Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 13:27, курсовая работа
Цель данной работы – определить значение государственного долга и бюджетного дефицита в современной экономике.
В курсовой работе поставлены следующие задачи:
1) Рассмотреть понятия государственного долга и бюджетного дефицита;
2) Выделить факторы влияния госдолга и бюджетного дефицита на экономику, а также инструменты их регулирования;
3) Выполнить сравнительный анализ состояния госдолга различных стран мира;
4) Проанализировать состояние государственного долга и бюджетного дефицита РФ в текущем периоде и по прогнозам на ближайшие годы.
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня, когда мир замер на пороге очередного финансового кризиса, говорить о бюджетном дефиците и государственном долге чрезвычайно актуально. Государственные долги ведущих экономик мира неуклонно растут. Например, известно, что в октябре 2010 года общий государственный долг всех стран мира превысил $40 трлн. Таковы результаты исследования, проведенного специалистами центра The Economist Intelligence Unit. Таким образом, суммарная государственная задолженность всех стран мира достигла 68% от мирового ВВП (номинальный мировой ВВП в 2010 году по данным Всемирного банка составил $58 трлн.)1.
Цель данной работы – определить значение государственного долга и бюджетного дефицита в современной экономике.
В курсовой работе поставлены следующие задачи:
1) Рассмотреть понятия государственного долга и бюджетного дефицита;
2) Выделить факторы влияния госдолга и бюджетного дефицита на экономику, а также инструменты их регулирования;
3) Выполнить сравнительный
анализ состояния госдолга
4) Проанализировать состояние государственного долга и бюджетного дефицита РФ в текущем периоде и по прогнозам на ближайшие годы.
Объект – государственный долг и бюджетный дефицит. Предмет – государственные доходы и расходы, бюджетно-налоговая политика правительства.
При написании курсовой работы использовались метод сравнения государственного долга и бюджетного дефицита в различных странах. Материалом для данной работы послужили конкретные показатели бюджета, отраженные в докладе Министерства финансов РФ, различные статистические материалы, предоставленные Министерством финансов, экономические журналы и аналитические статьи, учебные пособия по экономической теории. Хронологические границы исследования 1940 - 2011г.
Курсовая работа выполнена на 45 страницах, состоит из введения, 2 глав и заключения, проиллюстрирована 4 рисунками, включает в себя 6 таблиц, содержит список использованных источников из 23 источников. В первой главе рассматриваются теоретические вопросы: понятие бюджета и бюджетного дефицита, его виды и концепции регулирования, понятие государственного долга, его виды и факторы воздействия, причины возникновения бюджетного дефицита и увеличения госдолга. Во второй главе рассмотрен государственный долг стран мира, представлен рейтинг стран по уровню долговой нагрузки, рассмотрены государственный долг США, а также государственно-долговая политика России.
Глава 1. Бюджетный дефицит и управление государственным долгом
1.1 Понятие бюджета. Бюджетный дефицит, его виды и концепции регулирования
Государственный бюджет –
это форма образования и
Расходы и доходы государственного бюджета не всегда совпадают. Если расходы больше доходов, то правительство сталкивается с бюджетным дефицитом2.
Бюджетный дефицит представляет
собой разницу между
1) Обычно при оценке
величины государственных
2) Важная статья государственных
расходов - обслуживание задолженности,
то есть выплата процентов
по ней и постепенное
3) При оценках дефицита государственного бюджета на макроуровне, как правило, не учитывается состояние местных бюджетов, которые могут иметь излишки. Нередко местные органы власти целенаправленно искажают статистическую информацию о состоянии местных бюджетов, чтобы снизить налоговые отчисления в федеральный бюджет. Эта закономерность характерна практически для всех переходных экономик, в которых наметилась тенденция к фискальной децентрализации. В итоге при оценке дефицита федерального бюджета происходит завышение.
4) Наряду с измеряемым
(официальным) дефицитом
Скрытый дефицит бюджета занижает величину фактического бюджетного дефицита и государственного долга, что нередко делается целенаправленно (например, перед выборами), а также в рамках "жесткого" курса правительства на ежегодно сбалансированный бюджет.3
Различают структурный, циклический
и фактический бюджетный
δS = G – tY*
где δS – структурный дефицит бюджета, G – государственные закупки, t – налоговая ставка, Y* - потенциальный ВВП.
Циклический дефицит –
это разность между фактическим
дефицитом и структурным
δС = δ - δS = (G – tY) – (G – tY*) = t (Y* - Y)
где δС – циклический бюджетный дефицит, δ - фактический бюджетный дефицит, δS – структурный бюджетный дефицит, G – государственные закупки, t – налоговая ставка, Y –фактический ВВП, Y* - потенциальный ВВП.
Во время спада фактический дефицит больше структурного, поскольку к структурному дефициту добавляется циклический, так как при рецессии Y < Y*. В период подъема фактический дефицит меньше структурного на абсолютную величину циклического дефицита, поскольку при буме Y > Y*. Структурный дефицит является следствием стимулирующей дискреционной фискальной политики, а циклический дефицит – это результат автоматической фискальной политики, следствие действия встроенных стабилизаторов.
Выделяют также текущий дефицит бюджета и первичный дефицит. Текущий бюджетный дефицит представляет собой общий дефицит государственного бюджета. Первичный дефицит – это разница между общим (текущим) дефицитом и суммой выплат по обслуживанию государственного долга.4 При долговом финансировании первичного дефицита увеличивается и основная сумма долга, и коэффициент его обслуживания, то есть возрастает "бремя долга" в экономике. BD общий = ( G + N + F ) – T
BD первичный = ( G + F ) – T
N = D x Rr
где с - выплаты по обслуживанию долга;
D - величина долга;
Rr - реальная ставка процента;
G – госзакупки;
F – трансферты;
T – налоговые поступления в бюджет.
Абсолютные размеры бюджетного дефицита и государственного долга не могут служить надежными макроэкономическими показателями, тем более что задолженность обычно увеличивается по мере роста ВВП.
Поэтому целесообразно
использовать относительные
1) Долг/ВВП; Долг/Экспорт товаров и услуг - Показатели запаса, характеризующие бремя долга в более долгом периоде, то есть степень зависимости национальной экономики от прошлого притока иностранного капитала
2) Сумма обслуживания долга/ВВП; Сумма обслуживания долга/Экспорт - Показатели потока: чем они выше, тем в более активной краткосрочной корректировке нуждается внешнеторговая и валютная политика в целях уравновешивания платежного баланса (особенно если велика доля внешнего долга).
В макроэкономическом
анализе также используется
Концепции государственного бюджета
Отношение к дефициту
государственного бюджета, как
правило, отрицательное.
Концепция ежегодного
сбалансированного бюджета
Концепция государственного бюджета, балансируемого на циклической основе заключается в том, что иметь сбалансированный бюджет ежегодно необязательно. Важно, чтобы бюджет был сбалансирован в целом в течение экономического цикла: бюджетный излишек, увеличивающийся в период бума (наиболее высокой деловой активности), когда доходы бюджета максимальны, должен использоваться для финансирования дефицита бюджета, имеющего место в период рецессии (минимальной деловой активности), когда резко сокращаются доходы бюджета. Эта концепция также имеет существенный недостаток. Дело в том, что фазы бума и рецессии различаются по продолжительности и глубине, поэтому суммы бюджетного излишка, который можно накопить в период бума, и дефицита, который накапливается в период спада, как правило, не совпадают, поэтому сбалансированный бюджет обеспечить не удается.
Наибольшее распространение получила концепция, согласно которой целью государства должна быть не сбалансированность бюджета, а стабильность экономики. Эта идея была выдвинута Кейнсом в его работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.) и активно использовалась в экономиках развитых стран до середины 70-х годов. Согласно воззрениям Кейнса, инструменты государственного бюджета (государственные закупки, налоги и трансферты) должны использоваться в качестве антициклических регуляторов, стабилизирующих экономику на разных фазах цикла. Если в экономике спад, то государство в целях стимулирования деловой активности и обеспечения экономического подъема должно увеличивать свои расходы (государственные закупки и трансферты) и уменьшать налоги, что приведет к росту совокупного спроса. И, наоборот, если в экономике бум (перегрев), то государство должно сокращать расходы и увеличивать налоги (доходы), что сдерживает деловую активность и «остужает» экономику, ведет к ее стабилизации. Состояние государственного бюджета при этом значения не имеет. Поскольку теория Кейнса была направлена на разработку рецептов борьбы с рецессией, со спадом в экономике, что предлагалось осуществлять, используя, в первую очередь, инструменты бюджетного регулирования (увеличение государственных закупок и трансфертов, т.е. расходов бюджета и снижение налогов, т.е. доходов бюджета), то эта теория основана на идее «дефицитного финансирования». В результате использования в большинстве развитых стран в 50-е - 60-е годы кейнсианских рецептов регулирования экономики проблема хронического дефицита государственного бюджета к середине 70-х годов стала одной из основных макроэкономических проблем, что послужило одной из причин усиления инфляционных процессов.
1.2 Государственный долг, его виды и факторы воздействия
Государственный долг – общий размер задолженности правительства перед владельцами государственных ценных бумаг, равный сумм прошлых бюджетных дефицитов (минус бюджетные излишки).
Внутренний государственный
долг – задолженность
Внешний долг – задолженность
государства иностранным
Частный долг – общий
размер задолженности
Государственный и частный долг являются элементами кругооборота «доходы-расходы». По мере роста доходов растут и сбережения, которые должны быть использованы домашними хозяйствами, фирмами, правительством и остальным миром. Создание долга – это механизм, посредством которого сбережения передаются лицам, осуществляющим расходы. Если потребители и бизнес не склонны к заимствованиям, и, следовательно, частная задолженность растет недостаточно быстро, чтобы абсорбировать растущий объем сбережений, эта функция выполняется приростом государственного долга. В противном случае экономика отойдет от полной занятости ресурсов.5
Государственный долг может быть представлен в форме:
1)кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени государства как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
2)государственных займов,
осуществленных путем выпуска
ценных бумаг от имени
3)договоров и соглашений
о получении государством
4)договоров о представлении
государству государственных
5)соглашений и договоров,
в том числе международных,
заключенных от имени
По условиям привлечения средств различают внутренний и внешний долг.
Внутренний государственный долг – это совокупность обязательств государства перед резидентами, т.е. задолженность государства всем гражданам, которые держат внутренние государственные облигации.
Внешний государственный долг – это совокупность долговых обязательств государства, которые возникли в результате займов государства на внешнем рынке.
Информация о работе Государственный долг и бюджетный дефицит в современной экономике