Сущность и содержание теории управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 16:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является на основании научно-учебной литературы раскрыть теоретический взгляд на природу, сущность и развитие понятия управления

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
1. Сущность и содержание теории управления…………………………………3
1.1. Сущность и значение управления. Управление и менеджмент…………...3
1.2. Основные категории менеджмента (объект, субъект, функции, законы и закономерности, виды, методы, принципы)..6
1.3. Модели управления…………………………………………………………15
2. Природа управления и историческая тенденция его развития…………….18
2.1. Условия и факторы возникновения и развития менеджмента…………...18
2.2. Основные этапы развития управления…………………………………….20
2.3. Перспективы менеджмента………………………………………………...35
Заключение………………………………………………………………………37
Список использованной литературы…………………………………………...40

Вложенные файлы: 1 файл

Сущность и содержание теории управления.docx

— 79.04 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...2

1. Сущность и содержание  теории управления…………………………………3

1.1. Сущность и значение  управления. Управление и менеджмент…………...3

1.2. Основные категории  менеджмента (объект, субъект, функции,  законы и закономерности, виды, методы, принципы)…………………………………….6

1.3. Модели управления…………………………………………………………15

2. Природа управления  и историческая тенденция его  развития…………….18

2.1. Условия и факторы  возникновения и развития менеджмента…………...18

2.2. Основные этапы развития  управления…………………………………….20

2.3. Перспективы менеджмента………………………………………………...35

Заключение………………………………………………………………………37

Список использованной литературы…………………………………………...40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Управление организацией, которое рассматривается как  подлинно существующий феномен, который  имеет установленную форму и  определенное содержание, может быть лучше и глубже понято, если знать  то, как оно выглядит при обобщенном, теоретическом рассмотрении. Конечно, каждое абстрактное рассмотрение явлений  или процессов уводит от реальности, убивает конкретные характеристики и черты. Однако в то же время оно  способствует успешному пониманию  сущности и природы, вскрывая и описывая те, лежащие в их основе связи  и общие для них сущностные черты, которые обусловливают форму  и содержание рассматриваемых явлений  и процессов, логику и направления  их развития, а также их возможности  и границы осуществления. В этом и обуславливается актуальность выбранной тема курсовой работы.

Объектом исследования в  данной курсовой работе являются понятие  управления, а предметом теоретический  взгляд на природу, сущность и развитие понятия управления

Целью работы является на основании  научно-учебной литературы раскрыть теоретический взгляд на природу, сущность и развитие понятия управления

Задачи исследования:

  • Рассмотреть сущность и содержание теории управления;
  • Раскрыть условия и факторы возникновения и развития менеджмента;
  • Рассмотреть основные этапы развития управления;
  • И в заключение изучить перспективы управления.

Для достижения поставленной цели и решаемых в связи с ней  задач, работа разделена на две главы.

Для раскрытия данной темы была проработана научная и учебная  литература по данной тематики.

 

Глава 1. Сущность и содержание теории управления.

1.1 Сущность и значение  управления. Управление и менеджмент.

Последнее десятилетие XX века было для России весьма трагичным. Системный  кризис поразил все сферы жизнедеятельности  российского общества. Одна из главных  причин кризиса - развал системы государственного и производственного управления. Потеря управляемости экономики  обернулась глубоким спадом производства, деловой активности и жизненного уровня населения.

Деятельность любой организации  как в период кризиса, так и  после него требует управления, без которого невыполнимо не только ее действенное функционирование и развитие, но и само существование. Более того, управление организацией определяет отношение к ней со стороны других организаций и сказывается на их ответные управленческие решения. Это означает, что с управлением связаны интересы большого количества людей как в самой организации, так и за ее пределами. В условиях рыночных отношений меняются взгляды на природу, роль, сущность и значение труда руководителя. На первое место выдвигается самостоятельность, инициатива, предприимчивость, творческое мышление, готовность к разумному риску.

Особенностью современного управления является его направленность на эффективное ведение хозяйства в условиях дефицитности ресурсов, постепенное уменьшение регулирования производства административными методами, интенсификацию производства. Современное управление должно способствовать развитию рынка, товарно-денежных отношений в оптовой торговле средствами производства, конвертируемости денег, стабилизации рыночных цен.

Управление есть элемент  и одновременно функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических и др.), обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание  режима деятельности, реализацию программы  и цели деятельности.

Под управлением понимают совокупность процессов, обеспечивающих поддержание системы в заданном состоянии и (или) перевод ее в новое более жизненное состояние организации путем разработки и реализации целенаправленных воздействий.

Выработка управляющих воздействий  включает в себя сбор, передачу и  обработку необходимой информации, принятие решений, обязательно включающее определение управляющих воздействий.

Под управляющим воздействием понимается воздействие на объект управления, направленное на достижение цели управления. Следовательно, результатом управляющего является управленческое решение, в основе которого лежит цель (целеполагание).

Если управление - это воздействие, значит существуют:

  • среда (система управления);
  • средства (механизм управления);
  • действия (процесс управления).

Понятие "управление" и "менеджмент" часто употребляются  как синонимы, в то же время между  ними имеются различия. Рассмотрим, в чем состоят эти различия.

"Менеджмент" - английское  слово, в переводе оно означает "управление". Тем не менее  в русском языке слова "управление" и "менеджмент" употребляются  в разных контекстах. Обычно мы  не говорим: "Я осуществляю  менеджмент автомобиля". Мы говорим: "Я управляю автомобилем". Мы  не говорим: "Они осуществляют  менеджмент выплавки стали". Мы  говорим: "Они управляют выплавкой  стали".

Слово "менеджмент" обычно употребляется по отношению к  людям, коллективам и организациям: менеджмент означает управление этой организацией. Менеджмент можно рассматривать  как в формальных (законодательно закрепленных), так и в неформальных организациях.

В соответствии с установившейся традицией мировой литературы в  области управления, менеджменту  дается широкая трактовка в Оксфордском  словаре английского языка.

Менеджмент - это: 1

  1. способ, манера общения с людьми;
  2. власть и искусство управления;
  3. особого рода умелость и административные навыки, которым обычно обучают;
  4. орган управления - административная единица, без которой не может существовать ни одна организация.

Главная задача людей в  аппарате управления - это эффективное использование и координация всех ресурсов организации (капитала, зданий, оборудования, материалов, труда, информации) для достижения ее целей.

В словаре иностранных  языков менеджмент переводится на русский  язык как управление производством  и как совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, с целью повышения его эффективности  и прибыльности.

Менеджмент можно понимать как интеграционный процесс, поскольку  менеджмент призван рассматривать  разнообразные задачи, необходимость  решения которых в совокупности обеспечивает достижение поставленных целей.

Кроме того, менеджмент -

  • это умение использовать опыт, навыки, знания, интеллект для достижения целей;
  • это область человеческого знания, способствующая приобретению навыков управления;
  • это подготовка определенной категории людей для выполнения работ по управлению.

Менеджмент - область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей организации путем рационального использования имеющихся ресурсов

1.2 Основные категории  менеджмента (объект, субъект, функции,  законы и закономерности, виды, методы, принципы)

Категории менеджмента - это наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные свойства и устойчивые отношения в процессах управления организации.

Основные категории менеджмента - это объект, субъект, функции, виды, методы и принципы.

Объектом управления - могут быть отрасли (промышленность, сельское хозяйство, транспорт), территориальные общности людей (область, район, город), отдельные стадии воспроизводства (производство, сбыт, снабжение, НИОКР), аспекты экономической деятельности (качество продукции, взаимодействие с потребителем, маркетинг), виды ресурсов (финансовые, человеческие и др.), а также характеристики производства (эффективность, отношение к работе, качество жизни, уровень занятости).

Субъекты управления - руководители различного уровня, занимающие постоянную должность и наделенные полномочиями в области принятия решения в определенных сферах деятельности (директор, менеджер, совет директоров, мэр города, городская дума, начальник отдела, группа качества, городская торгово-промышленная палата, а также любые другие люди или группы людей осуществляющие управленческое воздействие на объект управления).2

Характеристику объектов менеджмента проводят с позиции  трех аспектов: вида объекта, функциональных областей и уровней объекта.

При этом различают следующие  виды объекта управления:

  • операция;
  • проект;
  • система.

Функциональные области  деятельности объекта:

  • маркетинг;
  • производство;
  • финансы;
  • кадры;
  • НИОКР.

Уровни объекта управления:

  • рабочее место;
  • участок;
  • цех;
  • производство;
  • предприятие;
  • объединение.

По признаку содержания различают  менеджмент:

  1. нормативный - предусматривающий разработку и реализацию философии организации, т.е. миссию ее предпринимательской политики, определение позиции организации в конкурсной нише рынка и формирование общих стратегических намерений;
  2. стратегический - предполагает выработку набора стратегий, их распределение во времени, формирование потенциала успеха организации и обеспечение стратегического контроля за их реализацией;
  3. оперативный менеджмент - предусматривает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития организации.

Функция управления выражает содержание (направленность) управленческого воздействия на объект управления, управляемую систему. Комбинация функций лежит в центре системы управления (рисунок 1).

 

Рисунок 1 - Место категории "функции управления" в управленческом процессе

 

Функции менеджмента определяют устойчивый состав специфических видов  деятельности управленческой деятельности, характеризующихся однородностью  целей, действий или объектов их приложения.

Классификация функций управления представлена в таблице 1.3

 

Таблица 1- Классификация  функций управления

Критерий классификации

Состав функций управления

1 Содержание управленческой  деятельности

Прогнозирование и планирование

Организация

Активизация (мотивация, стимулирование)

Контроль

Координация

Регулирование

Исследование

2 Организационная роль  функции

Функции интеграции (объединения)

Функция дифференциации (разделения, выделения. Обособления, специализации)

3 Направление деятельности

Интрафункции

Инфрафункции (направленность на внешнюю среду)

4 Сферы развития объекта  управления

Управление экономическими процессами (финансы, инвестиции и пр.)

Управление социально-психологическими процессами (удовлетворенность трудом, атмосфера и пр.)

Управление организационными процессами (изменения в организации, перераспределение обязанностей и  др.

Управление технологическими процессами (использование техники, новые технологии и пр.)

5 Этапы производственного  процесса

Управление подготовкой  производства

Управление процессом  производства

Управление обеспечением производства

Управление процессами реализации продукции

6 Тип производства

Функции управления разнообразными блоками диверсифицированного производства

7 Масштаб времени

Стратегическое управление

Текущее (тактическое) управление

Оперативное управление

8 Этапность процесса управления

Целеполагание

Определение ситуации

Определение проблемы

Решение

9 Основные факторы производственного  процесса

Управление продуктом

Управление персоналом

Управление информацией

Информация о работе Сущность и содержание теории управления