Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 01:04, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая география".
Сходство и различия в социальных масштабах и формах политической борьбы в азиатско-африканском мире в начале XX века: младотурецкая революция (1908-I909гг.), конституционное движение в Иране (1905-1911гг.), Синьхайская революция в Китае (1911 г.), подъем освободительной борьбы в Индии (1906-1908гг.) и антиколониального движения в Египте (I906-1910 гг.), странах Тропической и Южной Африки (I907-I9I2гг.)
Первая мировая война
как выражение кризиса
Использование воюющими сторонами
экономического и людского потенциала
колониальных и зависимых стран.
Изменение экономической и
11.Страны Азии и Африки в годы Первой мировой войны.
За годы первой мировой
войны в странах Азии и Африки
произошли важные перемены. В зоне
военных действий оказались страны
Ближнего Востока, в армиях Антанты
участвовали солдаты ряда колоний.
Страны Азии и Африки составляли важный
резерв сырья и продовольствия, а
также рабочей силы. Народы колоний
надеялись, что послевоенное мирное
урегулирование будет сопровождаться
предоставлением свободы и
Однако процесс подрыва колониальных
порядков постепенно нарастал. Важную
стимулирующую роль в этом сыграли российская
революция 1905 г., Февральская и Октябрьская
революции 1917 г. Обращение Советской России
с призывом к народам Востока подняться
на борьбу за независимость было услышано
во многих уголках Азии и Африки. В колониальных
и зависимых странах росли патриотические
силы, выступавшие за независимость. Создавались
условия для перехода национально-освободительного
движения стихийного характера к организованной
сознательной борьбе, в которой участвовали
различные социальные слои населения
от крестьян и рабочих до феодалов и духовенства.
Особенности движения определялись своеобразием
обстановки в отдельных странах, регионах,
их историческими и культурными традициями.
12.Буржуазное просветительство и формирование идеологии буржуазного национализма в Индии.
Развитие буржуазного
национализма в Индии прошло два
этапа. В 60—70-е годы в различных
районах страны возникли местные
буржуазно-помещичьи
Первые буржуазно-помещичьи общественно-политические организации возникли наиболее экономически развитых провинциях Индии — ьенгалии и Бомбее.
Здесь еще с 40-х годов действовали Ассоциация Британской Индии в Калькутте и Ассоциация Бомбейского президентства в Бомбее. Обе организации представляли интересы крупных торговцев-компрадоров, верхушку индийской буржуазно-помещичьей интеллигенции. Кроме того, в Ассоциации Британской Индии решающее влияние имели либерально настроенные бенгальские помещики-заминдары.
Экономическая программа
этих организаций включала в себя
требование снижения налогообложения
и сокращение расходов колониальной
администрации. Политическая программа
была также крайне ограниченной: она
сводилась в основном к требованию
расширить возможности
Народные выступления
толкали умеренных
В условиях поднимавшейся
в стране волны национально-
В 1870 г. в Махараштре образовалась
«Пуна Сарваджаник Сабха» («Союз
простых людей Пуны»), а в 1876 г.
в Каль-ьутте — Индийская
С самого начала внутри новых
организаций (как и всего буржуазно-
В течение 60-х — начале 80-х годов XIX в. либеральное крыло организационно господствовало в национальном движении, поскольку в этот период мелкобуржуазным демократам пе удалось создать свои собственные организации.
Либералы, главными лидерами которых были в Бенгалии Су-рендранатх Банерджи, а в Бомбейском президентстве Дадаб-хай Наороджи и Ранаде, требовали от колониального правительства проведения протекционистской политики по отношению к молодой индийской промышленности, снижения налогообложения, уменьшения колониальной дани. В аграрном вопросе они стояли за сохранение помещичьего землевладения (при уменьшении налогообложения) и постепенное развитие крупных помещичьих хозяйств (по прусско-юнкерскому пути).
Их политическая программа сводилась к расширению представительства имущей верхушки индийского общества в совещательных органах при вице-короле и губернаторах провинций, а также к протестам против расовой дискриминации. В ней выдвигалось требование повысить возрастной ценз для экзаменующихся при поступлении на государственную службу и проводить экзамены одновременно как в Индии, так и в Англии.
Последнее требование было вызвано
тем, что колонизаторы стремились сохранить
монополию на занятие хорошо оплачиваемых
должностей в колониальном аппарате
управления за английской буржуазной
молодежью. В связи с этим был
установлен порядок, по которому к экзаменам
для поступления на государственную
службу, проходившим в Лондоне, допускались
лица в возрасте не старше 22 лет. Этот
порядок фактически лишал основную
часть индийской интеллигенции
возможности поступления в
Тактика индийских либералов была столь же робкой и умеренной, как и их политическая программа. Петиции, обращенные к парламенту и английским колониальным властям, посылка делегаций к вице-королю и в Англию, робкие протесты в печати, принятие резолюций на собраниях национальных организаций — вот те формы борьбы, которыми ограничивалось умеренное крыло национального движения.
Либералы резко отрицательно относились к народным выступлениям и стояли на позициях сохранения в стране колониального режима.
Однако внутри национального
движения крепло левое, радикальное
крыло. Мелкобуржуазные демократы
представляли низшие прослойки торговой
буржуазии, владельцев мелкие промышленных
заведений, малоимущую часть интеллигенции
— учителей, клерков, врачей — и
в то же время были связаны с
разорившимися мелкими
В отличие от либералов
мелкобуржуазные демократы Бен-
Бенгальские левые националисты надеялись, что массовые выступления крестьян приведут к изменениям в системе управления страной, к ослаблению и в конечном счете к ликвидации колониального гнета.
Антифеодальная направленность общественно-политических взглядов бенгальских мелкобуржуазных демократов обусловливалась и тем, что они наиболее последовательно выражали интересы тех, кто выступал за буржуазное развитие страны.
Главную задачу в своей
практической деятельности мелкобуржуазные
демократы видели в воспитании в
духе патриотизма широких слоев
индийской мелкобуржуазной
Здесь возникновение левого, радикального национализма связано с именем выдающегося индийского революционера и демократа Бал Гангадхар Тилака (1856 — 1920 гг.). Тилак, происходивший из старинной маратхской брахманской семьи, с ранних лет воспринял традиции освободительной борьбы маратхов, восходящие к эпохе создания маратхского государства во главе с Шиваджи. Национальные традиции пронизывали всю политическую агитацию Тилака. Еще находясь в колледже, Тилак имеете с группой своих единомышленников задумал создать общедоступную школу, в которой маратхакая молодежь воспитывалась бы в духе маратхского национализма. В 1880 г. в Пуне была открыта «Новая английская школа», а со следующего года Тилак стал издавать газеты «Кесари» («Лев») на маратхском и «Махратта» на английском языках.
В статьях, публиковавшихся в этих органах печати, а также в лекциях, читавшихся в школе, Тилак и его сторонники выступали наиболее последовательными защитниками интересов всей индийской национальной буржуазии. Формой защиты интересов индийских промышленников Тилак избрал бойкот английских товаров.
Подобно бенгальским мелкобуржуазным демократам, Тилак выступал за улучшение материального положения масс, но он не выдвинул четкой программы по аграрному вопросу.
Сочувственно относясь к выступлениям масс против колониального режима, Тилак не считал вооруженную борьбу правильным путем завоевания независимости. На этом этапе тичакисты свою основную задачу видели в подготовке «масс» (т. с. широких мелкобуржуазных слоев) к будущей борьбе за независимость.
В отличие от Бенгалии и Махараштры в остальных районах Индии в 70 — 80-е годы национальное движение еще не достигло подобного уровня развития.
13.Мировоззрение Свами Вивекананды и возрождение Индии.
Вивекананда Свами (псевдоним; настоящее имя Нарендранатх Датт) (12.1.1863, Калькутта, — 4.1.1902, Белур), индийский мыслитель-гуманист, религиозный реформатор и общественный деятель; ученик Рамакришны. В 1880—84 изучал философию в Калькуттском университете; в 1893 выезжал в США, Великобританию, Японию с целью пропаганды веданты. В 1897 основал религиозно-реформаторское общество "Миссию Рамакришны". Был крупнейшим представителем йоги. В. — идеолог так называемого индийского Возрождения, выражавшего стремление Индии к национальной независимости и социальному благоденствию. Выступал против угнетения, расизма и экспансионистских тенденций. Причины колониального положения страны видел в потере ею национальной индивидуальности. В. верил в социальную справедливость, связывая её наступление с деятельностью "низших классов", которые "покончат" с "имущественным неравенством и установят своё господство" (The complete works, v. 4, Mayavati, 1950, p. 401), однако свои надежды В. возлагал не на революционную деятельность народных масс, а на воспитание личности в духе веданты, на создание характера у индивидуума и нации. Социальная функция пропагандируемой В. "универсальной" реформированной религии заключается, по В., в оказании помощи нуждающимся и голодным. Демократическое содержание проповеди В. способствовало освободительному движению в Индии.
14.Феномен "бремени белого человека" и идеологическое обоснование европейской колонизации стран Востока.
Из писем британских миссионеров Там же, Письмо, опубликованное Дж. Г. Пэтоном, миссия Новых Гебридских о-вов, мы узнаем, какова была идеологическая основа британской колонизации. Это стремление британского правительства приобщить (насадить?) коренное население колонизируемых территорий к цивилизации и христианству - благотворительность; поиск новых источников сырья («острова выращивают кукурузу, хлопок, кофе, арроурут и специи, сахарный тростник» )- экономическая причина; политическая причина - военно-политическая опасность: «если какая-нибудь другая нация возьмет во владение острова, превосходные и просторные бухты, …, хорошо снабженные лучшей свежей водой и находящиеся поблизости от британских австралоазийских колоний, в период войны будут представлять опасность британским интересам и торговле в южных морях и ее колониях»; лучше присоединить колонизируемые острова к Британии, т. к. «в большинстве своем острова были открыты британскими мореплавателями, осуществляли торговлю на британских судах, регулярно посещались военным флотом Ее Величества» - говорит д-р Стил в одном из писем..