Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 22:35, курсовая работа
Цель дипломной работы - систематизируя теоретические основы практики управления, проанализировать особенности функциональной структуры системы управления предприятия ОАО "Мобильные ТелеСистемы" и пути ее совершенствования. Согласно цели были сформулированы задачи работы:
1. Изучить теоретический материал по основам построения организационных структур управления на современных предприятиях;
2. Проанализировать функциональную структуру и систему управления в целом предприятия ОАО "Мобильные ТелеСистемы";
3. Рассмотреть основные направления совершенствования структуры управления предприятием.
В зависимости от внутренних
целей организации и внешних
возможностей их осуществления могут
быть и иные формы взаимосвязи
организационных и
1.2 МЕТОДЫ ПОСТРОЕНИЯ
При всей очевидности взаимосвязи управленческих и организационных структур в менеджменте выделяют необходимость исследования проблем совершенствования и развития управленческих структур как самостоятельного предмета. Это связано с чрезвычайно быстро изменяющимися задачами, которые необходимо решать на всех уровнях управления. В одних случаях требуется совершенствовать управление предприятия, в других - его развитие, а в третьих - разрушить старую структуру и создать новую [10. c.105-106].
Организации относятся к числу сверхсложных систем: они состоят из элементов и подсистем разной природы (технические, правовые, психологические, социокультурные), они многофункциональны (производят продукцию, услуги, формируют человека и среду). Для объекта такой сложности приходится строить и сложную методологию. Именно системный подход позволяет рассмотреть организацию как систему, как целое - ведь основной его принцип - это принцип интеграции. От него происходит цепь производных принципов, главные из которых - целостность объекта и комплектность его анализа. Некоторые авторы рассматривают проектирование организаций как одну из разновидностей инноваций. При разработке принципов и методики проектирования структур управления важно отойти от представления структуры как застывшего набора органов, соответствующих каждой специализированной функции управления.
Организационная структура управления - понятие многостороннее. Оно прежде всего включает систему целей и их распределение между различными звеньями, поскольку механизм управления должен быть ориентирован на достижение целей. Сюда же относятся состав подразделений которые связаны определенными отношениями; распределение задач и функций по всем звеньям; распределение ответственности, полномочий и прав внутри организации, отражающее соотношение централизации и децентрализации управления. Важными элементами структуры управления являются коммуникации, потоки информации и документооборот в организации. Наконец, организационная структура - это поведенческая система, это люди и их группы, постоянно вступающие в различны взаимоотношения для решения общих задач. В основу методологии проектирования структур должно быть положено четкое формулирование целей организации. Сначала формулируются цели, а затем - механизм их достижения. При этом организация рассматривается как многоцелевая система, особое значение имеют характер влияния внешней среды на построение организации и система связей элементов структуры с элементами внешней среды.
Применявшиеся до последнего
времени методы построения организационных
структур управления характеризовались
чрезмерно нормативным
Системный подход, придавая важное значение научно обоснованному определению функций управления и нормативов численности как части общего процесса формирования организационно-управленческой структуры, ориентирует исследователей и разработчиков на более общие принципы проектирования организаций. Он предполагает исходное определение системы целей организации, обусловливающих структуру задач и содержание функций аппарата управления. Многообразие целей как на высшем, так и на среднем и низших уровнях организации обычно не может быть сведено к одному измерителю. Основное назначение большинства производственных организаций с точки зрения общества определяется целями удовлетворения рыночных потребностей в производимой продукции.
Рисунок 1 - Выявление проблем организации
В любом случае каждая цель
отражает одну из объективно необходимых
сторон функционирования и развития
организационной системы. Вместе с
тем соответствие между системой
целей и организационной
Эффективность построения организационной
структуры не может быть оценена
каким-либо одним показателем. С
одной стороны, здесь следует
учитывать, насколько структура
обеспечивает достижение организацией
результатов, соответствующих поставленным
перед ней целям, с другой - насколько
ее внутреннее построение и процессы
функционирования адекватны объективным
требованиям к их содержанию, организации
и свойствам. Конечным критерием
эффективности при сравнении
различных вариантов
Рисунок 2 - Переход от целей организации к ее структуре
Целесообразнее использовать
набор нормативных
Содержание процесса формирования организационной структуры в значительной мере универсально. Оно включает в себя формулировку целей и задач, определение состава и места подразделений, их ресурсное обеспечение (включая численность работающих), разработку регламентирующих процедур, документов, положений, закрепляющих и регулирующих формы, методы, процессы, которые осуществляются в организационной системе управления. Этот процесс можно организовать по трем крупным стадиям:
формирование общей
разработка состава основных подразделений и связей между ними;
регламентация организационной структуры.
Проектирование
1) аналогий;
2) экспертно-аналитического;
3) структуризации целей
4) организационного
Структура управления производственно-хозяйственной
организацией как объект проектирования
- сложная система. Она сочетает в
себе как технологические, экономические,
информационные, административно-
Специфика проблемы проектирования
организационной структуры
Процесс организационного проектирования
состоит в последовательности приближения
к модели рациональной структуры
управления, в котором методы проектирования
играют вспомогательную роль при
рассмотрении, оценке и принятии к
практической реализации наиболее эффективных
вариантов организационных
а) аналогий;
б) экспертно-аналитического;
в) структуризации целей;
г) организационного моделирования.
Метод аналогий состоит в применении организационных форм и механизмов управления, которые оправдали себя в организациях со сходными организационными характеристиками (целями, типом технологии, спецификой организационного окружения, размером и т п.), по отношению к проектируемой организации. К методу аналогий относится выработка типовых структур управления производственно-хозяйственных организаций и определение границ и условий их применения.
Использование метода аналогий
основано на двух взаимодополняющих
подходах. Первый из них заключается
в выявлении для каждого типа
производственно-хозяйственных
Второй подход представляет,
по сути, типизацию наиболее общих
принципиальных решений о характере
и взаимоотношениях звеньев аппарата
управления и отдельных должностей
в четко определенных условиях работы
организаций данного типа в конкретных
отраслях, а также разработку отдельных
нормативных характеристик
Экспертно-аналитический метод состоит в обследовании и аналитическом изучении организации, проводимыми квалифицированными специалистами с привлечением ее руководителей и других работников, с тем чтобы выявить специфические особенности, проблемы, "узкие места" в работе аппарата управления; а также выработать рациональные рекомендации по его формированию или перестройке. Данный метод, являющийся наиболее гибким и всеохватывающим, применяется в тесном сочетании с другими (в особенности методами аналогий и структуризации целей) и имеет многообразные формы реализации. К нему относится и проведение экспертных опросов руководителей и членов организации для выявления и анализа отдельных характеристик построения и функционирования аппарата управления, обработка полученных экспертных оценок статистико-математическими методами (ранговой корреляции, факторного анализа обработки списков и т.п.).
К экспертным методам следует
отнести также разработку и применение
научных принципов формирования
организационных структур управления.
Под ними понимаются выведенные из
передового опыта управления и научных
обобщений руководящие правила,
выполнение которых направляет деятельность
специалистов при выработке рекомендаций
по рациональному проектированию и
совершенствованию
Особое место среди
экспертных методов занимает разработка
графических и табличных
Информация о работе Теоретические основы формирования функциональной структуры управления