Мировые финансовые центры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 17:42, дипломная работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является исследование процесса развития и текущего состояния МФЦ, в том числе в сфере создания МФЦ в России.
Объектом исследования является положение МФЦ в глобальной финансовой системе.
Предметом исследования являются механизмы формирования и функционирования МФЦ, их определяющая роль в создании и перераспределении мирового финансового дохода.

Вложенные файлы: 1 файл

Ординарцева Мировые финансовые центры испр 4.docx

— 171.43 Кб (Скачать файл)

Данная ситуация в глобальной экономике явно не способствует росту экономики России. Несмотря на то, устойчивый посткризисный рост цены барреля нефти с минимального значения около 40 долл. до сегодняшнего уровня в 100 долл. и выше, рост цен на энергоносители не сопровождается увеличением спроса на них. Одновременно ускоренным темпом около 40% в год происходит рост импорта. Из фактора стимулирования развития экспорт нефти и газа превращается в ресурс простой балансировки текущего платёжного баланса.

Также российская экономика сохраняет исключительно высокую зависимость от волатильности нефтяных цен. В случае их снижения в российской финансовой системе немедленно наступит тяжелая полоса. Положительное сальдо текущего платежного баланса сменится отрицательным с последующим снижением обменного курса рубля, резко возрастет дефицит федерального бюджета, банки и крупнейшие промышленные компании столкнутся со значительными трудностями в обслуживании внешней корпоративной задолженности.

В этом свете, к рассмотрению ставшего привычным перечня негативных явлений, включающего коррупционную «административную ренту», забюрократизированность всех процедур регистрации нового бизнеса, риски правоохранительной и судебной системы, стоит добавить такие тормозящие инвестиционный процесс явления как неконкурентную, высокомонополизированную систему российских рынков. Именно это делают накачку совокупного спроса в России малоэффективным способом стимулирования экономического роста.

Речь идёт как о скрытых картельных соглашениях на товарных рынках, так и о сохранении излишнего влияния естественных монополий на развитие экономики. Внутрироссийский рынок реальных поставок нефти фактически поделен по географическому принципу владельцами нефтяных запасов и мощностей по переработке сырой нефти. Рынок устроен таким образом, что не позволяет собрать статистику референтных проверяемых рублёвых цен. Сделки мелких и средних поставщиков нефти оформляются, как правило, на основе цен свопового рынка в Роттердаме минус затраты на логистику. Крупные поставщики нефти на внутреннем рынке применяют бартерные сделки как с нефтеперерабатывающими заводами, входящими в одну с ними холдинговую группу, так и с внешними по отношению к «родной» группе потребителями.

Наиболее серьёзной попыткой создания конкурентного рынка стратегически важного товара стала либерализация электроэнергетики и соответствующего рынка электрической энергии. Постоянное увеличение доли свободного рынка, которая составляет сегодня около 50% реализации электроэнергии, все же носит ограниченный характер. За его пределами остаётся ряд регионов (Дальний Восток), а также такой сектор хозяйства, как поставка электричества населению, субсидируемая за счет поставок крупным промышленным потребителям. Такие поставщики энергии как гидро- и атомные станции работают в режиме ценопринимания.

Всё же положительной стороной свободного рынка электроэнергии, несомненно, является наличие ясно прописанных правил работы рынка, прежде всего ценообразования, при реализации соответствующей продукции. Даже тарифное ценообразование в отраслях «естественных монополий», с вполне открыто регулируемыми ценами - тарифами, функционируют в соответствии с некоторыми формальными процедурами. Однако ни в газовой отрасли, ни на железнодорожном или трубопроводном транспорте, ни в сетевом хозяйстве эти процедуры не являются прозрачными.

Гораздо сложнее обстоят дела на якобы абсолютно свободных товарных рынках и рынках услуг. Например, на смежных с электроэнергетикой рынках топлива, рынке угля и нефтепродуктов, царят скрытые абсолютно не прописанные в правовом отношении правила. К большому сожалению, в данном направлении эволюционируют также рынки телекоммуникационных услуг.

Приходится признать, что единственным реальным способом обеспечения конкурентной бизнес-среды в России было и остаётся открытие внутреннего рынка для импортных поставок. Попытки закрытия отечественного рынка от импорта в целях создания благоприятных условий для инвестиций в производство на российской территории заканчиваются консервацией отсталости и неоправданным повышением цен для российских потребителей. Это подтверждено на практике опытом самых разных отраслей от автомобилестроения до производства куриных окорочков.

Наиболее репрезентативными ценами на товарные группы, по которым технически возможно формировать качественно однородные партии товаров, обеспечивающие количественное равенство товара в каждой (нефть, нефтепродукты, металлы, зерно), могут быть цены биржевых торгов. Однако все попытки организации крупных специализированных товарных бирж имели весьма ограниченный успех. Остаются нерешенными многочисленные вопросы формирования базы цен для биржевых торгов, а также налогообложения НДС и налогами на прибыль при поставках по сделкам своп или при хеджировании рисков с использованием срочных контрактов.

Несомненно, государственное регулирование рынков, направленное на обеспечение формирования конкурентных рыночных цен, должно было быть направлено на российские рынки, а не только на контроль за доступом к экспортным трубопроводам и портовым терминалам погрузки нефти. Однако реальная практика Минэкономразвития и ФАС демонстрирует явную тенденцию превращения этих ведомств в аналог советского Госкомцен. Усилия направляются на расчет «справедливых» внутренних цен на базе анализа затрат и «инвестиционной составляющей», прокрутки их через модели межотраслевых балансов. Отсюда следует примитивный вывод о необходимости «сокращения числа посредников».

Вместо конкуренции на рынке с гибкими ценами, определяемыми платежеспособным спросом и предложением товаров, практически российская экономика скатывается к административно утверждаемым картельным ценам. Аналогичная практика в отраслях «естественных монополий», к сожалению, ничему никого не научила. Хотя все жалуются на то, что именно эти отрасли душат экономику постоянно растущими тарифами и ценами.

В таких условиях рыночные по форме цены оказываются недостаточно ясными ориентирами для принятия решений о потенциальных капитальных вложениях. Риски долгосрочных инвестиций оцениваются как очень высокие, поскольку их окупаемость невозможно анализировать с использованием привычного для инвесторов методического аппарата. Одним из следствий такого положения остается недооценка рыночной капитализации российских акционерных обществ на фондовом рынке в самой России и за рубежом.

В данном контексте необходимо взглянуть и на перспективы инвестиций в инновационные проекты. Важнейшей стороной принятия решений о проектах start up является оценка рынка сбыта инновационной продукции. Вместе с тем необходима реалистичная оценка затрат на реализацию проекта, включая электроэнергию, теплоснабжение, стоимость земли или аренды недвижимости и т.п. и т.д. В центральном регионе критически важными параметрами давно стали возможности получения подключения к снабжению газом, водой, электричеством. Регистрируемые в Сколково юридические лица, несомненно, будут разворачивать реальное производство в тех регионах России, которые предложат им лучшие ценовые условия по этим ресурсам.

Обеспечение равных условий конкурентной борьбы для всех потенциальных инвесторов, исключение из реальной деловой практики покупаемых за «откаты» административным начальникам привилегий - требование жизни. Только создав для бизнеса понятные условия игры и ровное игровое поле в своей стране, мы можем рассчитывать на стратегический успех на мировой арене, добиться которого можно только за счет ускорения роста экономики.

Инвестиции в начале 2011г. в нашей экономике растут весьма скромными темпами и сосредотачиваются в традиционных для российской экономики экспортно-ориентированных секторах - металлургии и добыче углеводородного сырья. Российским властям необходимо обеспечить привлекательность экономики страны для победы в конкурентной борьбе за инвестиции. А уже на этой основе наращивать эффективность экономической системы России.

Прямые иностранные инвестиции в российскую экономику достаточно жестко контролируются правительством. Законодательно установлено, что в 42 отраслях российской экономики, признанных стратегическими, потенциальный зарубежный инвестор должен получать предварительное одобрение своего участия в инвестиционном проекте от правительственной комиссии, если такое участие предусмотрено в доле свыше 10%.

При привлечении инвестиций иностранных фирм-производителей автомобилей Минэкономразвитие РФ провело в жизнь достаточно гибкую схему сочетания налоговых и таможенных льгот для инвесторов с требованиями локализации производства комплектующих для конечной продукции. Однако расширение подобных требований, включение в них передачу технологий и лицензий российским партнерам без встречных уступок в сфере налогов или прав аренды государственных земельных участков для инвесторов оказывается, как правило, неприемлемым.

Общая либерализация условий привлечения иностранных инвесторов в сочетании со льготным режимом для тех, кто приходит в высокорисковые отрасли высоких технологий представляется наиболее логичным и эффективным подходом для преодоления существующих трудностей российской экономики.

Замедление экономического роста в России имеет серьёзные негативные последствия.

Во-первых, нарастает отставание нашей страны от той части мира, которую принято именовать « Западом», «золотым миллиардом». ВВП в расчете на одного гражданина России в объеме 13-14 тыс. долл. ставит нашу страну в положение развивающейся на уровне застойных латиноамериканских экономик и без перспективы перехода в более высокую категорию.

Во-вторых, это категорически не соответствует политическим и социальным ожиданиям основных масс российского населения, продолжающих верить в предназначение России быть великой державой, что бы в это понятие ни вкладывалось.

В-третьих, вслед за фактом отставания от западных стран нам грозит перспектива привыкать к новому положению отставания от традиционно более бедных, чем Россия, стран Юго-Восточной Азии. Если к отставанию по объему ВВП в отношении Китая общественное сознание России смирилось, то факт равенства с Индонезией или Филиппинами может быть воспринят крайне болезненно.

По существу Россия выбыла из числа быстрорастущих экономик и покинула «лигу БРИК». Но и ранее к ней мы принадлежали чисто формально, так как российская структура экономики радикально отличается от китайской или индийской. Это страны, в которых происходит трансформация экономик из аграрных в индустриальные, тогда как Россия прошла этот этап развития более пятидесяти лет назад.

Правительству России, бизнес сообществу нашей страны и обществу в целом, неизбежно, будет необходимо искать свой ответ на эту новую реальность, отгородиться от которой за государственными границами просто не реально. Мы обязаны обеспечить для России полноценное участие в новом этапе глобализации экономики и найти на этой основе собственное достойное место в мировой иерархии государств.

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ особенностей развития и текущего состояния основных мировых финансовых центров

2.1 Особенности развития основных мировых финансовых центров.

Старейшими финансовыми центрами мира являются Лондон, Нью- Йорк и Гонконг. На их долю и сегодня приходится 70% торговли акциями.

Лондон - старейший финансовый центр с развитой инфраструктурой, большая часть деятельности которого сосредоточена в Лондонском Сити. Свое экономическое восхождение Лондон ведет со времен учреждения в 1565 году Королевской биржи и в 1694 году Банка Англии. На Лондонскую фондовую биржу, занимающую 4-ое место по уровню капитализации, приходится почти 50% европейского оборота акций, а также максимальный (из зарубежных бирж) оборот торговли российскими ценными бумагами. В отдельные месяцы он достигает 80% от оборота иностранных акций и 12% от общего оборота акций1. Инвестиционные менеджеры Соединенного Королевства осуществляют доверительное управление 11% всех инвестиционных портфелей (львиная доля такого рода деятельности сосредоточена в Лондоне). В одном только страховом секторе Лондонского Сити занято 50 тыс. чел.

Отличительной особенностью банковского сектора Великобритании является то, что существенная доля банковского рынка (выше 50%) принадлежит филиалам и отделениям иностранных банков. На долю Лондона приходится 24% всех филиалов иностранных банков, действующих в странах ЕС. Причем, это наиболее крупные банки - им принадлежит 77% активов данной группы кредитных организаций. Также в Лондоне разместили свои филиалы 50% иностранных банков, не входящих в ЕС, с 84% активов. Правда, британским финансовым институтам принадлежит 70% активов банковского сектора страны, номинированных в национальной валюте (фунте стерлингов). На иностранные банки приходится почти 40% рынка корпоративных кредитов, но в розничном бизнесе их доля близка к нулю.

Препятствиями развитию Лондона являются: дороговизна аренды помещений, борьба правительства с бонусами менеджеров после кризиса 2008 - 2009 годов, относительно высокие ставки налога на прибыль, нестабильность валюты.

Нью-Йорк - крупнейший мировой финансовый центр в мире, дислоцированный в США, разделяющий 1-2 места в различных рейтингах с Лондоном. Восхождение Нью-Йорка как финансового центра началось после Первой мировой войны.

В Нью-Йорке сосредоточены штаб-квартиры таких финансовых организаций США, как Citigroup, J.P. Morgan Chase & Co., American International Group, Goldman Sachs Group, Morgan Stanley, Merrill Lynch и др, a также многих нефинансовых корпораций. В этом финансовом центре находятся две крупнейшие биржи мира: Нью-Йоркская фондовая биржа (на которой листингуется около 2800 компаний) и NASDAQ, а также расположены Американская фондовая биржа (American Stock Exchange), имеющая региональное значение (сегодня входит в состав группы NYSE), Нью-Йоркская товарная биржа (New York Mercantile Exchange), занимающая 1-ое место в торговле нефтяными фьючерсами, Нью-Йоркская торговая площадь (New York Board of Trade, NYBOT). Финансовая деятельность Нью-Йорка сосредоточена на улице Wall street в нижней части Манхеттена. 2

Информация о работе Мировые финансовые центры