Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 17:22, дипломная работа
Автомобильный транспорт является наиболее мобильным и универсальным средством коммуникации и занимает существенное место в транспортном комплексе страны, доставляя 82% всех грузов и более 78% пассажиров. Автомобильный транспорт относится к динамично развивающимся видам транспорта. В условиях России, в отличие от европейских стран и США, он выполняет в основном грузовые и пассажирские перевозки на короткие и средние расстояния. Средняя дальность перевозки 1т груза составляет всего 24 км.
Введение 3
Глава I. Технико – экономические особенности автомобильного транспорта. 7
1.1. Характеристика подвижного состава 11
1.2. Характеристика постоянных устройств 18
Глава II. Место и роль автомобильного транспорта в хозяйстве России. 24
2.1. Территориальная организация автомобильного транспорта. 26
2.2. Современные проблемы и перспективы развития автомобильного транспорта России 33
Глава III. Особенности развития автомобильного транспорта Тамбовской области на современном этапе. 48
3.1. Динамика развития и территориальная организация автомобильного транспорта Тамбовской области. 48
3.2. Автомобильный транспорт Тамбовской области, как фактор развития антропогенной среды региона. 58
3.3. Проблемы и перспективы развития автомобильного транспорта Тамбовской области. 63
Заключение 73
Список использованной литературы: 79
В общей протяженности автомобильных дорог дороги с твердым покрытием в 2008г. составляли 83,5 %. Благоустройство дорог ведется медленно, а это не способствует сохранению автомобильного парка и повышению эффективности работы. В настоящее время 40% сельских населенных пунктов не имеют дорог с твердым покрытием.
Обеспеченность автодорогами с твердым покрытием служит важным показателем развития транспорта в стране. И, как аварийность, показывает его состояние. В России 40% сельских населенных пунктов не имеют связи с сетью путей сообщения общего пользования. На сегодняшний день качество автодорожной сети невысокое. Такие дороги быстро изнашиваются и требуют ремонта, а в условиях экономического кризиса ремонтные работы имеют тенденцию к сокращению. Также необходимо учитывать, что в России производится только 10 – 12 % грузовых автомобилей и автобусов от уровня производства в бывшем СССР. Это в ближайшем будущем осложнит развитие автомобильного транспорта.
Предприятия автомобильного транспорта подразделяются на автотранспортные, автообслуживающие и авторемонтные.
Типы автотранспортных предприятий. Автотранспортные предприятия представляют собой основные линейные подразделения автомобильного транспорта, предназначенные для содержания подвижного состава в исправном и работоспособном состоянии, обеспечения его рационального использования и непосредственной организации перевозочного процесса в соответствии с государственными заданиями и потребностями клиентуры.
Автотранспортные предприятия осуществляют перевозку грузов или пассажиров. А также все производственные функции по техническому обслуживанию, ремонту, хранению и снабжению подвижного состава.
По своему назначению автотранспортные предприятия делятся на грузовые, пассажирские (легковые и автобусные), смешанные и специальные (скорой медицинской помощи, коммунального обслуживания и т.п.)
По организации производственной деятельности автотранспортные предприятия подразделяются на: комплексные, осуществляющие транспортную работу, все виды технического обслуживания (ТО), текущего ремонта (ТР) и хранения подвижного состава; кооперативные, деятельность которых осуществляется с учетом централизации транспортной работы, а также централизации (частичной или полной) работ ТО и ТР.
Такие кооперативные
предприятия – автокомбинаты
на 700 – 1600 единиц подвижного состава
– состоят из основного
На основном
предприятии выполняются
К автообслуживающим предприятиям относятся базы централизованного обслуживания, станции технического обслуживания, гаражи – стоянки (гостиницы для автотуристов мотели), пассажирские автостанции и автовокзалы, грузовые автостанции и топливозаправочные станции.
Базы централизованного технического обслуживания (БЦТО) предназначены для централизованного выполнения сложного вида технического обслуживания и крупного текущего ремонта подвижного состава, эксплуатируемого небольшими некомплексными АТП, расположенными вблизи БЦТО.
Размеры базы измеряются числом приписанных к ней автомобилей, которое должно примерно составлять 1000 – 2000 автомобилей. В зависимости от типа приписанного подвижного состава базы могут быть предназначены для грузовых автомобилей, автобусов и легковых автомобилей.
Станции технического обслуживания (СТО) предназначены для обслуживания автомобилей индивидуальных владельцев, выполнения работ и всего объема (по видам) ТО и ремонта автомобилей, а также снабжения их запасными частями, принадлежностями и эксплуатационными материалами. Они подразделяются на городские и придорожные.
Гаражи – стоянки (ГС) являются предприятиями для хранения автомобилей. Иногда на них выполняют техническое обслуживание автомобилей индивидуальных владельцев. К этому типу предприятий относятся автогостиницы (мотели) и кемпинги – гаражи – стоянки для временного хранения автомобилей туристов.
Пассажирские автостанции и автовокзалы предназначены для обслуживания междугородних и межрайонных автобусных и таксомоторных сообщений. Автостанции сооружают в городах, населенных пунктах, а также на отдельных участках дорог с относительно малой интенсивностью движения автобусов. Автовокзалы, как правило, сооружаются в крупных городах, где концентрируются конечные пункты междугородных автобусных сообщений.
Автовокзал представляет собой комплекс сооружений, обеспечивающих обслуживание пассажиров и автобусных бригад. Для пассажиров устраивают посадочные площадки, залы ожидания, билетные кассы, камеры хранения, буфеты, гостиницы, рестораны, и другие бытовые помещения. На автовокзалах обслуживают и транзитных пассажиров по смешанным перевозкам (автобусы – железная дорога – водный транспорт). Автовокзалы делятся на классы в зависимости от их пропускной способности.
Грузовые станции предназначаются для сбора, хранения, комплектования и экспедирования грузов. Размер станций определяется грузооборотом и вместимостью складов.
Автозаправочные станции (АЗС) являются предприятиями по снабжению автомобилей эксплуатационными материалами, консистентными смазками, антифризом, водой иногда воздухом для шин. АЗС подразделяют на городские и придорожные. Обычно АЗС специализируются по роду топлива:
Авторемонтные предприятия являются также специализированными предприятиями, производящими ремонт (восстановление) автомобилей и агрегатов. К ним относятся:
Специализированные цехи и мастерские выполняют ремонт узлов механизмов автомобиля, а также покрасочные, кузовные и другие работы, обслуживая автоэксплуатационные предприятия в централизованном порядке.
Социально-экономическое вхождение реформ последних лет обусловили радикальные структурные изменения автотранспорта как отрасли. Вместе с тем изменение системы хозяйственных связей, развитие внутренних и международных товарных рынков поставило перед ним новые задачи и открыло большие перспективы. Процессы демократизации общества и либерализации экономики объективно способствуют раскрытию того огромного потенциала, который заключает в себе автомобильный транспорт и который в условиях централизованной плановой экономики использовался лишь в небольшой степени.
Транспортная система России включает железнодорожный, автомобильный, внутренний водный, морской, трубопроводный и воздушный транспорт. Каждый из данных видов транспорта выполняет определённую функцию исходя из характера грузов.
Автомобильный транспорт России представляет собой наиболее гибкий и массовый вид транспорта. У него ряд важных отличий от других транспортных отраслей. Начну с того, что основная часть автомобильного парка страны эксплуатируется в нетранспортных организациях. При этом сеть автомобильных дорог наряду с парком коммерческих автомобилей используется также автомобилями, находящимися в личном пользовании граждан.
Сфера применения автотранспорта широка. Он выполняет большую часть коротких внутрирайонных перевозок, доставляет грузы к станциям железных дорог и речным пристаням и развозит их к потребителям. В северных и восточных районах, где почти нет других видов сухопутного транспорта, им осуществляются дальние межрайонные перевозки.
Ежедневно автотранспортом перевозится около 20 млн. тонн грузов и более 65 млн. пассажиров (2008г). Если сравнивать с аналогичным показателем железнодорожного транспорта, то это почти в 6 раз больше по объемам перевозок грузов и в 17 раз – по перевозкам пассажиров.
В автомобильном транспорте сконцентрировано свыше 97% от всех лицензируемых субъектов транспортной деятельности. В сфере коммерческих и некоммерческих автомобильных перевозок сейчас занято порядка полумиллиона хозяйствующих субъектов. Их деятельность проходит в условиях достаточно высокой внутриотраслевой и межвидовой конкуренции.
Грузовые перевозки – это один из наиболее «рыночных» секторов экономики. Российский опыт подтверждает известную закономерность, согласно которой рост рыночной экономики сопровождается, а в определенной мере и обуславливается опережающим развитием автотранспорта. И понятно почему. Грузопотоки, генерируемые развивающимися рынками товаров и услуг, в первую очередь осваиваются наиболее отзывчивым быстрым и гибким видом транспорта: автомобильным.
В отличие от других видов транспорта автотранспорт во все возрастающих объемах перевозит международные грузы. Это обусловлено его высокой маневренностью, большой скоростью, обеспечением перевозок непосредственно от отправителя до получателя в прямых безперегрузочных сообщениях. Мобильность автомобильного транспорта позволяет оперативно реагировать на изменение пассажиро и грузопотоков.
К недостаткам автотранспорта относится низкая производительность подвижного состава, а также сравнительно высокая (значительно выше, чем на водном и железнодорожном транспорте) себестоимость перевозок. Кроме того, автомобильный транспорт – один из основных загрязнителей атмосферы.
1. Капитальные вложения, направляемые на развитие транспорта.
2. Размещение отраслей промышленности и сельского хозяйства.
3. Плотность
размещения отдельных видов
4. Развитие межотраслевых и межтерриториальных связей.
5. Базовое состояние отрасли.
6. Развитие внешней торговли.
7. Обеспеченность
высококвалифицированными
8. Подвижность населения.
9. Размещение городов, курортов и административных центров.
10. Экологический.
11. Уровень развития производительных сил и в том числе по регионам.
12. Природно-географическая среда.
13. Научно-технический прогресс.
Вот те основные факторы, способствующие развитию и размещению транспорта в целом, а так как автомобильный транспорт является неотъемлемой частью единой транспортной системы России, то эти факторы справедливы и к автотранспорту. Необходимо обосновать их и применить к ним различные примеры. Начнем с первого фактора: капитальные вложения, направленные на развитие транспорта. Безусловно, капитальные вложения играют первостепенную роль в развитии транспорта, и не только транспорта, но и в развитии других отраслей экономики. Ведь сегодня Российский автопарк находится в таком положении, что не может в полной мере обеспечить себя средствами производства, поэтому для него особенно важны капитальные вложения.
Размещение отраслей промышленности и сельского хозяйства. Автотранспорт развит в основном в европейской части страны. Это связанно с тем, что большинство промышленных, перерабатывающих предприятий находится именно в европейской части страны, а восточная часть это что-то в роде «сырьевого придатка» и поэтому там преобладает такой транспорт, которым удобнее и дешевле перевозить сырье: железнодорожный и речной. А, как известно, автомобильным менее всего удобно и дешевле перевозить сырье, на такой огромной части как Восточная Сибирь, поэтому там так мало автодорог. Из этого следует вывод, что размещение промышленности играет огромную роль на расположение автотранспорта и транспорта в целом.
Развитие
межотраслевых и
Информация о работе Территориальная организация автомобильного транспорта Тамбовской области