Сущность бюджета для эффективного функционирования государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 18:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ роли и значения бюджета для эффективного функционирования государства.
Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить ряд задач:
рассмотреть понятие бюджета, его сущность;
проанализировать выполняемые бюджетом функции;
изучить роль бюджета в развитии экономики государства;
охарактеризовать доходную часть федерального бюджета;
проанализировать расходную часть федерального бюджета;
определить перспективы дальнейшего развития и совершенствования бюджетной системы государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА1.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ БЮДЖЕТА………………………………………………………………………..5
Зарождение и развитие теории практики бюджета государства………..5
Понятие бюджета и функции ……………………………………………..7
Бюджетная система Российской Федерации……………………………10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА……………………………………………………………………….13
2.1. Роль государственного бюджета в формировании базы социально-экономического развития общества……………………………………………13
2.2 Анализ доходов федерального бюджета…………………………………..15
2.3. Анализ расходов федерального бюджета…………………………………21
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ……………………………………………………………………..27
3.1. Проблемы и перспективы развития бюджетной политики России……..27
3.2. Проблемы формирования доходов федерального бюджета и пути их решения…………………………………………………………………………..29
3.3.Пути совершенствования бюджетной политики Российской Федерации.32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….40

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая_сущность_бюджета_29.12.docx

— 95.46 Кб (Скачать файл)

 

Что касается динамики расходов, необходимо отметить снижение доли расходов на общегосударственные  вопросы. В 2008 году данные расходы составляли 11,09% от общей суммы расходов, а  в 2011 они снизились на 3,97%. Кроме  того, отметилось существенное увеличение доли межбюджетных трансфертов в 2009 году по сравнению с 2008 (34,35%), однако в 2011 году доля данного раздела снизилась  на 75,65% в сравнении с 2008 годом. Данное снижение может быть объяснено необходимостью отмеченных в Бюджетном Послании стратегических ориентиров – обеспечение социально-экономического развития РФ с учетом критериев эффективности и результативности бюджетных расходов.  В связи с этим отмечается увеличение доли раздела «Социальная политика» на 24,75% в общем объеме расходов (в 2008 году она составляла 3,88%, а в 2011 уже 28,63%). Это безусловно показывает осуществление деятельности государства, направленной на улучшение качества жизни населения, создание стабильной социально-экономической ситуации в стране, а также достижение макроэкономической сбалансированности и стабильности, что является основой функционирования экономики.

Таким образом, подводя итоги анализа состава, структуры и динамики расходов федерального бюджета за 2008-2011 гг., можно сделать следующие выводы. Произошедший в 2008 году мировой финансовый кризис нанес большой ущерб экономике нашей страны. Существенно снизились многие макроэкономические показатели (такие как ВВП и др.), социально-экономическая ситуация в стране дестабилизировалась. Вследствие чего необходимо было увеличить расходы бюджета по всем разделам, в особенности по приоритетным направлениям, такие как национальная экономика, национальная оборона, межбюджетные трансферты и др.  Государственные расходы являются одним из основных инструментов проведения бюджетной политики.

 

 

ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

 

3.1. Проблемы и перспективы развития  бюджетной политики России

 

В основу разработанной бюджетной политики на 2012 год и на среднесрочную перспективу положены стратегические цели развития страны, сформулированные Стратегии долгосрочного развития Российской Федерации, Посланиях Президента РФ.

Основной  задачей бюджета 2012 – 2014 годов является выход на траекторию устойчивого развития, сокращения дефицита, снижения зависимости от конъюнктурных доходов, создания условий для развития и модернизации экономики, повышения уровня и качества жизни, укрепления обороноспособности и безопасности, повышения эффективности и прозрачности государственного управления в условиях снижения зависимости от конъюнктурных доходов и сокращения дефицита.

В Бюджетном  послании поставлены приоритетные задачи бюджетной политики, определяющие стратегию  развития страны, в том числе:

1) интеграция  бюджетного планирования в процесс  формирования и реализации долгосрочной  стратегии развития страны, в  том числе и прежде всего  - путем полномасштабного внедрения  программно-целевого принципа организации  деятельности органов исполнительной  власти и, соответственно, программных  бюджетов;

2) создание  в рамках переходного периода  предпосылок для введения, начиная  с 2015 года, правил использования  нефтегазовых доходов и ограничений  на размер дефицита федерального  бюджета;

3) улучшение  условий жизни человека, адресное  решение социальных проблем, повышение  качества государственных и муниципальных  услуг, стимулирование инновационного  развития страны;

4) повышение  отдачи от использования государственных  расходов, в том числе за счет  формирования рациональной сети  государственных учреждений, совершенствования  перечня и улучшения качества  оказываемых ими услуг;

5) эффективная  децентрализация полномочий публично-правовых  образований.

Одним из наиболее приоритетных направлений реформирования бюджетной системы Российской Федерации является формирование программных бюджетов на всех уровнях управления. Переход на программный бюджет осуществляется на основании программы Правительства по повышению эффективности бюджетных расходов. Данной программой предусмотрено, что основная часть расходов федерального бюджета планируется на три года в виде государственных программ (далее – госпрограмм), в рамках которых предполагается проведение модернизации российской экономики, создание условий для повышения ее конкурентоспособности и улучшения инвестиционного климата в стране. Однако при формальном подходе к построению программного бюджета результатом может стать не повышение, а снижение эффективности бюджетных расходов.

При переходе на программный бюджет могут возникнуть следующие проблемы:

  • госпрограммы внутри себя содержат большую и сложную иерархию: по сути, они объединяют все действующие федеральные целевые программы и подпрограммы, а последние включают в себя ведомственные целевые программы и основные мероприятия, что усложняет их согласование;
  • на межведомственное согласование проекта каждой госпрограммы уходит до 9 месяцев ввиду большого количества соисполнителей (не менее 5 ведомств). В частности, на согласование документа у одного ведомства уходит до 30 дней, а возникающие замечания или разногласия не исключают повторного согласования. При внесении в Правительство госпрограммы (в среднем около 500 страниц) она должна быть согласована в соответствии с регламентом в течение 10 дней;
  • перечень соисполнителей госпрограммы (в соответствии с распоряжением Правительства №1950-р) может быть уточнен в процессе исполнения программы, в рамках ответственного исполнителя. Причем ответственный исполнитель не заинтересован в большом количестве соисполнителей ввиду проблем с согласованием и сложностью в управлении, что в последующем приводит к возникновению рисков межведомственного характера при реализации программы; 
  • сложность в управлении каждой госпрограммой: в частности, не разработаны механизмы их координации – например, создавать дирекцию или наблюдательный совет;
  • не осуществляется согласование госпрограмм с регионами, хотя при этом планируется, что субъекты будут участвовать в их реализации.

На сегодняшний  день данные проблемы требуют доработки. В связи с этим показатели оценки эффективности реализуемых программ продолжают оставаться одними из самых важных.  Проведение бюджетной реформы требует новых методов учета затрат. С этой точки зрения наиболее эффективными являются методы, с успехом применяющиеся в бизнес-среде, которые следует адаптировать в соответствии с государственной спецификой.

 

    1. Проблемы формирования доходов федерального бюджета и пути их решения

 

Государство имеет возможность  осуществлять перераспределение общественных благ, которыми оно располагает, а  количество благ напрямую зависит от доходов, которые поступают в  бюджет Российской Федерации. Любое  государство без доходов становится бессильным, то есть теряет политико-экономическую  сущность и власть, так как именно способность управлять имеющимися доходами делает государственную власть реальной и эффективной.

 Аккумулируя все доходы  в бюджетном фонде, государство  затем  в процессе перераспределения  финансирует важнейшие направления  жизни и деятельности общества. Средства из бюджета расходуются  на здравоохранение, культуру  и искусство, государственное  управление, правоохранительную деятельность, образование, инвестиционную деятельность  в областях промышленности и  многое другое.

Действующая система сбора  средств федерального бюджета имеет  ряд недостатков, вследствие чего бюджет недополучает денежные средства, либо получает, но не в достаточном количестве. К проблемам, связанным с формированием  доходной части бюджета относятся  следующие проблемы:

  1. Органами федерального казначейства осуществляется учёт поступлений в федеральный бюджет и контроль за использованием этих средств. Те средства, которые поступают в федеральный бюджет, становятся доступными только тогда, когда банком и органами казначейства будет составлена отчётность об остатках средств на лицевых счетах по учёту доходов федерального бюджета, перечисленных на финансирование расходов.
  2. Прохождение средств от налогоплательщика до получателей бюджетных средств, а также поставщиков товаров, работ и услуг этим получателям, замедляет большое количество счетов по уровням органов казначейства.
  3. Остатки средств федерального бюджета, находящиеся на лицевых счетах органов казначейства не могут находиться в оперативном управлении.
  4. Ненадлежащее исполнение налогоплательщиками своих обязанностей по уплате налогов и сборов также препятствует формированию доходной части бюджета. Причём такие правонарушения приобретают массовый характер. Их опасность заключается в том, что они перекрывают каналы поступлений денежных средств в доходную часть бюджетов всех уровней, что в свою очередь снижает результативность бюджетной и налоговой политики Правительства России и субъектов Федерации.[16, c.78]

 Для эффективного управления  средствами федерального бюджета  и сокращения срока их прохождения  до получателей,  а также сохранности,  обеспечения централизованного  учёта поступлений в бюджеты  всех уровней и получения оперативной  информации о ходе исполнения  федерального бюджета необходимо  оптимизировать  потоки движения  средств федерального бюджета  и сосредоточить их на едином  казначейском счёте. Он  открывается  в учреждениях Банка России  и представляет собой счёт  Федерального казначейства РФ, на  котором аккумулируются денежные  средства федерального бюджета  и отражаются операции органов  государственной власти РФ по  исполнению федерального бюджета.[17, c.33]

Увеличение  доходов федерального бюджета должно происходить не за счет увеличения налоговой нагрузки на экономику, а  за счет расширения, налогооблагаемой базы в результате создания благоприятных  условий для развития частного бизнеса.

Кроме того должно осуществляться дальнейшее укрепление системы налогового администрирования; отмена экономически необоснованных и  неэффективных налоговых льгот, повышение экономической заинтересованности налогоплательщиков в своевременном  и полном исполнении налоговых обязательств, совершенствование налогового контроля за правильностью применения идей в целях налогообложения.

В части формирования неналоговых  доходов особое место занимают вопросы  эффективного использования федеральной  собственности, создания системы управления государственными активами. Необходимо установить жесткий контроль за использованием объектов недвижимости, находящихся в хозяйственном ведении государственных предприятий и учреждений, условиями сдачи их в аренду и за поступлением доходов от аренды государственной собственности в федеральный бюджет. Также надо осуществить работы по оптимизации государственного участия в капиталах банков, инвестиционных, фондовых, финансовых компаний. С максимальной выгодой для федерального бюджета провести распродажу рекомендованных к отчуждению государственных акций, долей и паев [7, c.365].

 

3.3.Пути совершенствования  бюджетной политики Российской  Федерации

 

Бюджетная политика представляет собой комплекс мероприятий, связанных с организацией отношений между отдельными субъектами бюджетной системы государства, направленных на обеспечение его  денежными средствами для реализации функций и задач, стоящих перед  ним. Бюджетная политика является главным  звеном экономической политики государства, отражая его финансовые взаимоотношения  с общественными институтами  и гражданами.

В соответствии с теми или иными задачами, стоящими перед государством, оно определяет различные направления и цели бюджетной политики, на достижение которых будет направлена вся деятельность государственных органов и органов местного самоуправления.

В настоящее  время в области бюджетной  политики государство достигло ряда результатов, прежде всего в области  социальной сферы, повышения уровня благосостояния населения. Были сформированы Резервный фонд и Фонд национального  благосостояния, что помогло преодолеть мировой кризис, который весьма негативно  отразился как на социальной сфере, так и в целом на экономике  страны. Несмотря на мировой кризис, был уменьшен уровень инфляции и  уровень государственного долга, кроме  того, удалось удержать его на приемлемо  низком уровне. Таким образом, к 2012 году экономика уже практически полностью  была восстановлена после кризиса, бюджет в 2011 году был исполнен с профицитом.

Но, не смотря на достигнутые результаты, бюджетная  политика на современном этапе имеет  и ряд нерешенных задач. Необходимо создание структуры бюджетных расходов, которая способствовала бы экономическому развитию страны, чаще всего наблюдается  низкая эффективность бюджетных  расходов, размер получаемая выгода является достаточно низкой в сравнении с  объемом израсходованных на те или иные цели денежных средств. Помимо этого, необходимо совершенствование системы межбюджетных отношений в целях стимулирования органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления к созданию условий для предпринимательской и инвестиционной деятельности. Данная мера в свою очередь приведет к увеличению доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов и снизит зависимость этих бюджетов от финансовой помощи, поступающей из других бюджетов бюджетной системы РФ. Решение этих и других проблем позволит создать более эффективную бюджетную систему, нацеленную на повышение качества жизни граждан и стабилизацию экономики страны.

Одним из главных направлений бюджетной  политики на современном этапе является увеличение благосостояния населения  нашей страны. Необходимо предпринять  действия, способствующие росту доходов  населения, увеличению занятости и  сокращению безработицы, увеличению имущества  граждан и их сбережений. Государству  необходимо обеспечить удовлетворение потребностей общества в качественном и доступном жилье, этому должно способствовать развитие рынка недвижимости. Оказание доступных образовательных  услуг, услуг в сфере здравоохранения, культурное и духовное развитие граждан  также находятся под ответственностью государства. На сегодняшний день государству  необходимо контролировать исполнение различных социальных гарантий гражданам (пенсионное и социальное обеспечение  и др.), обеспечить социальную защиту нуждающимся гражданам.

Информация о работе Сущность бюджета для эффективного функционирования государства