Управление торговлей предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 15:43, курсовая работа

Краткое описание

Торговля является одной из важнейших отраслей народного хозяйства, поскольку она обеспечивает обращение товаров, их движение из сферы производства в сферу потребления. Ее можно рассматривать как вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей продажей товаров и оказанием услуг покупателям.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3
1. Закономерности управления………………………………..................... 4
2. Принципы функций управления.……………………………………….. 6
3. Функции управления………………………………………………………. 8
4. Принципы методов управления………………………………………….. 10
5.Методы управления……………………………………………………….. 12
6. Организационные основы управления…………………………………… 14
6.1 Выбор организационно-правовой формы…………………………… 15
6.2 Управление технологическими процессами…………………………. 18
6.3 Управление процессом обслуживания покупателей………………… 19
6.4 Управление персоналом………………………………………………. 20
6.4.1 Работа с персоналом……………………………………………. 22
6.4.2 Функции торгового персонала………………………………….. 23
7. Экономические основы управления……………………………………… 24
7.1 Управление товарооборотом…………………………………………. 25
7.2 Управление доходами…………………………………………………... 26
7.3 Управление издержками обращения………………………………….. 29
7.4 Управление прибылью…………………………………………………. 31
8. Автоматизированные системы управления торговлей…………………. 32
8.1 Система «Мой склад»………………………………………………….. 34
8.2 Система «1С: Управление торговлей»………………………………… 36
Заключение…………………………………………………………………… 38
Список литературы…………………………………………………………… 40
Приложение……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая-Управление торговлей предприятия - Березина Ксения.docx

— 521.12 Кб (Скачать файл)

     Сбытовой:

  • Организация системы товародвижения;
  • Организация сервиса;
  • Организация системы формирования спроса и стимулирования сбыта.

     Управленческо-контрольной:

  • Организация стратегического и оперативного планирования;
  • Организация информационного обеспечения;
  • Управление рисками;
  • Организация коммуникаций;
  • Организация и осуществление контроля.

     Аналитическая функция особенно важна для предприятия  и представляет собой фундамент  всей его деятельности. Без глубокого  знания состояния и перспектив развития внешней среды, без анализа внутренней среды предприятия практически  невозможно заниматься коммерческой деятельностью, целенаправленно управлять предприятием, изменять его.

     Сбытовая  функция является основной для торгово-посреднической фирмы. Подфункция представляет собой  наиболее активную часть всего маркетингового инструментария воздействия на рынок.

     Управленческо-контрольная функция помогает фирме выжить на рынке. В процессе осуществления контроля крайне важно правильно выбрать перечень проверяемых параметров и установить задания и критерии их выполнения, воспринимаемые подчиненными.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4  Принципы методов управления

     Управление  торговой деятельностью базируется на общих принципах управления. Рассмотрим основополагающие принципы построения управления торговой деятельностью предприятия.

      
 
Рис. 1 Основные принципы построения управления торговой деятельностью предприятия.

     Рассмотрим  более подробно содержание элементов  данной схемы:

  1. Обеспечение согласованности между подразделениями (службами). Каждому подразделению (службе) торгового предприятия свойственны определенная предназначенность и выполняемые функции, т. е. они обладают в той или иной степени автономностью. Вместе с тем их действия должны быть скоординированы и согласованы во времени, что обусловливает единство системы управления торговым предприятием.
  2. Обеспечение взаимодействия между торговой деятельностью и целями торгового предприятия. Торговая деятельность формируется и изменяется в соответствии с интересами и потребностями предприятия. Следовательно, функции управления торговлей реализуются с учетом целей торгового предприятия.
  3. Обеспечение иерархичности структуры управления. Характерным признаком управления является иерархический ранг. Организация управления торговой деятельностью должна быть ориентирована на вертикальные и горизонтальные связи.
  4. Обеспечение комплексного подхода в управлении. С позиции комплексности принимаются во внимание все факторы, воздействующие на управленческие решения торговой деятельности. Предусматривается также связь коммерческих процессов торгового предприятия с субъектами внешней среды. Обеспечение малозвенности в структуре управления. Под малозвенностью понимается несложная структура управления. Но при этом должны достигаться стабильность и надежность управления коммерческой деятельностью.
  5. Обеспечение адаптивности структуры управления. Внутренняя и внешняя среда подвержена постоянным изменениям. Особенно это проявляется в период зарождения потребительского рынка. Поэтому гибкость и приспособляемость структуры управления коммерческой деятельностью к переменам и условиям окружающей среды имеют существенное значение.
  6. Обеспечение исполнительной информацией. Выработка и принятие управленческих решений основываются на исполнительной информации. Она включает получение исходной информации, обработку, анализ и выдачу результатов управляющего воздействия. Эта задача выполняется с помощью современных технических средств, позволяющих автоматизировать процесс информационного обеспечения.

     Управление  торговой деятельностью нельзя отделить от системы управления торговым предприятием, которое выполняет еще и функции, связанные с технологической, экономической и финансовой деятельностью.  

     5 Методы управления

     Методы  управления – это способы воздействия субъекта управления на управляемый объект для достижения определенных целей. Методы управления многообразны, но их воздействие на персонал предприятия в целом и на каждого отдельного работника опосредовано мотивацией.

     В поведении людей важную роль играют потребности и интересы. Осознанные потребности побуждают к действию. Совокупность потребностей, на достижение которых направлена деятельность людей, определяет мотивационную направленность методов управления: экономических, организационно-распорядительных и социально-психологических.

     Экономические методы управления предполагают материальную мотивацию, т.е. ориентацию на выполнение определенных показателей или заданий, и осуществление после их выполнения экономического вознаграждения за результаты работы. Таким образом, использование экономических методов управления связано с формированием плана работы и контролем за его осуществлением, а также экономическим стимулированием труда, предусматривающей поощрение за определенное количество и качество труда и применение санкций за несоответствующее его количество и недостаточное качество.

     Организационно-распорядительные методы управления базируются на властной мотивации, основанной на подчинении закону, правопорядку, старшему по должности  и т.п. В управлении эта мотивация  играет весьма существенную роль. Она  предполагает не только безусловное  соблюдение законов и нормативных  актов, принятых на государственном  уровне, но и четкое определение  прав и обязанностей руководителей и подчиненных, при котором распоряжение руководителя обязательно для исполнения подчиненными. Несоблюдение этих отношений подчиненным влечет за собой применение санкций. Властная мотивация создает необходимые условия для организации и взаимодействия, а сами организационно-распорядительные методы управления призваны обеспечить эффективную деятельность системы управления любого уровня на основе ее оптимальной организации.

     Однако, как показывает практика, применение только материальных и властных мотиваций  не позволяет в полной мере мобилизовать творческую активность персонала и каждого работника на достижение целей организации. Для достижения максимальной эффективности управления необходимы духовные мотивации, на которые опираются социально-психологические методы управления. С помощью этих методов воздействуют преимущественно на сознание работников, на социальные, этические, религиозные и другие интересы людей и осуществляют моральное стимулирование трудовой деятельности. Моральная мотивация отличается особой сложностью и тонкостью. Ее конечный эффект определить трудно, но ее результаты весьма значительны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     6 Организационные основы управления

     Любая организация представляет собой  технико-экономическую и социальную систему, описать которую можно, если определить характер ее взаимодействия с внешней средой, характер взаимодействия подразделений организации друг с другом, а также взаимодействие индивида с организацией.

     Управление  торговлей осуществляется на основе правовых норм, которые касаются организационных, имущественных, трудовых и иных отношений  в процессе торговли. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     6.1 Выбор организационно-правовой формы

     Основными хозяйствующими субъектами на потребительском  рынке, осуществляющими розничную  продажу товаров, выступают торговые предприятия (юридические лица) и  отдельные предприниматели (физические лица).

     Под торговым предприятием понимается самостоятельный  хозяйствующий субъект с правами юридического лица, осуществляющий закупку и реализацию потребительских товаров, а также другие виды вспомогательной хозяйственной деятельности, не запрещенные законодательством и предусмотренные его уставом.

     По  формам создания и функционирования различают три принципиальных вида торговых предприятий, основанных на личной и коллективной формах собственности: индивидуальные, партнерские и корпоративные.

     1. Индивидуальное торговое предприятие представляет собой хозяйствующий субъект с правами юридического лица, созданный за счет капитала только одного предпринимателя. Такие предприятия в соответствии с действующим законодательством могут быть созданы в следующих организационно-правовых формах:

    • Индивидуальное предприятие, основанное на личной собственности физического лица и исключительно на его труде.
    • Семейное предприятие, основанное на семейной собственности и использовании труда членов одной семьи, проживающих совместно.
    • Частное предприятие, основанное на личной собственности физического лица, но с правом найма рабочей силы.

     В современных условиях индивидуальные торговые предприятия не получили еще  широкого развития в нашей стране, в то время как в зарубежной практике они являются наиболее массовыми.

     2. Партнерское торговое предприятие  представляет собой хозяйствующий субъект с правами юридического лица, созданный для осуществления совместной деятельности двумя и более предпринимателями, объединившими свой капитал. В соответствии с действующим законодательством партнерские торговые предприятия создаются в следующих организационно-правовых формах:

    • Общество с ограниченной ответственностью.
    • Общество с дополнительной ответственностью.
    • Полное хозяйственное общество.
    • Коммандитное общество.

     Партнерские торговые предприятия получили наибольшее распространение в современных  условиях. При этом подавляющая часть  партнерских торговых предприятий  создана в форме обществ с  ограниченной ответственностью.

     3. Корпоративное торговое предприятие  представляет собой хозяйствующий  субъект с правами юридического лица, созданный в форме акционерного общества. Такое общество имеет уставный фонд, поделенный на определенное количество акций одинаковой номинальной стоимости, и несет ответственность по обязательствам только в пределах своего имущества. Высшим органом управления акционерным обществом является общее собрание его акционеров.

     В соответствии с действующим законодательством  корпоративные торговые предприятия  создаются в таких организационно-правовых формах:

    • Открытое акционерное общество.
    • Закрытое акционерное общество.

     Корпоративные торговые предприятия, созданные в  обеих организационно правовых формах, уже получили значительное распространение  в нашей стране.

     Рассмотренные правовые основы создания торговых предприятий  показывают, что их деятельность может  осуществляться в весьма разнообразных  организационно-правовых формах.

     В целом, в этом вопросе наблюдается следующая закономерность: чем выше потенциал руководителя и степень доверия к нему со стороны учредителей, больше численность коллектива собственников, компактнее территория и сосредоточенность объектов предприятия, теснее взаимосвязь между производством, переработкой и хранением, тем целесообразнее создавать организационно-правовую форму с более централизованной формой управления (товарищество на вере, общество с дополнительной ответственностью) и наоборот. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     6.2 Управление технологическими процессами

     Одной из главных инновационных функций  торгового менеджмента является управление технологическими процессами в магазине. Под этими процессами понимается совокупность последовательных взаимосвязанных операций, выполняемых  персоналом магазина, направленных на доведение товаров до покупателей  с минимальными затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Торгово-технологические процессы, осуществляемые в магазинах, условно  подразделяют на основные и вспомогательные.

     К основным торгово-технологическим  процессам относятся продажа  товаров и обслуживание покупателей, включающие организацию покупательских потоков в торговом зале; выкладку товаров на оборудовании, обеспечивающую покупателям оптимальные условия их осмотра и отбора; организацию расчетов за отобранные покупателями товары; оказание покупателям дополнительных торговых услуг и другие подобные им технологические операции.

     К вспомогательным торгово-технологическим  процессам относятся приемка  товаров от поставщиков; доставка их на места хранения; обеспечение необходимых  условий хранения товаров; подготовка товаров к продаже; их транспортирование  в торговый зал; организация хранения и сдачи тары.

     Содержание  основных и вспомогательных торгово-технологических  процессов магазинов различных  типов имеет определенные особенности, вызываемые формой их товарной специализации, используемыми методами продажи  товаров, а также размерами. Эти особенности определяют специфику отдельных технологических операций, осуществляемых в рамках основных и вспомогательных торгово-технологических процессов в магазине. 
 

     6.3 Управление процессом обслуживания покупателей

     В комплексе функций торгового  менеджмента одно из ведущих мест занимает управление процессом обслуживания покупателей в магазине. Реализации этой функции должно уделяться большое  внимание в силу ее высокой значимости в обеспечении развития торгового предприятия и повышении эффективности его деятельности. Чем же определяется эта высокая значимость? Прежде всего, обеспечение высокого уровня торгового обслуживания покупателей в магазинах является одной из действенных форм участия торгового предприятия в конкуренции на потребительском рынке, формирования его конкурентного преимущества. Управление процессом обслуживания покупателей рассматривается как сложная совокупность решений, вырабатываемых менеджерами с учетом конкурентной позиции торгового предприятия на потребительском рынке, стадии его жизненного цикла, имеющегося потенциала трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Эта совокупность управленческих решений является одним из основных механизмов освоения торговым предприятием избранной рыночной ниши.

Информация о работе Управление торговлей предприятия