Малый бизнес: характерные черты, преимущества, зарубежный опыт и проблемы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 10:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – раскрытие сущности малого бизнеса, выявление его роли в экономической жизни современного общества, выявление проблем малого бизнеса и пути их решения, рассмотрение перспектив дальнейшего развития малых предприятий на российской почве.
При написании работы были выдвинуты следующие задачи:
раскрыть сущность малого бизнеса;
показать место малых предприятий в системе рыночных отношений;

Содержание

Введение………………………………………………………………3
Глава 1.Малый бизнес в современной рыночной экономике
Сущность малого бизнеса………………………………….5
Отличие малого бизнеса от крупного……………………..12
Значение и задачи малого предприятия…………………..14
Глава 2.Зарубежный опыт развития малого бизнеса
2.1 Особенности развития малого бизнеса за рубежом…….17
2.2 Актуальные проблемы зарубежного малого бизнеса…..21
Глава 3.Малый бизнес в РФ
3.1 Этапы развития малого бизнеса в России………………26
3.2 Государственная поддержка малых предприятий в России..32
3.3 Основные проблемы малых предприятий в России…….37
Заключение……………………………………………………………45
Список литературы………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа защищенная.docx

— 104.91 Кб (Скачать файл)

В Германии 3 млн. мелких и средних фирм производят до 60 % ВВП и обеспечивают до 50 % занятости. Эти фирмы не уступают крупным в организации менеджмента, подготовки кадров, нововведениях. Государство поощряет частные банки на расширении возможностей финансирования мелких и средних компаний в целях оказания им поддержки и содействия развитию.

В Италии малые компании, число которых превышает средние  показатели по ЕС, образуют основу обновления экономики страны. Они уже доказали свою способность обеспечить высокий  уровень конкурентоспособности  экспортной продукции.

Во Франции малые фирмы  чаще всего встречаются в аграрно-продовольственном  секторе, подрядных работах, в издательском деле, авиа- и судостроении.

В Португалии малые и средние  фирмы производят основную массу  промышленной продукции. Уже в 1982 г. компании с числом занятых менее 10 чел. составляли здесь 70 % всех промышленных компании, а фирмы с числом занятых 500 чел. - лишь 0,4 %.[9,стр.19]

2.2 Актуальные  проблемы зарубежного малого  бизнеса

 

Финансовые результаты, нововведения, быстрота реагирования и создание рабочих  мест представляют собой сильную  сторону малого бизнеса. В противоположность этому слабая сторона отражает проблемы, свойственные исключительно малому бизнесу. Многие малые предприятия угасают в самом начале своей деятельности. Из 600 тыс. новых предприятий, ежегодно возникающих в США, только половина дотягивает до 18 месяцев и только одно из пяти доживает до 10 лет.

Почему так высок показатель неудач? Может быть, главной причиной является легкость создания предприятия. Фактически часто проще самостоятельно организовать свое дело, чем найти  работодателя. Ни один закон не запрещает  работникам стать собственными боссами. И они могут выбрать почти  любое направление предпринимательства, которое им нравится, обладать 20-летним опытом работы в этой области или вообще его не иметь, по учебнику изучить свои рынки или окунуться в этот бизнес без какой-либо информации, быть миллионерами или нищими. Но независимо от квалификации свобода выбора гарантирует им право создания собственных предприятий.

Но, как часто указывают  экономисты, свобода выбора означает не только свободу успеха, но и свободу  неудачи. Неспособность увидеть  эту реальность часто приводит к  бессчётным стрессам, травмам и трагедиям.

Однако повсеместно принятая статистика неудач может быть открыта для обсуждения. По словам профессора Альберта Шапиро из Университета шт. Огайо: "... Никто не знает числа возникающих предприятий или числа неудач. Фактически мы даже не знаем, что означает неудача. Имеем ли мы в виду банкротство? Но многие люди выходят из дела без объявления банкротства, работая, как безумные, чтобы погасить любую задолженность...

Другие предприятия закрываются, потому что их владельцы достигают  пенсионного возраста и не имеют  никого, кому могли бы передать свою компанию. Некоторые прекращают свою деятельность, потому что им это надоело. Потерпели ли эти предприятия неудачу?

И является ли неудача действительно  неудачей? Многие герои бизнеса, по крайней мере один раз, оказывались  неудачниками. Генри Форд дважды терпел неудачу в делах. Может быть, делая попытки и терпя неудачи, можно приобрести лучшее предпринимательское образование, нежели посещая школу бизнеса, где почти ничего не говорится о малом бизнесе и предпринимательстве".

Следует ли каким-то образом  тестировать предпринимателей, прежде чем рынок осуществит свой отбор?. Право делать выбор лежит в  самой сердцевине американской экономической  системы. Без этого права инициатива и побудительные причины вскоре бы иссякли и американская система свободного предпринимательства перестала бы быть свободной.

Каковы же причины "умирания" множества только что возникших предприятий? Что такие крупные эксперты, как фирма "Дан энд Брэдстрит", определяют в качестве причин неудачи предприятия? Плохое управление. Фирма "Дан энд Брэдстрит" имеет более чем вековой опыт обобщения информации о финансовом здоровье предприятий. Фактически эта фирма составила картотеку данных о более чем 9 млн. предприятий США, чтобы обеспечивать их информацией о тенденциях неудач и возникновении новых предприятий. Фирма обнаружила, что предприятия терпят неудачу в делах из года в год по одним и тем же причинам. Отметим, что первые по важности четыре причины сводятся к плохому управлению, именно с этим связаны 92% неудач в делах.

Согласно данным фирмы "Дан  энд Брэдстрит", плохое управление часто проявляется в таких проблемах, как большие эксплуатационные расходы или задерживающие платежи клиенты, неудачное местоположение или низкая конкурентоспособность, трудности с товарно-материальными запасами или избыточные постоянные активы.

Хотя эта статистика и  может произвести сильное впечатление, однако на самом деле она маскирует  реальную причину того, почему так  много предприятий "умирает", только появившись на свет. Легкость создания предприятия — вот главная  причина, а плохое управление является просто следствием. [16,стр.81-93]

Отсутствие управленческого опыта

Часто малые предприятия  терпят неудачу, потому что не могут  справиться с возрастающими управленческими требованиями. Одно дело — управлять магазином с 10 работниками, и совершенно иное — руководить магазином с сотней работников. В случае с 10 работниками предприниматели осуществляют визуальный контроль над всеми и всем, находящимся в их распоряжении. [16,стр.95]

Таблица 3. Причины деловых неудач

Доля деловых неудач (в %)

Причина неудач

Объяснение

44

Некомпетентность

Неспособность вести дело (физически, морально или интеллектуально)

17

Отсутствие управленческого  опыта

Малый опыт (или его отсутствие) в управлении работниками и другими ресурсами до начала своего дела

16

Несбалансированный опыт

Недостаток опыта в  маркетинге, финансах, снабжении и  производстве

15

Отсутствие опыта в  отрасли

Малый опыт (или его отсутствие) в производстве данной продукции  или услуги до начала своего дела

1

Небрежность

Слишком малое внимание к  делу в связи с дурными привычками, плохим здоровьем или семейными  трудностями

1

Мошенничество или бедствие

Мошенничество: вводящие в заблуждение  наименование, фальшивые финансовые отчеты, преднамеренные чрезмерные закупки  или неравномерное распоряжение активами.

Бедствие: пожар, наводнение, ограбление, мошенничество сотрудников  или забастовка (последствия некоторых  бедствий можно смягчить путем страхования)


 

Но как только их предприятия  разрастаются, скажем, до 100 работников, предприниматели должны переходить к более сложным способам планирования и контролирования своего дела. К сожалению, им часто не хватает управленческого мастерства для выявления и найма талантливых людей, необходимых им для выживания и развития.

В отличие от них президенты крупных корпораций чаще всего являются профессиональными руководителями. Мастерски владея наилучшими и самыми современными управленческими средствами, они дирижируют талантами десятков знающих работников для решения проблем и реализации возможностей компании.

Слабое представительство национальных меньшинств

Еще одной слабой стороной малого бизнеса является недостаточное  представительство национальных меньшинств. Исследование 1998 г., проведенное АМБ, в котором содержатся самые последние надежные данные, показывает невысокую вероятность того, что представители национальных меньшинств станут владельцами предприятий. Американцы азиатского происхождения чаще становятся владельцами собственных предприятий, чем представители других национальных меньшинств, особенно чернокожие американцы.

Таблица 3 показывает, что объем продаж в расчете на одно предприятие, принадлежащее представителю национального меньшинства, значительно ниже, чем в случае остальных предприятий. И выручка от продаж в расчете на одно предприятие существенно ниже у чернокожих владельцев, чем у американцев латиноамериканского или азиатского происхождения. Причины, по которым чернокожие американцы и латиноамериканцы избегают положения владельца предприятия, являются достаточно сложными. [16,стр.96-102]

Таблица3. Сопоставление числа предприятий, принадлежащих представителям национальных меньшинств, с их общим числом

 

Доля владения от общего числа (в %)

Выручка от продаж на одно предприятие (в долл. США)

Среднее количество работников на одном предприятии (чел.)

Все предприятия

6,4

473500

 

Предприятия, принадлежащие:

 

Американцам азиатского происхождения

5,5

70100

4,7

Американцам латиноамериканского  происхождения

1,7

60400

4,8

Чернокожим американцам

1,3

36700

4,3


 

 

3.1 Этапы развития  малого бизнеса в России.

 

Теории о предпринимательстве  зародились еще в XVIII. Первым ученым-экономистом, разработавшим одну из первых концепций предпринимательства, является Ричард Кантильон, по определению которого предприниматель – это человек, действующий в условиях риска. Значительный вклад в разработку теории предпринимательства внес А. Смит. Предприниматель, по Смиту, - это собственник капитала, который ради реализации какой–то коммерческой идеи и получения прибыли идет на экономический риск. Интерес представляет мнение Ж. Бодо о том, что предприниматель – это лицо, совмещающее функции собственника капитала и управляющего им. Й. Шумпетер определяет предпринимателей как хозяйствующих субъектов, функцией которых является осуществление новых комбинаций и которые выступают как его активный элемент. Из вышесказанного можно сделать вывод, что предпринимательство – это рискованное дело добровольно осуществляемое гражданами. Также предпринимательство трактуют как свободное экономическое хозяйствование в различных сферах деятельности, осуществляемое субъектами рыночных отношений в целях удовлетворения потребностей конкретных потребителей и общества в товарах (работах, услугах) и получения прибыли, необходимых для саморазвития собственного дела и обеспечения финансовых обязательств перед бюджетом и другими хозяйствующими субъектами.

Малый и средний бизнес в рыночной экономике — ведущий  сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта (ВНП). Во всех развитых странах на долю малого бизнеса  приходится 60-70% ВНП.

Критериями отнесения предприятия  к малым являются численность  работающих и доля государственной, муниципальной собственности и  собственности общественных объединений  в уставном капитале этих предприятий, которая должна составлять не более 25%. Численность работающих в малом  бизнесе определяется по среднесписочной  численности основного производственного  персонала и сотрудников, работающих по договорам и совместительству. К малому бизнесу относятся предприятия  с численностью работающих не более 200 человек в промышленности и строительстве, до 100 человек — в науке и научном обслуживании, до 50 человек — в других отраслях производственной сферы, до 15 человек — в непроизводственной сфере.

Российское малое предпринимательство  в своем становлении прошло четыре этапа.

Первый и наиболее яркий  из них наблюдался еще в условиях командно – административной экономики  в конце 80-х годов. Огромные льготы всех видов, в том числе за счет средств госбюджета, в целом более  благоприятное положение дел  в экономике обусловили отношение  ветеранов к данному периоду  как к "золотому веку" малого предпринимательства. Действительно, происходило очень  быстрое и легкое накопление капиталов, развивались производство дефицитных товаров широкого потребления и  сфера всевозможных и столь же дефицитных тогда бытовых услуг, розничной торговли, общественного  питания и пр.

Изнанкой "золотого века" было, однако, то, что малые предприятия  выполняли роль канала перекачки  ресурсов командно-управляемых госпредприятий в теневую экономику, в пользу полукриминального и просто криминального  псевдорыночного предпринимательства.

Конечно, в развитии МП имели  место не только негативные процессы. В годы перестройки малый бизнес включился в общий, всячески поддерживаемый правительством процесс бурного  развития кооперативного движения. И  разгосударствление, и обучение широких  масс населения основам предпринимательства  происходили через развитие кооперации и малого бизнеса. [7,стр.97]

1992 год - год шоковой терапии - характеризовался самыми высокими с середины 80-х годов темпами роста числа малых предприятий (в 2,1 раза) и численности занятых в них. Начался новый, второй, этап в развитии российского малого предпринимательства.

Информация о работе Малый бизнес: характерные черты, преимущества, зарубежный опыт и проблемы развития