Формирование себестоимости продукции и ее влияние на прибыль предприятия (на примере ПРУТП «Гатча-Осовское»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 16:38, дипломная работа

Краткое описание

Формирование себестоимости продукции имеет особое значение для предприятий. Так, данные учета издержек производства являются важным средством выявления производственных резервов, постоянного контроля за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов с целью повышения рентабельности производства. Это определяет, что изучение издержек производства (обращения) и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) занимает наиболее важное место в системе предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 6
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ СЕБЕСТОИМОСТИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 9
1.1 СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ): ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ 10
1.2 КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ) 21
1.3 МЕТОДИКА АНАЛИЗА СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ) 28
2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРУТП «ГАТЧА-ОСОВСКОЕ» 35
2.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРУТП «ГАТЧА-ОСОВСКОЕ» 36
2.2 АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРУТП «ГАТЧА-ОСОВСКОЕ» 43
2.3 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРУТП «ГАТЧА-ОСОВСКОЕ» 47
3 ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗЕРВОВ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ) И УВЕЛИЧЕНИЯ СУММЫ ПРИБЫЛИ В ПРУТП «ГАТЧА-ОСОВСКОЕ» 53
3.1 ФОРМИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ) В ПРУТП «ГАТЧА-ОСОВСКОЕ» 54
3.2 ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ. УСЛУГ) НА СУММУ ПРИБЫЛИ В ПРУТП «ГАТЧА-ОСОВСКОЕ» 59
3.3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СНИЖЕНИЮ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ) И УВЕЛИЧЕНИЮ СУММЫ ПРИБЫЛИ В ПРУТП «ГАТЧА-ОСОВСКОЕ» 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 86
ПРИЛОЖЕНИЯ 88

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом1.doc

— 1.35 Мб (Скачать файл)

 

Р¯С=366 тыс.руб.

Затраты на 1 руб. товарной продукции составили 91 коп., т.е. достигнуто снижения затрат на 4,4 %, в этом немалая заслуга всей службы главного энергетика, выполнивших мероприятия по снижению себестоимости продукции.

По статье "Сырье и транспортно-заготовительные расходы" достигнута экономия 9,01 коп. к уровню прошлого года за счёт увеличения переработки торфа от своей сырьевой зоны на 7,9 %. По статье "Топливо" к уровню прошлого года получено 0,23 коп., снижение стоимости на 1 рубль товарной продукции за счёт снижения потребления электроэнергии при отключении силовых трансформаторов на подстанции в часы минимальных нагрузок и вентиляторов в холодное время года, таким образом сэкономлено 613 тыс. квт. часов на сумму 1,6 млрд. рублей.

В целях перевода основного технологического оборудования для добычи торфа на газовое топливо разработаны мероприятия, целями которой являются:

- снижение удельных затрат транспортных  предприятий на ГСМ, увеличение моторесурса двигателей и межремонтного пробега автотранспорта;

- экономия ряда жидких видов  топлива.

- сокращение вредных техногенных выбросов в атмосферу за счет внедрения компримированного природного газа на транспорте в качестве моторного топлива.

Возможные эффекты от реализации мероприятия:

- сокращение техногенных выбросов  в атмосферу за счет внедрения  компримированного природного газа в качестве моторного топлива на 1821,87 приведенных тонн;

- экономический эффект от использования  газообразного топлива вместо  бензина 757885,6 тыс. рублей;

- экономия 32,9 тонн жидких видов  топлива.

Имеются большие источники снижения затрат, так например вспомогательные материалы, запчасти в себестоимости товарной продукции занимают 8,9 %.

На материальном складе в цехах и участках в течение года наличие вспомогательных материалов и запчастей в среднем на первое число каждого месяца составляло пятимесячный запас, т.е. все кредитные средства были взяты для покрытия сверхнормативных запасов вспомогательных материалов и запчастей и уплаченные проценты за кредит в сумме 9,7 млн. рублей могло и не быть, если бы служба снабжения и отдел технолога работали более чётко и слажено.

Технологической службе в заявках на материалы необходимо указывать более точно дату начала производства новых видов продукции, отделу снабжения находить поставщиков и оговаривать в договорах конкретные сроки поставки, а не приобретать материалы за 2-3 месяца до выпуска продукции.

Разработаны мероприятия по снижению себестоимости товарной продукции, где в частности предусматривается:

- внедрение частотного регулирования  электроприводов, даст экономию  около 3 млн.руб.;

- перевод наружного освещения на энергосберегающие светильники типа ЖКУ -экономия составит 2 млн.руб.;

- уменьшение теплопритоков в  камерах - даст экономию около 3 млн.руб.;

- замена устаревших приборов  КИПиА на цифровые многоточечные  установка счетчика воды цеха, перерасчет схемы питания на меньшие диаметры – 1,5 .

Резервы увеличения суммы прибыли определяются по каждому виду товарной продукции (рис.3.7)

 

Рис.3.7 Схема подсчета резервов увеличения прибыли от реализации

продукции

 

Основными их источниками является увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т.д..

В зарубежных странах для обеспечения системного подхода при изучении факторов изменения прибыли и прогнозирования ее величины используют маржинальный анализ, в основе которого лежит маржинальный доход.

Маржинальный доход (МД) – это прибыль в сумме с постоянными затратами (А).

 

МД=П+А,                                                      (3.6)

откуда

П=МД-А                                                        (3.7).

 

С помощью формулы можно рассчитать сумму прибыли, если известны величины маржинального дохода и постоянных затрат.

Очень часто при определении суммы прибыли вместо маржинального дохода используется выручка (РП) и удельный вес маржинального дохода в ней (Ду).

Поскольку:

 

,                                           (3.8)

 

Данная формула успешно применяется тогда, когда необходимо проанализировать прибыль от реализации нескольких видов продукции.

При анализе прибыли от реализации одного вида продукции можно применять модифицированную формулу определения прибыли, если известно количество проданной продукции и ставка маржинального дохода (Дс) в цене за единицу продукции:

                                                        (3.9)

где В - переменные затраты за единицу продукции.

Последняя формула позволяет определить изменение суммы прибыли за счет количества реализованной продукции, цены и уровня переменных и постоянных затрат.

Методика анализа прибыли несколько усложняется в условиях многономенклатурного производства, когда кроме перечисленных факторов необходимо учитывать и влияние структуры реализованной продукции.

В зарубежных странах для изучения влияния факторов на изменение суммы прибыли при многономенклатурном производстве используется модель

 

.                                               (3.10)

 

Средняя доля маржинального дохода в выручке ( ) в свою очередь зависит от удельного веса каждого вида продукции в общей сумме выручки (УДi) и доли маржинального дохода в выручке по каждому изделию (отношение ставки маржинального дохода к цене):

 

  ; . (3.11)

 

После этого факторная модель прибыли от реализации продукции будет иметь вид:

 

.                                (3.12)

 

Она позволяет установить изменение прибыли за счет количества (объема) реализованной продукции, ее структуры, отпускных цен, удельных переменных издержек и постоянных расходов предприятия.

Действие операционного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли. В практических расчетах для определения силы воздействия операционного рычага применяют отношение так называемой валовой маржи (результата от реализации после возмещения переменных затрат) к прибыли. Валовая маржа представляет собой разницу между выручкой от реализации и переменными затратами.

ВМ = Выручка - Переменные затраты

Рассчитаем валовую маржу для :

2005 год: ВМ = 3867 млн.р. - 2900 млн.р. =967 млн.р.

2006 год: ВМ = 3526 млн.р. - 3060 млн.р. =466 млн.р.

Рассчитаем операционный рычаг:

ОР = Валовая маржа / Прибыль

2005 год: ОР = 967 млн.р. / 315 млн.р. = 3,0698

2006 год: ОР = 466 млн.р. / 317 млн.р. = 1,47

Чем больше сила воздействия операционного рычага, тем больше предпринимательский риск. Следовательно, в ПРУТП «Гатча-Осовское»в прогнозном году риск снизился но в целом риск невелик.

Порог рентабельности (точка безубыточности) - это такая выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет прибыли. Валовой маржи в точности хватает на покрытие постоянных затрат и прибыль равна нулю.

ТБ = Постоянные затраты / Валовая маржа в относительном выражении

ВМ в относ.выраж. == (Выручка - Перем. затраты) / Выручка

ВМ2005 в относ.выраж = 967/3867 = 0,25

ВМ2006 в относ.выраж = 466 / 3526= 0,132

ТБ2005 = 485 млн.р. / 0,25 = 1940 млн.р.

ТБ2006 = 149 млн.р. / 0,132= 1129 млн.р.

Разница между достигнутой фактической выручкой от реализации и порогом рентабельности составляет запас финансовой прочности. Он показывает насколько можно снизить объем производства и реализации еще не терпя убытков.

ЗФП = Выручка от реализации - Порог рентабельности

ЗФП2004 = 3867 млн.р.- 1940 млн.р. = 1927 млн.р.

ЗФП2005 = 3526 млн.р.- 1129 млн.р. = 2397 млн.р.

ЗФП(%) = (Выручка - Порог рентабельности) / Выручка

ЗФП(%)2004= 1927 млн.р./ 3867млн.р.=49,8 %

ЗФП(%)2005= 2397 млн.р./ 3526 млн.р.= 67,9%

Сведем полученные данные в табл. 3.9.

 

Таблица 3.9 –Сводные показатели ПРУТП «Гатча-Осовское»

Показатели

2005

2006

1

2

3

1. Выручка

3867

3526

2. Перемен. затраты

2900

3060

3. Постоянные затраты

485

149

4. Прибыль

315

317

5. ВМ

967

466

6. ОР

3,0698

1,47

7. ВМ относит.

0,25

0,132

8. ТБ.

1940

1129

9. ЗФП

1929

2397

10. ЗФП (%)

49,8

67,9


 

Изобразим точку безубыточности графически в целом по предприятию (рис.3.8).

Рис. 3.8 График точки безубыточности

Следовательно, порог рентабельности (точка безубыточности) для ПРУТП «Гатча-Осовское» составляет 1129 млн.р., при этом запас финансовой прочности будет равен 2397 млн.р. или 67,9% в 2006 г. и по сравнению с 2005 г. повысился на 18,1%.

Таким образом напрашивается вывод о том, что ПРУТП «Гатча-Осовское» в целях роста прибыли и рентабельности должно стремиться к:

- уменьшению ресурсозатрат, ведущее к снижению себестоимости;

- уменьшению остатков  нереализованной продукции;

- ускорению оборачиваемости  оборотных средств;

- снижению затрат на  рубль товарной продукции;

- росту прибыли за счет  эффекта масштаба, а не повышения  цен на продукцию.

 

Заключение

Таким образом, на основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Себестоимость продукции (работ, услуг) рассматривают как часть стоимости продукции, включающий потребленные средства и предметы труда, услуги других предприятий, оплату труда работников и т. д., выраженные в денежной форме. Этот показатель характеризует во что обходится каждому предприятию производство и сбыт продукции (работ, услуг).

Основной состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, устанавливается в централизованном порядке. Принципы ее формирования определены Законом РБ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» и Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.07.2001 N 1081 "О составе затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)".

Себестоимость продукции находится во взаимосвязи с показателями эффективности производства. Она отражает большую часть стоимости продукции и зависит от изменения условий производства и реализации продукции. Существенное влияние на уровень затрат оказывают технико-экономические факторы производства. Это влияние проявляется в зависимости от изменений в технике, технологии, организации производства, в структуре и качестве продукции и от величины затрат на ее производство. Анализ затрат, как правило, проводится систематически в течение года в целях выявления внутрипроизводственных резервов их снижения.

Подводя итог проведенному в дипломной работе исследованию, мы можем констатировать, что механизм  путей снижения издержек представляет собой многоуровневую систему, требующую постоянного совершенствования.

В условиях рыночной экономики успех в конкурентной борьбе и устойчивое финансовое состояние предприятия в значительной  мере обусловлены возможностью обеспечения уровня себестоимости не выше среднеотраслевого.

Снижение издержек и, как следствие, себестоимости:

во-первых, является важнейшим источником роста прибыли предприятия, а следовательно, увеличения средств, направляемых на расширение, техническое перевооружение, разработку и внедрение новых видов услуг, на социальное обеспечение членов трудового коллектива и удовлетворение интересов собственника имущества предприятия;

во-вторых, обеспечивает возможность уменьшения цен и тарифов, что является важнейшим условием успешной конкурентной борьбы на рынке. Снижение цен позволяет предприятию привлечь большее число покупателей, занять большую долю на рынке, потеснив конкурентов, и увеличить общую массу прибыли за счет роста объема перевозок;

Информация о работе Формирование себестоимости продукции и ее влияние на прибыль предприятия (на примере ПРУТП «Гатча-Осовское»)