Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 21:09, дипломная работа
Цель выпускной квалификационной работы – анализ управления персоналом в ООО «Метро Кэш энд Керри» и разработка мероприятий по повышению эффективности управления трудовыми ресурсами этой торговой компании.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить сущность, функции, структуру и элементы системы управления персоналом;
- описать современные технологии управления персоналом и особенности их применения;
- определить критерии и показатели оценки эффективности системы управления персоналом торговой организации;
- выполнить анализ организационно-правовой формы деятельности ООО «Метро Кэш энд Керри»;
Введение……………………………………………………………………….3
1 Общая характеристика системы управления персоналом предприятия………………………………………………………….……………….5
1.1 Основные понятия, роль и задачи управления персоналом……………………………………………………………………...…….5
1.2 Основные элементы системы управлени и этапы работы с персоналом………………………………………………….………….……............14
1.3 Особенности современного этапа в управлении персоналом………………………………………………………………...…….......24
1.4 Оценка эффективности системы управления персоналом…..............................................................................................................32
2 Анализ состояния системы управления персоналом предприятия ООО «Метро Кэш энд Керри» ……………………………...……………………….……35
2.1 Анализ организационно-правовой формы предприятия и структуры управления предприятий……………………………………………...……………35
2.2 Характеристика деятельности и анализ основных экономических показателей предприятия………………………………………………………….38
2.3 Анализ и оценка системы управления персоналом в предприятия …46
2.4 Предложения по совершенствованию системы управленияпредприятия………..…………………………………………………..58
Заключение…………………………………………………………………...61
Глоссарий…………………………………………………………………….64
Список использованных источников…………………….………………………………………….…………66
В день прекращения трудового договора специалист отдела по работе с персоналом выдает работнику трудовую книжку и производит с ним расчет. Затем производится запись в трудовую книжку о причине прекращения трудового договора в точном соответствии с формулировками ТК со ссылкой на соответствующие статью, часть статьи, пункт статьи. Прием и увольнение сотрудников ООО «Метро Кэш энд Керри» производится согласно Положению о едином порядке оформлении приема и увольнения сотрудников.
Динамика и структура
Проанализировав таблицу можно увидеть, что наибольший удельный вес в общей численности персонала занимают операторы торгового зала (31,05% в 2011 году и 30,43% в 2012 году). Это объясняется тем, что ООО "Метро Кэш энд Керри" работает без выходных 24 часа в сутки (утренняя, вечерняя, ночная смены) в каждую смены должно быть 2 оператора торгового зала от каждого отдела. Так же именно они консультируют клиентов по товарам, оформляют и подготавливают заказы, а также следят за внешним состоянием товаров, сроками годности товаров, ценниками.
Также достаточно большой удельный
вес в общей численности
Кассиры (удельный вес 2011 год- 15,79%, в 2012 году – 14,49 %). Такое большое количество кассиров объясняется тем, что для обеспечения бесперебойного процесса продажи, а так же чтобы не было больших очередей в кассы, кассиры постоянно должны находиться в кассовой зоне 24 часа в сутки 7 дней в неделю.
Достаточно большой удельный вес в общей численности персонала имеет отдел по работе с клиентами (2011 год – 1,23% , 2012 год – 2,77 %), в 2011 году в отделе стало больше специалистов, что объясняется более активным подбором клиентов ООО «Метро Кэш энд Керри» ТЦ № 11.
Наименьший удельный вес имеют руководители отделов (управляющий торговым залом - удельный вес 2011 год- 0,70% в 2012 году – 0,72 %). Это говорит о том, что подобрано оптимальное количество управляющих, которое наиболее эффективно выполняет, возложенные на них функции.
Проанализируем также
Таблица 2.2 - Характеристика персонала ООО «Метро Кэш энд Керри» ТЦ № 11 по гендерному и возрастному признакам
Структурное подразделение |
Всего |
Гендерный признак |
Возрастной признак | ||||||
Муж-чины |
Женщины |
18- 25 лет |
26- 39 лет |
от 40 лет и выше | |||||
чел. |
уд. вес (по отделу) |
чел. |
уд. вес (по отделу) |
чел |
уд. вес (по отделу) |
чел |
уд. вес (по отделу) | ||
% |
% |
% |
% | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Администрация |
15 |
2 |
87 |
2 |
13 |
6 |
40 |
7 |
47 |
Отдел по работе с персоналом |
4 |
0 |
100 |
3 |
75 |
1 |
25 |
0 |
0 |
Отдел "Служба безопасности" |
1 |
0 |
100 |
0 |
0 |
1 |
100 |
0 |
0 |
Отдел по работе с клиентами |
12 |
5 |
58 |
4 |
33 |
6 |
50 |
2 |
17 |
Отдел системной поддержки |
4 |
4 |
0 |
2 |
50 |
2 |
50 |
0 |
0 |
Инженерно-техническая служба |
4 |
3 |
25 |
0 |
0 |
1 |
25 |
3 |
75 |
Отдел "Декорация" |
3 |
1 |
67 |
3 |
100 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Отдел приёмки товара |
30 |
30 |
0 |
7 |
23 |
19 |
63 |
4 |
13 |
Отдел "Кассовый контроль" |
112 |
0 |
100 |
30 |
27 |
60 |
54 |
22 |
20 |
Отдел доставки товара |
19 |
17 |
11 |
2 |
11 |
15 |
79 |
2 |
11 |
Торговый зал |
348 |
98 |
72 |
98 |
28 |
170 |
49 |
80 |
23 |
Итого по общей численности: |
552 |
160 |
71 |
151 |
27 |
281 |
51 |
120 |
22 |
Из данных таблицы 2.2 видно, что количество персонала женского пола превышает количество персонала мужского пола. В отделах по работе с персоналом и «Кассовый контроль» число сотрудников женского пола составляют 100%. Наибольший удельный вес сотрудников–мужчин по отделам имеют отделы системной поддержки, приёмки товара.
Большинству сотрудников ООО «Метро Кэш энд Керри» ТЦ № 11 от 26 до 39 лет. Молодые сотрудники (18 – 25 лет) и сотрудники от 40 лет и выше составляют примерно одинаковый удельный вес в общей численности персонала (27%; 22%). Средний возраст сотрудников составляет 30 лет, что можно расценивать как идеальное сочетание жизненного, практического опыта с образованностью, молодостью и инициативностью.
Наглядно процентное соотношение персонала по половому признаку представлено на рисунке Д.1, по возрастному признаку - на рисунке Д.2 (см. приложение Д).
Структура персонала по уровню образования по каждому отделу приведена в таблице 2.3.
Таблица 2.3 - Уровень образования сотрудников ООО «Метро Кэш энд Керри», ТЦ 11 за 2012г.
Структурное подразделение |
Всего |
Образование | |||||
Среднее |
Среднее специальное |
Высшее | |||||
чел. |
уд. вес (по отделу) |
чел. |
уд. вес (по отделу) |
чел. |
уд. вес (по отделу) | ||
% |
% |
% | |||||
Администрация |
15 |
0 |
0 |
2 |
13 |
13 |
87 |
Отдел по работе с персоналом |
4 |
0 |
0 |
1 |
25 |
3 |
75 |
Отдел "Служба безопасности" |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
100 |
Отдел по работе с клиентами |
12 |
0 |
0 |
4 |
33 |
8 |
67 |
Отдел системной поддержки |
4 |
0 |
0 |
2 |
50 |
2 |
50 |
Инженерно-техническая служба |
4 |
0 |
0 |
1 |
25 |
3 |
75 |
Отдел "Декорация" |
3 |
1 |
33 |
1 |
33 |
1 |
33 |
Отдел приёмки товара |
30 |
13 |
43 |
14 |
47 |
3 |
10 |
Отдел "Кассовый контроль" |
112 |
5 |
4 |
89 |
79 |
18 |
16 |
Отдел доставки товара |
19 |
2 |
11 |
15 |
79 |
2 |
11 |
Торговый зал |
348 |
85 |
24 |
207 |
59 |
56 |
16 |
Итого по общей численности: |
552 |
106 |
19 |
336 |
61 |
110 |
20 |
Из данных таблицы 2.3 видно, что большинство сотрудников ООО «Метро Кэш энд Керри» 336 человек (61%) имеют среднее специальное образование. Сотрудники со средним специальным образованием имеют наибольший удельный вес в отделе «Кассовый контроль» и отделе доставки товара (79%). В отделах по работе с персоналом, службы безопасности, администрация наибольшие удельные веса имеют сотрудники с высшим образованием (87%; 100 %; 75%). 19 % сотрудников торгового центра имеют среднее образование.
Наибольший удельный вес сотрудников со средним образованием отмечается в таких отделах как: отдел приемки товара (43%), отдел «Декорация» (33 %), отдел «Торговый зал» (24 %).
Для таких сотрудников необходимо организовать эффективный процесс обучения в компании (тренинги, курсы и т.д.).
Структура персонала по уровню образования наглядно представлена на рисунке Д.3 приложения Д.
Проанализируем движение персонала ООО «Метро Кэш энд Керри», ТЦ 11 за 2011-2012 годы.
Коэффициент приема кадров (Кпк) по формуле (6), указаной в параграфе 1.4.
В 2011 г. Кпк = 160 чел. / 570 чел. = 3,56.
В 2012 г. Кпк = 182 чел. / 552 чел. = 3,03
Коэффициент приема кадров уменьшился на 0,53. Что говорит о достаточной укомплектованности.
Текучесть кадров в ООО «Метро Кэш энд Керри» можно рассчитать по формуле (5) , указанной в параграфе1.4.
Таким образом, текучесть кадров в компании в 2011 году (Тк2009) и в 2012 году (Тк2010) составляет:
Тк2009 = 126/570 × 100% = 22 %.
Тк2010 = 131/552 × 100% = 23 %.
Естественная текучесть (3-5% в год) способствует своевременному обновлению коллектива и не требует особых мер со стороны руководства и кадровой службы.
Уровень текучести персонала в ТЦ № 11 достаточно высокий (2011 год – 22%, 2012 год – 23 %). Отделу по работе с персоналом необходимо предпринять управленческие решения по удержанию кадров в коллективе (повышение мотивации сотрудников, заинтересованность и участие сотрудника в общих целях организации). Проанализируем текучесть кадров в разрезе структурных подразделений ООО «Метро Кэш энд Керри» ТЦ № 11 за 2011 и 2012 годы (см. таблица 2.4).
Таблица 2.4 - Текучесть кадров ООО «Метро Кэш энд Керри» ТЦ № 11 за 2011 и 2012 гг.
Структурное подразделение |
2011 год |
2012 год |
Отклонение | |||
Кол-во, чел. |
Уд. вес, % |
Кол-во, чел. |
Уд. вес, % |
Абсолют., чел. |
Относит., % | |
Среднесписочная численность сотрудников |
570 |
- |
552 |
- |
-18 |
- |
Принято сотрудников |
160 |
- |
182 |
- |
22 |
- |
Уволено сотрудников всего, в том числе по отделам: |
126 |
100 |
131 |
100 |
5 |
- |
Администрация |
2 |
1,59 |
3 |
2,29 |
1 |
0,70 |
Отдел по работе с персоналом |
3 |
2,38 |
2 |
1,53 |
-1 |
-0,85 |
Отдел "Служба безопасности" |
1 |
0,79 |
1 |
0,76 |
0 |
-0,03 |
Отдел по работе с клиентами |
4 |
3,17 |
3 |
2,29 |
-1 |
-0,88 |
Отдел системной поддержки |
3 |
2,38 |
2 |
1,53 |
-1 |
-0,85 |
Инженерно-техническая служба |
1 |
0,79 |
2 |
1,53 |
1 |
0,73 |
Отдел "Декорация" |
1 |
0,79 |
1 |
0,76 |
0 |
-0,03 |
Отдел приёмки товара |
7 |
5,56 |
5 |
3,82 |
-2 |
-1,74 |
Отдел "Кассовый контроль" |
37 |
29,37 |
40 |
30,53 |
3 |
1,17 |
Отдел доставки товара |
9 |
7,14 |
7 |
5,34 |
-2 |
-1,80 |
Торговый зал |
58 |
46,03 |
65 |
49,62 |
7 |
3,59 |
Анализируя данные таблицы 2.4 можно увидеть, что в 2012г. было уволен 131 чел., что превышает количество уволенных в 2011 г. на 5 чел. Наибольший удельный вес в общей численности уволенных занимают сотрудники отделов: «Торговый зал» (49,62 % - 2010 г.; 46,03 % - 2009 г.) и «Кассовый контроль» (30,53% в 2012 г.; 29,37% в 2011 г). Необходимо проводить стимулирующие мероприятия по удержанию сотрудников в этих отделах, чтобы текучесть кадров была сведена к минимуму.
Рассмотрим причины текучести кадров в отделах с наиболее высоким уровнем отклонения численности сотрудников в 2012 г. – отдел «Торговый зал» и отдел «Кассовый контроль» (см. таблица 2.5).
Таблица 2.5 - Причины увольнений сотрудников ООО «Метро Кэш энд Керри» ТЦ № 11 по отделам «Кассовый контроль» и «Торговый зал» за 2012 год
Причины увольнений |
Сотрудники отдела "Кассовый контроль" |
Сотрудники отдела "Торговый зал" | ||
Кол-во, чел. |
Уд. вес, % |
Кол-во, чел. |
Уд. вес, % | |
Нарушение правил Внутреннего трудового распорядка |
9 |
23 |
20 |
28 |
Неудовлетворение заработной платой |
6 |
15 |
9 |
14 |
Не устраивает график работы |
8 |
20 |
10 |
15 |
Не справляются с должностными инструкциями |
4 |
10 |
10 |
15 |
Административные нарушения |
10 |
25 |
3 |
5 |
Плановое сокращение штата |
3 |
8 |
3 |
5 |
Итого: |
40 |
100 |
65 |
100 |
Анализируя данные таблицы 2.5, можно сделать вывод, что основная причина увольнения сотрудников кассового контроля – это административные нарушения (удельный вес - 25%). Такая статистика является действительной проблемой, с которой нужно бороться. Для этого отделу по службе безопасности при отборе персонала необходима более тщательная проверка кандидатов в отдел «Кассовый контроль» (анализ причин увольнений с прошлых мест работ и т. д.).
Основной причиной увольнения сотрудников «Торговый зал» является нарушение правил внутреннего распорядка (22%), т.е. сотрудники недостаточно осведомлены о технике безопасности труда на предприятии. Для предотвращения нарушений необходимо ввести в систему проведение более эффективных инструктажей и тренингов по технике безопасности в ООО «Метро Кэш энд Керри».
Рассмотрим динамику производительности труда персонала (см. таблица 2.6).
Таблица 2.6 - Динамика производительности труда персонала ООО «Метро Кэш энд Керри» ТЦ № 11 за 2011-2012 гг.
Показатели |
2011 год |
2012 год |
Отклонение |
Темп роста, % |
Абсолютное | ||||
Численность персонала магазина, чел. |
570 |
552 |
-18 |
96,84 |
Оборот, тыс. руб. |
6 431 400,00 |
6 241 950, 00 |
-189450,00 |
97,05 |
Производительность труда на одного сотрудника, тыс. руб./чел. |
11 284,00 |
11 307,88 |
23,88 |
100,21 |
Уд. вес производительности в общем объеме оборота, % |
0,17 |
0,18 |
0,01 |
105,20 |
Анализируя данные таблицы 2.6 можно сделать вывод, что производительность труда персонала ТЦ № 11 в 2012 г. стала немного выше, чем в 2011 г. Наряду с уменьшением оборота, также можно отметить уменьшение численности персонала.
Для положительной динамики показателя производительности в последующих годах руководству необходимо применить управленческие решения. Например, заинтересованность каждого работника в общем обороте ТЦ № 11 путем повышения мотивации.
В ООО «Метро Кэш энд Керри»» для профессиональной и психологической адаптации новых сотрудников существует система мероприятий, помогающих новичкам овладеть новыми трудовыми функциями, знаниями и навыками, приспособится к условиям труда и социальной среде. Адаптацией в компании занимается руководитель отдела по работе с персоналом и руководитель нового сотрудника.
Для повышения квалификации персонала компания устраивает тренинги, семинары и мастер-классы.
1) Тренинг «Induction» («Вводный тренинг»).
Первый тренинг, проводящийся для всех сотрудников компании в первые две недели их работы в компании. На тренинге новым сотрудникам рассказывают о миссии и концепции оптовой торговли, клиентах и ассортименте, структуре и принципах компании. Об основах презентации, качестве товара. Рассказывают о ценности каждого сотрудника компании и о возможностях карьерного роста.
Информация о работе Управление персоналом предприятия ООО «Метро Кэш энд Керри»