Малое предпринимательство и его место в экономике РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:03, курсовая работа

Краткое описание

В Федеральном законе РФ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” говорится, что настоящий закон направлен на реализацию установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской или иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Этим положением устанавливается экономическая и социальная роль малого предпринимательства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ......................................................................................................... ...3
ГЛАВА 1. МАЛОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ В РЫНОМНОЙ ЭКОНОМИКЕ ............ 6
1.1. Понятие и признаки малого предприятия ................................................ 6
1.2. Место малого предпринимательства в экономике промышленно развитых стран ................................................................................................. 9
1.3. Организационно-правовые формы малого предприятия ....................... 12
1.4. Система государственной поддержки и регулирования малого
предпринимательства . ................................................................................... 15
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН НА ПРИМЕРЕ Г.САЛАВАТА ..................................................................................... 18
2.1. Развитие малого предпринимательства в г. Салават .......................... 18
2.2. Показатели развития малых предприятий в г. Салават ........................ 22
2.3 Преимущества и недостатки малого бизнеса………..……………...…25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................... 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ................................................ 31
ПРИЛОЖЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 313.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УФИМСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

Кафедра экономической теории 

Курсовая  работа по дисциплине

«Экономическая теория»: 

Малое предпринимательство  и его место в экономике  РФ 
 
 
 

Выполнил:  ст.гр. ЭА-10-01         Минязова Р.Ф.

Проверил: преподаватель                                                   Ишимбаева Н.М. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Уфа-2011

 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ ......................................................................................................... ...3

ГЛАВА 1. МАЛОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ В РЫНОМНОЙ ЭКОНОМИКЕ ............ 6

   1.1. Понятие  и признаки малого предприятия  ................................................ 6

   1.2. Место  малого предпринимательства в  экономике промышленно развитых  стран ................................................................................................. 9

   1.3. Организационно-правовые  формы малого предприятия ....................... 12

   1.4. Система  государственной поддержки и  регулирования малого

   предпринимательства . ................................................................................... 15

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН НА ПРИМЕРЕ Г.САЛАВАТА ..................................................................................... 18

    2.1. Развитие малого предпринимательства в г. Салават .......................... 18

    2.2. Показатели развития малых предприятий в г. Салават ........................ 22

    2.3 Преимущества и недостатки малого  бизнеса………..……………...…25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................... 28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ................................................ 31

ПРИЛОЖЕНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

      ВВЕДЕНИЕ 

     В Федеральном законе РФ “О государственной  поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” говорится, что настоящий закон направлен на реализацию установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской или иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Этим положением устанавливается экономическая и социальная роль малого предпринимательства.

     Постоянный  поиск то появляющихся, то исчезающих общественных потребностей и непрерывное  приспособление к ним составляют основу стратегии малого бизнеса.

     Для экономики в целом деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Практика показывает, что технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий.

     Высокие темпы внедрения нововведении, мобильность  технологических изменений, внедрение  изобретений, быстрый рост сферы  услуг и занятости, острая ценовая  и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой - к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений - все это и составляет вклад малых предприятий в экономику страны.

       Для России, находящейся на начальном  этапе развития рыночных отношений,  именно создание и развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. Несмотря на трудности и неудачи, малое предпринимательство развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы.

     Анализ  экономической литературы и фактических статистических данных о деятельности субъектов малого предпринимательства убедительно свидетельствует об усилении роли малых предприятий даже в странах с развитой рыночной экономикой, хотя устойчивость малых предприятий относительно низкая. При росте численности малых предприятий, развитой инфраструктуре и государственной поддержке, малое предпринимательство является важным фактором решения экономических, социальных задач, а также занятости населения. Развитие малого предпринимательства является условием решения следующих проблем:

- формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества;

- расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг, стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров, работ, услуг и культуры обслуживания;

- приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;

- содействие структурной перестройке экономики, малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность.

     Эти и другие, экономические и социальные функции малого предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частою реформирования экономики России.

     Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что, во-первых, формирование и развитие малого предпринимательства является основным условием становления конкурентной рыночной среды, от чего зависит эффективность антимонопольной политики и успех рыночных преобразований; во-вторых, малое предпринимательство не получило в России должного развития и не полностью выполняет функции, присущие ему в развитых рыночных системах; поэтому в работе будет рассмотрена его поддержка, для динамичного развития этого сектора экономики.

Целью данной работы является определение стратегии развития малого предпринимательства и объектов инфраструктуры его поддержки.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1) охарактеризовать  малое предпринимательство в России и в городе Республике Башкортостан-Салавате на современном этапе его развития, выявить его специфические особенности; 2) обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед малым предпринимательством в России; 3) выявить меры по поддержке малого предпринимательства, как в России, так и в отдельном городе - Салавате.

Все вышесказанное  подтверждает актуальность проблемы и послужило основанием для выбора мной темы курсовой работы.

 

      ГЛАВА 1 МАЛОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

    1. Понятие и признаки малого предприятия
 

     Малое предпринимательство - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях (показателях), конституциирующих сущность этого понятия [2, с.65].

     По  данным Мирового банка, общее число  показателей, по которым предприятие  относится к субъектам малого предпринимательства, превышает 50. Наиболее часто применяемыми критериями являются следующие:

  • средняя численность занятых на предприятии работников,
  • ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год,
  • величина активов.

      Почти во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства является численность работающих. Приведем критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства, которые применяются в странах с развитой рыночной экономикой.

      В Великобритании, например, отнесение предприятий к малым основывается на данных оборота и численности занятых. К мельчайшим относятся фирмы с числом занятых от 1 до 24 человек, к мелким - от 24 до 99 человек. При этом в обрабатывающей промышленности малым считается предприятие с занятостью ниже 200 человек, в то время как в розничной торговле - это предприятия с оборотом не выше 400 000 фунтов стерлингов. Согласно Закону о компаниях, в Великобритании малое предприятие должно соответствовать двум из следующих критериев:

  1. оборот не более 2 300 000 ЭКЮ;
  2. активы не более 1 500 000 ЭКЮ;
  3. средняя численность занятых - до 50 человек.

Данные  по средней численности занятых  в предприятиях Франции, Швеции и  России представлены в таблице 1.1.1.

Таблица 1.1.1

Средняя численность занятых в предприятии  по странам

Страны Средняя численность  занятых в предприятии
    Франция до 500 чел
    Швеция до 200 чел
    Россия до 100 чел
 

     Во  Франции малыми считаются предприятия, на которых численность занятых  не превышает 500 человек и годовой  оборот до взимания налогов, оцененный  на момент закрытия итогового баланса, ниже 200000000 франков. Причем в различных отраслях экономики размер фирмы оценивается по-разному.

     Если  в сельском хозяйстве и пищевой  промышленности фирмы с занятостью свыше 200 человек считаются крупными, то в отрасли, производящей оборудование, фирмы с занятостью до 500 человек относятся к категории малых предприятий. В Швеции к малым и средним предприятиям относятся предприятия с численностью до 200 чел [7, c.12].

Рассмотрим  показатели для классификаций малых  и средних предприятий в таблице 1.1.2

     Таблица 1.1.2

     Показатели  для классификаций малых и  средних предприятий

Показатели
1 Стадии роста (начальная, выживание, рост)
2 Отраслевая  принадлежность
3 Географическая  сфера деятельности (локальные, региональные и национальные масштабы);
4 Специфические характеристики владельцев и управляющих (например, женщины-предприниматели, иностранцы и т. д.);
5 Типы проблем, характерные для предприятий (например, их финансирование, управление качеством и др.).
 

     В российской практике существование  малого предпринимательства было разрешено в 1988 г. В этот период к числу малых отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 чел. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 %, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 % и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает предельных уровней, представленных в таблице 1.1.3.

     Таблица 1.1.3

     Средняя численность работников малых предприятий  по сферам

Информация о работе Малое предпринимательство и его место в экономике РФ