Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 10:56, курсовая работа
Цель работы – раскрытие сущности малого бизнеса, выявление его роли в экономической жизни современного общества, выявление проблем малого бизнеса и пути их решения, рассмотрение перспектив дальнейшего развития малых предприятий на российской почве.
При написании работы были выдвинуты следующие задачи:
раскрыть сущность малого бизнеса;
показать место малых предприятий в системе рыночных отношений;
Введение………………………………………………………………3
Глава 1.Малый бизнес в современной рыночной экономике
Сущность малого бизнеса………………………………….5
Отличие малого бизнеса от крупного……………………..12
Значение и задачи малого предприятия…………………..14
Глава 2.Зарубежный опыт развития малого бизнеса
2.1 Особенности развития малого бизнеса за рубежом…….17
2.2 Актуальные проблемы зарубежного малого бизнеса…..21
Глава 3.Малый бизнес в РФ
3.1 Этапы развития малого бизнеса в России………………26
3.2 Государственная поддержка малых предприятий в России..32
3.3 Основные проблемы малых предприятий в России…….37
Заключение……………………………………………………………45
Список литературы………………………………………
Положение едва ли может
серьезно измениться в позитивную сторону,
если не перейти от слов к делу в
общественной поддержке конструктивного
малого бизнеса. На существенный рост
имеющихся для этого
Кризис в экономике, последовавший после 17 августа 1998г., привел к тому, что в первом полугодии 1999г. инвестиции в основной капитал на малых предприятиях по сравнению с 1998г. (в сопоставимых ценах) упали на 32,5 % составив лишь 7,2 млрд.рублей.
По данным министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, в 2000г. выделение средств из бюджета на развитие малого предпринимательства было минимальным: до 90% вложений на эти цели составили частные инвестиции.
При этом, по данным Центра экономической
конъюнктуры при правительстве
РФ, лишь 20% малых производственных
предприятий осуществляли инвестиции
в приобретение отечественного оборудования
в виде отдельных установок и
только 2% внедряли технологические
линии. На приобретение дорогостоящего
импортного оборудования у малых
предприятий и вовсе нет денег.
Но эти ресурсы можно применить
гораздо лучше. Для этого требуется
тщательно выверенные, последовательно
проводимая в жизнь система селекции,
позволяющая предоставлять
В соответствии с такой
исходной установкой должны конструироваться
механизмы льготного
Следующая проблема – это
та законодательная база, на которую
сейчас может опираться малое
предпринимательство. Пока она, мягко
говоря, несовершенна, а во многих очень
существенных положениях вообще отсутствует.
Можно назвать немало правовых документов,
так или иначе регулирующих малое
предпринимательство (Гражданский
кодекс РФ, законы «О собственности
в РСФСР», «О приватизации государственных
и муниципальных предприятий
в РСФСР», «О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на
товарных рынках», ряд указов Президента
РФ), но трудности, однако в том, что,
во-первых, нет сводной единой законодательной
основы сегодняшней деятельности российских
малых предприятий; во-вторых, имеются
разрозненные установления претворяются
в жизнь далеко не полностью. Проблема
правовой основы малого предпринимательства
в конечном счете будет убедительно
решена лишь тогда, когда удастся
избавиться от правового нигилизма.
Это, конечно, никак не исключает
необходимости специальных
В настоящее время малые
предприятия находятся в
Отсутствует система проведения глубокого анализа деятельности малых предприятий. Нет надлежащего учета результатов их работы, практически отсутствует отчетность по тем показателям, которые дают право малым предприятиям воспользоваться льготами по налогообложению. Следующая важная проблема – кадры. Убеждение в то, что предпринимателем надо родиться не освобождает от понимания того, что, во-первых, урожденных предпринимателей становится все меньше, чем реально нужно обществу; во-вторых, что им требуется приобрести определенный объем знаний: ведь обучают же урожденный музыкантов, ученых, спортсменов. Нет оснований считать, что к предпринимателям нужно подходить с иной меркой. Между тем, с обучением кадров для бизнеса дело обстоит далеко не лучшим образом.
Непростая проблема связана с социальной защитой предпринимательской деятельности. Как известно, ранее существовавшая на основе распределения общественных фондов система социальных гарантий и социального обеспечения в условиях нынешнего переходного периода оказалась практически подорванной. Требуется, по сути строить эту систему заново по отношению ко всему обществу, а по отношению к предпринимателям – особенно.
Общеизвестно, что снижение
доходов населения привело к
значительному ухудшению
Обобщая данные социологических опросов, в аналитическом докладе, подготовленном Российской ассоциацией развития малого предпринимательства на тему: «Малый бизнес в России. Проблемы и перспективы» можно сформулировать основные проблемы частного бизнеса в нашей стране: налоги; законодательство; инфляция; экономическая ситуация в целом; поставки; дефицит; трудности получения кредита и высокая кредитная ставка; неплатежеспособность партнеров, клиентов; несовершенство банковской системы; политическая ситуация; бюрократия; недостаток производственных площадей, офисов; действия правительства, властей; коррупция власти; недостаток материальной базы; финансовая политика государства; действия Центрального банка России; сбыт, поиск клиентов, потребителей; высокие цены на сырье и материалы; монополия государства, госпредприятий; трудности с арендой; разрыв экономических связей; недостаток информации; недостаток культуры, опыта; необязательность партнеров; проблемы собственности; кадровые проблемы; недостаток собственных средств; невыгодность производства; большая, громоздкая отчетность, нет льгот; рэкет; невыгодность инвестиций; конкуренция; несовершенство рынка; недоверие западных партнеров; отрицательное отношение к предпринимателям.
Только перечисление проблем, с которыми сталкиваются отечественные предприниматели, свидетельствует, что пока не сформулированы условия, необходимые для развития предпринимательства вообще, а малого в особенности.
Теперь рассмотрим перспективы развития малых предприятий в РФ
К настоящему времени сделаны только самые первые шаги в правовом и организационном обеспечении формирования малого предпринимательства в качестве особого сектора экономики России. Действенной системы стимулирования образования малых предприятий не существует, как нет и хозяйственного механизма их поддержки. Не разработала программа развития малых предприятий.
По моему мнению, комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в РФ, должен осуществляться в следующих направлениях:
Также в государственной программе должны быть отражены механизмы денежно-кредитной, налоговой, бюджетной, и ценовой политики, материально-технического снабжения, системы официальных гарантий, которые обеспечивали бы создания равных стартовых условий в развитии предпринимательской деятельности.
В программе необходимо предусмотреть
формирование эффективных институтов
рыночной инфраструктуры, товарного
рынка и рынка ценных бумаг, инвестиционного
и венчурного предпринимательства,
информационной, консультационной и
аудиторской деятельности, а также
создания комплексной государственно-
Для реализации данных программ
должны быть привлечены не столько
средства государственного бюджета, сколько
возможности частного – отечественного,
а при необходимости и
В 2000-2001 гг. финансово-кредитная и инвестиционная поддержка малого предпринимательства должна сочетать оптимизацию налоговых льгот, развитие системы кредитования и создания благоприятного инвестиционного климата с участием специализированных фондов и других финансовых институтов.
Сочетание мер прямой и
косвенной поддержки должно способствовать
формированию необходимого стартового
капитала для вновь создаваемых,
а также развитию существующих малых
предприятий и преодолению
В ходе реализации программ предусматривается формирование гарантийного и лизингового фондов, способствующих в условиях повышенных рисков кредитованию и инвестированию в наиболее эффективные проекты и предприятия. Должен быть разработан порядок, при котором не менее 20 процентов средств, поступающих от приватизации в Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, используется для осуществления региональных инвестиционных программ. Должен действовать механизм размещения среди субъектов малого предпринимательства не менее 15 процентов объемов заказов на производство и поставку продукции, товаров и услуг для федеральных государственных нужд. [8 ,стр.56]
Анализ экономической
литературы и фактических статистических
данных о деятельности субъектов
малого предпринимательства
Малый бизнес зародился более чем 40 веков назад в восточной части Средиземноморья. Хотя малый бизнес играл основную роль в распространении цивилизации, его история никогда не занимала общественное сознание. Но теперь малый бизнес все больше признается как созидательная сила экономики.
Малый бизнес находится в центре интересов современного общества, затрагивает жизнь всего населения. Немногие (если вообще они есть) сектора американской экономики могли бы функционировать без его нескончаемого потока продукции и услуг. И что особенно важно, его деятельность инициирует изобретательскую и инновационную деятельность: исследования показывают, что основные идеи и изобретения чаще поступают от малых, нежели от крупных, предприятий. Творчество малых предприятий будет способствовать распространению новых продукции и услуг для потребителей.
Из 19 млн. предприятий США 99% можно отнести к малым, т.е. на каждом из них работают менее 500 человек. Около 600 тыс. новых предприятий создаются ежегодно, но половина из них прекращает свою деятельность в течение 18 месяцев. Основной причиной высокой "нормы смертности" является легкость, с какой неопытные люди могут начать новое дело.
Вопреки общераспространенному мнению малый бизнес процветает в тени крупного бизнеса. Одно из исследований показывает, что, как правило, малые производства являются более прибыльными, нежели крупные перерабатывающие компании.
Будущее малого бизнеса выглядит блестящим. Все больше мужчин и женщин станут участвовать в малом бизнесе. И они будут все более подготовлены к работе главным образом благодаря лучшему образованию и широкой поддержке со стороны общества.
Как правило, развитие малого предпринимательства является условием решения следующих проблем:
Формирование конкурентных, цивилизованных, рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества;
Расширение ассортимента
и повышение качества товаров, работ
и услуг. Стремясь к удовлетворению
запросов потребителей, малый бизнес
способствует повышению качества товаров,
работ и услуг и культуры обслуживания;
приближение производства товаров
и услуг к конкретным потребителям;
содействие структурной перестройке
экономики. Малое предпринимательство
придает экономике гибкость, мобильность,
маневренность и привлечение
личных средств населения на развитие
производства. Партнеры в малых предприятиях
вкладывают свои капиталы в дело с
большей заинтересованностью, чем
в крупных; создание дополнительных
рабочих мест, сокращение уровня безработицы;
способствование более