Естественные монополии в России: история, перспективы развития и реформирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 18:56, курсовая работа

Краткое описание

Естественная монополия — официально признанная неизбежная монополия на производство и продажу товаров и услуг, применительно к которым монополизм обусловлен либо естественными правами монополиста, либо соображениями экономической выгоды для всего государства и населения. Так, естественная монополия возникает в тех областях, где действует авторское право, ибо автор является монополистом по закону. С другой стороны, в интересах государства выгодно иметь единые трубопроводные, энергетические сети, железнодорожные магистрали. Государственная монополия возникает также в тех сферах, где ее наличие обусловлено соображениями общественной безопасности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...............................................................................................................4
1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ..............6
1.1 Виды и характеристика монополий........................................................6
1.2 История возникновения и развития монополий в России....................13
1.3 Свойства и особенности естественных монополий..............................18
2 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И РЕФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В РОССИИ.....................................................................................22
2.1 Особенности регулирования естественных монополий в России.......22
2.2 Тенденции развития и реформирования естественных монополий в России....................................................................................................................30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................................43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...............................................46

Вложенные файлы: 1 файл

ВСЕ ВМЕСТЕ.docx

— 81.82 Кб (Скачать файл)

Существуют  также отраслевые холдинги, созданные  в результате скупки пакетов конкурирующих  фирм и установлении благодаря этому  над ними экономического контроля с  целью проведения единой монопольной  политики продаж и цен.

Многоотраслевой концерн — это объединение  десятков и даже сотен предприятий  различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная  фирма осуществляет над другими  участниками объединения финансовый контроль.

В 60-х  годах в США и некоторых  странах капитала появились и  начали развиваться конгломераты, то есть монополистические объединения, образованные путем поглощения прибылей разно отраслевых предприятий, не имеющих  технического и производственного  единства.

Опыт  показывает, что монополии, монополизировав  определенную отрасль и, захватив прочные  и монопольные позиции, рано или  поздно теряют динамику развития и  эффективности. Объясняется это  тем, что преимущества крупного производства не являются абсолютными, они приносят увеличение прибыльности только до определенных пор.

Существуют  разные виды монополий, которые можно  классифицировать на три основных:

1. естественная,

2. административная 

3. экономическая

 Естественная  монополия возникает вследствие  объективных причин. Она отражает  ситуацию, когда спрос на данный  товар в лучшей степени удовлетворяется  одной или несколькими фирмами.  В ее основе — особенности  технологий производства и обслуживания  потребителей. Здесь конкуренция  невозможна или нежелательна. Примером  могут служить энергообеспечение,  телефонные услуги, связь. В этих  отраслях существует ограниченное  количество, если не единственное  национальное предприятие, и поэтому,  естественно, они занимают монопольное  положение на рынке.

Основными признаками естественной монополии  являются следующие:

1. Деятельность  субъектов естественных монополий  эффективнее в отсутствии конкуренции,  что связано с существенной  экономией на масштабах производства  и высокими условно-постоянными  издержками. К таким сферам относят,  например, транспорт. Затраты на  доставку груза или перевозку  одного пассажира тем ниже, чем  больше грузов или пассажиров  перевозятся в данном направлении.

2. Высокие  барьеры входа на рынок, поскольку  фиксированные издержки, связанные  со строительством таких сооружений, как дороги, линии связи, столь  высоки, что организация подобной  параллельной системы, выполняющей  те же самые функции (строительство  дорог и трубопровода или прокладка  железнодорожного полотна проблематична)  вряд ли может окупиться.

3. Низкая  эластичность спроса, поскольку  спрос на продукцию или услуги, производимые субъектами естественной  монополии, в меньшей степени  зависит от изменения цены, чем  спрос на другие виды продукции  (услуг), поскольку их не возможно заменить другими товарами. Данная продукция удовлетворяет важнейшие потребности населения или других отраслей промышленности. К таким товарам относится, например, электроэнергия. Если предложим, рост цен на автомобили заставит многих потребителей отказаться от приобретения собственной машины, и они будут пользоваться общественным транспортом, то даже значительное повышение тарифов электроэнергию вряд ли приведет к отказу от ее потребления, поскольку заменить ее эквивалентным энергоносителем сложно5.

Административная  монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного  права на выполнение определенного  рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры  для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются  разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия  одной отрасли. Они выступают  на рынке как один хозяйственный  субъект, и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего  Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированным в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.

В другой экономической литературе выделяют государственную монополию. Существование  государственных монополий на рынке  конкретных товаров и услуг вызвано  как естественным монополизмом отдельных  государственных предприятий (например, железнодорожный транспорт), так  и государственными ограничениями  притока новых фирм в какую-либо отрасль (например, в области экспортно-импортных  операций стратегически важных товаров  и т. д.).

В отличие  от совершенного конкурента, принимающего рыночную цену как данную извне, монополия  сама определяет свои цены, исходя из объема рыночного спроса и величины своих  издержек. Монополизация рынка ведет, как правило, к относительному сокращению объемов производства и более  высоким рыночным ценам на реализуемые  монополией товары и услуги. Вот  почему во всех развитых странах мира государство проводит более или менее жесткую политику регулирования деятельности монополий, особенно естественных, и поощрения сил конкуренции на рынке.

Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые  сумели завоевать монопольное положение  на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его  масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении  или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при  помощи обеих, предприятие достигает  таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.

По этому  вопросу причин появления монополий  в экономической литературе существуют две точки зрения. По первой монополизм трактуется как случайный, не свойственный рыночному хозяйству. Что касается другой точки зрения, то монополистические  образования определяются как закономерные. Один из тех, что предпочитают такие  взгляды - английский экономист А. Пигу. Он настаивает на том, что “монополистическая власть не возникает случайно”. Она является логическим завершением стратегии предприятий. Еще сформулированный А. Смитом принцип экономической выгоды заставляет предприятия постоянно искать возможности увеличения своих прибылей. Одной из них, наиболее притягательной и надежной, является создание или достижение монопольного положения. Иной движущей силой действий предпринимателей в этом направлении является закон концентрации производства и капитала. Как известно, действие этого закона наблюдается на всех этапах развития рыночных отношений. Его движителем является конкурентная борьба. Чтобы выжить в такой борьбе, получить большие прибыли, предприниматели вынуждены вводить новую технику, увеличивать масштабы производства. При этом из массы средних и малых предприятий отделяется несколько более крупных. Когда это происходит, у крупнейших предпринимателей возникает альтернатива: или продолжать между собой убыточную конкурентную борьбу, или прийти к соглашению относительно масштабов производства, цен, рынков сбыта. Как правило, они выбирают второй вариант, который приводит к появлению сговора между ними, что является одним из основных признаков монополизации экономики. Таким образом, важно отметить, что появление предприятий-монополистов обусловлено прогрессом производительных сил, реализацией преимуществ крупного предприятия над малым.

За свою историю человечество накопило немалый  опыт столкновений с монополиями  и убедилось, что монополия –  это экономическое зло. Появление  монополий нарушает нормальную работу рыночных механизмов, а это вредно для интересов нации в целом. И потому большинство стран мира постепенно пришло к пониманию необходимости  борьбы с монополией.

 

1.2 История  возникновения и развития монополий  в России

 

Монополии появились и в России, но их развитие было своеобразным. Первые монополии  образовались в 80-х годах 19 века (Союз рельсовых фабрикантов и др.). Своеобразие развития заключалось в непосредственном вмешательстве государственных органов в создание и деятельность монополий в отраслях, обеспечивавших нужды государственного хозяйства, или имевших особое значение в его системе (металлургия, транспорт, машиностроение, нефтяная и сахарная промышленность). Это привело к раннему возникновению государственно-монополистических тенденций. В 80-90 годах действовало не менее 50 различных союзов и соглашений в промышленности и на водном транспорте. Монополистическая концентрация происходила и в банковском деле. Ускоряющее воздействие на процесс монополизации оказал иностранный капитал. До начала 20 века роль монополий в экономике была не велика. Решающее воздействие на их развитие оказал экономический кризис 1900-03 г.г. Монополии постепенно охватывали важнейшие отрасли промышленности и чаще всего образовывались в виде картелей и синдикатов, в которых был монополизирован сбыт при сохранении их участниками производственной и финансовой самостоятельности. Возникали и объединения трестовского типа ( Товарищество "Бр.Нобель", ниточный трест и др.). Отсутствие законодательных и административных норм, регулирующих порядок оформления и деятельности монополий, делало возможным использование против них государством законодательства формально запрещавшего деятельность монополий. Это привело к распространению официально не регистрируемых монополий, часть которых, однако, действовала с согласия и при прямой поддержке правительства ( "Продпаравоз", военнопромышленные монополии). Нелегальное положение создавало неудобства (ограничение коммерческой и юридической деятельности) и поэтому они стремились к правовой легализации, используя разрешенные формы промышленных объединений. Многие крупные синдикаты - "Продамет", "Продуголь", "Продвагон", "Кровля", "Медь", "Проволока", РОСТ и др. - по форме были акционерными предприятиями, действительные цели и деятельность которых определялись особыми негласными контрагентскими договорами. Нередко одни и те же предприятия участвовали одновременно в нескольких соглашениях. В период промышленного подъема (1910-1914г.г.) происходил дальнейший рост монополий. Число торговых и промышленных картелей и синдикатов составило 150-200. Несколько десятков их было на транспорте. В банковские монополии превратились многие крупнейшие банки, проникновение которых в промышленность, наряду с процессами концентрации и комбинирования производства, способствовало укреплению и развитию трестов, концернов и т.п. (Русская нефтяная генеральная корпорация, "Треугольник", "Коломна-Сормово", "Россуд-Новаль", военнопромышленная группа Русско-Азиатского банка и др.). Уровень концентрации сбыта и производства монополий был очень неравномерен. В одних отраслях народного хозяйства ( металлургия, транспорт, машиностроение, нефте- и угледобыча, сахарное производство) монополии концентрировали основную часть производства и сбыта и почти безраздельно господствовали на рынке, в других (металлообработка, легкая и пищевая промышленность) - уровень монополизации был невысок.

В годы первой мировой войны 1914-1918 г.г. прекратилась деятельность ряда локальных монополий, но в целом война увеличила число монополий и их мощь. Возникли крупнейшие концерны Второва, Путилова-Стахеева, Батолина, бр.Рябушинских. Особенно развивались монополии связанные с военным производством. Российский монополистический капитализм существовал на основе сращивания монополий с государственными органами ( металлургический комбинат, Джутовый синдикат и др.), а также в форме "принудительных объединений" по инициативе и при участие правительства ( организации Ванкова, Ипатьева, Киевская организация производства колючей проволоки и др.). Монополии были ликвидированы в результате Октябрьской революции в ходе национализации промышленности и банков. Советское государство частично использовало учетные и распределительные органы монополий при создании органов управления народным хозяйством. При переходе России к рынку вновь возникли монополии и проблемы связанные с ними. В российской промышленности, в данный момент, существуют четыре тысячи предприятий - монополистов и их продукция составляет 7% от общего числа. Из них естественных монополий - 500. Классическим примером естественных монополий на федеральном уровне являются передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожные перевозки, а также отдельные подотрасли связи, а на региональном уровне - коммунальные услуги, включая теплоснабжение, канализацию, водоснабжение и т.д.; такие отрасли либо регулируют, либо они находятся в государственной собственности. Но следует заметить, что во многих странах в последние годы сфера и масштабы государственного регулирования существенно сократились как в связи с технологическими нововведениями, так и в результате появления новых подходов к формированию и регулированию соответствующих рынков.

В российской электроэнергетике естественная монополия  сложилась исторически. Образование  РАО «ЕЭС России» в форме акционерного общества датируется ноябрём 1992 г., когда  были объединены мощности 700 электростанций (ГЭС, ГРЭС, ТЭЦ) и единой энергосистемы. Основной целью образования РАО  было формирование оптового рынка электроэнергии. При создании РАО около 50 новейших электростанций – более половины общих мощностей – были выведены из состава территориальных АО-энерго и поступили в федеральное владение РАО «ЕЭС России». В структуре капитала РАО «ЕЭС России» государству принадлежит 52,6% акций, на долю иностранных инвесторов приходится 30,7%. РАО «ЕЭС России» контролирует 77,7% суммарной мощности электростанций страны. Компания состоит из 72 региональных АО-энерго. В капитале 53 из них РАО имеет 50 и более процентов акций, в остальных – менее 50%. Основные фонды компании оцениваются в 400 млрд. долл., рыночная капитализация холдинга составляет около 13 млрд. долл. Владея большей частью энергетических мощностей, РАО «ЕЭС России» является собственником всей сети линий электропередач страны. Среди станций, не входящих в РАО, значительную долю составляют АЭС, на которые приходиться 13% общего производства электроэнергии в РФ.

Информация о работе Естественные монополии в России: история, перспективы развития и реформирования