Образование среднего класса в России: экономические и институциональные аспекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2012 в 13:19, курсовая работа

Краткое описание

Понятие "средний класс", его функции и роль в российской экономике. Научный и практический интерес к проблеме среднего класса, процесс формирования и развития его. Основные предлагаемые различными исследователями стратификационные критерии:
материальное благосостояние (материальный статус), владение средствами производства (капиталом), профессионально-должностной (социально-профессиональный) статус, политический статус, потенциал социальной мобильности, статусность образа (стиля) жизни, социальный престиж. Наиболее очевидные сферы сосредоточения среднего класса в России:
массовая интеллигенция (нижние средние уровни - недостаточно устойчивы в финансовом отношении);
бюрократы (в массе – средний и нижний уровни);
сотрудники крупных компаний (верхний средний и средний уровни);
малый и средний бизнес в торговле и услугах (средний уровень с большим иммигрантским компонентом);
малый и средний производственный (инновационный) бизнес (с большими потерями в пользу эмиграции).

Содержание

Введение: 3
Теоретико-методологические проблемы идентификации среднего класса 5
Средний класс в социологическом измерении 14
Выводы. Подведение итогов 26
Заключение 30
Список литературы. 31

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа отредактированая.docx

— 114.44 Кб (Скачать файл)

 В итоге не менее  трех четвертей малых предпринимателей  фактически по всем рассмотренным  нами признакам могут быть  отнесены к средним классам,  включая высший средний класс.  Исследование показало, что социально-экономические  условия, сложившиеся в ходе  российских реформ, мало способствуют  формированию среднего класса. Прежде  всего, это связано с масштабами  “параллельной” экономики, в  которой реализуется значительная  часть экономической деятельности  среднего слоя российского общества. Ход экономического развития  как до, так и после экономического  кризиса 1998 г. отнюдь не способствовал  тому, чтобы этот слой превратился  в “классический” средний класс,  которому свойственна одно направленность  социальных (прежде всего, статусных)  и экономических (размер дохода  и накоплений) характеристик.

  В этой связи важнейшей задачей становится поиск экономических стратегий и социальных технологий, направленных на формирование российского среднего класса, связанных с расширением социальной динамики, сужением масштабов теневой деятельности, выходом средних слоев в рамки легальной экономики. В этом смысле будущая стратегия, как самих средних классов, так и государства как автора и проводника социально-экономических реформ, видимо, может быть описана известной формулой: Clipeum post vulnera sumere

 Традиционно отказ  от пользования финансовыми услугами  связывают с недостаточно высоким  уровнем доходов населения. Однако, на мой взгляд, не столько недостаток  дохода, сколько недостаток доверия  людей, в том числе и с  достаточным уровнем доходов,  к институтам финансового рынка,  является сдерживающим фактором  для более широкого распространения  практик выравнивания доходов  в России, а также формирования  слоя людей, принимающих на  себя риски и ответственность  за собственные решения.

    При этом недоверие финансовым институтам складывается из двух составляющих: с одной стороны, недоверие вызвано незнанием. Уровень пользования финансовыми услугами довольно низкий, поэтому люди вследствие отсутствия личного опыта формируют свое представление об этих институтах из слухов, прессы и других вторичных источников. Поэтому не обходимо финансовое просвещение населения, повышение уровня знаний о финансовом рынке и навыков пользования  финансовыми инструментами, а также формирование правильных установок по отношению к собственным финансам, включающих практики ведения бюджета, планирования на длительную перспективу и т.п.

  Однако чтобы человек  мог рассчитывать сам на себя  он должен считать правила  игры понятными, прозрачными и  неизменяемыми в угоду интересов  тех, кто имеет власть и возможность  переписывать правила в свою  пользу. А если этого нет, то  тогда он чувствует себя незащищенным  в своих взаимоотношениях с  участниками рынка и либо отказывается  от пользования финансовыми услугами, либо начинает пользоваться, но  обращается к государству за  защитой и поддержкой. Поэтому  другой стороной недоверия является  недостаточная прозрачность данного  рынка. Причем сегодня такое  положение дел уже не является  спецификой переходных экономик. Инвесторы всего мира избавляются  от финансовых активов во всех  странах из-за невозможности оценить  риск вложений в такие активы.

  Исследование финансового  поведения среднего класса, на  мой взгляд, должно включать несколько  пластов измерений. Во-первых, необходимо  разработать процедуру оценки  того, в какой степени представители  среднего класса стремятся к  выравниванию потребления и какими  инструментами они для этого  пользуются. Во-вторых, следует оценить  уровень финансовой грамотности  представителей среднего класса  по трем ее составляющим: установкам, знаниям и навыкам. В-третьих,  важно также измерить доверие  людей финансовым институтам: надежность, прозрачность и предсказуемость  финансовых институтов в сравнении  с выгодностью пользования их  услугами. Причем весьма желательно  данные измерения делать не  по отношению ко всему среднему классу, поскольку в российских условиях средний класс представляет собой достаточно разнородную группу людей, с совершенно различными бекграундами, а сравнить между собой представителей различных отрядов среднего класса, выявляя наиболее передовые и наиболее отсталые группы, а также провести сравнение с теми людьми, которые могут в будущем стать средним классом, но пока им не стали.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    Заключение

Наша страна сейчас находится на некой точке, как говорят в  науке, бифуркации. Мы прошли, этап начала 2000-х годов. Его можно по-разному оценивать. Но уже очевидно, что наряду с достижениями накопилось и очень много структурных проблем. Причем они очень глубокие, уходят в ценностные ориентиры, в архетипы. Есть реальная Россия, и мы на нее сверху накладываем «демократию», «рыночную экономику», «местное самоуправление», «гражданское общество» и т. д. Что в результате? Пока мы этого не знаем, потому что процессы носят глубинный характер.

  Но факт заключается в  том — хотим мы того или  не хотим — что в ближайшие  годы, даже, может быть, месяцы, придется  принимать какие-то структурные  решения о судьбе России и  о судьбе 140 миллионов человек,  которые тут остались. И это  проблема многогранная, начиная  от того, где мы будем с вами  работать, потому что у нас  архаичная экономика. Это, конечно,  и проблема образования самом  в широком смысле этого слова.  Это, конечно же, и проблема  общественного здоровья. Но главная  проблема - как мы организуем свою  жизнь здесь, в России, на ближайшие  10, 15, 20, 40 лет. 

  Почему у нас нет выбора, и почему мы должны на эти  вопросы сейчас ответить? Потому  что если мы сейчас на них  не ответим, то, я думаю, у  России как у сообщества людей,  которое хочет на что-то претендовать, быть самостоятельной частью  цивилизованного мира, в конце  концов, жить комфортно, нет вообще  никаких шансов. Когда мы начинаем  искать ответы на эти достаточно  глубинные вопросы, возникает  вопрос: а на кого опираться?  Если мы будем рассчитывать на то, что есть великий, мудрый президент Российской Федерации, а у него есть десять советников, и они что-то такое придумают, что-то нам с вами расскажут, а мы, средний класс, который здесь сидит, скажем «да, да, да, очень хорошо», что нам «стабильность лучше демократии», то нам это все выйдет боком.

  Богатые люди — им и  так хорошо, они космополитичны, свои проблемы решают через административный ресурс. Бедными должно заниматься и государство, и общество. Но судьба остальных 70% населения решит судьбу нашей страны. Сегодня мы начали очень длинный проект по исследованию проблем среднего класса. Мы будем использовать самые разнообразные способы для того, чтобы пойти дальше в этой огромной теме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

  1.  http://www.budgetrf.ru
  2. Дискуссия о среднем классе. Институт современного развития  г. Москва, 2008 г.
  3. Н. Е. Тихонова Российский Средний класс: Особенности мировоззрения и факторы социальной мобильности. Москва, 2000 г.
  4. Аврамова Е., Григорьев Л., Малева Т. Средний класс в России: количественные и качественные оценки.
  5. Григорьев Л., Малева Т. Средний класс в России на рубеже этапов трансформации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     г. Москва 2011 г.

                                                                               


Информация о работе Образование среднего класса в России: экономические и институциональные аспекты