Франчайзинг в торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 02:49, курсовая работа

Краткое описание

Современное развитие малого бизнеса требует решения проблем, снижающих экономическую эффективность предпринимательства: необходимость расширения реализации продукции на широком, часто региональном рынке, сложность взаимодействия предприятий малого и крупного бизнеса и многие другие.
Для решения этих проблем необходимы новые экономические механизмы, одним из которых является франчайзинг.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Характеристика франчайзинга в торговле, его особенности, значение………4
1.1.Развитие франчайзинга в России……………………………………………7
Наиболее известные франчайзинговые фирмы, их характеристика …..14
Анализ деятельности франчайзинга в России………………………………...18
2.1. Организационно – правовая характеристика франчайзинга, ее анализ..18
2.2. Порядок заключения договора по франчайзингу, анализ выполнения…26
3. Пути оптимизации……………………………………………………………….34

Заключение………………………………………………………………………….36

Список литературы…………………………………………………………………37

Приложения…………………………………………………………………………38

Вложенные файлы: 1 файл

хздд.doc

— 203.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(УрГЭУ)

 

 

 

 

 

 

 

Курсовой проект

На тему:

«Франчайзинг в торговле»

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:                                                                         студентка группы ЭОП - 05                                                   

                                                                                                                 Бузмакова М.В.

 

Научный руководитель:                                                                    Фадеева З.О.

 

 

Екатеринбург 2008

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………..3

  1. Характеристика франчайзинга в торговле, его особенности, значение………4

1.1.Развитие франчайзинга в России……………………………………………7

    1. Наиболее известные франчайзинговые фирмы, их характеристика …..14
  1. Анализ деятельности франчайзинга в России………………………………...18

2.1. Организационно  – правовая характеристика франчайзинга, ее анализ..18

2.2. Порядок заключения договора по франчайзингу, анализ выполнения…26

3. Пути оптимизации……………………………………………………………….34

 

Заключение………………………………………………………………………….36

 

Список литературы…………………………………………………………………37

 

Приложения…………………………………………………………………………38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современное развитие малого бизнеса требует решения проблем, снижающих экономическую эффективность предпринимательства: необходимость расширения реализации продукции на широком, часто региональном рынке, сложность взаимодействия предприятий малого и крупного бизнеса и многие другие.

Для решения  этих проблем необходимы новые экономические механизмы, одним из которых является франчайзинг. Именно в целях продвижения франчайзинговых отношений на Российский рынок в июле 2001 года инициативная группа, состоящая из ряда Региональных фондов поддержки малого предпринимательства и коммерческих структур, заинтересованных в развитии франчайзинга на территории Российской Федерации был учрежден Франчайзинговый Центр Малого Бизнеса, основными целями и предметом деятельности которого является:

  • содействие развитию франчайзинга для малых и средних предприятий;
  • участие и содействие в реализации франчайзинговых проектов, включая международных и межгосударственных;
  • содействие развитию международного франчайзинга;
  • организация проведения выставок, конференций, семинаров, симпозиумов и т.д. по развитию франчайзинга;
  • содействие издательской деятельности, направленной на популяризацию франчайзинга;
  • предоставление предпринимательским структурам консалтинговых, информационных и других услуг;
  • содействие совершенствованию законодательства, создающего благоприятные условия для развития франчайзинга;
  • содействие привлечению инвестиций, а также международной и иностранной помощи, в развитие франчайзинга.
  1. Характеристика франчайзинга в торговле, его особенности, значение

Слово франчайзинг (франшизирование) происходит от французского franchir, которое значит "освобождать"; первоначально оно означало "освобождать от рабства". Сегодня оно имеет несколько разных значений в зависимости от отрасли. Некоторые даже называют франчайзинг отраслью самой по себе, как будто это товар или услуга. Однако типичная франшиза представляет собой договор между продавцом и покупателем - договор, который позволяет покупателю (франчайзи, франшизодержателю, франшизиару) продавать товар или услугу продавца (франшизера, франшизодателя). Международная франшизная ассоциация (International Franchise Association) дает следующее определение:

"Франшиза представляет  собой непрерывное взаимоотношение  между франшизером и франчайзи,  при котором все знания, образ,  успех, производственные и маркетинговые методы предоставляются франчайзи за встречное удовлетворение интересов".

Можно дать и такое  определение: Франчайз (франшиза) - это  лицензия на использование товарного  знака и технологии со взаимными  обязательствами и льготами по ведению бизнеса между франчайзером (передающая фирма) и франчайзи (получающая фирма или частный предприниматель), предоставляемая за определенную компенсацию и оформленная в соответствии с законом о товарных знаках.

Франчайзи получает таким  образом готовое предприятие. И именно в этом главная привлекательность франчайзинга. Франчайзи не нужно создавать предприятие шаг за шагом, как должен это делать предприниматель, начинающий с нуля. Наоборот, предприятие франшизополучателя возникает за ночь. И, вероятно, оно будет точной копией всех остальных предприятий во франшизной цепи.

За фиксированную плату  типичный франчайзи получает квалифицированную  помощь, которая в противном случае оказалась бы слишком дорогостоящей  для его отдельного предприятия, по следующим направлениям:

    • стратегия маркетинга с акцентом на рекламу;
    • первоначальное обучение работников и подготовка в области управления;
    • дизайн магазина и закупка оборудования;
    • унифицированная политика и процедуры;
    • централизованные закупки по пониженным ценам
    • постоянное консультирование по вопросам управления
    • выбор места и рекомендации по размещению предприятия
    • предоставление аренды;
    • финансирование.

В сущности, франчайзинг  процветает потому, что совмещает  стимул к владению малым предприятием с управленческим мастерством крупного бизнеса. А личная собственность представляет лучший стимул, когда-либо созданный для побуждения к тяжелой работе.

Несомненно, от франчайзинга выгадывает не только франчайзи, но и  франшизер, который быстро разрастается, используя денежные средства других людей (франчайзи). В большой степени именно поэтому такие гиганты, как "Макдоналдс" и "Баскин-Роббинс", стали крупнейшими предприятиями за такое короткое время. Кроме возможности быстрого расширения для франшизера франчайзинг позволяет также франшизеру внедряться в новые географические районы, которые, вероятно, в противном случае не были бы подходящими для расширения. Поскольку франшизеру требуется меньшее количество управляющих, затраты на заработную плату и проблемы с персоналом уменьшаются. Кроме того, франчайзи обладают более сильной мотивацией, чем наемные руководящие сотрудники компании.

Схемы финансовых взаимоотношений, существующие между  сторонами.

Паушальный платеж - это единовременное вознаграждение Франчайзера в виде определенной, твердо зафиксированной в договоре суммы, которая устанавливается, исходя из оценок возможного экономического эффекта и ожидаемых прибылей Франчайзи на основе использования франшизы, также может рассчитываться как оплата затрат Франчайзера, связанных с продажей франшизы.

Роялти - вознаграждение в виде периодических отчислений в форме фиксированных ставок или процента от оборота, определяемых Франчайзером на основании собственной оценки стоимости права использования лицензионного комплекса и бизнес-пакета. В качестве дополнительного платежа со стороны франчайзи ряд франчайзинговых систем предусматривает отчисления в централизованный рекламный фонд –    1 -1,5 % от оборота.

Некоторые франчайзеры  практикуют освобождение франчайзи  от роялти или от паушального платежа. Так например «Копейка» не взимает роялти, а российский франчайзер «Спортландия» практикует освобождение франчайзи и от паушального платежа и от роялти, ограничиваясь ежемесячным 2% сбором от оборота магазина на продвижение марки на местном уровне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1.  Развитие франчайзинга  в России

По приблизительным  оценкам экспертов, сегодня в  России работают около 100 компаний –  франчайзеров и около 5500 франчайзи. Около 25 %  достаточно небольшого на сегодняшний день рынка франчайзинговых  технологий занимают наиболее известные у нас зарубежные бренды. (Кодак, Сабвэй, Макдональд, Баскин - Роббинс). Франчайзинг в России не получил пока должного развития, но потенциальные возможности для его внедрения достаточно велики. Число компаний, активно продающих свои франшизы или намеревающихся  создать франчайзинговые сети, постоянно растет. Но при этом отечественные франшизные системы преимущественно ориентированы  на быстрое питание и торговлю. (В США  - классической стране франчайзинга ситуация несколько иная – 55% рынка занимают неторговые сети – сервисы и обслуживание домашних хозяйств).

В настоящее время в России развиты два основных направления франчайзинга: проникновение иностранных фирм в Россию, привлекающих в качестве франчайзи российских предпринимателей, и развитие франчайзинга российскими фирмами. При этом, выделялись некоторые виды бизнеса, в которых франчайзинг в России особенно перспективен. Это - производство и реализация технически сложной продукции, предназначенной для использования населением, оказание помощи в организации и ведении бизнеса, строительство и ремонт жилых и нежилых помещений, услуги, связанные с образованием, отдых и развлечения, общественное питание, медицинские и косметические услуги, розничная торговля и др.

На сегодняшний  день Франчайзинговый Центр Малого Бизнеса наряду с осуществлением уставной деятельности, действуя по решениям семинара-конференции, заинтересовывает структуры, курирующие развитие предпринимательства  Российской Федерации, в необходимости совершенствования нормативно-правовой базы по франчайзингу, а также в создании отдельного законодательного акта, регулирующего франчайзинговые отношения на территории России.

Франчайзинг - это  такая организация бизнеса, в  которой компания (франчайзер) передает независимому предпринимателю или компании (франчайзи) право на продажу продукта и услуг этой компании. Франчайзи обязуется продавать этот продукт или услуги по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзер. В обмен на осуществление всех этих правил франчайзи получает разрешение использовать имя компании, ее репутацию, продукт и услуги, маркетинговые технологии, экспертизу, и механизмы поддержки. Таким образом, выполнение правил не является недостатком, наоборот, следование правилам означает, что франчайзи имеет прекрасную возможность сделать прибыль и понять выгодность своего вложения. Чтобы получить такие права, франчайзи делает первоначальный взнос франчайзеру, а затем выплачивает ежемесячные взносы. Это своего рода аренда, потому что франчайзи никогда не является полным владельцем товарного знака, а просто имеет право использовать товарный знак на период выплаты ежемесячных взносов. Суммы этих взносов оговариваются во франчайзинговом договоре (контракте) и являются предметом переговоров. Франчайзинговый пакет (полная система ведения бизнеса, передаваемая франчайзи) позволяет соответствующему предпринимателю вести свой бизнес успешно, даже не имея предварительного опыта, знаний или обучения в данной области.

Франчайзер - это  компания, которая выдает лицензию или передает в право пользования  свой товарный знак, ноу-хау и операционные системы. Например, франчайзер создает  успешный продукт или услуги, скажем, особый стиль работы ресторана быстрого питания. Франчайзер исследует, и развивает бизнес, тратит деньги на продвижение бизнеса, создает хорошую репутацию и узнаваемый имидж (называемый -брэнднэйм).После того, как компания доказала работоспособность своей бизнес концепции и успешную воспроизводимость этого бизнеса, она может начать предлагать предпринимателям, которые хотят повторить подобный успех, купить ее франшизу.

Франчайзи - это  человек или компания, которая  покупает возможность обученияи  помощь при создании бизнеса у  франчайзера и выплачивает сервисную плату (роялти) за использование товарного знака, ноу-хау и системы ведения работ франчайзера. Франчайзи сам оплачивает затраты на создание бизнеса. Очень часто франчайзер предоставляет очень выгодные скидки на важные поставки (материалы, расходные средства). Эти скидки всегда дают возможность франчайзи покупать продукты у франчайзера по более низкой цене и таким образом это стоит дешевле, чем развивать бизнес без франчайзера. Франчайзи делает первоначальный взнос за помощь по созданию и открытию бизнеса. Франчайзи принимает на себя обязанность выплачивать ежемесячные взносы за право пользование торговым знаком и бизнес системой и за поддержку, обучение и консалтинг, предоставляемые франчайзером. Если все идет по плану, то франчайзи ведет успешный бизнес, и его прибыль превосходит затраты.

Франшиза - это  полная бизнес система, которую франчайзер продает франчайзи. Другим названием  для подобной системы служит франшизный пакет, который обычно включает пособия  по ведению работ и другие важные материалы, принадлежащие франчайзеру.

Франчайзинговые взаимоотношения могут быть прибыльными  для обеих сторон. Франчайзи заинтересован  в максимальных продажах при минимальных  затратах. Франчайзи должен следовать  правилам ведения бизнеса по системе  франчайзинга и участвовать в рекламных и маркетинговых компаниях, проводимых франчайзером. Франчайзер сосредоточенно работает над тем, чтобы лидировать в конкурентной борьбе, что было бы очень трудно сделать одному франчайзи. Франчайзер предоставляет необходимую поддержку, с тем чтобы франчайзи мог уделять все внимание своим ежедневным операциям.

Для того чтобы  достичь такого уровня взаимодействия и защиты со стороны франчайзера  франчайзи должен сформировать особые взаимоотношения с франчайзером. Эти взаимоотношения являются достаточно сложными, но эта ситуация сравнима с положением президента, которому помогает группа экспертов по всем важным вопросам. Президентом является франчайзи. Президент отвечает за данный бизнес. Но президент никогда не является абсолютным специалистом во всем. У президента есть всегда группа советников, которые являются экспертами по техническим вопросам. Эти люди понимают, что президент сознает их авторитет и опыт и будет следовать их рекомендациям. Чтобы стать президентом, франчайзи должен выполнить семь условий:

Информация о работе Франчайзинг в торговле