Лекции по «Теория отраслевых рынков»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2015 в 01:49, курс лекций

Краткое описание

1. Формирование экономики отраслевых рынков как науки. Подходы к анализу отраслевых рынков. На сегодняшний день проблемы формирования и развития отраслевых рынков изучены достаточно хорошо и данной проблематике уделялось значительное внимание. Большой опыт в изучении проблем формирования и развития отраслей и рынков нашло отражение в трудах Ф.М. Шерера и Д. Росса, М.

Вложенные файлы: 1 файл

ТОР.docx

— 735.70 Кб (Скачать файл)

- поэтапное  сокращение перекрестного субсидирования;

- создание условий  для повышения уровня конкуренции  в сфере грузовых и пассажирских  перевозок;

- переход к  свободному ценообразованию в  конкурентных секторах;

- создание условий  для приобретения компаниями-операторами  магистральных локомотивов;

- привлечение  инвестиций для развития железнодорожного  транспорта;

- проработку  организационно-правовых механизмов  и последствий выделения самостоятельных  структурных подразделений, осуществляющих  грузовые перевозки, из открытого  акционерного общества "Российские  железные дороги" и рассмотрение  вопроса о целесообразности такой  реорганизации.

На третьем этапе реформирования железнодорожного транспорта необходимо продолжить привлечение инвестиций для развития железнодорожного транспорта путем продажи пакетов акций дочерних обществ открытого акционерного общества "Российские железные дороги" и других акционерных обществ, созданных на железнодорожном транспорте с участием государственного капитала.

Министерству путей сообщения Российской Федерации совместно с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и с участием иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти обеспечить реализацию структурной реформы на железнодорожном транспорте.

Рекомендовать органам законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

- принимать  в пределах своей компетенции  меры по решению задач, предусмотренных  Программой структурной реформы  на железнодорожном транспорте;

- провести реструктуризацию  задолженности предприятий федерального  железнодорожного транспорта в  бюджеты субъектов Российской  Федерации;

- обеспечить  полную компенсацию убытков от  перевозок пассажиров в пригородном  сообщении на федеральном железнодорожном  транспорте.

Услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов

Услуги транспортных терминалов - это производственные операции по приемке, перемещению и сдаче грузов. К ним относятся только те операции, которые неразрывно связаны с обслуживанием перевозчика грузов. Услуги портов и аэропортов близки по значению к услугам транспортных терминалов, они включают в себя производственные операции по обработке грузов, обслуживанию пассажиров, морских и речных судов, самолетов.

При наличии большого числа хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги морских и речных портов, развитой конкуренции в этой отрасли не имеется. Порты, выделившиеся из государственных пароходств, занимают локальное доминирующее положение на рынке портовых услуг, обладают монопольным правом на портовые механизмы, устройства, территорию, выступают в качестве единственного арендатора государственного имущества. В частности, на рынке портовых услуг субъектами естественной монополии являются ОАО «Азовский морской порт», ГУП «Московский западный порт», ОАО «Хабаровский речной порт» и др.

Сложность регулирования услуг аэропортов предопределена общими проблемами гражданской авиации. Основной показатель объема транспортной работы в авиации - это пассажирооборот. За последние 10 лет он уменьшился в три раза, а число ежегодно перевозимых пассажиров уменьшилось в четыре раза. Гражданская авиация, являясь транспортом общего пользования, практически недоступна для широкого круга пользователей (услугами авиации пользуется не более 5% населения).

Состояние материально-технической базы критическое, т.к. 90% парка воздушных судов морально устарело. Рост цен на аэропортовые услуги (аэронавигационное обслуживание воздушных судов, обслуживание пассажиров в аэропортах, обеспечение авиационной безопасности в зоне аэропорта и пр.) значительно отстает от роста авиационных тарифов и не является определяющим фактором роста стоимости авиабилетов. Основное влияние на тарифы оказывают стоимость авиационного топлива, цены на техническое обслуживание и ремонт.

Государственное ценовое регулирование услуг аэропортов имеет целью приведение уровня аэропортовых сборов и тарифов к уровню экономически обоснованной себестоимости этих услуг. Это позволит сократить перекрестное субсидирование пассажирских перевозок за счет грузовых.

41. Природа, цели и условия осуществления ценовой дискриминации. 
Ценовая дискриминация — это продажа одинаковых благ разным покупателям (или группам покупателей) по различным ценам при условии, что различия в ценах не вызваны различиями издержек на производство и реализацию благ. Ценовая дискриминация возможна только на рынках с несовершенной конкуренцией, при которой продавцы могут дифференцировать цены на однородную продукцию.  
Для проведения ценовой дискриминации необходимо выполнение двух условий:

  1. на рынке должна быть исключена возможность перепродажи благ;

  1. фима-продавец должна различать покупателей с разной готовностью платить. 
     
    Цель ценовой дискриминации — увеличение прибыли продавца за счет захвата потребительского избытка. Различают ценовую дискриминацию первой, второй и третьей степени.  
    Ценовая дискриминация первой степени (или совершенная ценовая дискриминация) имеет место, когда продавец для каждого покупателя устанавливает особую цену в точном соответствии с его готовностью платить.  
    При совершенной ценовой дискриминации снижение цены для отдельного покупателя не оказывает влияния на цены, установленные для других покупателей. Как правило, фирма-продавец не располагает точной информацией о готовности платить у всех своих покупателей. Поэтому совершенная ценовая дискриминация на практике встречается очень редко. Наибольшее приближение к ней достигается в тех случаях, когда число покупателей невелико и продавец достаточно хорошо информирован об их доходах, вкусах и предпочтениях. В жизни преобладает несовершенная ценовая дискриминация, когда разные цены устанавливаются не для отдельных покупателей, а для групп покупателей.  
    При ценовой дискриминации второй степени цены одинаковы для всех покупателей, но различаются в зависимости от назначаемых фирмой условий продажи. Этот вид ценовой дискриминации используется тогда, когда сегменты рынка с разной эластичностью спроса не изолированы друг от друга и не существует объективных барьеров, препятствующих переходу покупателей с одного сегмента рынка на другой. 

По видам барьеров, с помощью которых фирма разделяет сегменты рынка, различают следующие разновидности ценовой дискриминации второй степени:

  1. по объему потребления (многочастный тариф);

  1. по свойствам и условиям покупки товаров;

  1. по времени продажи товаров.

42. Ценовая дискриминация 1ой степени. 
В данном случае подразумевается, что продавцу известна максимальная цена, которую готов заплатить каждый отдельный покупатель. Теоретически ценовая дискриминация первой степени позволяет производителям максимизировать объем прибыли (то есть присвоить весь потребительский излишек, избежав при этом безвозвратных расходов) и способствует формированию идеальных с экономической точки зрения рыночных отношений.

На практике модель совершенной ценовой дискриминации несколько утопична, поскольку для этого продавец должен знать субъективную цену каждого конкретного покупателя. Однако примеры применения данной модели ценообразования можно найти в индивидуальной предпринимательской деятельности. К примеру, частный психолог (или же юрист, дизайнер, репетитор и т. д.), располагая информацией о доходах своих клиентов, может назначать разные тарифные планы за предоставляемые им услуги.

43. Ценовая дискриминация 2ой степени. 
В данном случае речь идет о колебании цены в зависимости от спроса и объемов потребления. Наиболее распространенным примером ценовой дискриминации второй степени являются оптовые скидки, устанавливаемые на товар, продаваемый крупными партиями.

44. Ценовая дискриминация 3ей степени. 
Ценовая дискриминация третьей степени подразумевает продажу одного и того же товара по разным ценам разным рыночным сегментам. Чаще всего сегментирование проводится по географическому, демографическому и поведенческому признакам, при этом отдельная группа потребителей всегда имеет одинаковую платежеспособность, желания и возможности.

45. Последствия применения ценовой дискриминации для общественного благосостояния. 
Любой вид ценовой дискриминации может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на распределение ресурсов и их использование в обществе. Как показывает практика, ценовая дискриминация может улучшить положение дел на отраслевом рынке в том случае, когда он чрезмерно монополизирован. Вместе с тем, она также может способствовать трансформации доминирующей фирмы в монополию. Однако использование ценовой дискриминации делает товары и услуги более доступными для потребителей с разным уровнем доходов. К положительному воздействию ценовой дискриминации можно также отнести явление расширения объема выпуска продукции в тех случаях, когда фирмы, обладающие значительной рыночной властью, не стремятся к монопольному положению. Кроме того, с помощью ценовой дискриминации уменьшается «мертвый груз» монополии.

В тоже время целью ценовой дискриминации является поглощение потребительского излишка. Следовательно, она развивается за счет потребительского излишка и негативно воздействует на совокупный спрос, Создавая прочные связи между ведущими фирмами на отраслевом рынке, систематическая ценовая дискриминация воздвигает барьеры на пути новых конкурентов, стремящихся войти на рынок.

Ценовая дискриминация также воздействует на процесс развития товарного типа взаимосвязи производства и потребления. Суть его состоит в том, что обособленные товаропроизводители втягивают в свои внутрифирменные рамки все большее число производственно-технологических звеньев и тем самым постепенно разрастаются. Работа на неизвестного и свободного потребителя с развитием ценовой дискриминации начинает трансформироваться в работу на изучаемого покупателя, свободного в выборе того набора продукции, который предлагает отраслевая фирма, обладающая рыночной властью. Однако она не способствует переходу к рынку заказов, свойственному цивилизованным рыночным отношениям. Потребитель по-прежнему неизвестен производителю, его спрос не превращается в потоки оплаченных заказов.

Систематическая ценовая дискриминация может сохранить и усилить монополистические позиции компаний на отраслевом рынке, позволяя крупным фирмам покупать сырье по более низким ценам, чем их менее крупным соперникам, способствуя привязыванию покупателей к продавцам, предоставляющим скидки на крупные партии товаров, затрудняя проникновение на конкретные участки рынка новых конкурентов. Вместе с тем систематическая ценовая дискриминация может повысить эффективность ценообразования в отрасли, когда формирование монополистической структуры рынка неизбежно, в то время как несистематическая ценовая дискриминация может укрепить конкуренцию, нарушая дисциплину олигопольного ценообразования. Многие исследователи считают, что не следует смешивать монопольный эффект с ценовой дискриминацией. Последняя может возникнуть там, где еще не образовалась монополия на отраслевом рынке, но есть фирмы, обладающие известной рыночной властью. Таким образом, причиной ценовой дискриминации является не монополия, а рыночная власть фирмы. Ценовая дискриминация не может эффективно использоваться в условиях совершенной конкуренции, ее можно обнаружить лишь на несовершенных рынках. Только здесь ценовая дискриминация представляет собой проявление нарушения эквивалентности обмена. Любой вид ценовой дискриминации может иметь как положительные, так и негативные последствия. Как показывает практика, ценовая дискриминация может улучшить положение дел на отраслевом рынке в том случае, когда он чрезмерно монополизирован. Вместе с тем она также может способствовать постепенной трансформации доминирующей фирмы в монополию, увеличению выпуска продукции, но с ее помощью оказывается целенаправленное давление на совокупный спрос.

46.  Интеграционные процессы на отраслевом рынке и формы их проявления. 
В пределах фирмы интеграционный процесс может осуществляться двумя путями. Суть первого состоит в том, что консолидация активов идет путем внутренних источников компании. Расширение производства путем включения в него новых стадий в изготовлении изделия получило называние естественной интеграции. Здесь сохраняется в известной мере прежняя организация производства, прежний контроль над собственностью и поведением исполнителей, а также медленно расширяется сфера внутрифирменных властных отношений в зоне разрастания производства.

Второй путь предполагает приобретение необходимого бизнеса в виде компании на рынке фирм. С расширением числа стадий производства, происходящим за счет присоединения других фирм, компания-покупатель вольно или невольно приобретает и сопутствующий бизнес, который имел место в прежней, некогда самостоятельной фирме. Поэтому проблема рационального использования активов не исчезает, а, напротив, становится еще более актуальной, поскольку приходится решать судьбу сопутствующих активов. Кроме того, фирме-покупателю предстоит работа по адаптации менеджмента приобретенного предприятия. Следовательно, в этом случае меняется и организация, и контроль над собственностью, и контроль за поведением ранее независимого исполнителя, а также расширяется сфера внутрифирменных властных отношений.

Поэтому при слиянии или поглощении интеграционные процессы существенно отличаются от естественной интеграции. Именно второе направление в интеграционном процессе преимущественно является предметом исследования.

47. Мотивы к формирования вертикально интегрированных структур. 
В настоящее время в российской экономике существует множество проблем, препятствующих формированию вертикально-интегрированных структур. Характер проблем определяется и сложным характером взаимоотношений между потенциальными участниками, и неудовлетворительным состоянием правового регулирования деятельности интегрированных групп. Однако мотивы к формированию вертикально-интегрированных структур по силе и привлекательности развития бизнеса преобладают над существующими проблемами.

В целом выделяют целый ряд мотивов, исходящих из интересов самой фирмы, и стимулов, формируемых внешней средой, к выбору пути вертикальной интеграции. К ним можно отнести следующие.

1) Многообразие форм координации  действий, интересов, управленческих  мотиваций членов вертикально-интегрированных  структур расширяет перспективы  повышения эффективности производства.

Информация о работе Лекции по «Теория отраслевых рынков»