Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2012 в 13:19, курсовая работа
Понятие "средний класс", его функции и роль в российской экономике. Научный и практический интерес к проблеме среднего класса, процесс формирования и развития его. Основные предлагаемые различными исследователями стратификационные критерии:
материальное благосостояние (материальный статус), владение средствами производства (капиталом), профессионально-должностной (социально-профессиональный) статус, политический статус, потенциал социальной мобильности, статусность образа (стиля) жизни, социальный престиж. Наиболее очевидные сферы сосредоточения среднего класса в России:
массовая интеллигенция (нижние средние уровни - недостаточно устойчивы в финансовом отношении);
бюрократы (в массе – средний и нижний уровни);
сотрудники крупных компаний (верхний средний и средний уровни);
малый и средний бизнес в торговле и услугах (средний уровень с большим иммигрантским компонентом);
малый и средний производственный (инновационный) бизнес (с большими потерями в пользу эмиграции).
Введение: 3
Теоретико-методологические проблемы идентификации среднего класса 5
Средний класс в социологическом измерении 14
Выводы. Подведение итогов 26
Заключение 30
Список литературы. 31
Были ли готовы представители
средних слоев к финансово-
Понимание грозящей катастрофы требовало каких-то действий. Однако ни детальное изучение тактики действий в предшествующие кризисные ситуации, ни анализ реального положения дел накануне кризиса не позволяли выработать однозначно успешную тактику поведения. Накануне кризиса население не опасалось за обесценение своих долларовых сбережений в случае принятия мер, ограничивающих свободную конвертацию иностранной валюты. И, как известно, действительно после августовского кризиса, когда возник дефицит наличных долларов в обменных пунктах, “черный” валютный рынок наладился оперативно и повсеместно. Население преодолело барьер негативного отношения к какому-либо неформальному рынку. Таким образом, накануне кризиса в массовом сознании российских граждан сложилось мнение, что деньги лучше хранить в валюте, но, учитывая опыт прошлых кризисных ситуаций, некоторые предпочли их хранение на валютных счетах, а не в наличной форме, так как возможны некоторые запретительные барьеры на обращение наличной валюты. Респонденты-представители “группы успешной адаптации” в основном и реализовывали эту стратегию: из тех, кто предпринимал какие либо действия накануне кризиса, 53% успели перевести большинство своих активов в наличную валют, а 17% перевели активы фирмы и личные сбережения за рубеж (70% из них - руководители фирм и предприятий). Следует также отметить, что 32% потенциальных представителей среднего класса ничего не предпринимали и причины их такой тактики были следующие:
В предкризисный период перевод активов в иностранную валюту являлся не единственной приоритетной стратегией для “группы успешной адаптации”: среди тех, кто предпринимал определенные шаги по смягчению последствий кризиса, 42% покупали недвижимость и прочие дорогостоящие предметы и 23% возвращали валютные долги, чтобы не оказаться в долговой ловушке после девальвации. Разразившийся кризис в разной степени затронул респондентов: лишь 9% ответили, что кризис их не коснулся, 57% сильно пострадали от кризиса, 28% - незначительно, а 5% отметили, что кризис способствовал увеличению их капитала. Негативные последствия кризиса для представителей формирующегося среднего класса проявились в следующем:
Масштабы кризиса по-разному
сказались на секторах экономики. В
наименьшей степени пострадали от кризиса
респонденты, занятые консалтинговой
деятельностью и услугами. Наибольшие
потери понесла торговля: среди респондентов-
Вместе с тем, приоритетность
форм хранения ликвидного
Говоря о сокращении доходов
как о главном негативном следствии
финансового кризиса, следует иметь
в виду их (доходов) рублевую и валютную
составляющие. Во-первых, доходы двух третей
респондентов находятся в валютной
зоне, что в большой степени
предполагает иллегальный характер
деятельности. Заметен также тот
факт, что доходы 8% опрошенный вообще
не связаны с рублевой денежной массой.
Во-вторых, сократились и рублевая
и валютная составляющие доходов, но
валютные доходы сократились в большей
степени. В-третьих, те респонденты, чьи
валютные поступления не изменились
или сократились незначительно,
получили выигрыш из-за отставания
роста рублевых цен от роста курса
доллара. И, в-четвертых, небольшая доля
респондентов, чьи доходы не изменились,
говорит о высокой степени
нестабильности социально-экономических
условий, вынуждающей респондентов-
Последствия кризиса
оказались катастрофическими
Варианты ответа |
Доля респондентов (в %) |
В России не было и нет условий для формирования среднего класса |
19,0 |
После кризиса перспективы формирования среднего класса резко сократились |
55,0 |
Только после кризиса возникли условия для формирования среднего класса |
14,0 |
Формирование среднего класса не связано с кризисом |
12,0 |
На мой взгляд, попытки доказать или опровергать существование среднего класса в современной России малопродуктивны. Средние классы существовали и существуют всегда, они не могут быть “уничтожены”. Меняются только их размеры, характер и состав. Не претендуя на формулирование нового взгляда на проблему идентификации среднего класса и построения строгой методологии, а ориентируясь исключительно на цели прикладного анализа, мы все же вынуждены предложить рабочее определение понятия “средний класс” в современных социально-экономических российских условиях. Значительная часть теоретических и методологических разногласий снимается, если признать, что средний класс - не единая группа, а совокупность разнородных групп. Собственно, именно этот факт и доказывают многочисленные социологические исследования. Это означает, что вместо агрегированного, но не идентифицированного понятия “средний класс” уместнее термин “средние классы”. Равным образом для прикладного анализа не представляет большого интереса дискуссия о том, какая категория (класс, слой или группа) наиболее адекватна исследуемому феномену. В самом деле, вне сферы тонких категориальных обсуждений довольно трудно найти существенную разницу между концепцией класса, включающего несколько слоев, и концепцией слоя, состоящей из нескольких групп.
В терминах множественности средних классов результаты поиска их строгих границ и масштабов весьма условны. В то же время определенными возможностями для эмпирических оценок не следует пренебрегать. Существуют исследования, выполненные вне рамок проблемы идентификации среднего класса, в которых накоплен богатейший эмпирический материал о положении отдельных социальных групп, об особенностях их потребительского и сберегательного поведения, трудовых мотивациях, ценностях и т.д. Систематизация и вторичный анализ этих данных в контексте изучения российских средних слоев дают возможность оценить размеры среднего класса на эмпирическом уровне. В рамках настоящего исследования для этих целей использованы базы данных Госкомстата РФ, ВЦИОМ, RLMS, ИСЭПН, РНИСиН и стандартизованного опроса, посвященного проблеме малого предпринимательства.
Множественность методик и значительные расхождения в оценках величины и внутренней структуры российского среднего класса обусловлены отнюдь не только индивидуальными предпочтениями социологов или такими универсальными (наблюдаемыми во всех странах) особенностями среднего класса, как гетерогенность и размытость границ. Сложности идентификации среднего класса в сегодняшней России во многом усугубляются явлениями, характерными для обществ переходного периода: незрелостью социальной структуры и значительными нарушениями связей между критериальному характеристиками социальных слоев, включая и деформацию традиционной цепочки “образование - профессиональный статус - доход - самоидентификация”.
Именно потому, что
стадия экономической
Домохозяйства с высокой
концентрацией признаков
Информация о работе Образование среднего класса в России: экономические и институциональные аспекты