Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 20:25, курсовая работа
В период перехода от стратегии выживания к стратегии развития изучение экономического потенциала необходимо. Под экономическим потенциалом понимается совокупность имеющихся видов ресурсов, сопряженных между собой, использование которых позволяет достичь экономический эффект. Он является основой хозяйственной деятельности предприятий и организаций. На успешное ведение хозяйственной деятельности торговой организации влияет степень использования экономического потенциала.
Введение….……………………………………………......................................3
1 Теоретические аспекты экономического потенциала……………………….5
1.1 Сущность и структура экономического потенциала организации……5
1.2 Методика оценки экономического потенциала организации.............9
2 Анализ экономического потенциала торговой организации ООО «Пеликан»………………………………………………………………………..17
2.1 Технико-экономическая характеристика ООО «Пеликан»………….17
2.2 Анализ трудового потенциала организации…...……………………….24
2.3 Анализ производственного потенциала организации……………….31
3 Основные направления повышения эффективности использования экономического потенциала организации …37
Заключение……………………………………..………………………………..42
Список использованных источников……………………………….................44
Приложения 46
По данным таблицы 11 коэффициент обновления в 2010 году составлял 71,37 %, а в 2011 году 3,36 %, что является весьма положительным причем коэффициент выбытия на протяжении последних лет остается крайне низким 2009 год –4,92%, 2010 год – 6,19%.
Значительный прирост основных средств в 2010 году говорит о повышении рыночной активности ООО «Пеликан». Коэффициент годности в 2011 году составил 67,73 %, что говорит значительном экономическом потенциале заложенном в основных средства ООО «Пеликан».
Следующим этапом анализа, с целью выявления возможных резервов повышения эффективности использования основных средств на предприятии, является расчет и оценка основных показателей, характеризующих роль средств труда в торгово-коммерческом процессе.
В условиях рыночных отношений происходит конкурентная борьба между организациями, а наибольшего успеха добиваются те, которые эффективнее используют свои ресурсы. Эффективность использования основных фондов на предприятии характеризуется показателями фондоотдачи, фондоемкости, рентабельности, относительной экономии, производительности труда, фондовооруженности.
Фондоотдача – обобщающий показатель использования производственных основных средств, на величину и динамику которой влияют многие факторы, зависящие и не зависящие от предприятия (структура основных средств, изменение структуры выпуска продукции). Интенсивный путь ведения хозяйства предполагает систематический рост фондоотдачи за счет увеличения производительности машин и оборудования, сокращения их простоев, технического совершенствования производственных основных средств.
Фондовооруженность характеризует объем технической вооруженности, приходящейся на среднее число производственных рабочих или на одно рабочее место. Этот показатель будет наиболее точным при условии, если в сумму основных средств не включать стоимость зданий и сооружений.
Важным показателем
эффективности использования
Сгруппируем данные в таблице 12 и определим уровень эффективности использования основных средств.
Таблица 12 − Исходные данные для анализа фондоотдачи ООО «Пеликан
В миллионах рублей
Показатели |
Годы |
Отклонение | ||
2010 г. |
2011 г. |
(-,+) |
(%) | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Объем товарооборота |
8794,25 |
11940 |
3145,75 |
135,8 |
Прибыль от продаж |
2036,25 |
2435,75 |
399,5 |
119,6 |
Окончание табл. 12 |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Среднегодовая стоимость основных средств |
1804,25 |
2723 |
918,75 |
150,9 |
Среднесписочная численность работников (чел.) |
43 |
56 |
13 |
130,2 |
Производительность труда 1-го работника |
204,52 |
213,21 |
8,69 |
104,3 |
Фондоотдача товарооборота |
4,87 |
4,38 |
-0,49 |
90,0 |
Фондовооруженность |
167,8 |
194,5 |
26,66 |
115,9 |
Фондоемкость |
0,21 |
0,23 |
0,02 |
111,2 |
Рентабельность продаж, % |
23,15 |
20,40 |
-2,75 |
88,1 |
Фондорентабельность, % |
112,9 |
89,5 |
-23,41 |
79,3 |
Основным показателем, характеризующим эффективность торговой деятельности, является объем товарооборота торгового предприятия, поэтому этот показатель и будем рассматривать для анализа использования основных средств. Товарооборот вырос на 35 %, прибыль от продаж на 19 %, среднегодовая стоимость основных средств выросла на 50 %, среднесписочная численность на 30 %. На этом фоне производительность труда осталась фактически на том же уровне, фондоотдача товарооборота снизилась на 10 %, фондовоооруженность труда выросла на 15,9 %. Снижение рентабельности с 23 % до 20 % и рост среднегодовой стоимости основных средств привели к снижению фондорентабельности до 89,5 %, однако показатели эффективности использования основных средств высоки, тем более что обеспечение труда в расчете на одного работника увеличилось, что говорит о повышении экономического потенциала заложенного в основные фонды организации.
Проведенное исследование говорит о все возрастающем экономическом потенциале за счет ресурсов организации, однако как отмечалось выше при наличии основной ресурсной база в торговых организациях на первый план выходят объем и ассортимент товаров.
Таким образом, после проведенного анализа организации «Пеликан» можно сделать вывод о том, что рентабельность предприятия за отчетный год составила 14,6% и это означает, что она снизилась на 7,3 процентных пункта относительно 2010 г.
Объем товарооборота на 1 одного работающего вырос на 4 %, а вот рост торговых работников привел к тому, что товарооборот на 1 торгового работника составил 96% от уровня прошлого года. Сократились и среднедневная и среднечасовая выработки.
В организации «Пеликан» наблюдается увеличение стоимости объектов основных средств на 93 млн. руб. или 3,47 %. Наибольшее увеличение стоимости произошло по машинам и оборудованию на 156,7 млн. руб. или 21,0 %. Также были приобретены транспортные средства в сумме 36 млн. руб.
Коэффициент обновления в 2010 году составлял 71,37 %, а в 2011 году 3,36 %, что является весьма положительным, причем коэффициент выбытия на протяжении последних лет остается крайне низким 2009 год –4,92%, 2010 год – 6,19%.
Значительный прирост основных средств в 2010 году говорит о повышении рыночной активности ООО «Пеликан». Коэффициент годности в 2011 году составил 67,73 %, что говорит значительном экономическом потенциале, заложенном в основных средства ООО «Пеликан».
Проанализировав аналитическую часть данной курсовой работы можно сделать следующие выводы, что выручка от продажи товаров и прибыль от продаж увеличились, но рентабельность продаж и чистая прибыль уменьшились, что объясняется значительным количеством конкурентов на рынке. ООО «Пеликан» ежегодно увеличивает объемы реализации, при этом, несмотря на обострение конкуренции, поддерживает высокий уровень рентабельности. Экономический потенциал современного торгового предприятия характеризуется наличием и эффективностью использования торговых площадей и торгового оборудования, трудовых ресурсов, а также развитой системой маркетинговых исследований и управлением ассортиментом товаров. Среднесписочная численность всего персонала выросла, что отразилось на снижении производительности труда. Коэффициент текучести кадров вырос, а постоянства снизился, однако это связано с ростом среднесписочного состава организации. Наибольшая текучесть кадров по продавцам консультантам и кассирам.
3 Основные направления повышения эффективности использования экономического потенциала организации
Экономический потенциал предприятия
включает в себя ресурсный. В данной
курсовой работе мы рассматривали ресурсный
потенциал организации «
Организации «Пеликан» для повышения эффективности экономического потенциала следует изучить спрос. Систему факторов, формирующих спрос на обувь в ООО «Пеликан» можно разделить на следующие основные группы:
1 Экономические факторы. При установлении цен на обувь работники магазина ООО «Пеликан» должны учитывать размеры денежных доходов населения города Жлобина, так как население города имеет средний уровень доходов, то предприятие считает нецелесообразным закупать обувь с высоким уровнем цен.
2 Социальные факторы, в том числе мода. Товароведы ООО «Пеликан» должны закупать обувь для всех социальных и половозрастных групп населения, которая соответствовала бы направлению моды и отличалась качеством изготовления. Необходимо учитывать, что ассортимент товаров потребления постоянно обновляется, поэтому на предприятии постоянно проводится работа по формированию спроса, путем активного включения новых товаров в ассортимент магазина.
3 Природно-климатические факторы. Формирование ассортимента обуви зависит от сезонных колебаний спроса населения. Так, в зимний период товароведы магазина ООО «Пеликан» должны расширить ассортимент сапог, полусапожек, так как именно эти виды обуви в данный момент пользуются наибольшим спросом у населения; в весенне-осенний период увеличиваются закупки таких видов обуви, как ботинки, полуботинки; в летний − расширяют ассортимент туфлей [24, c.110].
На основе полученных данных, товароведы ООО «Пеликан» должны производить закупки товаров. Товароведам ООО «Пеликан» рекомендуется, с целью изучения покупательского спроса, следует также проводить социологические исследования и на их основе производить закупки обуви. Это позволит обеспечить удовлетворение покупательского спроса и приведет к повышению экономической эффективности магазина.
Данные мероприятия будут способствовать более эффективному использованию экономического потенциала торгового предприятия. Однако только изучение покупательского спроса само по себе не является залогом успеха в конкурентной борьбе.
В результате изучения путей воздействия на производственный потенциал, сложились задачи, которые помогают повысить эффективность персонала. К таким задачам относят:
Для успешного обеспечения
По результатам второй главы можно отметить, что на ООО «Пеликан» недостаточный образовательный уровень. Рассмотрим более подробно процесс организации подготовки и повышения квалификации кадров с целью эффективного использования трудового потенциала.
Организация подготовки и повышения квалификации кадров в организации ставит своей целью:
а) повышение производительности груда,
улучшение технико-
б) обеспечение возможности роста научно-технического творчества кадров, направляемого на разработку и производство изделий высшего качества и надежности.
Обучение рабочих необходимо проводить в два этапа:
− в учебной группе под руководством преподавателя на специально созданной для этого учебно-материальной базе в учреждениях (их подразделениях), обеспечивающих повышение квалификации и переподготовку кадров;
− на рабочем месте непосредственно в учебной группе под руководством преподавателя или индивидуально под руководством не освобожденного от основной работы высококвалифицированного рабочего − инструктора обучения.
Применив предлагаемые мероприятия, ООО «Пеликан», несомненно, поднимет свой престиж и улучшит кадровую работу предприятия.
Основной методикой оценки эффективности управления персоналом на практике в ООО «Пеликан» является процесс аттестации, которая проходит в форме собеседования по ряду вопросов, касающихся деятельности аттестуемого. Однако, по результатам проведённой аттестации в 2011 году были выявлены методологические недостатки данного процесса, то есть в организации имеют место факты формального подхода к аттестации, следовательно, данный метод является неэффективным.
Поэтому предлагается внедрить и использовать системный подход зарубежных компаний Extended DISC для оценки кадрового потенциала организации. В основе которого лежит разделения людей на типы по их определённому набору качеств, характеризующих естественный стиль поведения. Сравним имеющийся метод оценки персонала− аттестация с новым системным подходом в управлении человеческими ресурсами.
Таблица 13 - Сравнительная характеристика оценки эффективности проведения аттестации персонала
|
Обычный метод - аттестация |
метод с использованием системного подхода Extended DISC | ||
Задействованные специалисты |
Руководитель организации, руководитель подразделения, начальник отдела кадров (инспектор по кадрам по идеологической работе), 2 коллеги по работе | |||
Хронология |
составляется список сотрудников, подлежащих оценке | |||
1 Издается приказ о проведении аттестации, разрабатывается положение об аттестации, подготовка необходимых материалов, ознакомление членов комиссии с документами на аттестуемых |
2 часа |
1 Проведение исследования личности Extended DISC для выявления соответствия природных данных кандидатов должности и совместимости кандидата с уже работающими |
2 часа | |
2 Заседание аттестационной комиссии на которое приглашаются аттестуемые и их непосредственные руководители; рассмотрении всех материалов, представленных на аттестацию |
3 часа |
2 Собеседование с начальником отдела кадров или инспектором по кадрам по идеологической работе |
1 час | |
Хронология |
3 Принятия решений по результатам аттестации с учетом обсуждений, в отсутствие аттестуемого, открытым голосованием оценок |
2 часа |
3 Собеседование в присутствии вышестоящего руководителя оцениваемого и его 2-х коллег |
1 час |
|
|
4 Принятия решения в отсутствии оцениваемого |
1 час | |
Общие временные затраты специалистов |
Руководитель организации: 1+3+2=6 часов |
6 часов |
Руководитель организации: 2+1+1+1=5часов |
5 часов |
Руководитель подразделения: 1+3+2=6 часов |
6 часов |
Руководитель подразделения: 2+1+1+1=5часов |
5 часов | |
Начальник отдела кадров (инспектор по кадрам): 2+3+2=7 часов |
7 часов |
Начальник отдела кадров (инспектор по кадрам): 2+1+1+1=5 часов |
5 часов | |
Итого: |
|
19 час |
|
15 час |
Денежные затраты 1 специалиста за час работы с 1 оцениваемым (с учетом зп, принятой в организации) |
Руководитель организации: 800 тыс. руб. |
|
Руководитель организации: 800 тыс. руб. |
|
Руководитель подразделения: 80 тыс. руб. |
|
Руководитель подразделения: 80 тыс. руб. |
| |
Начальник отдела кадров (инспектор по кадрам): 240 тыс. руб. |
|
Начальник отдела кадров (инспектор по кадрам): 240 тыс. руб. |
| |
Денежные затраты на работу всех специалистов |
Руководитель организации: 800*6 =4,8 млн. руб. |
|
Руководитель организации: 800 *5=4 млн. руб. |
|
Руководитель подразделения: 80 *6 =480 тыс. руб. |
|
Руководитель подразделения: 80 *5=400 тыс. руб. |
| |
Начальник отдела кадров (инспектор по кадрам): 240 * 7 =1,68 млн. руб. |
|
Начальник отдела кадров (инспектор по кадрам): 240 * 5=1,2 млн. руб. |
| |
Итого: |
6,96 млн. руб. |
5,6 млн. руб. | ||
Денежные затраты на работу всех специалистов для оценки всего персонала (56 чел) |
6,96*56=389,76 млн. руб. |
5,6*56=313,6 млн. руб. |
Информация о работе Экономический потенциал как основа функционирования торговой организации