Управление в транснациональных корпорациях (ТНК)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 22:38, курсовая работа

Краткое описание

Международные корпорации последней четверти XX века являются важнейшим элементом развития мировой экономики и международных экономических отношений. Их бурное развитие в последние десятилетия отражает обострение международной конкуренции, углубление международного разделения труда. Международные корпорации предстают как непосредственные участники всего спектра мировых хозяйственных связей, как «локомотивы» мировой экономики.
Международные корпорации, с одной стороны, являются продуктом быстро развивающихся международных экономических отношений, а с другой стороны, сами представляют мощный механизм воздействия на них. Активно воздействуя на международные экономические отношения, международные (транснациональные) корпорации (ТНК) формируют новые отношения, видоизменяют сложившиеся их формы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………...........4
ИСТОРИЯ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ…………......….6
ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТНК……....…7
ПОНЯТИЯ И ПРИЗНАКИ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ………………………………………………….…………….10
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ……………………….………15
РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО УПРАВЛЕНИЮ ТНК НА ПРИМЕРЕ ОАО «ГАЗПРОМ»
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОАО «ГАЗПРОМ»……………....19
ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ…………………………………….22
ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА ТНК..............27
ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ОАО «ЛУКОЙЛ» И BRITISH PETROL……………………………………………32
РЕКОМЕНДАЦИИ И ЦЕЛИ ПО УПРАВЛЕНИЮ ТНК…..…39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..…………………………………………………………...49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..51

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа - Управление в транснациональных корпорациях (ТНК) - копия.docx

— 281.98 Кб (Скачать файл)

На первом этапе транснационализации деятельности крупных промышленных фирм, они инвестировали прежде всего, в сырьевые отрасли иностранных государств, а также создавали в них собственных распределительные и сбытовые подразделения. Последнее вызывалось не только тем, что создание собственных заграничных распределительных и сбытовых подразделение требовало существенно меньше инвестиций, чем создание за границей производственных предприятий, но и возможным негативным влиянием новых производственных мощностей на способность поддерживать эффективный уровень загрузки мощностей на домашних предприятиях фирмы. Такое влияние проявлялось особенно сильно при производстве одинаковой или слабо дифференцированной продукции (например, этот фактор сдерживал рост производственных инвестиций металлургических фирм, в то время, как фирмы пищевой и других отраслей  промышленности, производившие изделия с определенными товарными марками, более охотно инвестировали в создание производственных предприятий за границей).

Второй этап эволюции стратегии транснациональных корпораций связан с усилением роли зарубежных производственных подразделений транснациональных корпораций и интеграции зарубежных производственных и сбытовых операций. При этом производственные зарубежные отделения специализировались в основном на производстве продукции, которая на предыдущих стадиях производственного цикла производилась материнскими фирмами. По мере дифференциации спроса и усиления интеграционных процессов в различных регионах мира производственные филиалы транснациональных корпораций все более переориентируются на производство продукции, отличной от производимой материнской фирмой, а сбытовые подразделения - на обслуживание складывающихся региональных рынков.

Прямые зарубежные инвестиции в  послевоенные годы росли очень быстро и их рост напрямую связан с деятельностью транснациональных корпораций. Крупнейшей инвестирующей страной были США, а направлялись инвестиции преимущественно в развивающиеся страны. Однако с начала 70-х гг. рост прямых зарубежных инвестиций замедлился, изменилась их направленность -  они стали направляться в основном в страны Западной Европы. С начала 80-х гг. прямые инвестиции из Англии, Германии, Канады стали направляться в США. США превращаются в крупнейшую принимающую державу.

Попробуем проиллюстрировать роль инвестиций японских фирм в модернизации американской автомобильной промышленности и сопряженных с ней отраслей уже в современных условиях.

Суммарные прямые инвестиции японских фирм в их американские филиалы автомобильной  промышленности составили в конце 80-х годов 26,6 млрд. долларов. В 1990 г.  филиалы японских фирм в автомобильной  промышленности США произвели 1,49 млн. автомобилей, что вместе с импортированными японскими автомобилями составило  почти одну треть легковых автомобилей, реализованных на американском рынке. Помимо сборочных предприятий и  заводов по производству частей филиалы  японских фирм в автомобильной промышленности США создали более 20 научно-исследовательских, инженерных и конструкторских подразделений. Средние трудозатраты на сборку одного автомобиля на предприятиях японских филиалов составили 21,2 часа по сравнению  с 25,1 часа на предприятиях американских фирм. Количество дефектов составляло соответственно 65 и 82 на сто автомобилей. Эти факты вынудили американские автомобильные фирмы прилагать  серьезные усилия по модернизации своих  мощностей и освоении новых методов внутрифирменного управления. Около 70% американских фирм, поставляющих свою продукцию на предприятия японских фирм, ввели принципы поставок “точно в срок” и элементы японской системы организации труда персонала.

На современном этапе стратегия транснациональных корпораций характеризуется стремлением к образованию сетей внутрифирменных связей регионального, а нередко и глобального масштаба, в рамках которых интегрируются научные исследования и разработки, материальное обеспечение, производство, распределение и сбыт. Проявляется, в частности, тенденция к распространению инновационной активности транснациональных корпораций, которая ранее базировалась в материнских фирмах, в принимающие страны.

Происходит это путем создания в других странах научно-исследовательских  центров и технологических парков, а также поглощение местных фирм с высоким инновационным потенциалом. По данным международной статистики удельный вес инноваций, приходящихся на зарубежные филиалы транснациональных корпораций постоянно растет.

В результате транснациональные корпорации, развитие которых  стимулировалось  процессами региональной экономической  интеграции, становятся все более  важным фактором ее дальнейшего углубления.

В 80-е годы темпы роста прямых зарубежных инвестиций в четыре раза превосходили темпы роста мирового продукта и в три раза - мировой  торговли.

Приоритетность сфер приложения капитала меняется под воздействием научно-технического прогресса. В последние десятилетия  усилилась активность транснациональных  корпораций в сфере услуг, на их долю в конце 80-х годов приходилось  свыше 40% прямых капиталовложений. Сфера  обрабатывающей промышленности отошла на второй план. Основная часть промышленных активов сосредоточена в четырех  отраслях: нефтяной, автомобильной, химической и фармацевтической. Деловая активность корпораций в первичном секторе (т.е. в добывающей промышленности) резко  сократилась.

Наиболее интернационализированной компанией среди крупнейших транснациональных  корпораций является швейцарская “Nestle”. Объем ее зарубежных продаж составляет 98% их общего размера, у “Philips” этот показатель составляет 88%, у “British petroleum” - 75%. Продажи филиалов и дочерних компаний превышают объем мирового экспорта. В результате их  международных операций треть мировой торговли осуществляется в рамках транснациональных комплексов.

Экспорт капитала осуществляется не только ведущими в промышленном отношении  странами. Он вывозится также из продвинувшихся в промышленном отношении  стран Азии и Латинской Америки (Тайвань, Южная Корея, Сингапур, Бразилия). Крупнейшие компании этих стран экспортируют капитал с целью расширения сфер своей деятельности, использования  трудовых ресурсов или научно-технических  достижений принимающих стран для  извлечения более высоких прибылей.

 

    1. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТНК

К числу конкретных причин возникновения  ТНК следует отнести их экономическую  эффективность, обусловленную большими масштабами производства во многих отраслях. Необходимость выстоять в конкурентной борьбе способствует концентрации производства и капитала в международном масштабе. В результате становится оправданной  деятельность в глобальных масштабах. И соответственно появляется возможность  снизить издержки производства и  получить сверхприбыль.

Немаловажную роль в становлении  национальных международных корпораций играет государство. Оно поощряет их деятельность на мировой арене и  обеспечивает им рынки сбыта путем  заключения различных политических, экономических и торговых союзов и международных договоров. В  качестве примера можно привести практику поддержки крупного отечественного бизнеса в Японии («сюданы» и «кэйрэцу») или в Республике Корея (известной сегодня такими международными корпорациями, как «Samsung», «Daewoo», «LG electronics»).

Причины возникновения транснациональных  корпораций весьма разнообразны, но все  они в той или иной степени  связаны с несовершенством рынка, существованием ограничений на пути развития международной торговли, сильной  монопольной властью производителей, валютным контролем, транспортными  издержками, различиями в налоговом  законодательстве.

Транснациональные корпорации имеют  ряд неоспоримых преимуществ. Зарубежные филиалы играют исключительно важную роль в обеспечении доступа к  иностранным рынкам, снижении издержек производства, повышении прибыли. Все  это обеспечивает финансовую устойчивость транснациональных корпораций и  помогает им переживать периоды кризисов.

Данные преимущества очевидны для  всех, поэтому их можно рассматривать  как причины, в результате которых  транснациональные корпорации так  активно развиваются:

- возможности повышения эффективности и усиления конкурентоспособности, которые являются общими для всех крупных промышленных фирм, интегрирующих в свою структуру снабженческие, производственные, научно-исследовательские, распределительные и сбытовые предприятия.

- несовершенство рыночного механизма  в реализации собственности на  технологии, производственный опыт  и другие так называемые «неосязаемые  активы», в первую очередь управленческий и маркетинговый опыт, которые вынуждают фирму стремиться сохранять контроль над использованием своих неосязаемых активов. В рамках транснациональных корпораций такие активы становятся мобильными, способными к переносу в другие страны и внешние эффекты использования этих активов не выходят за пределы транснациональных корпораций.

- дополнительные возможности повышения эффективности и усиления своей конкурентоспособности путем доступа к ресурсам иностранных государств (использование более дешевой или более квалифицированной рабочей силы, сырьевых ресурсов, научно-исследовательского потенциала, производственных возможностей и финансовых ресурсов принимающей страны);

- близость к потребителям продукции  иностранного филиала фирмы и  возможность получения информации  о перспективах рынков и конкурентном  потенциале фирм  принимающей  страны.

- Филиалы транснациональных корпораций получают важные преимущества перед фирмами принимающей страны в результате использования научно-технического и управленческого потенциала материнской фирмы и ее филиалов.

- возможность использовать в  своих интересах особенности  государственной, в частности,  налоговой политики в различных  странах, разницу в курсах валют  и т.д.;

- способность продлевать жизненный  цикл своих технологий и продукции, сбрасывая их по мере устаревания в зарубежные филиалы и сосредоточивая усилия и ресурсы подразделений в материнской стране на разработке новых технологий и изделий;

- посредством прямых инвестиций  фирма получает возможность преодолеть  разного рода барьеры на пути  внедрения на рынок той или  иной страны путем экспорта. Стимул для прямых зарубежных инвестиций часто создают национальные тарифные барьеры. Так, в 60-х годах, крупный поток инвестиций из США в Европу был порожден тарифами, установленными Европейским экономическим сообществом. Вместо экспорта готовой продукции, транснациональные корпорации создали производство в странах ЕЭС, таким образом, обойдя их тарифы.

Эффективность внешнеэкономической  экспансии как средства смягчения  конъюнктурных колебаний оценивается  весьма высоко и считается большей, чем та, которую обеспечивают чисто  национальные приемы снижения экономического риска. На основании многочисленных исследований, ученые-экономисты пришли к выводу, что наличие филиалов во многих странах более надежно  гарантирует стабильность получения  прибылей, чем такие важные факторы, как крупный абсолютный размер компании,  степень диверсифицированности ее производственной программы внутри страны. Свободно маневрировать размерами производства корпорация может лишь тогда, когда она способна получать прибыль даже при небольшом размере производства. Обширная сеть производственных филиалов, расположенных в различных странах, позволяет транснациональным корпорациям увеличивать производство там, где его можно осуществлять с максимальной выгодой, и ограничивать там, где оно убыточно. Фирмы, входящие в международный концерн и попавшие в тяжелое положение, способны резко сокращать убыточное производство. Более решительные в сравнении с национальными фирмами действия транснациональных корпораций объясняются тем, что добиться покрытия постоянных издержек они, в отличие от своих чисто внутренних конкурентов, могут не только путем сохранения убыточного  производства, но и за счет доходов, получаемых в других странах.

 

  1. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО УПРАВЛЕНИЮ ТНК НА ПРИМЕРЕ ОАО «ГАЗПРОМ»

2.1 СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОАО «ГАЗПРОМ»

Система управления компании «Газпром» строится в соответствии с действующим российским законодательством, Уставом и внутренними документами Компании, а также положениями Кодекса корпоративного поведения, рекомендованного к применению Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг.

Рисунок 2.1 - Система управления компании «Газпром»

 

Высшим органом управления ОАО «Газпром» является Общее собрание акционеров, в функции которого входит формирование Совета директоров, избрание Ревизионной комиссии, утверждение аудитора, утверждение годового отчета и годовой бухгалтерской отчетности, распределение прибыли, в том числе выплата (объявление) дивидендов. В настоящее время аудитором Компании является PricewaterhouseCoopers.

В дополнение к внешнему аудиту, контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Компании на предмет соответствия действующему законодательству, Уставу и внутренним документам Компании осуществляет Ревизионная комиссия.

Совет директоров курирует общее руководство  деятельностью Компании. Основными  задачами Совета директоров являются: определение приоритетных направлений  деятельности и стратегии развития Компании, направленной на повышение  ее капитализации и инвестиционной привлекательности, утверждение перспективных  планов и основных программ деятельности Компании, определение принципов  распоряжения активами и обеспечение  эффективной системы контроля за результатами финансово-хозяйственной деятельности.

В целях предварительного рассмотрения и углубленной проработки наиболее важных вопросов, при Совете директоров сформированы два комитета.

Комитет по аудиту содействует Совету директоров:

- в осуществлении контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Компании.

- процессу подготовки и предоставления финансовой и иной отчетности, ее полнотой и достоверностью.

- созданием и эффективным функционированием систем внутреннего контроля (СВК) и управления рисками.

- обеспечением конструктивной коммуникации с внешним аудитором, органами контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Компании, подразделениями внутреннего аудита Компании, соблюдением Компанией норм действующего законодательства и утвержденных внутренних документов.

Комитет по кадрам содействует в  рассмотрении вопросов корпоративного управления, кадровой политики и социальной сферы.

Информация о работе Управление в транснациональных корпорациях (ТНК)