Выбор моделей макроэкономической политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 14:58, курсовая работа

Краткое описание

Кейнсианская модель: соединение рыночного механизма и государственного регулирования на основе управления спросом.
Роль кредитно-денежной и бюджетно-финансовой политики в стимулировании роста инвестиций и занятости.
Неоконсервативная модель государственного регулирования: обеспечение регулирующих функций рынка на основе стимулирования предложения.
Фискальная и монетарная политика в классической и кейнсианской моделях.
Стабилизационная политика: перспективы и проблемы.

Содержание

Введение
Основная часть
1. Модели макроэкономической политики
2. Споры о макроэкономической политики
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

belousov_kursovaia_rabota.doc

— 238.50 Кб (Скачать файл)

Сложившаяся после Второй мировой войны кейнсианская модель государственного регулирования могла быть приемлемой в условиях высоких темпов экономического роста, устойчивой тенденции к повышению производи¬тельности труда и улучшению эффективности производст¬ва. Высокие темпы роста национального дохода, создавшие материальную основу для его перераспределения без ущер¬ба накоплению капитала. Однако в середине 70-х гг. усло¬вия воспроизводства резко ухудшились. Возник эффект стагфляции, упали темпы роста. Экономические реалии 70-х гг. опровергли аксиоматичный, с точки зрения неокейнсианцев, закон Филлипса, согласно которому безра¬ботица и инфляция являются обратными величинами и не могут расти одновременно. Вопреки теории Кейнса инф¬ляция сопровождалась стагнацией производства и ростом безработицы.

Так, в США к концу 70-х гг. 58 регулирующих агентов издавали ежегодно до 7 тыс. правил и указаний, регламен¬тирующих  деятельность частного бизнеса.

1.3 Неоконсервативная модель государственного  регулирования: обеспечение регулирующих функций рынка на основе стимулирования предложения

Теоретической основой этой модели послужили концепции неоклассического направления экономической тео¬рии, в частности, таких ее современных  вариантов, как монетаризм, теории экономики  предложения и рациональных ожиданий. Наиболее видными представителями этих на¬правлений являются американские экономисты М. Фридмен (монетаризм), А. Лаффер и Дж. Гилдер (концепция экономики предложения), Дж. Мут, Р. Лукас и Л. Реппинг (теория рациональных ожиданий).

Итак, как было отмечено выше, к  концу 70-х гг. регули¬рование воспроизводства  путем формирования эффектив¬ного  спроса не только не дало эффекта, но и  само стало дополнительным источником кризисных потрясений. Трансформация  модели государственного регулирования заключалась в отказе от воздействия на воспроизводство через спрос, а вместо этого - использование косвенных мер воздействия на предложение, процесс производства. В этих целях, считают сторонники экономики предложения, необходимо:

 а) воссоздать классический механизм накопления;

б) возродить рыночный механизм, свободу  частного предпринимательства.

Общей теоретической предпосылкой макроэкономического моделирования  является понятие равновесной экономики. Стремление к равновесию имманентно биологическим, естественным и общественным системам. Что касается схем экономического равновесия, то представляется полезным назвать два переведенных на русский язык и адаптированных издания «Математическая экономика» К. Ланкастера и «Равновесие и экономический рост» Л. Столерю. Эти работы содержат развернутый  анализ «общего равновесия» Л Вальраса, моделей В.В. Леонтьева и Р. Солоу, К. Эрроу-Дебре, Р. Маккензи и Дж.Ф. Неймана.

Основным регулирующим фактором экономического роста являются инвестиции. В момент осуществления они повышают совокупный спрос, а в последующем увеличивают совокупное предложение. Л. Столерю писал в работе «Равновесие и экономический рост»: «Осознание той истины, что недостаточно желать, чтобы иметь; что невозможно работать в два раза больше и зарабатывать в два раза выше, или, вернее, невозможно для всех сразу. Но как бы ни были ограничены экономические ресурсы, всегда есть возможность использования их наилучшим образом. Ключевое понятие в экономике — оптимум».

Приглядимся к состоянию инвестиций в России. Общая сумма инвестиций в основной капитал составляла в 1998 г. 40,2 млрд. рублей, (14,5% ВВП). Но картина останется некорректной, если мы не учтем  следующие обстоятельства:

• амортизационные фонды предприятий  были использованы на 40-45%;

• из прибыли на капиталовложения пошло менее половины;

• небольшим был объем инвестиций за счет банковских депозитов (сбережений населения);

• согласно оценкам, общий инвестиционный резерв находился в 1996 — 1997 гг. на уровне 40%.

Экономический рост действительно можно рассматри¬вать как функцию от накопления капитала, которое осуществляется из двух источников: 1) за счет собственных средств, т.е. капитализации части прибыли и 2) за счет заемных средств, кредитов. Поэтому в соответствии с тео¬рией экономики предложения необходимо создание благо¬приятных условий для процесса накопления капитала, повышения эффективности производства.

Главными преградами на этом пути являются высокие налоги и инфляция. Высокие налоги ведут к изъятию  значительной части прибыли у корпорации (иногда до 70% ) и ограничивают рост капиталовложений. Инфляция за¬трудняет использование заемных средств для накопления, так как удорожает кредит. Кроме того, удорожанию кредита способствовала и таксфляция (инфляция и высокие подо¬ходные налоги), в условиях которой поддержание расши¬ренного потребления возможно лишь за счет потребительского кредита. Постоянный высокий спрос на кредит обес¬печивал устойчивую высокую процентную ставку. Поэтому в качестве главных направлений трансформации государ¬ственного регулирования в соответствии с концепцией экономики предложения стало, во-первых, предоставление налоговых льгот предпринимателям. Это потребовало про¬ведения налоговых реформ. И, во-вторых, осуществление антиинфляционных мероприятий на базе рекомендаций монетаристов. Их суть состояла в проведении жесткой рестриктной (т.е. ограничительной) кредитно-денежной политики, в переходе от дискреционной, или гибкой денежной политики к политике денежного таргетирования. Взгляды монетаристов на роль денежных факторов в экономике рассмотрим несколько ниже.

Сокращение налоговых ставок на доходы населения и прибыль корпораций в краткосрочном плане уменьшают  доходы госбюджета и увеличивают  его дефицит, что ослож¬няет борьбу с инфляцией. Поэтому вполне логичным яв¬ляется следующий шаг - сокращение государственных расходов, отказ от использования бюджета для поддержа¬ния спроса, осуществления широких социальных про¬грамм.

В контексте облегчения текущих  бюджетных проблем можно отчасти  рассматривать и политику приватизации государственной собственности.

1.4 Фискальная и монетарная политика  в классической и кейнсианской  моделях

 Классический и кейнсианский  подходы к макроэкономической  политике различны. Разногласия  касаются причин нестабильности  совокупного спроса; факторов, определяющих совокупное предложение; взаимосвязи инфляции и безработицы; инструментов фискальной и монетарной политики и т.д.

Общим методологическим подходом кейнсианцев  является концепция активной макроэкономической политики, которая необходима для стабилизации внутренне нестабильной экономики. Внутренняя нестабильность во многом связана с недостаточной гибкостью рынка труда, «жесткостью» заработной платы и неэластичностью цен в сторону понижения.

В классической модели основным уравнением является уравнение обмена: MV= PY, где величина MV представляет собой совокупные расходы покупателей, а PY общие доходы (выручку) продавцов. которые также определяют номинальный ВВП.

Очевидно, что оба уравнения  описывают кругооборот доходов  и расходов в экономике и поэтому взаимосвязаны.

1.5 Стабилизационная политика: перспективы  и проблемы

Политика стабилизации представляет собой действия правительства по контролю над экономической ситуацией  с целью максимально приблизить объем ВНП к его потенциальному уровню и поддержать низкие и стабильные темпы инфляции. Целью  политики экономического роста является увеличение фактических объемов ВНП. Политика ограничения деловой активности, напротив, направлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем. 

 

2 Споры о макроэкономической политики

 

2.1 Воздействие денежных факторов  на хозяйственную конъюнктуру

Гибкая, или дискреционная, денежная политика была одним из главных инструментов государственного регули¬рования общественного  воспроизводства. При этом Дж. М. Кейнс считал, что ее инфляционное воздействие можно нейтрализовать или удерживать в приемлемых рам¬ках с помощью фискальной политики и контроля цен и заработной платы. Стабильная заработная плата и почти неподвижный уровень цен являлись условиями действен¬ности кейнсианской модели регулирования.

 Однако неустойчивая инфляция, одной из причин кото¬рой стала  гибкая денежная политика, не  позволяла поддер¬живать на стабильном  уровне цены и заработную плату.  Кроме того, попытки законодательно ограничить цены и рост заработной платы лишали последних их важнейшей функции - быть объективным информационным сигналом, что не позволяет экономическим агентам принимать правильные решения о том, что, как и для   кого произво¬дить.

В отличие от кейнсианцев монетаристы считают, что изменение денежной массы не влияет на реальное произ¬водство и занятость, а приводит лишь к изменению цен. В краткосрочном плане рост денежного предложения, безусловно, способствует увеличению объемов производства. Однако долговременный эффект совершенно иной. Увели¬чение денежной массы подталкивает рост цен, а это ведет к увеличению процентных ставок, т.е. мы имеем инфляци¬онный рост процента.

Увеличение количества денег у  населения, влияя на рост расходов, первоначально стимулирует производство. Одна¬ко затем, вследствие роста цен, реальное количество денег у населения (в расчете на цены товаров) уменьшается, восстанавливается первоначальный уровень спроса и про¬изводства, но уже при более высоких ценах.

Таким образом, экспансионистская денежная политика, приводящая в краткосрочном плане к росту производства и сокращению безработицы, в длительной перспективе оборачивается стагнацией производства и увеличением безработицы. Поэтому вместо дискреционной политики регулирования денежной массы и денежного обращения монетаристы предлагают проводить политику денежного таргетирования, суть  которой заключается в строгом сле¬довании темпам роста денежной массы, которые определяются на основе прошлых долговременных тенденций ди¬намики производства, денежной массы и скорости обра¬щения денег.

Строго контролируемый рост денежной массы и обра¬щения будет способствовать изменению структуры относи¬тельных цен, увеличит степень соответствия структур спро¬са и предложения, которая определяет совокупную заня¬тость. Ожидания стабильных цен в сочетании с гибкой заработной платой позволят

хозяйствующим aгентам при¬нять экономически обоснованные и эффективные решения.

2.2 Принцип рациональных ожиданий

 Концепция рациональных ожиданий  является одним из самых молодых направлений современной экономической теории.

Широкое применение для построения экономических моделей эта концепция  получила лишь в 70-с гг. Вследст¬вие  использования методологических принципов  класси¬ческой экономики теория рациональных ожиданий полу¬чила также название «новая классическая экономика»

Одна из центральных идей неоклассиков состоит в том, что экономические  агенты, используя имеющуюся инфор¬мацию, в состоянии самостоятельно прогнозировать экономические процессы и принимать оптимальные решения. На основе доступной информации экономические агенты принимают решения о текущем и перспективном потреб¬лении, исходя из прогнозов относительно будущего уровня цен на предметы потребления. При этом потребители стремятся к максимизации полезности.

Другим основным положением теории рациональных ожиданий является идея о том, что рынки товаров и  факторов производства являются высококонкурентными  и поэтому ставки заработной платы  и цены на товары и факторы производства гибко реагируют на изменения в сфере производства и обмена. Масштабы предложения и равновесные цены быстро приспосабливаются к изменени¬ям в технологии производства, рыночным потрясениям и переменам в экономической политике государства. Под влиянием новой рыночной ситуации потребители и пред¬приниматели принимают адекватные экономические ре¬шения и в результате цены на товары и ресурсы изменяют¬ся.

Подобная реакция потребителей, предпринимателей и собственников  факторов производства сводит на нет  ре¬зультаты дискретной стабилизационной политики. Напри¬мер, в целях стимулирования производства и увеличения занятости

центральное кредитно-денежное учреждение проводит политику дешевых денег, чреватую инфляцией. В ответ основные экономические  агенты предпринимают антиинфляционные меры: рабочие требуют повышения заработной платы, предприниматели повышают цены на товары и услуги, кредиторы увеличивают процентную став¬ку. В результате увеличение совокупных расходов, стиму¬лируемое политикой дешевых   денег, поглощается ростом цен и заработной платы, а реальный объем производства и занятости не расширяется. Таким образом, рациональное поведение потребителей, предпринимателей и собственни¬ков факторов производства сводит к нулю эффективность дискретной стабилизационной политики.

Неверная оценка ситуации экономическими агентами имеет место, по мнению неоклассиков, в том случае, когда правительством принимаются неожиданные решения, вли¬яющие на переменные, участвующие в определении объема совокупного спроса и предложения. Поэтому правительства должны отказаться от конъюнктурной антициклической политики. Такая политика не в состоянии обеспечить дли¬тельное равновесие в экономике. Это достигается путем принятия оптимальных решений хозяйствующими субъек¬тами, при условии стабильных законов, регламентирующих хозяйственную жизнь.

Среди подобных правил, например, предлагается при¬нять закон, в соответствии с  которым принимаемые пра¬вительством  решения в области денежной и  фискальной политики должны вступать в действие только через два года после их принятия. Это позволило бы предотвратить при¬нятие конъюнктурных, неожиданных для экономических агентов решений, диктуемых в том числе политическими мотивами, например, тактикой предвыборной борьбы.

Информация о работе Выбор моделей макроэкономической политики