Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 16:34, курсовая работа
Актуальность данного вопроса обусловила развитие методик анализа финансового состояния предприятий. Эти методики направлены на экспресс оценку финансового состояния предприятия, подготовку информации для принятия управленческих решений, разработку стратегии управления финансовым состоянием. Цель данной курсовой работы: на основе проведения анализа финансового состояния предприятия разработать меры по его улучшению. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
– изучить теоретические основы анализа финансового состояния;
– проанализировать имущественное положение предприятия;
– рассчитать и проанализировать коэффициенты финансовой устойчивости, ликвидности, платежеспособности предприятия. А также разработать мероприятия по улучшению финансового состояния предприятия и повышению финансовой устойчивости.
Введение……………………………………………………………………….………….4
1. Теоретические аспекты исследования финансового состояния предприятия…………………………………………………………….………….….…..6
1.1. Система показателей оценки финансовой устойчивости и платежеспособности ……………………………………………………………….…7
1.2. Российское законодательство о банкротстве предприятий………...….…..….11
1.3. Динамика показателей финансовой устойчивости и платежеспособности промышленных предприятий........................................................................….….…13
2. Анализ финансового состояния предприятия………………………………….……18
2.1 Общая характеристика предприятия……………………………………………18
2.2. Оценка динамики и структуры имущества предприятия и источников его формирования…………………………………………………………………….…..21
2.3. Оценка финансовой ситуации на предприятии………………………….…….23
2.4. Расчет и анализ коэффициентов финансовой устойчивости……………….…28
2.5. Анализ платежеспособности предприятия……………….……………………31
2.6. Диагностика вероятности банкротства предприятия…………….…………...35
3. Основные направления улучшения финансового состояния предприятия……….38
3.1. Зарубежный опыт оценки финансового состояния предприятия…………….38
3.2. Стратегические направления развития предприятия..............................…...…47
Заключение……………………………………………………………………………….50
Список используемой литературы……………………...………………………………52
Представители четвертой школы (Э. Альтман – Е. Altman) сделали основной упор на анализе финансовой устойчивости компаний (стратегический аспект), предпочитая перспективный анализ ретроспективному. По их мнению, ценность бухгалтерской отчетности определяется исключительно ее способностью обеспечить предсказуемость возможного банкротства.
Исследования зарубежных ученых в области предсказания банкротства предприятий позволяют сделать вывод о том, что из множества используемых коэффициентов можно выбрать лишь несколько полезных и более точно предсказывающих банкротство.
Одной из первых попыток использовать аналитические коэффициенты для прогнозирования банкротства считается работа У. Бивера W. Beaver, который проанализировал за пятилетний период 30 коэффициентов по группе компаний, половина из которых обанкротилась. Наибольшую известность в этой области получила работа известного западного экономиста Э. Альтмана, разработавшего с помощью аппарата множественного дискриминантного анализа методику расчета кредитоспособности, которая позволяет в первом приближении разделить хозяйствующие субъекты на потенциальных банкротов и небанкротов.
При построении индекса банкротства Альтман обследовал 66 предприятий промышленности, половина из которых обанкротилась, а половина работала успешно. Впервые в 1968 г. Э. Альтман по данным 33 компаний исследовал 22 финансовых коэффициента, базировавшихся на данных одного периода перед банкротством, отобрал из них 5 наиболее значимых для прогноза, которые включил в линейную дискриминантную функцию: рентабельность, оборачиваемость активов, задолженность кредиторам, реинвестирование прибыли в активы, доля собственных средств в активах. На основе данных коэффициентов Альтман создал окончательную модель Z-модель (счета), которая является одним из основных методов оценки вероятности банкротства предприятий и широко используется в США.
Позднее, в 1983 г., Э. Альтман получил модифицированный вариант своей формулы для компаний, акции которых не котировались на бирже. Данные модели позволяют высказать суждения о возможном в обозримом будущем (2–3 года) банкротстве одних и достаточно устойчивом финансовом положении других.
В 1972 г. Дж. Блисс разработал собственную четырехфакторную модель оценки финансового состояния предприятия с целью диагностики банкротства для Великобритании. В 1977 г. британские ученые Р. Таффлер и Г. Тишоу апробировали подход Альтмана на данных 80 британских компаний и построили четырехфакторную прогнозную модель с отличающимся набором факторов.
Одно из приложений метода множественного дискриминантного анализа (МДА) – оценка платежеспособности фирм на основе модели французов Ж. Конана и М. Голдера, позволяющей оценить вероятность задержки платежей предприятием.
За последние 30 лет зарубежными бухгалтерами и экономистами было разработано множество модификаций таких моделей, поскольку оценить с помощью МДА можно не только организацию, но отрасли и регионы. Однако применение зарубежных моделей к отечественным предприятиям требует осторожности, так как они не учитывают специфику бизнеса (структуру капитала в разных отраслях) и экономическую ситуацию. Поэтому необходимо разработать собственные модели для каждой отрасли по методам дискриминантного анализа с учетом специфики и настоящей действительности.
Представители пятой школы Г. Фостер – G. Foster считают, что ценность отчетности состоит в ее использовании для прогнозирования уровня эффективности инвестирования в те или иные ценные бумаги и степени связанного с ним риска. Данное направление излишне теоретизировано. Разработки в области факторного анализа, которые ведутся с начала 20 века, имеют большое значение для расширения возможностей использования аналитических коэффициентов для внутрифирменного анализа и управления.
Эмпирический метод «credit-men» разработан во Франции Ж. Депаляном в рамках статистических методов под названием «скоринг» (to skore – отличать). Этот метод широко используется в Соединенных Штатах Америки банковскими служащими для анализа финансовой ситуации клиентов при предоставлении им кредита.
Финансовое состояние предприятия характеризуется пятью показателями:
где ДЗ – Дебиторская задолженность 230+240; ДС – Денежные средства с.260; КЗ – Кредиторская задолженность с.620;
где СК – собственный капитал с.490; ДО – Долгосрочные обязательства с.590; КО – Краткосрочные обязательства с.690.
где ВОА – внеоборотные активы с.190.
где СПТ – себестоимость проданных товаров, оказанных услуг ф.2 с.020;
З – запасы с.210.
где В-выручка от реализации товаров, услуг ф.2 с.010;
ДЗ – дебиторская задолженность + в т.ч. покупатели и заказчики.
Применим данный метод к рассматриваемому предприятию ОАО «МЗРИП» в период 2008–2009 гг.
КБ.Л.(2008 г.) =
КБ.Л. (2009 г.) =
КС.Ф.(2008 г.) =
КС.Ф.(2009 г.) =
КИМ.С.К.(2008 г.) =
КИМ.С.К.(2009 г.) =
КО.З.(2008 г.) =
КО.З.(2009 г.) =
КО.Д.З.(2008 г.) =
КО.Д.З.(2009 г.) =
Каждый из этих показателей сравнивается с его нормативной величиной:
Таблица 11 – Расчет коэффициентов по методике Ж. Депаляна
Название коэффициента |
Нормативное значение |
Способ расчета |
На начало 2009 года |
На конец 2009 года |
Коэффициент быстрой ликвидности |
0,7 |
|||
Коэффициент кредитоспособности |
2 |
|||
Коэффициент иммобилизации собственного капитала |
0,5 |
|||
Коэффициент оборачиваемости запасов |
4 |
|||
Коэффициент кредиторской задолженности |
4 |
Финансовое состояние предприятия оценивается по уравнению с весовыми коэффициентами.
Весовые коэффициенты (25, 25, 10, 20, 20) выражают удельный вес влияния каждого показателя.
Если N > 100, то финансовое состояние предприятия нормальное.
Если N< 100, финансовое состояние предприятия вызывает беспокойство.
Эффективность этой модели идентификации финансового состояния основывается на «правильности» нормативных значений показателей, принятых на базе статистических исследований по отдельным отраслям экономики.
Рассчитаем уравнение с весовыми коэффициентами по формуле
NН г. =
NК г. =
Проведенные расчеты показали, что финансовое состояние ОАО «МЗРИП» можно оценить как нормальное.
Эффективность такой системы аттестации основывается, прежде всего, на обоснованности нормативных значений, принимаемых к рассмотрению. Чтобы определить эти значения, американские специалисты опираются не только на свой опыт, но и на статистические исследования, проводимые специальными организациями, так как типовые коэффициенты сходны в целом со средними коэффициентами отрасли изучаемого предприятия.
Финансовая ситуация - это один из трех элементов, применяемых американскими банкирами для оценки предприятия. Он отвечает только за 40 % конечного решения банка о предоставлении или отказе в кредите. Кроме финансового состояния предприятия банки обращают внимание также на личные качества руководителей, качество персонала в целом и другие подобные характеристики (этот элемент отвечает за 40 % конечного решения). Значение экономического фактора, т.е. ситуация в экономике и в отрасли, составляет примерно 20 %.
Ж.Депалян считает, что кроме внешнего использования этого показателя, его можно использовать и для внутреннего контроля управления предприятием синтетическим образом. Это может стать инструментом самодиагностики. Для этого предприятию необходимо задать собственную систему подобных показателей. Это потребует большого предварительного внутреннего и внешнего исследования, особенно для установления типовых коэффициентов. Отраслевая информация, предоставляемая управлениями отчетности, может послужить основой для обсуждения при формировании собственных типовых коэффициентов на предприятии.
Итак, рассмотрев зарубежный опыт анализа финансового состояния предприятий, выяснили возможность применения на отечественных предприятиях методики Ж. Депаляна, в частности на примере ОАО «МЗРИП».
3.2. Стратегические направления развития предприятия
Стратегическое планирование задает перспективные направления развития предприятия, определяет основные виды его деятельности, позволяет увязать в единую систему маркетинговую, проектную, производственную и финансовую деятельность. Стратегический план обеспечивает адаптацию предприятия к внешней среде, к распределению ресурсов и внутреннюю координацию деятельности с целью выявления сильных и слабых сторон. Стратегический план на крупных предприятиях, как правило, долгосрочный. Но временной период стратегического плана для разных предприятий может быть различным и то, что является долгосрочным для одного предприятия, может быть краткосрочным для другого. Стратегическое планирование на предприятиях должно быть направлено на их долгосрочное развитие, достижение высоких темпов экономического роста. Развитие – это процесс, в котором увеличиваются возможности и желания предприятия удовлетворять свои желания и потребности потребителей. Таким образом, стратегическое планирование призвано обеспечить необходимый экономический рост и желаемый уровень развития предприятия на предстоящий долгосрочный период.
В стратегическом планировании важную роль играет государственное регулирование экономической политики, обоснование перспективных направлений развития всей рыночной системы.
Первым и самым ответственным решением при стратегическом планировании является выбор миссии и целей предприятия. Миссия раскрывает смысл существования предприятия, в котором проявляются отличия данного предприятия от ему подобных. Другими словами, миссия – это главная цель предприятия. Миссия и цели – служат ориентиром для всех последующих этапов планирования и одновременно накладывают определенные ограничения на направление деятельности предприятия при анализе альтернатив развития. Миссия предприятия может состоять в завоевании рынка сбыта продукции, в географическом или продуктовом расширении рынка, в повышении качества продукции при снижении цен на нее и т.д.
Цели бывают долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными. Они формируются и устанавливаются в рамках миссии и в ее развитии. При этом цели являются задающей частью стратегического планирования.
Стратегическое планирование на микроуровне является основой взаимодействия множества внутренних и внешних экономических процессов, факторов и явлений.
Во-первых, стратегический план задает перспективное направление развития предприятия, определяет основные виды деятельности, позволяет увязать в единую систему все основные направления деятельности, а также позволяет лучше понимать структуру потребности, процессы планирования, продвижения и сбыта продукции, механизмы формирования рыночных цен.
Во-вторых, он устанавливает каждому подразделению предприятия конкретные и четкие цели, которые согласуются с общей стратегией развития предприятия.
В-третьих, он обеспечивает координацию усилий всех функциональных служб предприятия.
В-четвертых, стратегический подход стимулирует менеджеров предприятия лучше оценивать свои слабые и сильные стороны с точки зрения конкурентов, возможностей, ограничений и изменений окружающей среды.
В-пятых, план определяет альтернативные действия предприятия на долгосрочный период.
В-шестых, создает основу для распределения ограниченных экономических ресурсов.
В-седьмых, демонстрирует возможность фактического применения основных функций планирования, организации, управления, контроля и оценки деятельности предприятия, как единую систему современного менеджмента.
Процесс стратегического планирования на предприятии включает в себя осуществление следующих взаимосвязанных функций:
1) определение долгосрочной стратегии, основных целей и задач развития предприятия;
2) создание стратегических хозяйственных подразделений на предприятии;
Информация о работе Теоретические аспекты исследования финансового состояния предприятия