Влияние иностранных инвестиций на экономическую безопасность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2014 в 23:30, реферат

Краткое описание

Научная новизна исследования заключаются в следующем:
- обоснована структура факторов влияния прямых иностранных инвестиций на безопасность экономики принимающей страны;
- обоснована схема формирования системы экономической безопасности в условиях открытости экономики прямым иностранным инвестициям;
- обосновано, что изменение баланса интересов на национальном уровне возможно в результате действия внутренних и внешних объективных факторов и субъективных факторов;
- обоснована система оценки экономической безопасности на макроэкономическом уровне, выявлены значения пороговых уровней экономической безопасности Республики Беларусь;
- проведен прогноз объемов привлекаемых иностранных инвестиций в страну;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………….……………………………………….4
1 ВЛИЯНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПРИНИМАЮЩИХ СТРАН В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ……………………… ..6.
Влияние иностранных инвестиций на принимающие страны………………………6
Факторы, определяющие условия привлечения и влияния иностранных инвестиций………………………………………………………………..……..………….. 9
2 ФОРМИРОВАНИЕ БАЛАНСА ЭКНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ …………
2.1 Методологические аспекты сущности и форм экономической безопасности………………………………………………………………….………………...
2.2 Баланс экономической безопасности в условиях открытости экономики иностранным инвестициям……………………………………………………….…………………………
3 ОСНОВНЫЕ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………….………………………………………..
Влияние иностранных инвестиций на экономическую безопасность белорусской экономики…………………………………………………………………………………….
Пути обеспечения экономической безопасности в условиях либерализации экономики Республики Беларусь………………………………………………..…………
3.3 Оценка влияния иностранных инвестиций на экономическую безопасность Республики Беларусь. Пути и направления обеспечения экономической безопасности посредством привлечения иностранных инвестиций……………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

экон. безоп..doc

— 783.00 Кб (Скачать файл)

Важнейшей проблемой привлечения иностранных реальных инвестиций  являются их высокие производственные и непроизводственные затраты. Высокие издержки производства в отдельных странах при строительстве объектов производственного назначения и создании производственной инфраструктуры по экологическим, географическим и климатическим условиям делают эти страны малопривлекательными для инвесторов, побуждая их перемешать свои капиталы в страны с меньшими издержками производства, следовательно, и с меньшими инвестиционными рисками.

Таким образом, основными факторами в мировой практике размещения иностранных инвестиций являются:

  1. объемы рынка и населения страны;
  2. политическая стабильность;
  3. квалифицированная рабочая сила в обрабатывающей промышленности;
  4. потенциал рынка;
  5. богатство природных ресурсов;
  6. развитая инфраструктура государства;
  7. заинтересованность и содействие правительства притоку иностранного капитала;
  8. быстрые экономические изменения и устойчивый экономический рост;
  9. успех иностранных компаний в производстве товаров и их поставке на мировые рынки;
  10. наличие особых районов, в случае нашей страны – свободных экономических зон;
  11. предоставление правительством экономических, налоговых, валютно-финансовых и кредитных льгот, гарантий для иностранного капитала, благоприятного режима пребывания иностранцев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ФОРМИРОВАНИЕ БАЛАНСА  ЭКНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В  УСЛОВИЯХ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ  ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

 

2.1 Методологические аспекты экономической безопасности

 

 

Экономическая безопасность – это система мер или комплекс экономических, геополитических, правовых и иных условий, направленных на защиту общенациональных интересов в сфере экономики, которые оказывают регулирующее воздействие и активно противодействуют внешним и внутренним угрозам; обеспечивают защиту жизненно важных интересов страны в отношении ее ресурсного потенциала; создают внутренний иммунитет и внешнюю защищенность от дестабилизирующих воздействий; обеспечивают конкурентоспособность страны на мировых рынках и устойчивость ее финансового положения; обеспечивают достойные условия жизни и устойчивое развитие личности.

В мире практически нет стран, как среди развивающихся, так и среди развитых, которые бы не занимались разработкой проблем экономической безопасности. Но концепции, подходы к определению, целей и задач в каждой стране свои.

Обеспечение экономической безопасности – обеспечение эффективности функционирования  всех элементов.

На содержание понятия «экономическая безопасность», прежде всего, влияют национально-государственные интересы и национальная идея, позиция страны на мировой арене. В этом смысле оно имеет определенный идеологический аспект.

Экономическая безопасность системы – комплексная открытая категория, представляющая собой совокупность важных для нее элементов, таких как финансовый, инновационный, продовольственный, энергетический информационный. Именно в этих сферах жизнедеятельности  сосредоточены угрозы, от которых нужно защитить  экономическую систему. Структурная схема составляющих экономической безопасности представлена на  рисунке 2.1

Источник: собственная разработка

Рисунок 2.1 - Структурная схема составляющих экономической безопасности

К наиболее важным сферам экономической системы, в которых реализуется процесс обеспечения экономической безопасности, относятся: производственная, продовольственная, внешнеэкономическая, финансовая, социальная и инфраструктурная. Основное содержание и жизненно важные интересы в каждой сфере экономической безопасности согласно Концепции Национальной безопасности республики Беларусь представлены в таблице 2.1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.1 –Основные структурные элементы экономической безопасности согласно Концепции Национальной безопасности Республики Беларусь.

Наименование элемента экономической безопасности

Основное содержание

Важные интересы Республики Беларусь

Производственная безопасность

Защищенность экономических интересов (субъекта хозяйствования, общества и государства) в производственной сфере, то есть в процессе создания материальных благ и услуг, от потенциальных угроз. Соответственно целью обеспечения производственной безопасности является создания условий для стабильности функционирования производственных структур (отраслей, предприятий, фирм) и выпуска конкурентоспособной продукции с максимально эффективным использованием всех имеющихся ресурсов.

- высокая конкурентоспособность  производимой продукции на внутреннем  и внешнем рынках;

- рост объемов выпуска  продукции и ритмичность производства;

- высокий уровень технологии  и качества продукции, рентабельность  производства;

- обеспечение производства ресурсами;

- перераспределение ресурсов  от малоэффективных и неэффективных  производств к производствам, где  эти ресурсы используются с  большей эффективностью;

- соответствие структуры  выпускаемой продукции спросу.

Продовольственная безопасность

Состояние агропромышленного комплекса, при котором обеспечивается реализация жизненно важных интересов по удовлетворению потребностей личности, общества в необходимых для жизнедеятельности продуктов питания. Для Республики Беларусь продовольственная безопасность является не только условием сохранения суверенитета и независимости  государства, но и фактором поддержания конъюнктуры национального и региональных продуктовых рынков, обеспечивающих достаточный уровень сбалансированного питания населения и эффективного развития внешнеторговых продовольственных и сырьевых связей, усиление экспортной ориентации агропромышленного комплекса.

Актуальность данного направления на этапе вхождения в рынок обусловлена сложностью решения продовольственной проблемы. Негативные явления в экономике привели к резкому спаду производства в аграрном секторе и снижению продовольственного обеспечения населения республики.

 

- максимальное обеспечение собственными  продовольственными товарами населения  республики;

- определение и достижение оптимальных квот производства сельхозпродукции с другими государствами;

- эквивалентность обмена  с другими отраслями народного  хозяйства республики;

- снижение энерго- и материалоемкости  сельскохозяйственного производства;

- повышение технологического уровня производства и продовольственных товаров;

- преобразование земельных  отношений на принципах развития  разнообразных форм собственности;

- развитие современной  рыночной инфраструктуры агропромышленного  комплекса;

- структурная перестройка  АПК с целью повышения его эффективности и производства высококачественной и конкурентоспособной продукции;

- сохранение существующих  и восстановление утраченных  сельскохозяйственных земель;

- значительный рост государственных  и частных инвестиций в АПК  для перехода к цивилизованным рыночным отношениям.

Внешнеэкономическая безопасность

Создание условий для оптимального врастания национальной экономики в международное разделение труда и достижение баланса экономических интересов во внешнеэкономической деятельности. Наиболее актуальным в этом отношении является преодоление негативных факторов международного экономического развития, противоречий между интересами национальных субъектов хозяйствования и иностранными партнерами. На эффективность внешнеэкономической деятельности непосредственное влияние оказывают угрозы резкого падения цен на важные экспортные товары или, наоборот, резкое повышение цен на импортируемую продукцию.

Кроме того, достаточно серьезной представляется проблема высокой степени ее зависимости от поставок отдельных видов продукции (например, энергоресурсов и комплектующих) из одной страны или группы стран.

Нельзя также допустить высокой степени финансовой зависимости от иностранных государств, которая давала бы кредиторам возможность навязывать Беларуси выгодную им экономическую политику.

Внутригосударственные интересы включают:

- умеренные и стабильные  темпы инфляции;

- стабильность денежно-кредитной  системы;

- стабильность бюджетно-налоговой  системы;

- стабильность обменного  курса национальной денежной единицы по отношению к конвертируемым валютам;

- ориентацию финансовой  инфраструктуры на обслуживание  производственного сектора.

Внешние интересы в области финансовой деятельности государства обусловлены высокой степенью открытости экономики республики (размеры внешнеторгового оборота сопоставимы с объемом ВВП) и заключаются в необходимости обеспечения эффективного участия в международном разделении труда. К ним относятся:

  • сокращение внешней задолженности страны;

- достижение конвертируемости  белорусского рубля на мировом финансовом рынке;

  • повышение доверия международных финансовых организаций к экономике республики в частности инвестиционных и финансовых рисков, обеспечивающего отсутствие дискриминации и равнодоступность   к международным кредитным ресурсам;
  • поддержание эффективного уровня обменного курса белорусского рубля, стимулирующего отечественных производителей-экспортеров;
  • рост валютных активов банковской системы.

Финансовая безопасность

Состояние финансовой системы, при котором обеспечивается стабильное функционирование системы связей и отношений как между национальными субъектами хозяйствования, так и с мировым рынком.

Обеспечение финансовой безопасности в государствах с рыночной организацией хозяйства осуществляется через реализацию бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики, а также через политику в области валютного регулирования  , которые в совокупности  определяют состояние в финансовой сфере и условия функционирования реального сектора экономики. Оно напрямую зависит от создания законодательно закрепленных условий хозяйственной деятельности, контроля со стороны государственных, в том числе и правоохранительных органов за соблюдением норм и правил хозяйственной деятельности.

Социальная безопасность

Наличие в государстве оптимального соотношения интересов личности, социальных групп и всего общества в сфере реализации их материальных и духовных потребностей. Устойчивое, стабильное развитие социальной системы – одно из главнейших условий национальной безопасности. Социальные взрывы представляют реальную угрозу самому существованию государства, его безопасности. Предотвращение таких угроз зависит от проводимой в государстве активной социальной политики как основы социальной безопасности.

- поддержание рациональной занятости  населения при среднем уровне безработицы, не превышающий 5-6%;

- предоставление возможности всем  трудоспособным зарабатывать средства  для удовлетворения своих потребностей;

- разработка и осуществление  социальных программ, охватывающих  определенные категории населения;

- введение нового механизма  финансирования социальной сферы.

Инфраструктурная безопасность

Состояние бесперебойного функционирования инфраструктуры национальной экономики, при котором ею обеспечивается устойчивая и эффективная реализация       общественного     воспроизводственного процесса. Цель обеспечения инфраструктурной безопасности – создание гарантий предоставления потребителям инфраструктурных услуг и сохранности   передаваемой продукции, а также обеспечение необходимых инфраструктурных предпосылок для устойчивого функционирования экономической системы страны в условиях действия внутренних и внешних угроз  жизненно важным экономическим интересам.

- повышение технологического уровня  инфраструктурного комплекса;

- опережающее развитие  инфраструктуры по сравнению с обслуживаемыми ею сферами и отраслями экономической системы республики;

- значительное снижение  материалоемкости функционирования  инфраструктуры;

- совершенствование структуры  инфраструктурного комплекса –  отражающее развитие рыночной  инфраструктуры, а также транспорта и связи, учитывая открытый характер экономики и географическое положение Беларуси;


 

 

С точки зрения национальной безопасности, необходимо рассматривать и вопрос о привлечении иностранных инвестиций в нашу экономику, которые при определенных условиях могли бы послужить подъему в некоторых областях промышленности и сельского хозяйства, а, следовательно, и экономического положения в целом, способствуя тем самым укреплению общих основ экономической безопасности страны.

Но, принимая меры к существенному увеличению иностранных инвестиций, необходимо учитывать и другие аспекты экономической безопасности. Во-первых, с учетом наших экономических интересов следует определять не только отрасли, приоритетные для иностранных инвестиций, но и отрасли закрытые для них, или сферы, где иностранные вложения ограничиваются и регулируются на основе лицензирования.

Во-вторых, механизм привлечения иностранных инвестиций должен содействовать реальным вложениям иностранными субъектами хозяйствования финансовых и материальных ресурсов в белорусскую экономику, а не создавать условия для скупки ими за бесценок тех или иных объектов, составляющих наше национальное богатство. В третьих, необходимо всегда искать пути для выбора наиболее эффективного варианта привлечения иностранных финансовых ресурсов.

При оценке экономической безопасности принято использовать систему показателей. Так, к настоящему времени разработано две основных системы показателей экономической безопасности. Системы, которыми пользуются отечественные экономисты, разработаны российскими исследователями.  Одна из них, принята большинством российских исследователей, разработанная С. Глазьевым.[8]

Показатели экономической безопасности - система экономических критериев, показателей, выражающих оценку состояния экономики с точки зрения важнейших процессов, отражающих сущность экономической безопасности [21]. Показатели рассматривают как индикаторы экономической безопасности, которые имеют пороговые значения. При выходе за эти предельные значения наступает состояние угрозы экономической безопасности страны. Утвержденных обобщенных количественных пороговых значений индикаторов до сих пор нет. Для каждой отдельной страны существуют свои пороговые значения индикаторов экономической безопасности, которые зависят от экономического развития страны на данном этапе. Поэтому говоря о значениях пороговых индикаторов экономической безопасности Республики Беларусь, мы будем принимать статистические мировые значения данных индикаторов.

Сформулированы 4 группы пороговых значений индикаторов ( рис. 2.2 )

Источник: собственная разработка

Рисунок 2.2 – Группы пороговых значений индикаторов

Далее нас будут интересовать макроэкономические пороговые индикаторы экономической безопасности, выделенные в Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, представленные в таблице 2.2.

Таблица 2.2 - Макроэкономические пороговые индикаторы экономической безопасности, выделенные в Концепции национальной безопасности Республики Беларусь

 

Макроэкономические пороговые индикаторы экономической безопасности

1

доля в ВВП инвестиций в основной капитал

2

уровень инновационной активности промышленных предприятий

3

внутренние затраты на научные исследования и разработки

4

платежи по обслуживанию государственного долга к доходам республиканского бюджета

5

индекс развития человеческого потенциала

6

децильный коэффициент

7

суммарный коэффициент рождаемости

8

коэффициент депопуляции

9

уровень обеспеченности ресурсами здравоохранения, образования

10

уровень развития информационных технологий и телекоммуникаций

11

обеспеченность военными кадрами

12

оснащенность Вооруженных Сил современным вооружением, военной и специальной техникой

13

коэффициент эластичности выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образования отходов и прироста ВВП


Источник: Концепция Национальной безопасности Республики Беларусь

Таким образом, анализ сущности и форм экономической безопасности выявил следующее:

- понятие экономической  безопасности имеет больше политическое, нежели экономическое значение. Оно неразрывно связано с категорией национальных интересов государства;

- государственная экономическая  политика и стратегия экономической безопасности - категории и инструменты регулирования, находящиеся в тесном взаимодействии друг с другом;

- экономическая безопасность это  некое состояние экономики, обеспечивающее безопасность от внутренних и внешних угроз;

- понятие экономической безопасности имеет конкретно-историческое содержание. Структурирование её составляющих без определенного контекста не имеет смысла. Необходим «конкретный анализ конкретной ситуации», который и позволяет выявить, в каких областях возникают опасности для страны, какова степень их остроты, в чем взаимосвязь между ними и так далее;

-  при определении состояния  экономической безопасности необходимо  объективно оценивать реальную социально - экономическую ситуацию страны, тенденции её развития, её место на мировом рынке. Чем более совершенна самооценка страны, её противоречий и дисбалансов, тем более возможна выработка правильных стратегических направлений снятия этих угроз и соответственно, увеличивается способность к выживанию в кризисных ситуациях;

- данное состояние выражается системой экономических показателей, пороговыми значениями, за которыми наступает состояние угрозы экономической безопасности страны. То есть, понятие экономической безопасности носит предельный характер, состояние описывается обратными величинами, которые являются как бы аварийными красными сигналами для общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Баланс экономической безопасности в условиях открытости экономики иностранным инвестициям

 

 

Анализ механизмов и процессов, оказывающих непосредственное воздействие на экономическую безопасность социально-экономических систем, позволил выделить критические звенья во взаимодействии финансовых и хозяйственных механизмов, влияющие на экономическую ситуацию. В качестве характеристики, определяющей состояние экономической безопасности социально-экономических систем, можно рассматривать условия воспроизводства. Исходя из этих условий, может быть введена система пороговых значений индикаторов режима равновесного функционирования экономики.

Для анализа состояния экономической безопасности важное значение имеют не столько сами индикаторы, сколько их пороговые значения, несоблюдение которых приводит к формированию негативных разрушительных тенденций в области экономической безопасности.

Определение экономической безопасности государства в условиях открытости для иностранных инвестиций экономики, по моему мнению, может иметь следующую формулировку - это способность экономики в случае длительного отсечения её от инвестиционных ресурсов извне удовлетворять потребности национального воспроизводственного комплекса на уровне, достаточном для поддержания желаемого темпа экономического развития данной страны с одной стороны; с другой стороны, способность правительства сохранить желаемую степень контроля над ключевыми секторами экономики и с третьей стороны не быть обойденным иностранными инвестициями. Сопротивляемость к воздействию внешней среды в данном случае состоит в том, что правительство не утратит контроль за процессами, протекающими в инвестиционной сфере, которые оказывают влияние на процесс экономического и политического развития; и внутренние свойства, соответственно, состоят в том, что экономика будет в состоянии обеспечить себя внутренними источниками для роста и является привлекательной для иностранных инвестиций.

Информация о работе Влияние иностранных инвестиций на экономическую безопасность