Основы стандартизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 20:32, контрольная работа

Краткое описание

Знания дисциплины важны специалистам разных профилей, но прежде всего ими должны овладеть работники производственной сферы, которые могут использовать возможности и преимущества метрологии, стандартизации и сертификации в качестве составляющих конкурентоспособности продукции.

Вложенные файлы: 1 файл

Дистанц по метрологии.doc

— 749.50 Кб (Скачать файл)

     Наиболее современный вид контроля – инструментальный – осуществляется с помощью всевозможных средств измерения, являющихся в этом случае СК.

 

     Испытание промышленной продукции.   Испытанием называют экспериментальное определение количественных или качественных характеристик свойств объекта как результата воздействия на него, при его функционировании, моделировании объекта и воздействий. Под объектом понимают продукцию – изделия или материалы, подвергаемые испытаниям.

     Испытания подразделяют следующим образом:

     По назначению – на исследовательские, контрольные, сравнительные, определительные;

     по уровню проведения – на государственные, межведомственные, ведомственные;

     по этапам разработки продукции – на доводочные, предварительные, приёмочные;

     по испытаниям готовой продукции – на квалификационные, предъявительские, приема – сдаточные, периодические, инспекционные, типовые, сертификационные;

     по продолжительности – на нормальные, ускоренные сокращённые;

     по виду воздействия – на механические, климатические, термические, радиационные, электрические, электромагнитные, магнитные, химические, биологические;

     по результату воздействия – на неразрушающие, разрушающие, испытание на прочность и устойчивость;

     по определяемым характеристикам объекта – на функциональные испытания, на надёжность, безопасность, транспортабельность, граничные, технологичные.

 

     Поддержание качества изделий при эксплуатации. К важнейшим условиям поддержания качества изделий при эксплуатации можно отнести обеспеченность информацией.

     К распространённым средствам такого воздействия относят защиту изделий от коррозии и старения, техническую диагностику изделия и в предельных случаях принимается решение о снятии продукции с производства.

     Сбор и анализ информации о качестве продукции. Информация о качестве продукции должна быть достоверной, своевременной и полной. Эта информация может быть трёх видов:

     внутренняя информация предприятия – изготовителя (результаты стендовых, заводских испытаний, данные отдела технического контроля и др.)

     информация о качестве изделий, ранее выпущенных данным предприятием находящихся в эксплуатации у потребителей (сведения о надёжности, ремонтных издержках и др.)

     информация о качестве отечественной и зарубежной продукции, аналогичной или родственной которая изготавливается данным предприятием (данные отечественных и международных выставок, материалы отечественной и иностранной литературы и др.)

     Снятие продукции с производства. Установлен общий порядок снятия с производства устаревшей и другой продукции (ГОСТ 15.801 – 80). Порядок распространяется на продукцию всех отраслей промышленности, включая товары народного потребления.

     Снятие продукции с производства означает прекращение её промышленного выпуска в стране по следующим причинам:

     не соответствие технического уровня и качества выпускаемой продукции современным требованиям;

     сокращение номенклатуры данного вида продукции вследствие работ по унификации;

     отсутствие в течение установленного времени заказа на поставку продукции или покупательского спроса.

     Кроме того, должна быть предусмотрена своевременная замена устаревшей продукции.

     Техническая диагностика изделий машиностроения. Выявления дефектов до возникновения отказа, прогнозирование аварий, оценка качества изготовления отдельно взятого изделия, планирования профилактических работ успешно решают с помощью технической диагностики. Техническая диагностика позволяет установить начало появления опасного дефекта задолго до того времени, когда потребуется немедленное прекращение работы изделия

 

                      Тема 6.3 Системы менеджмента качества

 

     Предпосылки развития менеджмента качества. Наличие конкурентной среды в условиях рыночной экономики обязывает уделять огромное внимание проблемам качества. По мето­дам осуществления конкуренция делится на ценовую (вытеснение кон­курентов путем снижения, сбивания цены) и неценовую, при которой за ту же цену предлагается товар с более высокими качественными па­раметрами и комплексом услуг, что называется на языке маркетинга «товар с сопровождением».

Серьезная конкурентная борьба обусловила в странах с развитой рыночной экономикой разработку программ повышения качества. Воз­никла необходимость выработки объективных показателей для оценки способностей предприятий производить продукцию с необходимыми качественными характеристиками. Эти характеристики подтверждают­ся сертификатом соответствия на продукцию. Многие предприя­тия-производители имеют системы качества, соответствующие между­народным стандартам.

В настоящее время именно сертификат, подтверждающий соответ­ствие продукции международным стандартам на систему качества, служит решающим фактором для заключения контракта на поставку продукции. В рыночной экономике качество рас­сматривается с позиции потребителя.

В теории и практике управления качеством выделены две пробле­мы: качество продукции и менеджмент качества.

Обеспечение качества требует немалых затрат. До недавнего вре­мени основная доля в затратах на качество приходилась на физиче­ский труд. Но сегодня высока доля интеллектуального труда. Пробле­ма качества не может быть решена без участия ученых, инженеров, менеджеров. Степень ответст­венности руководства за качество определяют международные стан­дарты ИСО 9000.

Руководство предприятия отвечает за разработку политики в обла­сти качества, за создание, внедрение и функционирование системы уп­равления качеством. К обязанностям руководства относятся подбор специа­листов и выделение необходимых ресурсов для производственного, контрольно-измерительного и испытательного оборудования, програм­много обеспечения ЭВМ. Руководство должно устанавливать требуе­мый уровень компетенции, следить за своевременностью повышения квалификации персонала. На руководителей предприятий возлагается обязанность выявлять те показатели качества продукции, которые вли­яют на рыночную устойчивость. Руководство отвечает и за определе­ние целей, которые обусловливают решение о производстве новых то­варов или представлении новых услуг в пользу потребителей. Выпуск новых товаров и предоставление дополнительных услуг связаны с подготовкой новых программ качества, за что также ответственно руково­дство предприятия.

Предприятия, функционирующие в рыночной экономике, формули­руют политику в области качества таким образом, чтобы она касалась деятельности каждого работника, а не только качества предлагаемых изделий и услуг. В политике четко определяются уровни стандартов качества работы для конкретного предприятия и аспекты системы обеспечения качества. При этом продукция заданного качества должна быть поставлена потребителю в заданные сроки, в заданных объемах и за приемлемую цену.

До недавнего времени считалось, что качеством должны занимать­ся специальные подразделения. На достижение каче­ства должны быть направлены усилия всех служб. Ключевую роль в повышении качества играют оценки и требования потребителей, ин­формация о неисправностях, просчетах и ошибках. Появилось понятие и культура качества». Культура качества — комплексное, включающее качество сервисного обслуживания, качество отчетной документации, качество выполнения производственных операций и др. Наметился пе­реход к тотальному (всеобщему) контролю качества, усиливающему воздействие запросов потребителей на качество продукции. Кроме то­го, тотальное качество входит в число критериев оценки работы ме­неджеров. Менеджеры предприятий относятся к повышению качества не как к одному из рядовых моментов управления, а отдают ему при­оритетное значение.

Исследования, проведенные в ряде стран, показали, что в предпри­ятиях, мало уделяющих внимания качеству, до 60% времени может уходить на исправление брака.

Сегодня в управлении качеством важное значение имеет сертифи­цированная система менеджмента качества, являющаяся гарантией вы­сокой стабильности и устойчивости качества продукции. Сертификат на систему качества позволяет предприятию сохранить конкурентные преимущества предприятия на рынке. Появление сертификата на сис­темы качества обусловлено эволюцией подходов к менеджменту каче­ства, рассмотренных ниже.

Являясь важным инструментом в борьбе за рынки сбыта, менедж­мент качества обеспечивает конкурентоспособность товара. Он уста­навливает технический уровень продукции и полезность товара для потребителя через функциональные, социальные, эстетические, эргоно­мические, экологические свойства. При этом конкурентоспособность определяется совокупностью качественных и стоимостных особенностей товара, которые могут удовлетворять запросы потребителя.

 

Генезис и проблематика менеджмента качества. Взаимосвязь общего менеджмента и менеджмента качества. Ос­новой менеджмента общего и менеджмента качества является система Ф.У. Тейлора (рис. 7.8). Он создал концепцию научного менеджмента, обратил внимание на необходимость учета вариабельности производ­ственного процесса и оценил важность ее контроля. Система включала понятия верхнего и нижнего пределов качества, поля допусков, вводи­ла контрольные инструменты (калибры, шаблоны), обосновала необхо­димость независимой должности инспектора по качеству, разнообраз­ные системы штрафных санкций для бракоделов, форм и методов воз­действия на качество продукции.

В дальнейшем на длительный период времени (с 1920 до 1980 г.) пути развития общего менеджмента и менеджмента качества разошлись. Главная проблема качества воспринималась и разрабатывалась специа­листами преимущественно как инженерно-техническая проблема конт­роля, управления вариабельностью продукции с целью повышения уровня функционирования и процессов производства, а проблема ме­неджмента — как проблема в основном организационного и даже соци­ально-психологического характера. Примечательно, что в 50—80-е гг.

Принятые сокращения:

MBQ - Management by Quality - Менеджмент на основе качества;

МВО - Management by Objectives - Управление по цепям;

ТОМ - Total Quality Management - Всеобщий менеджмент качества;

UQM - Universal Quality Management - Универсальный менеджмент качества;

QM - Quality Management - Менеджмент качества;

TQC ~ Total Quality Control - Всеобщий контроль качества;

CWOC ~ Company Wide Quality Control - Контроь качества в масштабе всей компании;

ОС - Quality Circles - Кружки контроля качества;

ZD -Zero Defect - Система "Ноль дефектов';

QFD - Quality Function Deployment - Развертывание функции качества;

SQC - Statistical Quality Control - Статистический контроль качества

Рис   7.8. Взаимоотношения общего менеджмента и менеджмента качества

Даже    самые    широкомасштабные    внутрипроизводственные   системы в стране и за рубежом еще назывались системами контроля. С 1980 г. начинают появляться системы управления качеством, использующие на­учно-методический инструментарий менеджмента.

Началось историческое движение навстречу друг другу общего ме­неджмента и менеджмента качества. Решение задач качества потребовало создания адекватной органи­зационной структуры. В эту структуру стали входить все подразделе­ния, каждый работник предприятия в жизненном цикле продукции, что породило всеобщий менеджмент качества (TQM) и универсальный менеджмент качества (UQM). Начался переход от всеобщего (тотально­го) менеджмента управления качеством к тотальному менеджменту ка­чества (TQM). В это время появились новые международные стандар­ты на системы качества серии ИСО 9000; МС 9000; QS 9000; ИСО 14000.

В то время как представление о менеджменте качества включало в свою орбиту новые элементы производственной системы, накапли­вали и интегрировали их, общий менеджмент — напротив, распадает­ся на ряд отраслевых, достаточно независимых составляющих (фи­нансы, персонал, инновации, маркетинг и т.п.), а в теоретическом плане предстает как управление по целям (МВО). Основная идея этой концепции заключается в структуризации и развертывании це­лей, а затем проектирования системы организации и мотивации дос­тижения этих целей.

Формируется мощный набор теоретических и практических средств, который получил название менеджмент на основе качества (MBQ). В активе менеджмента качества сегодня:

24 международных стандарта ИСО семейства 9000 (включая и ИСО 14000 в области экологического менеджмента);

международная система сертификации систем качества, включаю­щая сотни аккредитованных органов по сертификации;

международный реестр сертифицированных аудиторов систем ка­чества (IRCA), в котором уже работают 10000 специалистов из многих стран мира:

практически сложившаяся система аудита менеджмента;

аналогичная система аудита на многих региональных и националь­ных уровнях:

70000 фирм мира, имеющих сертификаты на внутрифирменные си­стемы качества.

Можно констатировать, что менеджмент качества -- менеджмент четвертого поколения -- становится в наше время ведущим менедж­ментом предприятий и отраслей. Одновременно происходит процесс сращивания МВО и MBQ (как было на первом этапе в системе Тейлора), но уже на новом, качественно другом уровне.

Информация о работе Основы стандартизации