Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 15:05, курсовая работа
Макроэкономическое равновесие – состояние экономической системы, при котором имеет место равенство объема производства и объема покупательского спроса.
В условиях рыночной экономики проблема макроэкономического равновесия имеет принципиальное значение.
Достижение макроэкономического равновесия тесно связано с достижением полной занятости, стабильности цен и экономического роста.
К сожалению, проблема макроэкономического равновесия, этого краеугольного камня любой национальной экономики, до сих пор остается актуальной для всего мирового хозяйства.
В
среднесрочном периоде рост прожиточного
минимума в среднем на душу населения
будет опережать рост потребительских
цен (в среднем за год) на 2,5 процентного
пункта. Предлагаемая в прогнозе относительно
медленная динамика восстановления
доходов населения будет
Прогнозируется уменьшение общей численности безработных (в среднем за период) с 5,6 млн. человек в 2010 году до 4,9 млн. человек в 2013 году.
Анализ
динамики некоторых важнейших
За 2006 – 2010 годы оборот розничной торговли увеличился в 2,4 раза, в то время как отечественное промышленное производство составило в 2009 году лишь 77,5 % уровня 1991 года, а сельскохозяйственное производство – 87,8 %, то есть весь прирост розничного товарооборота покрывался за счет импорта потребительских (продовольственных и непродовольственных) товаров, приобретаемых преимущественно на средства, полученные от продажи на мировых рынках российских топливно–энергетических ресурсов и товаров с низким уровнем добавленной стоимости. Инвестиции в основной капитал, необходимые для модернизации и технического перевооружения экономики, составили в 2009 году лишь 64,9 % уровня 1991 года.
Представленные индикаторы за период до 2013 года не позволят в полной мере компенсировать потери начала 1990–х годов, преодолеть кризис и выйти по большинству показателей на дореформенный уровень.
Данные о достоверности прогноза основных макроэкономических показателей, за 2004 – 2010 годы представлены на рис.11.
Рисунок 11 . Достоверность прогноза
объемов ВВП и темпов роста ВВП на 2004 –
2010 гг.
В целом с 2000 по 2008 год и в 2010 году (по оценке) фактические данные о номинальном объеме ВВП, темпе роста ВВП и об уровне инфляции практически ежегодно оказывались выше прогнозируемых показателей. Лишь в 2009 году в условиях мирового финансово–экономического кризиса отклонения фактических основных макроэкономических показателей оказались ниже прогнозных параметров. Эти факты свидетельствуют о недостаточной степени надежности прогноза.
В условиях необходимости реализации программно-целевого принципа планирования и исполнения бюджета, принципов бюджетного планирования, ориентированного на результат, повышаются требования к качеству прогноза социально-экономического развития на очередной финансовый год и на плановый период. Этот прогноз должен не только с большой степенью надежности определять исходные условия для разработки проекта федерального бюджета, но и иметь целевой характер, то есть отражать результаты реализации поставленных целей и задач в среднесрочной перспективе, что является критерием эффективности проводимой социально-экономической политики государства и качества государственной системы прогнозирования.
Аналогичные риски содержатся в достижении и некоторых других целевых макроэкономических индикаторов, представленных в следующей таблице, характеризующей темпы роста макроэкономических показателей.
|
3.2 Роль государства
в РФ в достижении макроэкономического
равновесия
Рыночный механизм действует таким образом, что любое нарушение равновесия влечет за собой его автоматическое восстановление. Однако иногда равновесие нарушается искусственно либо в результате вмешательства государства, либо вследствие деятельности монополий, заинтересованных в поддержании монопольно высоких цен.
«Цена пола» – установленная минимальная цена, ограничивающая дальнейшее ее снижение. «Цена потолка», напротив, ограничивает повышение цены.
Цены пола и потолка могут быть установлены государством, регулирующим ценообразование на рынке. Например, государство при осуществлении социальной политики может установить максимальные цены на отдельные виды продуктов питания (потолок цен), выше которых продавцы не вправе устанавливать свои цены.
Примером цены пола может служить запрет на торговлю товарами по ценам ниже их себестоимости.
С
ценами потолка, регулируемыми государством,
мы сталкиваемся чаще. К примеру, в
России в качестве цен потолка
можно рассматривать
Цены
потолка занижены по сравнению с
равновесной ценой и
Государство например, регулирует цены на рынке сельскохозяйственной продукции в России на выходе (цены на готовые продуты, но не учитывает цены на ресурсы). В итоге цена на рынке намного ниже той равновесной цены, которая могла бы быть. Следовательно в данной ситуации фермеры работаю себе в убыток, государство пытается решить данную проблему с помощью безвозмездных финансовых вливаний в сельское хозяйство.
Фирмы, вступающие в дело, должны считаться с уровнем цены, сложившимся на основе взаимодействия спроса и предложения и, возможно, скорректированным путем установления государством верхнего и нижнего (одного или обоих) пределов колебаний. Разрабатывая рыночную стратегию, фирма не может существенно отклониться от этого уровня (если только она не владеет значительной частью рынка, дающей ей право стать монополистом) и при расчете возможной прибыли в основу калькуляции должна заложить рыночную цену. Уклонение от этих цен ведет за собой наложение санкций и штрафов. Ярким примером тому может служить повышение цен на бензин в конце 2008 г. и начале 2009 г. Несмотря на ряд действий со стороны государства, предполагающих недопущение роста цен на бензин, таких как отмена налога на добычу полезных ископаемых с новых месторождений, снижение в три раза экспортных пошлин, обнуление ставки на ввоз импортного оборудования плюс эффект девальвации, крупнейшие нефтяные компании «ЛУКОЙЛ», «Роснефть», «Газпромнефть» и ТНК–BP удерживали монопольно высокие цены на нефтепродукты в четвертом квартале 2008 года и повысили оптовые цены с начала этого года 30 – 60 процентов. Так, по данным ФАС, с начала года «ЛУКОЙЛ» в среднем увеличил цены на бензин марки Аи–92 на 46 процентов, ТНК–ВР – в среднем на 66 процентов, «Роснефть» – почти на 60 процентов, «Газпромнефть» - на 62 процента.
Таким образом, ФАС предъявила претензии компаниям, обеспечивающим более половины российской нефтепереработки.
ФАС в данном случаи проводит мониторинг ситуации на рынке нефтепродуктов. В результате резкого снижения мировых цен на нефть практически во всех странах произошло адекватное снижение цен на конечные продукты нефтепереработки. Но только не в России.
После ряда действий антимонопольной службы положительные сдвиги все-таки произошли: цены медленно пошли вниз. Так, по данным ФАС, сегодня в нескольких регионах, в первую очередь Центральной России, цена бензина марок Аи–95 и Аи–92 уже опустилась ниже 20 рублей. Однако в остальных случаях цены остаются запредельными.
Помимо установления минимальных и максимальных цен государство стимулирует спрос посредством выдачи льготных кредитов. Это особенно актуально в период кризиса. Например, правительство РФ субсидирует ставки по автокредитам. Субсидии в размере 2/3 ставки рефинансирования ЦБ предоставляются с 2009 года по кредитам на автомобили, стоимость которых не превышает 350 тысяч рублей, и при этом они должны быть российского производства.
В диапазон до 350 тысяч рублей попадает вся вазовская продукция, базовые комплектации таких моделей российской сборки как Renault Logan, Fiat Albea, Skoda Fabia, KIA Spectra и Hyundai Accent. Но все это только в том случае, если курс доллара не будет дальше активно расти. В противном случае в диапазоне до 350 тысяч рублей в скором времени может остаться только вазовская продукция.
Для стабилизации российского авторынка необходимо поддерживать спрос со стороны конечного покупателя. Если не будет спроса, никакие меры поддержки автопрому не помогут, а деньги будут уходить. Для того чтобы спрос оставался на высоком уровне, необходимо чтобы доходы покупателей росли, и существовала возможность получить кредит по разумной ставке. В данный момент 2/3 ставки рефинансирования ЦБ (13%) – это 8,7%. В принципе, для конечного потребителя снижение ставки по автокредиту на эту цифру достаточно хороший стимул для покупки.
Российские рынки представляют собой механизмы несовершенной конкуренции, в частности монополии и олигополии (например, рынок легких автомобилей). В России по существу несколько производителей легковых автомобилей – это АВТОВАЗ, ГАЗ и ряд иностранных фирм, осуществляющих производство на территории России.
В 2011 году АВТОВАЗ рассчитывает занять треть российского авторынка, планирует реализовать на внутреннем рынке около 600 тысяч автомобилей (на 3,5% меньше, чем в прошлом году). Об этом сообщил президент компании Борис Алешин. По его словам, по итогам 2009 года АВТОВАЗ рассчитывает занять 30% российского рынка легковых автомобилей.
Президент компании Борис Алешин добавил, что в прошлом году АВТОВАЗ реализовал на внутреннем рынке 622 тысячи автомобилей, на 6% ниже, чем в 2009 году.
Олигополистическая ситуация на рынке, когда присутствует ярко выраженный лидер, позволяет компании диктовать собственные условия в отношении цен на продукт, и в отношении номенклатуры. Пользуясь протекционистскими мерами государства (например, повышение импортных пошлин на ввоз иностранных автомобилей в 2 раза), предприятие может управлять ценой завышая и занижая ее, в то время как иностранные конкуренты вынуждены поднимать цены. Так например, о повышении цен в России с нового года объявили Hyundai (на 2–7%), Ford (на 5%), Opel (более 2,5%), Chevrolet (5–8%), Volvo (10–15%), Subaru. Уже подорожали на 5–7% Mazda, Toyota, Mitsubishi. А китайские Great Wall, BYD, Brilliance и FAW с 1 января будут дороже на 15–20%, сообщил дистрибутор марок «Ирито».
Согласно данным исследования, проведенного аналитическим агентством «Автостат», 72,8% новых автомобилей реализованных на российском рынке в 2010 году имеют двигатель объемом до 2 литров. При этом, наиболее популярный объем двигателя, который выбирает почти каждый второй покупатель новой машины (48,9%) – находится в диапазоне от 1,4 до 1,6 литра. С такими двигателями в прошлом году было реализовано 1,36 млн. легковых автомобилей из общего числа в 2,8 млн. шт. Этот факт аналитики объясняют тем, что почти вся продукция АВТОВАЗа (кроме семейства «Нивы») оснащается двигателями именно такого объема, а это более 600 тыс. шт.
В
отчете «Автостат» говорится, что на
диапазон от 2,0 до 2,5 литров по итогам года
пришлось 18,3% рынка (512,4 тыс. авто), а
машин объемом двигателя больше
2,5 литра продалось всего 250 тыс. шт.,
что соответствует 8,9% рынка. Аналитики
констатируют, что в целом структура
российского рынка по этому параметру
находится в промежуточном
Равновесие спроса на рынке товаров в России сильно зависит от социальной составляющей экономики – это заработная плата, уровень безработицы. Особенность российской экономики в том, что основной источник доходов российских граждан – это заработная плата.
С 2006 г. виден рост номинальной, а в последствии и реальной заработной платы. Рост покупательной способности приводит к росту спроса на товары более качественные и дорогие. Однако с наступлением кризиса уровень заработной платы начинает падать, растет безработица. Как это влияет на спрос и предложение а также цены товаров. Рассмотрим это на примере автомобильной отрасли.
Информация о работе Макроэкономическое равновесие в модели AD-AS