Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 16:34, курсовая работа
Актуальность данного вопроса обусловила развитие методик анализа финансового состояния предприятий. Эти методики направлены на экспресс оценку финансового состояния предприятия, подготовку информации для принятия управленческих решений, разработку стратегии управления финансовым состоянием. Цель данной курсовой работы: на основе проведения анализа финансового состояния предприятия разработать меры по его улучшению. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
– изучить теоретические основы анализа финансового состояния;
– проанализировать имущественное положение предприятия;
– рассчитать и проанализировать коэффициенты финансовой устойчивости, ликвидности, платежеспособности предприятия. А также разработать мероприятия по улучшению финансового состояния предприятия и повышению финансовой устойчивости.
Введение……………………………………………………………………….………….4
1. Теоретические аспекты исследования финансового состояния предприятия…………………………………………………………….………….….…..6
1.1. Система показателей оценки финансовой устойчивости и платежеспособности ……………………………………………………………….…7
1.2. Российское законодательство о банкротстве предприятий………...….…..….11
1.3. Динамика показателей финансовой устойчивости и платежеспособности промышленных предприятий........................................................................….….…13
2. Анализ финансового состояния предприятия………………………………….……18
2.1 Общая характеристика предприятия……………………………………………18
2.2. Оценка динамики и структуры имущества предприятия и источников его формирования…………………………………………………………………….…..21
2.3. Оценка финансовой ситуации на предприятии………………………….…….23
2.4. Расчет и анализ коэффициентов финансовой устойчивости……………….…28
2.5. Анализ платежеспособности предприятия……………….……………………31
2.6. Диагностика вероятности банкротства предприятия…………….…………...35
3. Основные направления улучшения финансового состояния предприятия……….38
3.1. Зарубежный опыт оценки финансового состояния предприятия…………….38
3.2. Стратегические направления развития предприятия..............................…...…47
Заключение……………………………………………………………………………….50
Список используемой литературы……………………...………………………………52
3) обоснование и уточнение основных целей проведения маркетинговых исследований рынка;
4) осуществление ситуационного анализа и выбор направления экономического развития предприятия;
5) разработка основной стратегии маркетинга и укрупненное планирование производства продукции;
6) выбор тактики и уточненное планирование способов и средств достижения поставленных задач;
7) контроль и оценка основных результатов, корректировка выбранной стратегии и способов ее реализации.
Схема стратегического планирования, наиболее часто применяемая на отечественных предприятиях, имеет следующую структуру (рис.5).
Рис.5. Схема стратегического планирования на предприятии
Каждый этап имеет свое специфическое содержание для конкретных предприятий.
В процессе стратегического планирования главные цели предприятия устанавливаются высшим руководством и согласуются со всеми подразделениями. Плановые службы предлагают каждому подразделению варианты первоначальных показателей валовой и нераспределенной (чистой) прибыли на долгосрочный период. После их рассмотрения подразделения выдвигают свои предложения и, тем самым, создаются необходимые предпосылки для выработки общих целей стратегического планирования. В утвержденных планах предусматриваются общие цели предприятия, его место на рынке, организационная структура управления, финансовые результаты и т.д.
Таким образом, основная задача стратегического планирования на предприятиях состоит в обосновании важнейших целей и выработке правильной стратегии долгосрочного развития. В современной теории планирования принято выделять восемь основных сфер деятельности, в границах которых каждое предприятие определяет свои главные цели. Этими сферами являются положение предприятия на рынке, инновационная деятельность, уровень производительности, наличие производственных ресурсов, степень стабильности, система управления, профессионализм персонала и социальная ответственность.
Выбор цели и стратегии предприятия составляет основу самостоятельной планово-управленческой деятельности менеджеров.
При стратегическом планировании предприятиями могут использоваться такие стратегии, как разработка товара, стабилизация производства, проникновение на рынок, сокращение издержек, изменение цен, а также целевые стратегии: как маркетинговая, производственная, финансовая, конкурентная и т.д. На российских предприятиях широкое распространение получила стратегия выживания, на зарубежных – стратегия завоевания лидерства на рынке.
Из годового отчета открытого акционерного общества «Муромский завод радиоизмерительных приборов» по итогам работы за 2008 год можно выделить
Перспективы развития Общества.
Основным источником доходов ОАО «МЗРИП» является коммерческая деятельность по поставке продукции специального назначения государственным заказчикам и на экспорт. С учетом проектов Государственных заказов на 2009 год и планируемых объемов поставок продукции специального назначения на ближайшую перспективу Общество намерено сохранить ориентацию на производство и поставку продукции преимущественно данным заказчикам.
Для обеспечения стабильной деятельности предприятия, в том числе в условиях финансово – экономического кризиса, ОАО «МЗРИП» планирует реализовать комплекс мероприятий по оптимизации производственных мощностей, сокращению непроизводительных издержек, сохранению кадров.
Основными направлениями в этой работе являются:
Продолжить замену морально устаревшего и изношенного оборудования на современное с высокой степенью автоматизации. Обеспечить повышения эффективности использования производственных мощностей завода, концентрацию оборудования на меньших площадях и его рациональную загрузку. Реализовать мероприятия по переходу на энергосберегающие технологии, полное технологическое обеспечение серийной и вновь осваиваемой продукции.
Осуществить комплекс мер по совершенствованию системы управления производством на основе внедрения современных информационных технологий. Обеспечить оптимальное использование высвобождающихся производственных площадей, в том числе путем сдачи их в аренду.
Привлечение дополнительных источников финансирования для производства продукции и реализации инновационных конструкторских и технологических проектов. Сокращение налогооблагаемой базы, в том числе за счет продажи не используемых объектов недвижимости предприятия с земельными участками.
Продолжение работ по модернизации изделия П-19 на базе изделия 39Н6 с целью улучшения характеристик и обеспечения сопряжения с КСА по телекодовому каналу, ориентировочная сумма вложений – 4,5 миллиона рублей. Общество продолжит участие в опытно-конструкторских работах по оборонной тематике совместно с другими предприятиями ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей».
Оптимизация структуры управления предприятием, приведение штатного расписания и численности персонала в соответствие с объемами производства, сохранение квалифицированных кадров.
Развитие связей с учебными заведениями региона, в первую очередь города Мурома, для привлечения молодых специалистов и рабочих основного производства. Активизация работы по подготовке кадрового резерва руководителей всех структурных звеньев завода. Создание условий для профессионального роста молодых специалистов и обеспечение их достойной заработной платой.
Совершенствование системы менеджмента качества на этапах разработки и производства продукции в соответствии с положениями ГОСТ Р ИСО 9001- 2001.
Возможными направлениями использования чистой прибыли, полученной ОАО «МЗРИП» по итогам работы за 2008 год, могут быть выплата дивидендов, отчисления в резервный фонд Общества и в фонд НИОКР ОАО «Концерн ПВО «Алмаз – Антей», другие сферы по решению годового общего собрания акционеров.
Стратегические задачи предприятия ОАО «МЗРИП» к 2010 году:
Продолжить замену морально устаревшего и изношенного оборудования на современное с высокой степенью автоматизации. Обеспечить повышения эффективности использования производственных мощностей завода, концентрацию оборудования на меньших площадях и его рациональную загрузку. Реализовать мероприятия по переходу на энергосберегающие технологии, полное технологическое обеспечение серийной и вновь осваиваемой продукции.
Осуществить комплекс мер по совершенствованию системы управления производством на основе внедрения современных информационных технологий. Обеспечить оптимальное использование высвобождающихся производственных площадей, в том числе путем сдачи их в аренду.
Привлечение дополнительных источников финансирования для производства продукции и реализации инновационных конструкторских и технологических проектов. Сокращение налогооблагаемой базы, в том числе за счет продажи не используемых объектов недвижимости предприятия с земельными участками.
Продолжение работ по модернизации изделия П-19 на базе изделия 39Н6 с целью улучшения характеристик и обеспечения сопряжения с КСА по телекодовому каналу, ориентировочная сумма вложений – 4,5 миллиона рублей. Общество продолжит участие в опытно-конструкторских работах по оборонной тематике совместно с другими предприятиями ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей».
Оптимизация структуры управления предприятием, приведение штатного расписания и численности персонала в соответствие с объемами производства, сохранение квалифицированных кадров.
Развитие связей с учебными заведениями региона, в первую очередь города Мурома, для привлечения молодых специалистов и рабочих основного производства. Активизация работы по подготовке кадрового резерва руководителей всех структурных звеньев завода. Создание условий для профессионального роста молодых специалистов и обеспечение их достойной заработной платой.
Совершенствование системы менеджмента качества на этапах разработки и производства продукции в соответствии с положениями ГОСТ Р ИСО 9001- 2001.
Возможными направлениями использования чистой прибыли, полученной ОАО «МЗРИП» по итогам работы за 2008 год, могут быть выплата дивидендов, отчисления в резервный фонд Общества и в фонд НИОКР ОАО «Концерн ПВО «Алмаз – Антей», другие сферы по решению годового общего собрания акционеров.
Заключение
Главная цель производственного предприятия в современных условиях – получение максимальной прибыли, что невозможно без эффективного управления капиталом. Поиски резервов для увеличения прибыльности предприятия составляют основную задачу управленца.
Проведенное теоретическое исследование и практический анализ позволили сделать следующие основные выводы:
Итак, в курсовой работе полностью достигнута поставленная цель, т.к. проведены исследования и анализ финансового состояния на примере ОАО «МЗ РИП», выявлены основные проблемы финансовой деятельности и даны рекомендации по улучшению финансового состояния. Соответственно для достижения этой цели решены все поставленные задачи.
В данной работе рассмотрены сущность, содержание и задачи анализа финансового состояния предприятия, а также изучена информационная база, необходимая для анализа финансового состояния, т.е. бухгалтерский баланс (форма №1) и отчет о прибылях и убытках (форма №2).Рассмотрена методика проведения и оценки анализа финансового состояния, которая включает в себя анализ имущественного положения предприятия, расчет и коэффициентов финансовой устойчивости, ликвидности, платежеспособности предприятия, оценку эффективности финансово-хозяйственной деятельности.
Применительно к вполне благополучному предприятию методы и приемы финансового анализа имеют профилактическое значение, так как позволяют выявить возможную опасность для экономического «здоровья» этого предприятия. В то же время использование этих методов по отношению к неплатежеспособному предприятию способствует принятию правильного решения по преодолению возникшего кризисного состояния.
Благодаря анализу, деятельность предприятия находится под постоянным наблюдением и контролем со стороны акционеров, кредиторов, поставщиков, реальных и потенциальных инвесторов и т.п. Для проведения такого анализа обычно привлекаются компетентные специалисты из аудиторских и консультационных фирм, гарантирующие независимую и профессиональную экспертизу сведений о предприятии. Предприятия, находящиеся в трудном финансовом положении, не должны скрывать свои проблемы и тем более «подправлять» или вуалировать отчетные показатели. Организация внешней независимой экспертизы для них особенно важна, чтобы сложности предприятия не обрастали слухами и не становились предметом различных спекуляций со стороны недобросовестных конкурентов. Это является также залогом поддержания доверия к предприятию со стороны постоянных партнеров.
Таким образом, только комплексный анализ финансовых показателей может своевременно указать на негативные тенденции и возможное ухудшение положения предприятия.
Темп проводимых в стране реформ и рост экономического потенциала в значительной мере зависят от эффективности осуществления процедур финансового оздоровления в реальном секторе экономики.
Для стабилизации финансового состояния предприятия предлагается провести следующие мероприятия:
– необходимо в первую очередь изменить отношение к управлению собственным капиталом, увеличить собственный оборотный капитал;
– активно заниматься планированием и прогнозированием управления финансов предприятия; осваивать новые методы и технику управления,
– усовершенствовать структуру управления,
– самосовершенствоваться и обучать персонал,
– совершенствовать кадровую политику,
– стремиться к ускорению оборота активов и их элементов;
– снижению задолженности предприятия, в первую очередь перед поставщиками.
Как уже говорилось выше, предприятия являются основными звеньями хозяйствования и формируют основу экономического потенциала государства.
Чем прибыльнее фирма, чем стабильнее её доход, тем большим становится её вклад в социальную сферу государства, в её экономический потенциал, наконец, тем лучше живут люди, работающие на таком предприятии.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Теоретические аспекты исследования финансового состояния предприятия