнении федерального бюджета за соответствующий период. 

Таблица 2

Состав неналоговых  доходов федерального бюджета за период 2008-2011гг

Наименование показателя

Удельный вес в 2008г.,%

Удельный вес в 2009г.,%

Удельный вес в 2010г.,%

Удельный вес в 2011г.,%

Неналоговые доходы

100,00

100,00

100,00

100,00

Доходы от внешнеэкономической деятельности в том числе:

88,69

78,15

82,70

87,15

  • Таможенные пошлины

86,22

73,08

73,10

69,36

  • Таможенные сборы

0,70

0,57

0,66

0,59

  • Прочие поступления от внешнеэкономической деятельности

1,78

4,49

8,94

17,20

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной  собственности

3,72

12,27

10,96

7,14

Платежи при пользовании природными ресурсами

2,77

1,85

1,37

1,55

Доходы от оказания платных услуг  и компенсации затрат государства

2,82

3,20

3,23

2,88

Доходы от продажи материальных и  нематериальных активов

0,55

0,20

0,27

0,42

Административные платежи и сборы

0,11

0,16

0,17

0,13

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

0,20

0,26

0,38

0,43

Прочие неналоговые доходы

0,98

0,63

0,27

0,31


 

 

Проанализировав данные, указанные в таблице, можно  сделать следующие выводы.

Около 80% неналоговых доходов составляют доходы от внешнеэкономической деятельности, которые включают в себя доходы по таможенным пошлинам, таможенным сборам и поступления от внешнеэкономической деятельности.  В этой группе наибольший удельный вес имеют доходы от таможенных пошлин. Однако следует отметить тенденцию по снижению их доли, и возрастанию доля прочих поступлений от внешнеэкономической деятельности. Такие изменения связаны с процессом вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию, в результате которого потребовались корректировки размеров таможенных пошлин. Также Российская Федерация вступила в Таможенный союз в рамках Евразийского экономического сообщества совместно с Республикой Казахстан и Республикой Беларусь. Такая форма торгово-экономической интеграции предусматривает единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами не применяются таможенные пошлины. Поэтому доля доходов от таможенных пошлин в 2011г.  по сравнению с 2008г. снизилась на 16,86%, а доля прочих поступлений от внешнеэкономической деятельности  2011г.  по сравнению с 2008г. возросла на  15,42% .

Также по сравнению с 2008г.  произошел рост доходов от использования имущества, находящегося в государственной  собственности  примерно в 2,78 раза, в связи с увеличением доходов  Центрального Банка РФ, а также  за счет размещения бюджетных средств.  Однако с 2010 года наблюдается изменение  доли этого показателя и намечается тенденция по его снижению в связи  с введением новых правил передачи имущества в аренду.

Сложно  проследить динамику платежей за пользование  природными ресурсами, доходов от оказания платных услуг и от продажи  материальных и нематериальных активов, а также средств, полученных  в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности. Поскольку они имеют сравнительно небольшой удельный вес в общей структуре неналоговых доходов, и изменение этих показателей составляет менее 1 %.

Итак,  перечень неналоговых доходов довольно широк, но основную часть, а именно около 80%, составляют доходы от внешнеэкономической  деятельности. Наблюдается тенденция  по снижению поступлений от таможенных пошлин в связи с процессом вступления Российской Федерации в ВТО, а также в Таможенный союз в рамках Евразийского экономического сообщества. Также заметен рост прочих поступлений от внешнеэкономической деятельности. Остальные элементы составляют небольшую долю в структуре неналоговых доходов федерального бюджета за период 2008-2011г., поэтому сложно отследить их динамику и факторы, повлиявшие на него.

 

2.3. Анализ  расходов федерального бюджета

 

Расходы федерального бюджета – это денежные ресурсы, предназначенные для финансового  обеспечения задач и функций  государства. Распределение расходов бюджета позволяет осуществлять концентрацию денежных средств в целях решения главных задач для общества, таких как финансирование образования, науки, культуры, здравоохранения, жилищного строительства, национальной обороны и других важнейших сфер.

Рассмотрим  состав и структуру расходов федерального бюджета и проанализируем их динамику за 2008-2011 гг.

Состав  расходов федерального бюджета по разделам бюджетной классификации представлен  в таблице 3.

 

 

 

Таблица 3

Состав  расходов федерального бюджета за 2008-2011 гг. (млрд. руб.)

Наименование раздела

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Расходы федерального бюджета - всего

7570,9

9660,1

10117,5

10925,6

Общегосударственные вопросы

839,4

853,2

887,9

777,8

Национальная оборона

1040,9

1188,2

1276,5

1516

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

835,6

1004,5

1085,4

1259,7

Национальная экономика

1025

1650,7

1222,7

1790,2

Жилищно-коммунальное хозяйство

129,5

151,6

234,9

279,7

Охрана окружающей среды

10,2

13

13,5

17,6

Образование

355

418

442,8

553,4

Культура, кинематография

88,9

111,7

125,6

83,8

Здравоохранение

278,2

352,3

347,4

499,6

Социальная политика

293,6

323,5

344,9

3128,5

Физическая культура и спорт (до 2011 г. включается в состав раздела «Здравоохранение»)

-

-

-

44,2

Средства массовой информации (до 2011 г. включается в состав раздела «Культура, кинематография»)

-

-

-

61,1

Обслуживание государственного и  муниципального долга (раздел был добавлен после 2010 года)

-

-

-

262,7

Межбюджетные трансферты общего характера  бюджетам субъектов РФ и муниципальных  образований

2674,6

3593,4

4135,9

651,3


 

Необходимо  отметить, что после 2010 года в бюджетную  классификацию расходов бюджета  был внесен ряд изменений, вследствие чего изменилось количество разделов,  и некоторые виды расходов стали  учитываться в отдельных разделах (например, раздел «Средства массовой информации» теперь самостоятелен  и не является частью раздела «Культура, кинематография»). Также был добавлен раздел «Обслуживание государственного и муниципального долга».

Исходя  из данных, представленных в таблице, можно сделать следующие выводы. Общая сумма расходов федерального бюджета за указанный период имеет  тенденцию к увеличению. В 2008 году она составляет 7570,9 млрд. руб., а в 2011 уже 10925,6 млрд.руб., тем самым рост общего количества расходов бюджета является весьма значительным  и составляет 3354,7 млрд. руб. Довольно низкий уровень расходов федерального бюджета в 2008 году и его последующее увеличение в 2009-2011 годах объясняется произошедшим мировым финансовым кризисом в 2008 году, который оказал сильное влияние на экономику нашей страны. В последующие годы наблюдается постепенный рост общей суммы расходов бюджета, направление бюджетных средств на приоритетные направления в целях стабилизации экономики и повышения основных показателей (ВВП, национального дохода и др.).  

Рис. 3 Динамика расходов федерального бюджета за 2008-2011 гг.

Динамика  общей величины расходов федерального бюджета представлена на Рис.3 [22]. здесь также можно проследить ее увеличение в течение рассматриваемого периода. Улучшение и стабилизация экономики и социальной сферы в стране, достижение высоких темпов экономического роста, невозможны без участия каждого ее субъекта, именно поэтому раздел «Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» является одним из основных направлений расходования средств федерального бюджета. В 2008 году сумма расходов по данному направлению составила 2674,6 млрд. руб., в 2009 – 3593,4 млрд. руб., а в 2010 – 4135,9 млрд. руб. Кроме того, важным направлением является раздел «Национальная экономика», сумма расходов на который с 2008 года до 2011 года возросла на 765,2 млрд. руб. Долю каждого раздела в общем объеме расходов и его динамику за рассматриваемый период можно проанализировать по данным таблицы 4.

Таблица 4

Структура расходов федерального бюджета за 2008-2011 гг.

Наименование раздела

2008 г. (доля, %)

2009 г. (доля, %)

2010 г. (доля, %)

2011 г. (доля, %)

Расходы федерального бюджета - всего

100,00

100,00

100,00

100,00

Общегосударственные вопросы

11,09

8,83

8,78

7,12

Национальная оборона

13,75

12,30

12,62

13,88

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

11,04

10,40

10,73

11,53

Национальная экономика

13,54

17,09

12,09

16,39

Жилищно-коммунальное хозяйство

1,71

1,57

2,32

2,56

Охрана окружающей среды

0,13

0,13

0,13

0,16

Образование

4,69

4,33

4,38

5,07

Культура, кинематография

1,17

1,16

1,24

0,77

Здравоохранение

3,67

3,65

3,43

4,57

Социальная политика

3,88

3,35

3,41

28,63

Физическая культура и спорт (до 2011 г. включается в состав раздела «Здравоохранение»)

-

-

-

0,40

Средства массовой информации (до 2011 г. включается в состав раздела «Культура, кинематография»)

-

-

-

0,56

Обслуживание государственного и  муниципального долга (раздел был добавлен после 2010 года)

-

-

-

2,40

Межбюджетные трансферты общего характера  бюджетам субъектов РФ и муниципальных  образований

35,33

37,20

40,88

5,96


 

Согласно  представленным данным, наибольшую часть  в структуре расходов бюджета  занимают такие разделы, как:

  • «Национальная оборона» (13,75% в 2008 г. и 13,88% в 2011 г.)
  • «Общегосударственные вопросы» (11,09% в 2008 г. и 7,12% в 2011 г.)
  • «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» (11,04% в 2008 г. и 11,53% в 2011 г.)
  • «Национальная экономика» (13,54% в 2008 г. и 16,39 в 2011 г.)
  • «Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований» (35,33% в 2008 г., 37,20% в 2009 г., 40,88% в 2010 г., а в 2011 – 5,96%).

Высокая доля этих разделов в общей сумме  расходов бюджета объясняется тем, что денежные средства, выделенные на данные разделы, обеспечивают финансовыми ресурсами наиболее приоритетные направления деятельности государства в целях оказания ими своих непосредственных функций и решения поставленных перед ними задач. К таким направлениям относятся обеспечение функционирования государственных органов власти, финансирование Вооруженных Сил РФ, научных исследований в области национальной обороны, судебных органов власти, решение общеэкономических вопросов, финансирование сельского, лесного, водного хозяйств и многих других сфер.

Таблица 5

Динамика  расходов федерального бюджета по основным направлениям за 2008-2011 гг.

 

2008 г. (млрд.руб.)

2009 г. (млрд.руб.)

Изменение к 2008 г., %

2010 г. (млрд.руб.)

Изменение к 2008 г., %

2011 г. (млрд.руб.)

Изменение к 2008 г., %

Общегосударственные вопросы

839,4

853,2

1,64

887,9

5,78

777,8

-7,34

Национальная оборона

1040,9

1188,2

14,15

1276,5

22,63

1516

45,64

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

835,6

1004,5

20,21

1085,4

29,89

1259,7

50,75

Национальная экономика

1025

1650,7

61,04

1222,7

19,29

1790,2

74,65

Социальная политика

293,6

323,5

10,18

323,5

10,18

3128,5

965,57

Межбюджетные трансферты общего характера  бюджетам субъектов РФ и муниципальных  образований

2674,6

3593,4

34,35

3593,4

34,35

651,3

-75,65

Информация о работе Сущность бюджета для эффективного функционирования государства