Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 23:20, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение системы регионального управления экономикой в условиях развития рыночных отношений, роли органов власти разных уровней в управлении региональной экономикой, а также оценка деятельности Министерства экономического развития Ставропольского края.
Для достижения данной цели курсовой работы были поставлены следующие задачи:
изучить понятие, виды, методы и принципы управления региональной экономикой и систем управления;
рассмотреть участие центральных органов власти в регулировании региональной экономики на современном этапе;
выявить влияние региональных органов государственной власти на экономику края;
исследовать деятельность Министерства экономического развития Ставропольского края;
Введение 4
1. Принципы организации региональных органов государственной власти.
6
2. Проблемы функционирования органов региональной власти на современном этапе.
24
3. Вопросы регулирования экономического развития регионов РФ 28
4. Особенности и проблемы регионального управления экономикой в Ставропольском крае.
36
Заключение 48
Список использованных источников 49
Приложение 51
2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВПО |
«Северо-Кавказский государственный технический университет» ФАКУЛЬТЕТ УСКОРЕННОЙ ПОДГОТОВКИ И ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ (ИУП) |
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономическая география и региональная экономика»
на тему: «Региональное управление в Российской Федерации»
Выполнила:
Студентка группы
«____»___________20__г.
Проверил:
к.э.н., доцент
Ставрополь, 2012
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОУ ВПО «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ УСКОРЕННОЙ ПОДГОТОВКИ И ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ (ИУП)
| «УТВЕРЖДАЮ» Гл. специалист к.э.н., доцент (ученая степень, ученое звание ФИО)
|
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ № _____
на курсовую работу по дисциплине ______________________________
студенту ____________________________ группы _________________________
спец.____________ формы обучения______________________
факультета ______________________________
на тему: ______________________________
______________________________
Вопросы, подлежащие разработке:___________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
Рекомендуемая литература____________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
Задание составил _________________ / __________________ /
Задание принял к исполнению «____»_______20__г. ____________
Содержание
Введение | 4 |
1. Принципы организации региональных органов государственной власти. |
6 |
2. Проблемы функционирования органов региональной власти на современном этапе. |
24 |
3. Вопросы регулирования экономического развития регионов РФ | 28 |
4. Особенности и проблемы регионального управления экономикой в Ставропольском крае. |
36 |
Заключение | 48 |
Список использованных источников | 49 |
Приложение | 51 |
ВВЕДЕНИЕ
На этапе перехода России к рыночным преобразованиям существенно изменились условия не только взаимоотношений центра и регионов, но и регионов с предприятиями, расположенными на их территории, поскольку практически все предприятия стали самостоятельными в выборе стратегии своего развития. Однако большинство из них такую стратегию не разрабатывают, не прогнозируют направления своей деятельности на средне- и долгосрочный период и не используют для подобных работ ЭВМ, что крайне важно в условиях изменяющейся внешней среды. Определенную роль в этом играют и отсутствие адекватных рыночным отношениям методов и методологии прогнозирования развития.
В то же время в условиях становления рыночных отношений устойчивое развитие региональной экономики практически невозможно без научного решения проблемы согласования экономических интересов основных субъектов управления.
Общие проблемы управления региональным развитием разрабатывались в трудах многих известных ученых: А.Г. Аганбегяна, А.Г. Гранберга, В.Н. Лексика, О.П. Литовки, Д.С. Львова, Г.П. Лузина, П.А. Минакира, И.И. Сигова, А.И. Татаркина, В.А. Федосеева. В решении проблем повышения степени управляемости деятельностью предприятий значительный вклад внесли работы К.А. Багриновского, В.В. Глухова, А.П. Градова, А.Б. Идрисова, Е.С. Стояновой и др. Однако целостного представления о путях реформирования сложившейся ранее системы управления развитием экономики регионов при переходе к рыночным отношениям, отражающей, прежде всего, новые взаимоотношения региональных властей с предприятиями, до сих пор не имеется.
1. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Система региональных органов государственной власти Российской Федерации строится на определенных принципах, которые в совокупности позволяют государственному механизму осуществлять свои функции.
Принципы организации и деятельности органов государственной власти - требования, основополагающие начала, в соответствии с которыми формируются и функционируют органы государственной власти.
Прежде всего, органы государственной власти действуют на принципе суверенитета государственной власти, т.е. ее полной независимости внутри страны и на международной арене. Суверенитет государственной власти основывается на принципе суверенитета народа и осуществляется в форме прямой (непосредственной) и представительной демократии.
Другим важнейшим принципом системы органов государственной власти является принцип единства системы государственных органов. Это означает, что вся система органов государственной власти должна действовать как единый организм в рамках единого суверенного государства. При этом Президент как глава государства координирует функциональную деятельность органов государственной власти на федеральном уровне.
Единство системы государственных органов РФ обеспечивается единообразным порядком образования органов, учреждаемых федеральным законом, наделением органов государственной власти едиными общими полномочиями. Законодательные органы правомочны принимать законы, исполнительные - организуют их исполнение, осуществляют оперативное текущее государственное управление. При этом каждый орган государственной власти, действуя в соответствии со своей компетенцией, реализует общие (единые) государственные цели и задачи. Ведь орган государства вне зависимости от своей видовой принадлежности, уровня (федеральный орган или орган субъекта РФ) призван обеспечивать достижение общих (общесоциальных, а значит, общегосударственных) интересов. Всякий орган государства по этой причине выступает элементом общей системы государственных органов.
Но не все органы государственной власти субъектов РФ образуют единую построенную на иерархической основе структуру с органами государственной власти Российской Федерации. Конституция РФ предусматривает в определенных пределах установление такой системы для судебных и исполнительных органов государственной власти. Но такая система, построенная на иерархической основе, совершенно исключена для органов законодательной власти, которые действуют на основе полной самостоятельности, и решения которых не могут быть отменены или изменены соответствующим общефедеральным органом законодательной власти РФ. А такие органы государственной власти, например, как прокуратура, не могут в смысле полной самостоятельности быть разделены на органы общефедеральные и субъектов Федерации, имея в виду полную самостоятельность последних, так как система прокуратуры строится на основе строгой централизации и подчиненности нижестоящего прокурора вышестоящему, а всей системы прокуратуры - Генеральному прокурору РФ.
Важнейшим принципом системы государственных органов Российской Федерации является принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.
Федеративная форма государственного устройства России закрепляется в Конституции. Статья 1 гласит: “Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления”. В силу этого положения Российская Федерация является федеративным государством, следовательно, государственная власть в ней осуществляется как федеральными органами власти, так и органами власти субъектов федерации. Это, однако, не мешает России, да и любой другой федерации, оставаться единым и неделимым государством. Такова специфика федерации – субъекты федерации должны иметь возможность осуществлять государственную власть с помощью своих собственных органов, организация и деятельность которых отвечала бы региональным условиям и общим принципам разграничения властных полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами.
Когда 12 декабря 1993г. на референдуме была принята Конституция Российской Федерации [1], в ней закреплялись лишь основные положения, касающиеся органов власти субъектов федерации. Статья 11 определила, что государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. В статье 15 говорилось, что органы государственной власти обязаны соблюдать Конституцию и законы. Статья 77 закрепляла, что система органов государственной власти субъектов федерации устанавливается ими самостоятельно. Статья 78 установила возможность передачи части полномочий федеральных органов исполнительной власти органам исполнительной власти субъектов федерации и наоборот. Статья 85 закрепила некоторые полномочия Президента Российской Федерации по отношению к органам государственной власти субъектов федерации. Кроме того, статья 77 содержала прямое указание на необходимость принятия федерального закона об общих принципах организации представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Но в 1993 году до принятия этого закона оставалось еще целых шесть лет, и для установления системы органов государственной власти субъектов федерации остался один ориентир - Конституция Российской Федерации.
В науке Конституционного права постоянно велся спор о том, как должна выглядеть система органов государственной власти субъектов федерации. Одни считали, что хотя Конституция и не включает перечень конкретных органов власти в субъектах РФ, но положение об органах государственной власти в субъектах РФ следует в Конституции России сразу же после перечисления (в ч.1 ст.11) федеральных органов государственной власти. Законодатель не указывает субъектам федерации, как должны именоваться образуемые в них органы, поскольку эти органы образуются в субъектах РФ самостоятельно. Но он дает им ясно понять, что схема основных органов и их взаимоотношений должна соответствовать федеральной, то есть включать органы, аналогичные Президенту, Федеральному Собранию и Правительству на федеральном уровне. Другие полагали, что слепое, бездумное копирование на уровне субъекта федерации системы высших органов государственной власти России ничего рационального не дает и дать не может. С их точки зрения, субъект федерации, подписав Федеративный договор, получал возможность самостоятельной организации системы своих высших органов государственной власти. Это право подтверждало и Конституция, статья 77 которой гласила, что система органов государственной власти субъектов федерации устанавливается ими самостоятельно, в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Поскольку закона до 1999 года не было, положение это сводилось к «самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации». А к этим основам можно отнести только положения статей 3 и 10 Конституции. При этом принцип народовластия не нарушается, а принцип разделения властей вовсе не означает необходимость копирования модели, действующей на уровне федеральных органов власти в России.
Информация о работе Региональное управление в Российской Федерации