Ценовая политика предприятия и ее формирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 19:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является анализ процесса формирования ценовой политики предприятия и ее влияние на финансовую результативность.
Достижение указанной цели потребовало решения следующих задач:
- определить экономическую сущность политики ценообразования, цели и методы ее формирования;
- проанализировать ценовую политику предприятия;
- разработать пути совершенствования ценовой политики предприятия;
- оценить финансовые результаты оптимизации ценовой политики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………………5
1.1 Экономическая сущность ценовой политики предприятия……………………………………………………………….......5
1.2 Виды цен и факторы, влияющие на формирование ценовой политики предприятия ………………………………………………………………….14
1.3 Показатели характеризующие эффективность ценовой политики…...25
2 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ..……….29
2.1 Организационно-правовая характеристика предприятия …………….29
2.2 Оценка основных экономических показателей деятельности
предприятия ……………………………………………………………..….....33
3 АНАЛИЗ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………....36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..45
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………47

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по ЦЕНООБРАЗОВАНИЮ.docx

— 99.05 Кб (Скачать файл)

 

С помощью показателей этой группы оценивается прибыльность всех направлений деятельности предприятия; определяется доля прибыли в выручке от продаж (валовом доходе). Все эти показатели рассчитываются в процентах по данным формы №2 “Отчет о прибылях и убытках”.

При расчете рентабельности основной деятельности и рентабельности реализованной продукции к затратам на ее производство используется только прибыль от реализации продукции, работ, услуг. Данный показатель определяет эффективность только производственного процесса. Рентабельность реализованной продукции к затратам на ее производство показывает, насколько эффективно используются материальные ресурсы предприятия в процессе его производственной деятельности. Коэффициент покрытия или коэффициент валовой прибыли – это отношение разности между объемом продаж товаров и услуг и их стоимостью (прямыми переменными издержками) и объемом продаж. Он показывает долю валовой прибыли (маржи) в объеме продаж и является одним из важных для принятия управленческих решений.

По данным таблицы 3 можно сделать следующие основные выводы: за 2007 год в целом деятельность предприятия является более рентабельной, чем 2008 год. Рентабельность всех активов, рассчитанная по прибыли до налогообложения составляет 25,8% за 2007г. и 22,5% за 2008г., рентабельность, рассчитанная по чистой прибыли 4,8% и 3,5% за 2007 и 2008 гг. соответственно. Очевидно, что для повышения эффективности работы ЗАО «АБАЗ» необходим рост показателя рентабельности. Это можно сделать следующими путями: путем сокращения себестоимости (затрат предприятия), поскольку это основной показатель, влияющий на прибыльность предприятия. Зависимость прибыли от затрат обратная, следовательно необходимо их снижение. Параллельно со снижением затрат, необходим рост выручки, что можно сделать путем сдвигов в структуре реализованной продукции (повышении доли более конкурентоспособной, более рентабельной продукции в общей сумме реализации).

Коэффициент покрытия в размере 23% и 22,7% составляют среднее значение по отрасли. Он показывает соотношение между валовой прибылью предприятия и выручкой предприятия за отчетный период (2007-2008 годы), долю валовой прибыли в доходах предприятия.

Рентабельность собственного капитала составляет 34% за 2007г. и 28,7% за 2008г.. Очевидно, что такое значение показателя в 2008 году против 28,7% в 2008 году обеспечено наличием нераспределенной прибыли отчетного года. Данную прибыль можно использовать на различные нужды, в том числе и на пополнение собственных средств (капитала) предприятия.

Анализ состава, структуры и динамики оборотных активов

        Особенно  тщательно необходимо проанализировать  изменения состава и динамики  оборотных активов как наиболее  мобильной части капитала, от  состояния которых в значительной  степени зависит финансовое состояние  предприятия. Стабильная структура  оборотного капитала свидетельствует  о устойчивом, хорошо отлаженном  процессе производства и сбыта  продукции. Существенные структурные  изменения говорят о нестабильной  работе предприятия.

Анализ динамики оборотных активов предприятия

Таблица 4

Показатели

Наличие средств, тыс. руб.

2007

2008

изменение

Запасы

6463

6578

115

В том числе:

сырье, материалы и другие аналогичные ценности

166

172

6

Готовая продукция и товары для перепродажи

6297

6406

109

Расходы будущих периодов

1

-

1

Дебиторская задолженность

1580

2179

599

в том числе покупатели и заказчики

683

1619

936

Денежные средства

141

253

112

Прочие оборотные активы

14

7

-7

Итого

8199

9016

817





3.2 Анализ актива и пассива баланса предприятия

3.2 Анализ актива и пассива баланса предприятия

Структура активов предприятия

Таблица 5 

Показатели

2007

2008

Отклонение 2008/2007

абсолютное

%

1.Всего имущества

10239

10694

455

104,4

в том числе:

       

Внеоборотные активы

       

2. ОС и прочие внеоборотные

2040

1678

-362

82,3

тоже в % к имуществу

19,9

15,7

-4,2

78,9

2.1. Основные средства

2033

1670

-363

82,2

То же в % к внеоборотным активам

99,7

99,5

-0,2

99,8

2.2.Долгосрочные финансовые вложения

8

8

0

100

То же в % к внеоборотным активам

0,39

0,48

0,09

123,1

Оборотные активы

       

3. Оборотные средства

8199

9016

817

110

тоже в % к имуществу

80,1

84,3

4,2

105,3

3.1. Запасы

6463

6578

115

101,8

То же в % к оборотным средствам

78,83

73

-5,83

92,6

3.2. денежные средства 

141

253

112

179,4

то же в % к оборотным средствам

1,72

2,8

1,08

162,8

3.3.Дебиторская задолженность

1580

2179

599

137,9

то же в % к оборотным средствам

19,3

24,2

4,9

125,4


 

 По данным таблицы 5 мы видим, что за отчетный период имущество предприятия увеличилось на 455 тыс. руб., или на 104,4% (табл.5).

Увеличение произошло, в основном, за счет увеличения в оборотных активах почти по всем статьям, в том числе:

 Запасы увеличились  на 115 тыс. руб., или на 101,8%;

Денежные средства увеличились на 112 тыс. руб., 179,4%.

Дебиторская задолженность выросла на 599 тыс. руб., или на 137,9%

Далее выявим статьи, показывающие определенные недостатки в работе предприятия – наличие сумм нежелательных долгов в статьях:- «Дебиторская задолженность» (платежи по которой ожидаются в течении 12 месяцев после отчетной даты).На предприятии отсутствует долгосрочная дебиторская задолженность, что снижает долю медленно реализуемых активов.

При этом на предприятии имеется краткосрочная дебиторская задолженность в сумме 2179 тыс. руб. в 2008г., которая увеличилась за два года на 599 тыс. руб. Это привело к увеличению итога баланса.

Несмотря на то, что дебиторская задолженность краткосрочная, наличие ее в такой сумме характеризует отвлечение оборотных средств предприятия из производственно - хозяйственного оборота.

Собственные и заемные средства предприятия

Таблица 6

 

Показатели

2007

2008

Отклонения 2008/2007

абсолютное

%

1.Всего средств предприятия, тыс. руб.

10239

10694

455

95,7

в том числе:

       

2.Собственные средства  предприятия, тыс.руб.

6908

6437

-471

93,2

то же в % к имуществу

67,5

60,2

-7,3

89,2

из них:

       

2.1.Наличие собственных  оборотных средств, тыс. руб.

4868

4759

-109

97,8

то же в % к собственным средствам

70,5

73,9

3,4

104,8

3.Заемные средства, тыс.руб.

3331

4257

926

128

то же в % к имуществу

32,5

41,6

9,1

128

из них:

       

3.1. Долгосрочные займы, тыс.руб.

-

-

-

-

в % к заемным средствам

-

-

-

-

3.2.Краткосрочные кредиты и займы, тыс. руб.

800

700

-100

87,5

в % к заемным средствам

24

16,4

-7,6

68,3

3.3.Кредиторская задолженность, руб.

1854

2909

1055

156,9

в % к заемным средствам

55,7

68,3

12,6

122,6


 

За счет роста заемных средств увеличилась пассивная часть баланса – на 455 тыс. руб. (табл.6).

Пассивная часть баланса увеличилась за счет увеличения по следующим статьям:

- «Кредиторская задолженность»  увеличилась на 1055 тыс. руб.

- Удельный вес собственных  средств в структуре баланса с 2007года по 2008год снизился на 471 тыс.руб..

«Краткосрочные кредиты и займы» в 2008году составили 700тыс. руб., что на 100тыс. руб. меньше, чем в 2007году.

Направленность увеличения заемных средств нежелательна, тем более при уменьшаемой стоимости собственных средств.

В статье «Кредиторская задолженность» наибольший вес имеет задолженность поставщикам и подрядчикам (2285тыс. руб. от всей суммы кредиторской задолженности на 2008 г.).

 Это свидетельствует  о финансовых затруднениях. В  связи с этим необходимо дать оценку кредитоспособности предприятия.

3.3. Анализ финансовой  устойчивости предприятия

Оценка финансовой  устойчивости предприятия на основе анализа соотношения собственного и заемного капитала

Финансовое состояние предприятия, его устойчивость во многом зависят от оптимальности структуры источников капитала и от оптимальности структуры активов предприятия, в первую очередь от соотношения основных и оборотных средств, а также от уравновешенности активов и пассивов предприятия.

Поэтому вначале необходимо проанализировать структуру источников капитала предприятия  и оценить степень финансовой устойчивости и финансового риска.

 

 

 

 

 

 

Анализ структуры пассивов предприятия

Таблица 7

 

 

Показатель

 

Уровень показателя

 

Изменение 2008/2007

 

2007

 

2008

 

%

 

абсолютное

Удельный вес  собственного капитала в общей валюте баланса (коэффициент финансовой автономии)

 

 

0,67

 

 

0,6

 

 

89,5

 

 

-0,07

 

Удельный вес заемного капитала (коэффициент финансовой зависимости)

 

 

0,33

 

 

0,4

 

 

121,2

 

 

0,07

 

Коэффициент текущей задолженности

 

0,33

 

0,4

 

121,2

 

0,07

 

Коэффициент долгосрочной финансовой независимости

 

0,67

 

0,6

 

89,5

 

-0,07

 

Коэффициент покрытия долгов собственным капиталом

 

 

2,07

 

 

1,51

 

 

72,9

 

 

-0,56

Коэффициент финансового левериджа (плечо финансового рычага)

 

0,48

 

0,66

 

137,5

 

0,18


По данным таблицы 7 мы видим, что коэффициент автономии выше критического (критическое значение коэффициента автономии — 0,5), это говорит о том, что предприятие ЗАО «АБАЗ» финансово устойчиво. С точки зрения инвесторов и кредиторов, имеет небольшой риск потери инвестиций вложенных в предприятие и предоставленных ему кредитов, следовательно инвестиционно привлекательно.

Коэффициент финансовой зависимости  в динамике лет незначительно увеличивается. Его значение приближается к 0,5, это означает, что собственники наполвину финансируют свое предприятие.

Коэффициент текущей задолженности в динамике лет увеличивается на 121,2%. Это говорит о том, что 121,2% текущих долговых обязательств может быть погашена в длительные сроки  за счет ликвидных оборотных активов.

Коэффициент  финансовой  устойчивости в динамике лет с 2007 по 2008год уменьшается  это свидетельствует  о  том,  что  предприятие  в  данный  период времени   финансово  не устойчиво.  

Коэффициент покрытия долгов собственным капиталом в динамике лет с 2007 по 2008 год снизился на 72,9%, то есть снизилась  доля собственных средств, выделяемых на покрытие должностных обязательств.

Коэффициент финансового левериджа в динамике лет с 2007 по 2008 год увеличился на 137,5%, это свидетельствует об усилении зависимости предприятия от внешних инвесторов и кредиторов, т. е. о снижении финансовой устойчивости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В работе были рассмотрены основные положения ценообразования для предприятий в условиях современного рынка. Такие предприятия очень важны для экономики каждой страны, особенно на таком этапе становления экономической системы, который в данный момент проходит наша страна.

Ценообразование является одним из важнейших и наиболее сложных вопросов. Этот вопрос интересен не только с позиции получения прибыли и выживания на рынке данного предприятия, но и важный при определении приоритетов в технической политике в целом. Ведь хотя все технические решения определяются инженерным персоналом предприятий, эффективность всех нововведений апробируется рынком через цену реализации продукции.

В настоящее время, в условиях перехода к рыночным отношениям, важно понимать важность работы по выработке правильной ценовой стратегии, так как кустарные методы, отношение к цене как к счетной единице не могут гарантировать благополучия предприятия.

По проведенным исследованиям можно сделать следующие выводы:

1) Механизм ценообразования проявляется через цены, их динамику. Динамика цен формируется под воздействием двух важнейших факторов: стратегического и тактического.

2) Стратегический фактор заключается в том, что цены образуются на основе стоимости товара. Постоянно происходят колебания цен вокруг стоимости. Это фактор долговременного перспективного действия.

Информация о работе Ценовая политика предприятия и ее формирование