Налоги как предмет регулирования национальной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2014 в 17:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - определить механизм функционирования налоговой системы на современном этапе, провести анализ работы налоговых органов.
Задачи курсовой работы:
определение сущности налогов;
изучение налоговой системы как основы налогового регулирования;
рассмотрение ряда налоговых льгот, представленных в Республике Беларусь;
проведение сравнительного анализа налоговой системы Республики Беларусь и зарубежных стран;
проведение анализа работы налоговых органов в Республике Беларусь;
изучение новаций Налогового кодекса 2013 года.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 91.01 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В начале своей курсовой работы я хотела бы обосновать выбор мною данной темы. В настоящее время бесперебойное финансирование предусмотренных бюджетами мероприятий требует систематического пополнения финансовых ресурсов на республиканском и местном уровнях. Это достигается в основном за счет уплаты юридическими и физическими лицами налогов и других обязательных платежей. На налоговые поступления в структуре доходной части бюджета приходится, как правило, свыше 90%.

В современных условиях создание прочной финансовой основы существования государства и общества в целом является успешное осуществление налогового регулирования. Поэтому вопросы, связанные с изучением организации налогового регулирования в нашей республике и за рубежом, анализом эффективности работы налоговых органов, а также введением ряда новых изменений в  Налоговый кодекс Республики Беларусь представляются весьма актуальными.

Цель курсовой работы - определить механизм функционирования налоговой системы на современном этапе, провести анализ работы налоговых органов.

Задачи курсовой работы:

  1. определение сущности налогов;
  2. изучение налоговой системы как основы налогового регулирования;
  3. рассмотрение ряда налоговых льгот, представленных в Республике Беларусь;
  4. проведение сравнительного анализа налоговой системы Республики Беларусь и зарубежных стран;
  5. проведение анализа работы налоговых органов в Республике Беларусь;
  6. изучение новаций Налогового кодекса 2013 года.

Объектом исследования является налоговая система Республики Беларусь, в то время как предметом исследования является функционирование и организация налогового регулирования в Республике Беларусь.

Для написания курсовой работы использовались законодательные акты Республики Беларусь, статистические материалы, интернет источники и  учебные пособия.

 

 

 

 

ГЛАВА 1

 

НАЛОГИ И ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ КАК ОБЪЕКТ АНАЛИЗА

 

  • Сущность налогов. Налоговая система Республики Беларусь

 

В Республике Беларусь в течение долгого времени не предпринимались попытки формулирования эффективного, с точки зрения ограничения государственных притязаний, определения налога. Все, что имелось в налоговом законодательстве, сводилось к определению, содержащемуся в преамбуле Закона от 20 декабря 1991 года «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь»: «под налогами и сборами понимаются обязательные отчисления денежных средств от плательщиков в определенных законами размерах». В настоящее время понимание налога получило свое закрепление в п. 1 ст. 6 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь.

Налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или ограниченного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты.

Признаки налога вытекают из его определения:

  • обязательность;
  • индивидуальная безвозмездность;
  • денежная форма уплаты налога;
  • внесение за счет средств, принадлежащих плательщику на правах собственности, правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Окладные налоги – налоги, сумма которых устанавливается для каждого отдельного налогоплательщика.

Неокладные налоги – исчисляются и уплачиваются налогоплательщиком самостоятельно.

Деление налогов на прямые и косвенные впервые было определено Джоном Локком в конце XIX в. В основу деления был положен критерий перелагаемости налогов.

Прямой налог – это налог, взимаемый непосредственно с лиц, в отношении которых изъятие средств является обязательным или желательным. Прямые налоги выплачиваются непосредственно с дохода.

Источники прямого налога:

  • прибыль;
  • дивиденды;
  • проценты;
  • наследства и др.

Преимущество прямых налогов заключается в том, что они являются более прогрессивной формой обложения, поскольку, во-первых, учитывают доход и общее финансовое положение плательщика. К. Маркс отмечал, что «прямые налоги – это наименьшее зло, ибо каждый знает, какую долю государственных расходов он несет». Однако существуют определенные трудности при переложении прямых налогов на других лиц или при уклонении от их уплаты.

Косвенные налоги взимаются с налогоплательщиков, которые возмещают уплаченные суммы за счет других лиц. Косвенные налоги выплачиваются опосредованно через цены товаров. Преимущество косвенных налогов состоит в том, что суммы налога берутся в удобное для налогоплательщика время и удобным способом. Данный вид налогов рассматривается фирмами как издержки, а следовательно, увеличивает цену выпускаемой продукции. В зависимости от эластичности спроса и предложения косвенные налоги могут быть переложены на конечного потребителя. Общей тенденцией в развитых государствах является увеличение доли налогов на потребление в результате повышения ставок и расширения базы обложения за счет необлагаемых ранее услуг. Среди недостатков данного вида обложения – их регрессивный и инфляционный характер.

В зависимости от соотношения между ставкой налога и доходами налоги определяются:

  • прогрессивные;
  • пропорциональные;
  • регрессивные.

Прогрессивная система обложения предполагает увеличение ставки налога при повышении суммы дохода.

Регрессивная, наоборот, предполагает, что при увеличении суммы дохода ставка налога уменьшается.

Пропорциональная система налогообложения определяет равномерное соотношение между ставкой налога и суммой дохода, т. е. с любой суммы дохода взимается одинаковый процент налоговых изъятий.

В соответствии с различными уровнями бюджетной системы налоги определяются:

  • республиканские (федеральные);
  • местные (территориальные);
  • региональные налоги;
  • налоги местных административных групп.

В зависимости от субъекта налогообложения (плательщиков налога) налоги подразделяются на:

  • налоги, взимаемые с физических лиц;
  • налоги, взимаемые с юридических лиц.

В связи с решением текущих и чрезвычайных задач теорией налогообложения определяются налоги:

  • обыкновенные;
  • нацеленные на решение постоянных задач;
  • чрезвычайные.

В соответствии с теорией трех факторов производства выделяются:

  • налоги с дохода с земли;
  • налоги с капитала (с доходов от капитала);
  • налоги с заработной платы.

В историческом взгляде на прошлое можно определить налоги двух видов:

  • натуральные;
  • денежные.

В зависимости от роли в производственном процессе рассматриваются три основные группы налогов:

  • налоги, включаемые в отпускную цену продукции;
  • налоги, включаемые в себестоимость продукции (относимые на затраты);
  • налоги, уплачиваемые из прибыли.

Функции налогов:

  1. фискальная – распространяются на всех физических и юридических лиц;
  2. распределительная – сущность налога, как централизованного инструмента распределительных отношений;
  3. регулирующая – осуществляется через систему налоговых инструментов (налоговые льготы, вычеты, налоговые кредиты и т.д.);
  4. дестимулирующая – повышение налоговых ставок и создание жесткого налогового режима, ограничивающего отдельные виды деятельности, которые не поощряются государством;
  5. контрольная – контроль за полной и своевременной уплатой налогов;
  6. интегрирующая – требует учитывать при разработке национальной налоговой политики опыт зарубежных стран.

Пункт 5 ст. 6 Налогового Кодекса предусматривает, что налог считается установленным в том случае, когда определены плательщики и следующие элементы налогообложения:

  • объект налогообложения;
  • налоговый период;
  • налоговая ставка (ставки);
  • порядок исчисления;
  • порядок и сроки уплаты;
  • налоговые льготы (в необходимых случаях).

Налогоплательщик (субъект) налога – это физическое или юридическое лицо, на которое законодательством возложено обязательство заплатить налог.

Плательщик налога – основополагающий элемент, по отношению к которому строится вся налоговая система в комплексе.

Все последующие функциональные элементы налога (объекты налогообложения, ставки, льготы и др.) используются уже в отношении конкретного плательщика. В налоговых законодательствах различных стран в качестве налогоплательщиков признаны юридические и физические лица.

По белорусскому законодательству плательщиками налогов и сборов названы объединения, организации, их филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения, осуществляющие хозяйственную и коммерческую деятельность на территории Республики Беларусь, независимо от подчиненности и форм собственности, также физические лица, извлекающие доходы от предпринимательской деятельности, работы по найму и других источников.

Существует несколько классификаций налогоплательщиков:

  1. в зависимости от статуса лица:
  • юридические лица;
  • физические лица;
  1. в зависимости от резиденства:
  • резиденты;
  • нерезиденты.

Основанием для возникновения у юридических и физических лиц обязанностей по уплате налогов является получение определенного дохода, прибыли, владение землей, строениями и др., т. е. наличие объекта налогообложения.

Объект налогообложения – юридические факты (действия, события, состояния), обуславливающие в соответствии с нормами налогового законодательства наступление определенных правовых последствий – обязанности субъекта уплатить налог.

Развитие налоговых систем определило следующие группы объектов налогообложения:

  • доход;
  • имущество (земля, капитал, прочая недвижимость, предметы роскоши);
  • передача имущества (наследство и дарение, сделки купли-продажи, займа и др.);
  • потребление (акцизы, налог с продаж, налог на добавленную стоимость);
  • ввоз и вывоз товаров (пошлины на экспортные и импортные товары).

Обоснованное сочетание различных объектов налогообложения позволяет максимально соблюсти принципы равенства и справедливости налогов по отношению ко всем налогоплательщикам.

Налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.

Налоговый период – календарный год или иной период времени, по окончании которого исчисляется сумма налога.

Налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

В зависимости от особенностей налоговой базы ставки налогов могут устанавливаться:

  • в твердых суммах платежа;
  • в относительных величинах (процентах).

Твердые ставки применяются при равномерном методе налогообложения, когда не учитывается платежеспособность налогоплательщика, а принимается во внимание только потребление им каких-либо услуг. Данный вид налоговых ставок является наиболее обременительным для налогоплательщиков с низким уровнем доходов. Процентные ставки ассоциируются с пропорциональным методом налогообложения.

Информация о работе Налоги как предмет регулирования национальной экономики