Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 03:37, курсовая работа
В курсовой работе содержится краткое описание экономико-математического моделирования, краткое описание транспортных задач и способов их решения, расписан механизм решения транспортной задачи при помощи пакета Exсel, c приведением примеров решения на примере предприятия.
Цель курсовой работы – рассмотреть транспортные задачи, способы их решения, показать возможности средств пакета Exсel при решении транспортных задач на основе конкретного предприятия.
Введение 3.
Глава 1. Понятие транспортной задачи. 4.
1.1 Понятие транспортной задачи. 4.
1.2 Закрытая и открытая модели транспортной задачи. 6.
Глава 2. Способы решения транспортных задач. 8.
2.1. Правило «северо-западного угла». 8.
2.2. Правило «минимального элемента». 9.
2.3. Метод потенциалов. 10.
2.4. Постановка транспортной задачи на сети. 11.
Глава 3. Постановка и решение транспортной задачи
средствами Excel на примере КПУП "Хойникский сыродельный комбинат" 13.
Выводы 20.
Список литературы 21.
Содержание
Введение
Глава
1. Понятие
транспортной задачи.
1.1 Понятие
транспортной задачи.
1.2 Закрытая и открытая модели транспортной задачи. 6.
Глава
2. Способы
решения транспортных задач.
2.1. Правило «северо-западного
угла».
2.2. Правило «минимального
элемента».
2.3. Метод потенциалов.
2.4. Постановка транспортной задачи на сети. 11.
Глава 3. Постановка и решение транспортной задачи
средствами
Excel на примере КПУП "Хойникский сыродельный
комбинат"
Выводы
Список
литературы
Введение.
Экономико-математическое
моделирование позволяет решать
оптимизационные задачи экономики,
в том числе и транспортные
задачи линейного программирования.
Она характеризуется большим
объемом неизвестных и
Решение данного типа задач возможно при помощи пакета Exсel, с использованием инструмента «Поиск решения». Данный способ решения транспортных задач достаточно эффективен и рационален.
В курсовой работе содержится краткое описание экономико-математического моделирования, краткое описание транспортных задач и способов их решения, расписан механизм решения транспортной задачи при помощи пакета Exсel, c приведением примеров решения на примере предприятия.
Цель
курсовой работы – рассмотреть транспортные
задачи, способы их решения, показать возможности
средств пакета Exсel при решении транспортных
задач на основе конкретного предприятия.
1.Понятие
транспортной задачи.
Транспортная задача — задача о наиболее экономном плане перевозок однородного или взаимозаменяемого продукта из пункта производства (станций отправления) в пункты потребления (станции назначения) —является важнейшей частной задачей линейного программирования, имеющей обширные практические приложения не только к проблемам транспорта.
Транспортная задача выделяется в линейном программировании определенностью экономической характеристики, особенностями математической модели, наличием специфических методов решения.
Простейшая формулировка транспортной задачи по критерию стоимости следующая: в т пунктах отправления (Ai, ..., Am) находится соответственно единиц однородного груза (ресурсы), который должен быть доставлен п потребителям (B1,..., Вп) в количествах единиц (потребности). Известны транспортные издержки перевозок единицы груза из i-го пункта отправления в j-й пункт потребления.
Требуется составить план
Для наглядности условия
Матрица |Cij| m x n называется матрицей тарифов (издержек или транспортных расходов).
Планом транспортной задачи называется матрица т x п, где каждое число обозначает количество единиц груза, которое надо доставить из i-го пункта отправления в j-й пункт назначения. Матрицу , называют матрицей перевозок. Общие суммарные затраты, связанные с реализацией плана перевозок, можно представить целевой функцией
Таблица №1.
Поставщик | Потребитель | Запас груза | ||
В1 | ... | Bn | ||
А1 | с11 | ... | c1n | a1 |
x11 | x1n | |||
... | ... | ... | ... | ... |
Аm | cm1 | ... | cmn | am |
xm1 | xmn | |||
Потребность в грузе | b1 | … | bn |
Переменные , должны удовлетворять ограничениям по запасам, по потребителям и условиям неотрицательности. В математической записи это можно представить так:
(1).
(2).
. (3).
Таким образом, математически транспортная задача формулируется следующим образом. Даны система ограничений (1) и (2) при условии (3) и целевая функция. Требуется среди множества решений системы найти такое неотрицательное решение, которое минимизирует функцию.
Система ограничений задачи содержит т+п уравнений с тп переменными. Предполагается, что суммарные запасы равны суммарным потребностям, т. е.
Различают два типа транспортных задач: закрытые, в которых суммарный объем груза поставщиков равен суммарному спросу потребителей, т.е.
и открытые, в которых суммарная производственная мощность поставщиков превышает спрос потребителей или спрос потребителей больше фактической суммарной мощности поставщиков, т.е.
или .
Открытую модель можно преобразовать в закрытую. Так как если , то в математическую модель транспортной задачи вводится фиктивный (n+1)-й пункт назначения. Для этого в матрице задачи предусматривается дополнительный столбец, для которого потребность равна разнице между суммарной мощностью поставщиков и фактическим спросом потребителей:
Все тарифы на доставку груза в этот пункт будем считать равными нулю. Этим самым открытая модель задачи преобразуется в закрытую. Для новой задачи целевая функция всегда одна и та же, так как цены на дополнительные перевозки равны нулю. Иными словами, фиктивный потребитель не нарушает совместности системы ограничений.
Если же , то вводится фиктивный (m+1)-й пункт отправления, которому приписывают запас груза, равный
Тарифы на доставку грузов от этого фиктивного поставщика опять полагаем равными нулю. В матрице добавится одна строка, на целевую функцию это не повлияет, а система ограничений задачи станет совместной, т.е. станет возможным отыскание оптимального плана.
Для транспортной задачи важное значение имеет следующая теорема: ранг матрицы транспортной задачи на единицу меньше числа уравнений, т.е. r(A)=m+n-1.
План перевозок транспортной задачи будем отыскивать непосредственно в распределительной таблице (см. табл. 1). Примем, что если переменная принимает значение не равное нулю, то в соответствующую клетку (i,j) будем записывать это значение, если же =0, то клетку (i,j) оставим свободной. С учетом теоремы о ранге матрицы в распределительной таблице опорный план должен содержать m+n-1 занятых клеток, а остальные будут свободные.
Указанные требования к опорному плану не являются единственными. Опорные планы должны удовлетворять еще одному требованию, связанному с циклами.
Набор клеток матрицы перевозок, в котором две и только две соседние клетки расположены в одной строке или в одном столбце и последняя клетка набора лежит в той же строке или столбце, что и первая, называется замкнутым циклом.
Этот набор, или совокупность, клеток можно представить так:
(i1,j1) (i1,j2) (i2,j2) ... (is,js) (is,j1).
Графически цикл представляет собой замкнутую ломанную линию, звенья которой лежат только в строках или столбцах. При этом каждое звено соединяет две клетки цикла.
С
набором клеток цикла связаны
следующие важные свойства планов транспортной
задачи: 1) допустимый план транспортной
задачи является опорным тогда и только
тогда, когда из занятых этим планом клеток
нельзя образовать ни одного цикла; 2) если
имеем опорный план, то для каждой свободной
клетки можно образовать и при том только
один цикл, содержащий данную клетку и
некоторую часть занятых клеток.
Глава 2.
Способы решения транспортных
задач.
2.1. Правило «северо-западного угла»
Для составления исходного
Будем заполнять таблицу, начиная с левого верхнего, условно называемого «северо-западным углом», двигаясь далее по строке вправо или по столбцу вниз. Занесем в клетку (1; 1) меньшее из чисел а1 и b1, т. е. x11=min(a1, b1). Если а1>b1, то х11=b11 и первый столбец «закрыт», т. е. спрос первого потребителя удовлетворен полностью. Это означает, что для всех остальных клеток первого столбца количество груза xi1=0 для i=2, ..., т.
Двигаясь дальше по первой строке таблицы, записываем в соседнюю клетку (1, 2) меньшее из чисел a1-b1 и b2, т. е. х12= =min(a1—b1, b2). Если b1>a1 то аналогично «закрывается» первая строка, т. е. x1k=0, для k=2..., п. Переходим к заполнению соседней клетки (2; 1), в которую заносим x2i=min(a2, b1— a1).
Заполнив вторую клетку (1; 2) или (2; 1), переходим к заполнению следующей третьей клетки по второй строке либо по второму столбцу. Будем продолжать этот процесс до тех пор, пока на каком-то этапе не исчерпаются ресурсы am и потребности bп. Последняя заполненная клетка окажется лежащей в последнем n-м столбце и в последней m-й строке.
Информация о работе Транспортные задачи (на примере КПУП "Хойникский сыродельный комбинат")