Меры по реализации энергосберегающей политики в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 12:36, реферат

Краткое описание

Целью энергетической политики является максимально эффективное использование природных топливно-энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для роста экономики и повышения качества жизни населения страны. Проведение долгосрочной государственной энергетической политики для защиты прав и законных интересов граждан и экономических агентов, обеспечения обороны и безопасности государства, эффективного управления государственной собственностью, достижения качественно нового состояния энергетического сектора основано на следующих принципах: последовательность действий государства по реализации важнейших стратегических ориентиров развития энергетики;заинтересованность в создании сильных, устойчиво развивающихся и готовых к конструктивному диалогу с государством энергетических компаний; обоснованность и предсказуемость государственных регулирующих воздействий, стимулирующих частную предпринимательскую инициативу в реализации целей государственной политики, в том числе в инвестиционной сфере.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………3
1.Энергетическая политика в России в настоящее время
1.1. Государственные проекты в области энергосбережения…………………4
1.2 . Барьеры повышения энергоэффективности …………………………………….6
2.Энергосберегающая политика за рубежом
2.1. Энергосбережение в странах евросоюза ………………………………………..23
2.2. Энергосбережение в США………………………………………………………………..26
2.3. Энергосбережение в Китае………………………………………………………………32
3.Комплекс мер по повышению энергоэффективности в Российской Федерации…………………………………………………………………………………………………36
4.Мои предложения по повышению энергоэффективности в России…….39
Список литературы…………………………………………………………………………………….45

Вложенные файлы: 1 файл

меры по реализации энергосберегающей политики в россии.docx

— 84.23 Кб (Скачать файл)

2 Энергетическая эффективность: каждый может внести свой вклад

     Экономия энергии снижает уровень загрязнения, удешевляет пользование и сокращает необходимость создания новых электростанций, трубопроводов, нефтяных терминалов и так далее. Установлено, что за счет экономии можно сберечь до одной пятой части энергоресурсов. Европейская Комиссия уже ввела в действие план, способствующий тому, чтобы страны-члены, отдельные регионы, местные власти и граждане в масштабе всей Европы объединяли свои усилия по снижению потерь энергии. Он рассчитан на достижение к 2020 году 20%-ной экономии. Сегодня мы стремимся донести эту концепцию до наших международных партнеров с помощью международной инициативы в области энергосбережения.

3 Повысить долю возобновляемых источников энергии

      Изменения климата, рост зависимости от нефти и ископаемого топлива, рост цен на энергоресурсы – все эти факторы позволяют осознать растущую уязвимость Европы. Наше стабильное будущее в большой степени зависит от использования возобновляемых источников энергии. Европейская Комиссия предложила, а Европейский Совет одобрил в качестве практической задачи доведение к 2020 году доли возобновляемых источников энергии до 20%, а использования биотоплива для транспорта – как минимум до 10%. Это значит, что в 2020 году одна пятая часть энергии и одна десятая часть топлива, потребляемых в ЕС, будут происходить из возобновляемых источников. Наша задача – достичь повышения доли использования возобновляемых источников энергии во всех сферах: электроэнергетике, теплоснабжении и на транспорте.

4 Увеличить капиталовложения в развитие технологий

      Технологии будут играть главную роль в достижении целей новой энергетической политики единой Европы. С этой целью Европейская Комиссия в 2007-2013 годах будет ежегодно инвестировать около €1 млрд. в исследования и инновации в сфере энергетики. Технологии должны помочь снизить стоимость использования возобновляемых источников, повысить эффективность энергопотребления и обеспечить лидерство европейской индустрии на глобальном уровне. В настоящее время Комиссия готовит стратегический план развития энергетических технологий, который будет представлен в 2007 году.

5 Безопасность ядерной энергетики

      Более половины стран-членов ЕС используют атомные установки, которые обеспечивают, в среднем, 15% всей энергии и одну треть производимого в ЕС электричества. Решение об использовании атомной энергии относится к компетенции отдельных стран-членов. На Европейский Союз, в соответствии с договором EURATOM, возлагается контроль над надежностью и безопасностью атомной энергетики. Поэтому наша цель – достижение максимально высоких стандартов надежности, безопасности и нераспространения ядерных технологий и продолжение усилий, направленных на признание этих стандартов во всем мире. Единый внутренний рынок энергии повышает взаимную зависимость стран-членов ЕС в энергетической сфере как по электроэнергии, так и по газу. Даже с ростом эффективности и использования возобновляемых источников, нефть и газ будут удовлетворять более половины потребности ЕС в энергии, причем зависимость от импорта в обоих этих секторах очень велика. Поэтому в ближайшие годы ЕС будет добиваться диверсификации источников сырья, его поставщиков и маршрутов транспортировки. Будут созданы эффективные механизмы повышения солидарности стран-членов на случай энергетических кризисов. Это необходимо, в частности, потому, что некоторые страны-члены значительно или полностью зависят от единственного поставщика газа.

6 Развитие внешних связей и  сотрудничество в сфере энергетики

      Чтобы воплотить в жизнь международную энергетическую политику на базе общих целей, ЕС будет отстаивать единую точку зрения. ЕС примет на себя инициативу по разработке международных соглашений, таких, как Энергетическая Хартия и режим воздействия на климат после исполнения Киотских соглашений, с целью формирования вокруг ЕС безопасной энергетической зоны. ЕС будет и дальше укреплять партнерство со странами-поставщиками энергии и со странами-потребителями и импортерами. ЕС также будет способствовать улучшению условий инвестирования в международные проекты, в том числе путем назначения на важнейшие инфраструктурные проекты своих координаторов.

   2.2. Энергосбережение в США

       В настоящее время политика  развитых стран по отношению  к целям и задачам энергоэффективности и энергосбережения и расширения использования возобновляемых источников энергии базируется на сочетании поощрения инвестиций в энергосберегающие технологии и создания стимулов к их применению, в том числе налоговых режимов и субсидирования, особенно в странах Европы и США.

        В развивающихся странах важную  роль в распространении энергоэффективных технологий и расширения использования нетрадиционных и возобновляемых источников энергии играют программы кредитования и субсидирования международных финансовых организаций и экспортно-импортных агентств.

        Современный этап развития мировой  энергетики характеризуется ускоренным  ростом энергетической эффективности.  В большинстве промышленно развитых  стран стремление повысить энергоэффективность приобрело характер национальной идеи. Внутренняя государственная политика там направлена на оптимизацию энергозатрат путем энергосбережения и развития возобновляемых источников энергии, а внешняя - на диверсификацию источников поставок и снижения конкурентоспособности энергоизбыточных стран.

       Важнейшими инструментами реализации  государственной политики энергосбережения  в странах с развитой экономикой  являются:

• нормативно-правовая база. К примеру, в США, Японии, Канаде и Нидерландах действуют специальные  законы об энергосбережении. В остальных  промышленно развитых странах законодательное  регулирование в сфере энергосбережения осуществляется с помощью отдельных  нормативных актов, правительственных  директив, посвященных вопросам экономии топлива и энергии в различных  областях.

• ценовая  и налоговая политика, направленная на экономическое стимулирование энергосбережения.

       Примером создания эффективного  нормативно-правового обеспечения  энергосбережения может служить  законодательство Соединенных Штатов  Америки, где принят ряд принципиальных  законов в указанной сфере,  явившихся прототипом для разработки  энергетического законодательства  в других странах.

        Один из основополагающих –  закон США 2005 г. «Об энергетике»  охватывает всю отрасль энергетики  и включает в себя комплекс  конкретных программ по внедрению  энергосберегающих технологий и  новых источников энергии. Среди  этих программ следует отметить, к примеру, практику заключения  контрактов на энергосбережение. Правительство заключает с организациями  контракты на энергосбережение. Причем должно экономиться ежегодно  примерно 2,5% топливно-энергетических  ресурсов. И если достигается  экономия в течение указанного  срока (в законе говорится о  2007-2016 годах), тот, кто этого достиг, имеет право на получение соответствующих  субсидий и поддержки на федеральном  уровне.

       Согласно закону, призванному ускорить  разработку и реализацию энергосберегающих  технологий, в 2012 г. из возобновляемых  источников должно быть произведено  7,5 млрд. галлонов топлива. Поставлена  задача обеспечить к 2017 г. производство  из доступных в США возобновляемых  и альтернативных источников 35 млрд. галлонов топлива. Это позволит  сократить потребление нефти  на 10%, что приведет к экономии 2 млн. баррелей нефти в день.

       Cтоит также упомянуть о программе «Энергетическая звезда», суть которой состояла в закупках государственными учреждениями и частными компаниями США энергоэффективных товаров. И власти обязывали муниципальные, местные органы закупать товары, только имеющие знак «Энергетическая звезда». Для обеспечения работы программы была разработана целая система по закупке энергоэффективных товаров, маркировке, созданию каталогов энергоэффективных товаров и т.д.

       Энергетическая система современной  Европы характеризуется значительной  зависимостью от поставок энергоносителей  из-за рубежа. Ее безопасность может обеспечить лишь существенный сдвиг в сторону использования источников возобновляемой энергии с одновременным повышением эффективности энергосбережения.Об этом свидетельствует активная политика ЕС в данном направлении. Ее первым шагом можно считать принятие в 1997 году так называемой «Белой книги» — документа, в котором ЕС установил цели в области использования возобновляемой энергии. Фактически было определено направление долгосрочной политики в области использования возобновляемых источников энергии и поставлена цель удвоить их использование с 6% (уровень 2000 года) до 12% к 2010 году.

        В США поставлена задача сократить к 2017 году потребление бензина в стране на 20%. Три четверти этого сокращения предполагается обеспечить за счет увеличения использования местных альтернативных и возобновляемых источников энергии, в том числе: этилового спирта, производимого из кукурузы и целлюлозы, метанола, бутанола, биодизельного топлива, водородного топлива и некоторых других энергоносителей.

       Соединенные Штаты считают, что  лучший способ укрепить энергетическую  безопасность и помочь странам  развиваться наряду с охраной  окружающей среды и улучшением  здравоохранения — внедрять экологически  чистые и недорогие технологии  в энергетике. При этом необходим  диверсифицированный подход, охватывающий  обычные, перспективные и возобновляемые  виды энергии, а также технологии  эффективного использования энергии.Правительство США в партнерстве с частным сектором стремится развивать в стране и за рубежом комплекс технологий, которые должны быть постепенно внедрены ко второй половине текущего столетия. К ним относятся новые биологические виды топлива из непродовольственных культур, чистая угольная технология, коммерциализация гибридных автомобилей с подзаряжающимися аккумуляторами, технология водородных топливных элементов, более эффективные и более безопасные ядерные системы, технологии ядерного синтеза. И это лишь основные направления.

       Стратегия сокращения зависимости  Америки от нефти, изложенная  в Президентской Программе «Передовая  энергетическая инициатива», предполагает 22-процентное увеличение финансирования  на исследования в области экологически чистой энергии в Министерстве энергетики США. Предусматривается, в частности, увеличить инвестиции в солнечные и ветровые технологии, угольные электростанции без выбросов, чистые ядерные технологии и этанол.

       Программой предусматривается не  только разрабатывать экологически  чистые энергетические технологии, но и стремиться сделать их  более дешевыми. Именно поэтому  правительство США потратило  с 2001 года более 15 млрд. долларов  на разработку альтернативных  источников энергии. Это финансирование  способствовало резкому снижению  стоимости возобновляемой энергии.  Объем частных инвестиций реагирует  на рост стоимости обычной  энергии. В 2005 году новые капиталовложения  в технологии производства возобновляемой  энергии составили 44 млрд. долларов. Теперь на долю этих технологий  приходится примерно 20-25 процентов  мировых инвестиций в энергетику.

       Свою энергетическую программу  Б. Обама сформулировал еще  во время предвыборной кампании  и, не смотря на кризис, в  нее не было внесено существенных  изменений. На реализацию новой  энергетической политики планируется  выделить из стабилизационного  фонда около 80 млрд долл. США (7% от 1,1 трлн долл. США, предназначенных для всех антикризисных программ).

Предусматривается достижение 6 главных целей:

• сокращение выбросов углекислого газа,

• субсидирование чистых энергетических технологий,

• поддержка производства биотоплива,

• достижение независимости от импорта топлива,

• повышение энергоэффективности экономики,

• восстановление лидерства в международных климатических программах.

      Для обеспечения эффективности энергосберегающей политики США необходимо ускоренное проведение исследований, разработки и внедрения технологий, которые либо повышают эффективность энергосбережения, либо предусматривают использование возобновляемых источников энергии. При наличии разнообразных технологий и стимулов рынки смогут более эффективно и гибко осуществлять поиск наиболее экономичных путей решения проблемы глобального изменения климата планеты.

       Возобновляемые источники энергии, такие как ветер, фотоэлектрические элементы солнечная, гидроэнергия -- источники экологически чистой энергии и не требуют использования обычных видов топлива, таких как уголь или нефть, применение которых связано с выбросом в атмосферу огромного количества углекислого газа.

        К 2010 г. объемы выбросов углеродсодержащих соединений в атмосферу в электроэнергетике США могут быть сокращены на 186 млн. тон в год. Обеспокоенность эмиссией углеродсодержащих соединений будет способствовать более активному использованию энергии ветра, сжиганию угля в сочетании с биомассой на электростанциях, повышению эффективности работы электростанций, продлению срока работы АЭС и более широкому использованию гидроэнергетики. Замена угля природным газом для производства электроэнергии на некоторых электростанциях, закрытие устаревших электростанций, работающих на угле, строительство новых турбин и электростанций с комбинированным циклом и более широкое применение газа для производства электроэнергии может оказаться вполне рентабельным делом. Однако, для достижения значительного сокращения эмиссии углеродсодержащих соединений при производстве и использовании электроэнергии правительство США, помимо прочих мер, должно будет расширить исследования в области возобновляемых источников энергии и передовых технологий использования ископаемых энергоресурсов.

Информация о работе Меры по реализации энергосберегающей политики в России