Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 14:58, курсовая работа
Кейнсианская модель: соединение рыночного механизма и государственного регулирования на основе управления спросом.
Роль кредитно-денежной и бюджетно-финансовой политики в стимулировании роста инвестиций и занятости.
Неоконсервативная модель государственного регулирования: обеспечение регулирующих функций рынка на основе стимулирования предложения.
Фискальная и монетарная политика в классической и кейнсианской моделях.
Стабилизационная политика: перспективы и проблемы.
Введение
Основная часть
1. Модели макроэкономической политики
2. Споры о макроэкономической политики
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложения
Сложившаяся после Второй мировой войны кейнсианская модель государственного регулирования могла быть приемлемой в условиях высоких темпов экономического роста, устойчивой тенденции к повышению производи¬тельности труда и улучшению эффективности производст¬ва. Высокие темпы роста национального дохода, создавшие материальную основу для его перераспределения без ущер¬ба накоплению капитала. Однако в середине 70-х гг. усло¬вия воспроизводства резко ухудшились. Возник эффект стагфляции, упали темпы роста. Экономические реалии 70-х гг. опровергли аксиоматичный, с точки зрения неокейнсианцев, закон Филлипса, согласно которому безра¬ботица и инфляция являются обратными величинами и не могут расти одновременно. Вопреки теории Кейнса инф¬ляция сопровождалась стагнацией производства и ростом безработицы.
Так, в США к концу 70-х гг. 58 регулирующих агентов издавали ежегодно до 7 тыс. правил и указаний, регламен¬тирующих деятельность частного бизнеса.
1.3 Неоконсервативная модель
Теоретической основой этой модели
послужили концепции
Итак, как было отмечено выше, к концу 70-х гг. регули¬рование воспроизводства путем формирования эффектив¬ного спроса не только не дало эффекта, но и само стало дополнительным источником кризисных потрясений. Трансформация модели государственного регулирования заключалась в отказе от воздействия на воспроизводство через спрос, а вместо этого - использование косвенных мер воздействия на предложение, процесс производства. В этих целях, считают сторонники экономики предложения, необходимо:
а) воссоздать классический механизм накопления;
б) возродить рыночный механизм, свободу частного предпринимательства.
Общей теоретической предпосылкой
макроэкономического
Основным регулирующим фактором экономического роста являются инвестиции. В момент осуществления они повышают совокупный спрос, а в последующем увеличивают совокупное предложение. Л. Столерю писал в работе «Равновесие и экономический рост»: «Осознание той истины, что недостаточно желать, чтобы иметь; что невозможно работать в два раза больше и зарабатывать в два раза выше, или, вернее, невозможно для всех сразу. Но как бы ни были ограничены экономические ресурсы, всегда есть возможность использования их наилучшим образом. Ключевое понятие в экономике — оптимум».
Приглядимся к состоянию инвестиций в России. Общая сумма инвестиций в основной капитал составляла в 1998 г. 40,2 млрд. рублей, (14,5% ВВП). Но картина останется некорректной, если мы не учтем следующие обстоятельства:
• амортизационные фонды
• из прибыли на капиталовложения пошло менее половины;
• небольшим был объем инвестиций за счет банковских депозитов (сбережений населения);
• согласно оценкам, общий инвестиционный резерв находился в 1996 — 1997 гг. на уровне 40%.
Экономический рост действительно можно рассматри¬вать как функцию от накопления капитала, которое осуществляется из двух источников: 1) за счет собственных средств, т.е. капитализации части прибыли и 2) за счет заемных средств, кредитов. Поэтому в соответствии с тео¬рией экономики предложения необходимо создание благо¬приятных условий для процесса накопления капитала, повышения эффективности производства.
Главными преградами на этом пути являются высокие налоги и инфляция. Высокие налоги ведут к изъятию значительной части прибыли у корпорации (иногда до 70% ) и ограничивают рост капиталовложений. Инфляция за¬трудняет использование заемных средств для накопления, так как удорожает кредит. Кроме того, удорожанию кредита способствовала и таксфляция (инфляция и высокие подо¬ходные налоги), в условиях которой поддержание расши¬ренного потребления возможно лишь за счет потребительского кредита. Постоянный высокий спрос на кредит обес¬печивал устойчивую высокую процентную ставку. Поэтому в качестве главных направлений трансформации государ¬ственного регулирования в соответствии с концепцией экономики предложения стало, во-первых, предоставление налоговых льгот предпринимателям. Это потребовало про¬ведения налоговых реформ. И, во-вторых, осуществление антиинфляционных мероприятий на базе рекомендаций монетаристов. Их суть состояла в проведении жесткой рестриктной (т.е. ограничительной) кредитно-денежной политики, в переходе от дискреционной, или гибкой денежной политики к политике денежного таргетирования. Взгляды монетаристов на роль денежных факторов в экономике рассмотрим несколько ниже.
Сокращение налоговых ставок на
доходы населения и прибыль корпораций
в краткосрочном плане
В контексте облегчения текущих
бюджетных проблем можно
1.4 Фискальная и монетарная
Классический и кейнсианский
подходы к макроэкономической
политике различны. Разногласия
касаются причин
Общим методологическим подходом кейнсианцев является концепция активной макроэкономической политики, которая необходима для стабилизации внутренне нестабильной экономики. Внутренняя нестабильность во многом связана с недостаточной гибкостью рынка труда, «жесткостью» заработной платы и неэластичностью цен в сторону понижения.
В классической модели основным уравнением является уравнение обмена: MV= PY, где величина MV представляет собой совокупные расходы покупателей, а PY общие доходы (выручку) продавцов. которые также определяют номинальный ВВП.
Очевидно, что оба уравнения описывают кругооборот доходов и расходов в экономике и поэтому взаимосвязаны.
1.5 Стабилизационная политика: перспективы и проблемы
Политика стабилизации представляет собой действия правительства по контролю над экономической ситуацией с целью максимально приблизить объем ВНП к его потенциальному уровню и поддержать низкие и стабильные темпы инфляции. Целью политики экономического роста является увеличение фактических объемов ВНП. Политика ограничения деловой активности, напротив, направлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем.
2.1 Воздействие денежных факторов на хозяйственную конъюнктуру
Гибкая, или дискреционная, денежная политика была одним из главных инструментов государственного регули¬рования общественного воспроизводства. При этом Дж. М. Кейнс считал, что ее инфляционное воздействие можно нейтрализовать или удерживать в приемлемых рам¬ках с помощью фискальной политики и контроля цен и заработной платы. Стабильная заработная плата и почти неподвижный уровень цен являлись условиями действен¬ности кейнсианской модели регулирования.
Однако неустойчивая инфляция,
одной из причин кото¬рой
В отличие от кейнсианцев монетаристы считают, что изменение денежной массы не влияет на реальное произ¬водство и занятость, а приводит лишь к изменению цен. В краткосрочном плане рост денежного предложения, безусловно, способствует увеличению объемов производства. Однако долговременный эффект совершенно иной. Увели¬чение денежной массы подталкивает рост цен, а это ведет к увеличению процентных ставок, т.е. мы имеем инфляци¬онный рост процента.
Увеличение количества денег у населения, влияя на рост расходов, первоначально стимулирует производство. Одна¬ко затем, вследствие роста цен, реальное количество денег у населения (в расчете на цены товаров) уменьшается, восстанавливается первоначальный уровень спроса и про¬изводства, но уже при более высоких ценах.
Таким образом, экспансионистская денежная политика, приводящая в краткосрочном плане к росту производства и сокращению безработицы, в длительной перспективе оборачивается стагнацией производства и увеличением безработицы. Поэтому вместо дискреционной политики регулирования денежной массы и денежного обращения монетаристы предлагают проводить политику денежного таргетирования, суть которой заключается в строгом сле¬довании темпам роста денежной массы, которые определяются на основе прошлых долговременных тенденций ди¬намики производства, денежной массы и скорости обра¬щения денег.
Строго контролируемый рост денежной
массы и обра¬щения будет способствовать
изменению структуры относи¬
хозяйствующим aгентам при¬нять экономически обоснованные и эффективные решения.
2.2 Принцип рациональных ожиданий
Концепция рациональных
Широкое применение для построения
экономических моделей эта
Одна из центральных идей неоклассиков
состоит в том, что экономические
агенты, используя имеющуюся инфор¬
Другим основным положением теории рациональных ожиданий является идея о том, что рынки товаров и факторов производства являются высококонкурентными и поэтому ставки заработной платы и цены на товары и факторы производства гибко реагируют на изменения в сфере производства и обмена. Масштабы предложения и равновесные цены быстро приспосабливаются к изменени¬ям в технологии производства, рыночным потрясениям и переменам в экономической политике государства. Под влиянием новой рыночной ситуации потребители и пред¬приниматели принимают адекватные экономические ре¬шения и в результате цены на товары и ресурсы изменяют¬ся.
Подобная реакция потребителей, предпринимателей и собственников факторов производства сводит на нет ре¬зультаты дискретной стабилизационной политики. Напри¬мер, в целях стимулирования производства и увеличения занятости
центральное кредитно-денежное учреждение проводит политику дешевых денег, чреватую инфляцией. В ответ основные экономические агенты предпринимают антиинфляционные меры: рабочие требуют повышения заработной платы, предприниматели повышают цены на товары и услуги, кредиторы увеличивают процентную став¬ку. В результате увеличение совокупных расходов, стиму¬лируемое политикой дешевых денег, поглощается ростом цен и заработной платы, а реальный объем производства и занятости не расширяется. Таким образом, рациональное поведение потребителей, предпринимателей и собственни¬ков факторов производства сводит к нулю эффективность дискретной стабилизационной политики.
Неверная оценка ситуации экономическими агентами имеет место, по мнению неоклассиков, в том случае, когда правительством принимаются неожиданные решения, вли¬яющие на переменные, участвующие в определении объема совокупного спроса и предложения. Поэтому правительства должны отказаться от конъюнктурной антициклической политики. Такая политика не в состоянии обеспечить дли¬тельное равновесие в экономике. Это достигается путем принятия оптимальных решений хозяйствующими субъек¬тами, при условии стабильных законов, регламентирующих хозяйственную жизнь.
Среди подобных правил, например, предлагается
при¬нять закон, в соответствии с
которым принимаемые пра¬
Информация о работе Выбор моделей макроэкономической политики