Управление персоналом предприятия ООО «Метро Кэш энд Керри»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 21:09, дипломная работа

Краткое описание

Цель выпускной квалификационной работы – анализ управления персоналом в ООО «Метро Кэш энд Керри» и разработка мероприятий по повышению эффективности управления трудовыми ресурсами этой торговой компании.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить сущность, функции, структуру и элементы системы управления персоналом;
- описать современные технологии управления персоналом и особенности их применения;
- определить критерии и показатели оценки эффективности системы управления персоналом торговой организации;
- выполнить анализ организационно-правовой формы деятельности ООО «Метро Кэш энд Керри»;

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

1 Общая характеристика системы управления персоналом предприятия………………………………………………………….……………….5
1.1 Основные понятия, роль и задачи управления персоналом……………………………………………………………………...…….5
1.2 Основные элементы системы управлени и этапы работы с персоналом………………………………………………….………….……............14
1.3 Особенности современного этапа в управлении персоналом………………………………………………………………...…….......24
1.4 Оценка эффективности системы управления персоналом…..............................................................................................................32
2 Анализ состояния системы управления персоналом предприятия ООО «Метро Кэш энд Керри» ……………………………...……………………….……35
2.1 Анализ организационно-правовой формы предприятия и структуры управления предприятий……………………………………………...……………35
2.2 Характеристика деятельности и анализ основных экономических показателей предприятия………………………………………………………….38
2.3 Анализ и оценка системы управления персоналом в предприятия …46
2.4 Предложения по совершенствованию системы управленияпредприятия………..…………………………………………………..58
Заключение…………………………………………………………………...61
Глоссарий…………………………………………………………………….64
Список использованных источников…………………….………………………………………….…………66

Вложенные файлы: 1 файл

Окончат. ред. ВКР 17.06.13 Мишин А.А. (2).doc

— 880.50 Кб (Скачать файл)

В день прекращения трудового договора специалист отдела по работе с персоналом выдает  работнику трудовую книжку и производит с ним расчет. Затем  производится запись в трудовую книжку о причине прекращения трудового договора в точном соответствии с формулировками ТК со ссылкой на соответствующие статью, часть статьи, пункт статьи. Прием и увольнение сотрудников ООО «Метро Кэш энд Керри» производится согласно Положению о едином порядке оформлении приема и увольнения сотрудников.

Динамика и структура численности  персонала ООО «Метро Кэш энд Керри» за 2011 и 2012 год указана в таблице Г.1. Приложения Г

Проанализировав таблицу можно  увидеть, что наибольший удельный вес  в общей численности персонала  занимают операторы  торгового зала (31,05% в 2011 году и 30,43%  в 2012 году). Это объясняется тем, что ООО "Метро Кэш энд Керри" работает без выходных 24 часа в сутки (утренняя, вечерняя, ночная смены) в каждую смены должно быть 2 оператора торгового зала от каждого отдела. Так же  именно они консультируют клиентов по  товарам, оформляют и подготавливают заказы, а также следят за внешним состоянием товаров, сроками годности товаров, ценниками.

Также достаточно большой удельный вес в общей численности персонала ТЦ № 11 имеют  операторы ПК (операторы ПК  в 2011 году – 5,97%, а в 2012 году - 5,24%), потому что именно они заносят данные о товаре в компьютер, ведут оперативный учет товаров в отделе и т.д.

Кассиры  (удельный вес 2011 год- 15,79%, в 2012 году – 14,49 %). Такое большое количество кассиров объясняется тем, что для обеспечения бесперебойного процесса продажи, а так же чтобы не было  больших очередей в кассы, кассиры постоянно должны находиться в кассовой зоне 24 часа в сутки 7 дней в неделю.

Достаточно большой удельный вес в общей численности персонала имеет отдел по работе с клиентами (2011 год – 1,23% , 2012 год – 2,77 %), в 2011 году в отделе стало больше специалистов, что объясняется более активным подбором клиентов ООО «Метро Кэш энд Керри» ТЦ № 11.

Наименьший  удельный вес имеют руководители отделов (управляющий торговым залом -  удельный вес 2011 год- 0,70% в 2012 году – 0,72 %). Это говорит о том, что подобрано оптимальное количество управляющих, которое наиболее эффективно выполняет, возложенные на них функции.

Проанализируем также численность  персонала ООО «Метро Кэш энд Керри» ТЦ № 11 по гендерному и возрастному признакам (см. таблица 2.2).

 

Таблица 2.2 - Характеристика персонала ООО «Метро Кэш энд Керри» ТЦ № 11 по гендерному и возрастному признакам

 

 

Структурное подразделение

Всего

Гендерный признак

Возрастной признак

Муж-чины

Женщины

18- 25 лет

26- 39 лет

от 40 лет и выше

чел.

уд. вес (по отделу)

чел.

уд. вес (по отделу)

чел

уд. вес (по отделу)

чел

уд. вес (по отделу)

%

%

%

%

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Администрация

15

2

87

2

13

6

40

7

47

Отдел по работе с персоналом

4

0

100

3

75

1

25

0

0

Отдел "Служба безопасности"

1

0

100

0

0

1

100

0

0

Отдел по работе с клиентами

12

5

58

4

33

6

50

2

17

Отдел системной поддержки

4

4

0

2

50

2

50

0

0

Инженерно-техническая служба

4

3

25

0

0

1

25

3

75

Отдел "Декорация"

3

1

67

3

100

0

0

0

0

Отдел приёмки товара

30

30

0

7

23

19

63

4

13

Отдел "Кассовый контроль"

112

0

100

30

27

60

54

22

20

Отдел доставки товара

19

17

11

2

11

15

79

2

11

Торговый зал

348

98

72

98

28

170

49

80

23

Итого по общей численности:

552

160

71

151

27

281

51

120

22


 

Из данных таблицы 2.2 видно, что количество персонала женского пола превышает количество персонала мужского пола. В отделах по работе с персоналом и «Кассовый контроль» число сотрудников женского пола составляют 100%. Наибольший удельный вес сотрудников–мужчин по отделам имеют отделы системной поддержки, приёмки товара.

Большинству сотрудников ООО «Метро Кэш энд Керри» ТЦ № 11 от 26 до 39 лет. Молодые сотрудники (18 – 25 лет) и сотрудники от 40 лет и выше составляют примерно одинаковый удельный вес в общей численности персонала (27%; 22%).  Средний возраст сотрудников составляет 30 лет, что можно расценивать как идеальное сочетание жизненного, практического опыта с образованностью, молодостью и инициативностью.

Наглядно процентное соотношение  персонала по половому признаку представлено на рисунке Д.1, по возрастному признаку - на рисунке Д.2 (см. приложение Д).       

Структура персонала по уровню образования по каждому отделу приведена в таблице 2.3.

 

Таблица 2.3 - Уровень образования сотрудников ООО «Метро Кэш энд Керри», ТЦ 11 за 2012г.

 

Структурное подразделение

Всего

Образование

Среднее

Среднее специальное

Высшее

чел.

уд. вес (по отделу)

чел.

уд. вес (по отделу)

чел.

уд. вес (по отделу)

%

%

%

Администрация

15

0

0

2

13

13

87

Отдел по работе с персоналом

4

0

0

1

25

3

75

Отдел "Служба безопасности"

1

0

0

0

0

1

100

Отдел по работе с клиентами

12

0

0

4

33

8

67

Отдел системной поддержки

4

0

0

2

50

2

50

Инженерно-техническая служба

4

0

0

1

25

3

75

Отдел "Декорация"

3

1

33

1

33

1

33

Отдел приёмки товара

30

13

43

14

47

3

10

Отдел "Кассовый контроль"

112

5

4

89

79

18

16

Отдел доставки товара

19

2

11

15

79

2

11

Торговый зал

348

85

24

207

59

56

16

Итого по общей численности:

552

106

19

336

61

110

20


 

Из данных таблицы 2.3 видно, что большинство сотрудников ООО «Метро Кэш энд Керри» 336 человек (61%) имеют среднее специальное образование. Сотрудники со средним специальным образованием имеют наибольший удельный вес в отделе «Кассовый контроль» и отделе доставки товара (79%). В отделах по работе с персоналом, службы безопасности, администрация наибольшие удельные веса имеют сотрудники с высшим образованием (87%; 100 %; 75%). 19 % сотрудников торгового центра имеют среднее образование.

Наибольший удельный вес сотрудников  со средним образованием отмечается в таких отделах как: отдел  приемки товара (43%), отдел «Декорация» (33 %), отдел «Торговый зал» (24 %).

Для таких сотрудников необходимо организовать эффективный процесс обучения в компании (тренинги, курсы и т.д.).

Структура персонала по уровню образования наглядно представлена на рисунке Д.3 приложения Д.

Проанализируем движение персонала  ООО «Метро Кэш энд Керри», ТЦ 11 за 2011-2012 годы.

Коэффициент приема кадров (Кпк) по формуле (6), указаной  в параграфе 1.4.

В 2011 г. Кпк = 160 чел. / 570 чел. = 3,56.

В 2012 г. Кпк = 182 чел. / 552 чел. = 3,03

Коэффициент приема кадров уменьшился  на 0,53. Что говорит о достаточной укомплектованности.

Текучесть кадров в ООО «Метро Кэш энд Керри» можно рассчитать по формуле (5) , указанной в параграфе1.4.

Таким образом, текучесть кадров в компании в 2011 году (Тк2009) и в 2012 году (Тк2010) составляет:

Тк2009 = 126/570 × 100% = 22 %.

Тк2010 = 131/552 × 100% = 23 %.

Естественная текучесть (3-5% в год) способствует своевременному обновлению коллектива и не требует особых мер со стороны руководства и кадровой службы.

Уровень текучести персонала в ТЦ № 11 достаточно высокий (2011 год – 22%, 2012 год – 23 %). Отделу по работе с персоналом необходимо предпринять управленческие решения по удержанию кадров в коллективе (повышение мотивации сотрудников, заинтересованность и участие сотрудника в общих целях организации). Проанализируем текучесть кадров в разрезе структурных подразделений ООО «Метро Кэш энд Керри» ТЦ № 11 за 2011 и 2012 годы (см. таблица 2.4).

 

Таблица 2.4 - Текучесть кадров ООО «Метро Кэш энд Керри» ТЦ № 11 за 2011 и 2012 гг.

 

Структурное подразделение

2011 год

2012 год

Отклонение

Кол-во,

чел.

Уд. вес, %

Кол-во,

чел.

Уд. вес, %

Абсолют., чел.

Относит.,

%

Среднесписочная численность сотрудников

570

-

552

-

-18

-

Принято сотрудников

160

-

182

-

22

-

Уволено сотрудников всего, в том  числе по отделам:

126

100

131

100

5

-

Администрация

2

1,59

3

2,29

1

0,70

Отдел по работе с персоналом

3

2,38

2

1,53

-1

-0,85

Отдел "Служба безопасности"

1

0,79

1

0,76

0

-0,03

Отдел по работе с клиентами

4

3,17

3

2,29

-1

-0,88

Отдел системной поддержки

3

2,38

2

1,53

-1

-0,85

Инженерно-техническая служба

1

0,79

2

1,53

1

0,73

Отдел "Декорация"

1

0,79

1

0,76

0

-0,03

Отдел приёмки товара

7

5,56

5

3,82

-2

-1,74

Отдел "Кассовый контроль"

37

29,37

40

30,53

3

1,17

Отдел доставки товара

9

7,14

7

5,34

-2

-1,80

Торговый зал

58

46,03

65

49,62

7

3,59


 

Анализируя данные таблицы 2.4 можно увидеть, что в 2012г. было уволен 131 чел., что превышает количество уволенных в 2011 г. на 5 чел. Наибольший удельный вес в общей численности уволенных занимают сотрудники отделов: «Торговый зал» (49,62 % - 2010 г.; 46,03 % - 2009 г.) и «Кассовый контроль» (30,53% в 2012 г.; 29,37% в 2011 г). Необходимо проводить стимулирующие мероприятия по удержанию сотрудников в этих отделах, чтобы текучесть кадров была сведена к минимуму.

Рассмотрим причины текучести  кадров в отделах с наиболее высоким  уровнем отклонения численности сотрудников в 2012 г. – отдел «Торговый зал» и отдел «Кассовый контроль» (см. таблица 2.5).

 

Таблица 2.5 - Причины увольнений сотрудников ООО «Метро Кэш энд Керри» ТЦ № 11 по отделам «Кассовый контроль» и «Торговый зал» за 2012 год

 

Причины увольнений

Сотрудники отдела "Кассовый контроль"

Сотрудники отдела "Торговый зал"

Кол-во, чел.

Уд. вес, %

Кол-во, чел.

Уд. вес, %

Нарушение правил Внутреннего трудового  распорядка

9

23

20

28

Неудовлетворение заработной платой

6

15

9

14

Не устраивает график работы

8

20

10

15

Не справляются с должностными инструкциями

4

10

10

15

Административные нарушения 

10

25

3

5

Плановое сокращение штата

3

8

3

5

Итого:

40

100

65

100


 

Анализируя данные таблицы 2.5, можно  сделать вывод, что основная причина увольнения сотрудников кассового контроля – это административные нарушения (удельный вес - 25%). Такая статистика является действительной проблемой, с которой нужно бороться. Для этого отделу по службе безопасности  при отборе персонала необходима более тщательная проверка кандидатов в отдел «Кассовый контроль» (анализ причин увольнений с прошлых мест работ и т. д.).

Основной причиной увольнения сотрудников «Торговый зал» является нарушение правил внутреннего распорядка (22%), т.е. сотрудники недостаточно осведомлены о технике безопасности труда на предприятии. Для предотвращения нарушений необходимо ввести в систему проведение более эффективных инструктажей и тренингов по технике безопасности в ООО «Метро Кэш энд Керри».

Рассмотрим динамику производительности труда персонала (см. таблица 2.6).

 

Таблица 2.6 - Динамика производительности труда персонала ООО «Метро Кэш энд Керри» ТЦ № 11 за 2011-2012 гг.

 

Показатели

2011 год

2012 год

Отклонение

Темп роста, %

Абсолютное

Численность персонала  магазина, чел.

570

552

-18

96,84

Оборот, тыс. руб.

6 431 400,00

6 241 950, 00

-189450,00

97,05

Производительность труда  на одного сотрудника, тыс. руб./чел.

11 284,00

11 307,88

23,88

100,21

Уд. вес  производительности в общем объеме оборота, %

0,17

0,18

0,01

105,20


 

Анализируя данные таблицы 2.6 можно сделать вывод, что производительность труда персонала ТЦ № 11 в 2012 г. стала немного выше, чем в 2011 г. Наряду с уменьшением оборота, также можно отметить уменьшение численности персонала.

Для положительной динамики показателя производительности в последующих годах руководству необходимо применить управленческие решения. Например, заинтересованность каждого работника в общем обороте ТЦ № 11 путем повышения мотивации.

В ООО «Метро Кэш энд Керри»»  для профессиональной и психологической адаптации новых сотрудников существует система мероприятий, помогающих новичкам овладеть новыми трудовыми функциями,  знаниями и навыками, приспособится к условиям труда и социальной среде. Адаптацией в компании занимается руководитель отдела по работе с персоналом и руководитель нового сотрудника.

Для повышения квалификации персонала  компания устраивает тренинги, семинары и мастер-классы.

1) Тренинг «Induction» («Вводный тренинг»).

Первый тренинг, проводящийся для  всех сотрудников компании в первые две недели их работы в компании. На тренинге новым сотрудникам  рассказывают о миссии и концепции оптовой торговли, клиентах и ассортименте, структуре и принципах компании. Об основах презентации, качестве товара. Рассказывают о ценности каждого сотрудника компании и о возможностях карьерного роста.

Информация о работе Управление персоналом предприятия ООО «Метро Кэш энд Керри»